Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 июня 2013 г. N ЦА/23366/13
"О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)"
Во исполнение пункта 42 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2013 году, утвержденного приказом ФАС России от 19.03.2013 N 169/13, ФАС России направляет разъяснения по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности).
Приложение: упомянутое на 14 л. в 1 экз.
|
А.Г. Цыганов |
Разъяснения
по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности).
1. Общие положения
Настоящие разъяснения подготовлены во исполнение пункта 42 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2013 г., утвержденного приказом ФАС России от 19.03.2013 N 169/13.
Настоящие разъяснения составлены на основе запросов, поступающих из территориальных органов ФАС России, от субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), и представляют собой изложение позиции ФАС России по наиболее часто задаваемым вопросам о порядке контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности).
2. Формы и способы осуществления антимонопольного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации:
- мониторинг официальных сайтов субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) в сети "Интернет" на предмет размещения такими субъектами информации, подлежащей раскрытию в сети "Интернет";
- мониторинг официальных печатных изданий, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, на предмет опубликования в них субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) информации, подлежащей раскрытию;
- составление акта осмотра Интернет-сайта субъекта оптового или розничных рынков электрической энергии (мощности), в котором фиксируются размещенная информация, а также перечень информации, которая должна быть раскрыта, но отсутствует;
- направление субъектам оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) запросов о предоставлении информации в рамках проверки соблюдения ими Стандартов раскрытия информации, с приложением акта осмотра сайта, составленного должностными лицами антимонопольных органов;
- возбуждение дел об административных правонарушениях по фактам несоблюдения Стандартов раскрытия информации и привлечение к административной ответственности юридических лиц, а также должностных лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- рассмотрение жалоб заинтересованных лиц, которым субъекты оптового или розничных рынков электрической энергии (мощности) не предоставили информацию, подлежащую представлению в соответствии со Стандартами раскрытия информации;
- проведение проверок субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), в том числе на предмет соблюдения Стандартов раскрытия информации,
- и др.
3. Разъяснения о порядке контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности).
3.1. Приказом ФАС России от 26.06.2012 N 414 (далее - Приказ N 414) разработаным на основании Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также в целях реализации Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Приказ N 414 определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной антимонопольной службы, территориальных органов ФАС России (далее - территориальные органы), их структурных подразделений, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФАС России и территориальными органами, а также порядок взаимодействия ФАС России и территориальных органов с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Соответственно территориальным органам ФАС России при осуществлении контроля в сфере раскрытия информации субъектами розничных рынков электроэнергии следует руководствоваться указанным Приказом N 414.
3.2. В соответствии с пунктом 5.3.1.7. постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", ФАС России осуществляет контроль за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии в пределах своей компетенции. При этом, в соответствии с подпунктом "и" пункта 4.1.3. приказа ФАС России от 26.01.2011 N 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", территориальные органы ФАС России осуществляют контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона.
Учитывая вышеизложенное, если организация является субъектом розничного рынка электроэнергии, осуществляющим свою деятельность на территории региона, она имеет право направлять сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствующий территориальный орган ФАС России.
3.3. В соответствии с положениями части 5 статьи 8 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" информация о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащая свободному доступу и отнесенная к стандартам раскрытия информации, не может быть признана субъектом естественной монополии коммерческой тайной.
3.4. В соответствии с пунктом 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Раскрытие информации служит для целей обеспечения прозрачности деятельности субъектов рынков электрической энергии, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Таким образом, раскрытие информации, в случае ее отсутствия, подразумевает размещение сведений об отсутствии и причинах отсутствия такой информации.
3.5. В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают годовую финансовую (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Таким образом, не зависимо от того, что субъекты электроэнергетики, для которых деятельность в этой сфере не является основным видом деятельности, ведут раздельный бухгалтерский учет по видам деятельности, бухгалтерская отчетность является единой системой данных об имущественном и финансовом положении организации и публикуется, в соответствии со Стандартами, в полном объеме.
4. О способах раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности).
4.1. Согласно пункту 3 Стандартов раскрытия информации, субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
- опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Согласно пункту 3(1) Стандартов раскрытия информации, на территориях, на которых отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем опубликования в официальных печатных изданиях.
В соответствии с пунктом 3(2) Стандартов раскрытия информации, субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем:
а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий;
в) предоставления по письменному запросу потребителей.
