Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г. N 71-АПГ13-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Коломникова И.Ф. на решение Калининградского областного суда от 26 августа 2013 года об отказе в удовлетворении его заявления о признании недействующим абзаца седьмого пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 20 августа 2009 года N 372 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Калининградской областной Думы Петрак А.В., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Коломников И.Ф., являющийся инвалидом II группы, обратился в Калининградский областной суд с заявлением о признании недействующим абзаца седьмого пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 20 августа 2009 года N 372 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", согласно которому порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Калининградской области.
Заявитель полагал, что такое правовое регулирование нарушает его законные права на получение льготы на оплату жилого помещения и противоречит статье 17 Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статье 13, части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, по смыслу которых порядок предоставления этих льгот должен определяться Правительством Российской Федерации, при этом инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда).
Калининградская областная Дума с заявлением Коломникова И.Ф. не согласилась.
Решением Калининградского областного суда от 26 августа 2013 года Коломникову И.Ф. отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Коломников И.Ф. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Калининградской областной Думой поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для отмены в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает поводов для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы Калининградского областного суда о законности абзаца седьмого пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 20 августа 2009 года N 372 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Отказывая Коломникову И.Ф. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришёл к выводу о том, что оспариваемое заявителем положение принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, предоставленной ему Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в целях реализации пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" права заявителя в области социальной защиты не нарушены.
Исходя из особенностей общественных отношений, составляющих предмет спора, с таким выводом следует согласиться.
Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (статья 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу статей 17 и 28.2 этого же Федерального закона обеспечение инвалидов жилой площадью является одной из мер обеспечения жизнедеятельности инвалидов. При этом инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию данных полномочий предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Объём субвенций определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и утверждённых Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно- коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов; по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, - исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, и общей площади жилья (18 квадратных метров), а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. И если порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций является прерогативой Правительства Российской Федерации, то определение формы предоставления указанной социальной поддержки отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Очевидно, что при таком положении предоставление региональным законодателем Правительству Калининградской области полномочий по определению организационного механизма предоставления социальной поддержки по оплате расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не может расцениваться как превышение субъектом Российской Федерации полномочий в сфере социальной поддержки инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы указывают на несогласие заявителя с объёмом предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидов.
Поскольку оспариваемая норма сама по себе не предполагает отмену либо снижение объёма социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидов, предоставляемой Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", эти доводы не могут повлиять на отмену решения суда первой инстанции.
Что же касается непосредственно Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Калининградской области, права инвалидов на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года N 818, то он, и в частности его пункт 7, которым обеспечивается реализация права граждан, являющихся инвалидами, на компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как это видно из обстоятельств дела, был предметом судебного рассмотрения и признан соответствующим федеральному законодательству (решение Калининградского областного суда от 27 октября 2011 года N 3-74/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2012 года N 71-Г11-39).
Других доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 26 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коломникова И.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г. N 71-АПГ13-9
Текст определения официально опубликован не был