В связи с запросами, поступающими из субъектов Российской Федерации по вопросам приобретения или изготовления бланков документов об образовании и (или) о квалификации с 1 сентября 2013 года, Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации (далее - бланки) относится к компетенции образовательной организации. При этом Федеральный закон в отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации "Об образовании" не содержит норм, наделяющих органы исполнительной власти полномочиями по организации обеспечения образовательных организаций бланками.
Закупка бланков образовательными организациями, являющимися государственными (муниципальными) казенными и бюджетными учреждениями, до 1 января 2014 года осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94), а с 1 января 2014 года - в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44).
Законом N 94, а также Законом N 44 предусмотрена возможность как проведения совместных конкурсов и аукционов двумя и более заказчиками, так и централизации закупок.
Согласно статье 25 Закона N 44 при наличии у двух и более заказчиков (образовательных организаций) потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах (изготовление бланков документов об образовании) такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом N 44. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких конкурса или аукциона.
Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 44 в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами могут создаваться уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, или несколько таких органов, казенных учреждений. Кроме того, полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение, или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, которые установлены решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, или о наделении их указанными полномочиями. При этом контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители), самостоятельно.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе при необходимости предусматривать централизованные схемы закупок бланков для нужд образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 26 Закона N 44 высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации или несколько указанных органов, учреждений. Аналогичный порядок предусмотрен для администраций муниципальных образований.
Для сведения
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2013 г. N 989 "Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним" (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2013, рег. N 30109) установлено, что до 1 января 2014 года дубликаты соответствующих аттестатов и приложений к ним оформляются в соответствии с формами документов, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2009 г. N 295 (зарегистрирован в Минюсте России 16.10.2009 рег. N 15042) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. N 681 (зарегистрирован в Минюсте России 24.12. 2009 г., регистрационный N 15810).
Неиспользованные бланки таких аттестатов с 1 января 2014 года подлежат уничтожению.
Первый заместитель министра |
Н. Третьяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 сентября 2013 г. приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации - это компетенция образовательной организации. Законодательством не закреплены полномочия органов исполнительной власти по обеспечению такими бланками.
С 1 января 2014 г. государственные (муниципальные) казенные и бюджетные учреждения приобретают бланки в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок. Допускается провести как совместные конкурсы и аукционы двумя и более заказчиками, так и централизованные закупки. Относительно последних разъяснено следующее.
Законодательством регионов, муниципальными правовыми актами могут создаваться (назначаться из числа существующих) уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков государственный, муниципальный орган, казенное учреждение, или несколько таких органов, учреждений. При этом заказчики подписывают контракты самостоятельно.
Таким образом, регионы вправе предусматривать централизованные схемы закупок бланков.
Кроме того, высшим исполнительным органом госвласти региона полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких учреждений, а также на планирование закупок, заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку товаров, работ, услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта, казенных учреждений могут быть возложены на один орган (учреждение) или несколько.
Аналогичный порядок предусмотрен для администраций муниципальных образований.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 ноября 2013 г. N НТ-1106/08 "О приобретении (изготовлении) бланков документов об образовании"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", январь 2014 г., N 2, в журнале "Вестник образования", февраль 2014 г., N 4, в журнале "Вестник образования России", апрель 2014 г., N 8