В том случае, если в Стандартах раскрытия информации указаны несколько возможных источников опубликования информации, а именно: официальный сайт субъектов рынков электрической энергии или иной официальной сайт в сети Интернет, определяемый Правительством Российской Федерации, и (или) официальное печатное издание, опубликование субъектами рынков электрической энергии информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, возможно одним из следующих способов:
а) опубликование информации на официальном сайте указанной организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации и в печатных средствах массовой информации;
б) опубликование информации на официальном сайте указанной организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации;
в) опубликование информации в печатных средствах массовой информации.
При условии отсутствия указания на конкретное место опубликования информации, подлежащей раскрытию, Стандартами раскрытия информации предусмотрена возможность опубликования субъектами рынков электрической энергии в официальных печатных изданиях сведений о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта, где информация размещается в полном объеме, с учетом направления в органы государственной власти сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования.
На территориях, на которых отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем опубликования в официальных печатных изданиях.
Таким образом, при условии отсутствия доступа к сети Интернет, информация, подлежащая опубликованию субъектами рынков электрической энергии, может опубликовываться в официальных печатных изданиях, с учетом направления в органы государственной власти сведений о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования в официальных печатных изданиях.
На основании вышеизложенного, территориальные органы ФАС России должны контролировать размещение информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и в случае нарушений Стандартов раскрытия информации, привлекать вышеуказанные субъекты к административной ответственности вне зависимости от наличия или отсутствия доступа к сети Интернет.
4.2. Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается, в том числе путем опубликования в электронных средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, в виде административного штрафа:
- на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч руб.;
- на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч руб.
В целях фиксирования нарушения субъектами рынков электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов и сроков опубликования информации на официальном сайте субъектов рынков электрической энергии территориальным органам ФАС России следует составлять акт осмотра сайта. При этом обязанность составления акта осмотра сайта предусмотрена только в случае выявления нарушения субъектами стандартов для приобщения к материалам дел об административных правонарушениях по статье 9.15 КоАП РФ.
При отсутствии нарушения соответствующий акт составлению не подлежит, ввиду отсутствия необходимости фиксации юридически значимых результатов осмотра сайта.
5. Об обеспечении хранения раскрытой информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии
Как указывалось ранее, официальный Интернет-сайт субъектов рынков электрической энергии является электронным СМИ и не подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 5 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии обязаны хранить раскрытую информацию в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
Таким образом, хранение информации, опубликованной на официальном сайте субъекта электроэнергетики является обязательным для него.
6. Ответственность за нарушение субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) Стандартов раскрытия информации
6.1. В соответствии с пунктом 8 Стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - Стандарты раскрытия информации) субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9.15 КоАП нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергий установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП, являются субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности и субъекты розничного рынка электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 Стандартов обязанность по раскрытию информации предусмотрена для субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе для субъектов естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 1 Стандартов обязанность по раскрытию информации установлена для всех субъектов электроэнергетики без исключения.
Правовые основания для освобождения субъекта электроэнергетики от обязанности по раскрытию информации отсутствуют.
6.2. В соответствии со статьей 29.5 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
В соответствии с пунктом 5.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России N 30 от 26.01.2011 территориальный орган имеет право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.
Статьей 9.15 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 3(2) Стандартов субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем:
а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий;
в) предоставления по письменному запросу потребителей.
В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Таким образом, дело об административном правонарушении может рассматриваться территориальным органом, проводящим административное расследование в отношении субъекта электроэнергетики, вне зависимости от места нахождения указанного субъекта.
6.3. ФАС России была обобщена судебная практика по делам об оспаривании постановлений антимонопольного органа, о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ.
В результате проведенного анализа выявлено, что в большинстве случаев, суды ссылаются на наличие события правонарушения, однако отменяют постановления антимонопольного органа в силу применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с положениями пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При этом состав правонарушения предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ является формальным, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Введение в законодательство нормы, предусматривающей ответственность за нарушение Стандартов раскрытия информации, обусловлено защитой публичных интересов в сфере электроэнергетики и призвано повысить прозрачность деятельности профессиональных участников оптового и розничных рынков электроэнергии.
Следовательно, отсутствие со стороны субъекта оптового или розничного рынка электроэнергии своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в установленный срок, не позволяют оценить допущенное правонарушение как малозначительное.
На основании изложенного, ФАС России считает необходимым придерживаться позиции о невозможности применения к правонарушениям, связанным с неисполнением публично - правовой обязанности по раскрытию информации профессиональными субъектами рынков электроэнергии положений статьи 2.9. КоАП РФ и освобождения их от ответственности в связи с малозначительностью деяния.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 июня 2013 г. N ЦА/23366/13 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) Приказ ФАС России от 19.03.2013 N 169/13"
Текст письма официально опубликован не был