1. Общие положения
Подвижный пункт управления (далее - ППУ) - это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами транспортные средства и другие элементы (палатки, пневмокаркасные модули и т.п.), развертываемые в районе чрезвычайной ситуации, обеспечивающие функционирование оперативной группы территориального органа МЧС России (местного гарнизона пожарной охраны) при осуществлении управления силами и средствами непосредственно в районе чрезвычайной ситуации (далее - ЧС).
ППУ территориального органа МЧС России приводится в готовность к применению по предназначению в мирное время за счет штатной численности структурных подразделений и ЦУКС территориального органа МЧС России при возникновении ЧС, а также в других случаях по решению руководителя территориального органа МЧС России.
1.1. Основные задачи ППУ
ППУ предназначен для обеспечения круглосуточной и автономной работы оперативной группы территориального органа МЧС России (далее - оперативной группы) в районе ЧС (в полевых условиях) по выполнению следующих задач:
обеспечение надежного и бесперебойного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС), привлекаемыми к ликвидации ЧС как мирного, так и военного времени;
обеспечение своевременной и устойчивой связи с вышестоящими органами управления, подчиненными силами (подразделениями), а также со стационарными и подвижными пунктами управления РСЧС;
обеспечение мониторинга и прогнозирования развития ЧС, оценка возможной обстановки, обеспечение оперативного планирования действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе крупных пожаров;
размещение должностных лиц оперативной группы, обеспечение выполнения ими своих функциональных обязанностей;
создание условий для работы и отдыха должностных лиц оперативной группы и технического персонала (в автономном режиме);
перемещение в район ЧС своим ходом, железнодорожным, воздушным и водным транспортом.
На ППУ также могут выполнять задачи комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъектов Российской Федерации или их рабочие группы.
1.2. Состав ППУ
ППУ должен состоять из трех основных функциональных подсистем и дополнительных элементов.
Функциональные подсистемы ППУ:
оперативно-штабная, включающая в свой состав комплекс оперативного управления и комплекс экстренного реагирования;
информационно-телекоммуникационная, включающая в свой состав комплекс средств связи, комплекс средств автоматизации, средства отображения информации;
вспомогательного обеспечения, включающая в свой состав комплекс жизнеобеспечения и комплекс электроснабжения.
Дополнительные элементы ППУ:
помещение дежурного по ППУ;
вертолетная площадка;
пост РХ контроля;
выездной пресс-центр;
пункт психологического обеспечения и медпункт.
Схема 1
Состав ППУ территориального органа МЧС России
1.3. Состав оперативной группы территориального органа МЧС России
Оперативная группа, осуществляющая свою деятельность на ППУ территориального органа МЧС России, может включать в свой состав до 25 человек и функционально подразделяется на три основных подгруппы:
управления;
связи;
обеспечения.
В целях организации непрерывного управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), а также обеспечения функционирования всех элементов ППУ, из состава подгрупп оперативной группы назначаются оперативно-дежурные расчеты, включающие в свой состав специалистов по всем направлениям деятельности.
Расчет личного состава оперативной группы осуществляется заблаговременно и должен обеспечивать круглосуточную посменную работу оперативно-дежурных расчетов на специально оборудованных автоматизированных рабочих местах.
Состав подгруппы управления аналогичен составу оперативного штаба ликвидации ЧС территориального органа МЧС России (приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640 в редакции приказа МЧС России от 25.02.2013 г. N 123) и, как правило, включает в себя:
специалистов планирования и подготовки распорядительных документов;
специалистов мониторинга и защиты;
специалистов по применению сил и средств МЧС России и РСЧС (в том числе по координации деятельности психологов);
специалистов по материально-техническому и финансовому обеспечению ликвидации ЧС.
В состав подгруппы связи включаются специалисты, обеспечивающие бесперебойное функционирование комплексов средств связи и автоматизации, а также локальной вычислительной сети. Организация специальной связи осуществляется специалистами Федеральной службы охраны Российской Федерации в установленном порядке.
В состав подгруппы обеспечения, как правило, включаются:
водители транспортных средств ППУ;
специалисты по материально-техническому и тыловому обеспечению деятельности оперативной группы;
специалисты медицинской службы;
специалисты пресс-службы;
дежурные по ППУ.
Количество специалистов по каждому направлению, привлекаемых к работе в составе оперативной группы на ППУ, определяется решением руководителя территориального органа МЧС России в соответствии со складывающейся обстановкой в зоне ЧС и прогнозом ее развития.
1.4. Размещение ППУ на местности (в районе ЧС)
ППУ размещается в районе ЧС (в полевых условиях, на минимально-возможном удалении от границы зоны ЧС, за пределами зоны поражающих факторов ЧС), в зонах вооруженных конфликтов, а также при выполнении других задач, связанных с отрывом территориального органа МЧС России от пунктов постоянной дислокации.
При обследовании предполагаемой территории размещения ППУ особое внимание обращается на санитарно-эпидемиологическое состояние близлежащих населенных пунктов и отсутствие природных очагов инфекционных заболеваний.
Развертывание и оборудование ППУ осуществляется в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих пребывание подразделений в полевых условиях.
Примерное расположение элементов ППУ на местности указано в приложении.
Участок местности для развертывания ППУ должен быть максимально пологим (с естественным уклоном для отвода атмосферных осадков), преимущественно сухим (без заболоченных участков) и удаленным (на расстоянии не менее 3-х км) от источников различного типа загрязнения (свалки, животноводческие фермы, скотомогильники и т.д.).
Место для развертывания ППУ выбирается с учетом наличия удобных подъездных путей и направления господствующих ветров, при этом, фронт предусматривается с наветренной стороны.
При развертывании ППУ также необходимо учитывать:
местонахождение ближайших узлов связи и линий привязки операторов связи;
требования к установлению спутниковой связи на местности;
возможность привязки к сетям электроснабжения (при наличии);
возможность использования личным составом ППУ имеющихся систем и объектов ЖКХ.
Границы ППУ в светлое время суток обозначаются с помощью металлических стоек (устанавливаемых с периодичностью каждые 3 м) с использованием ленты барьерной заградительной, в темное время суток - системой наружного освещения, установленной в верхней части металлических стоек.
Место развертывания ППУ оборудуется пожарным щитом (щитами) (типа ЩП-01 или аналог) с ящиком (мешками) для песка.
В районе развертывания ППУ необходимо предусматривать установку флагштока с Государственным флагом Российской Федерации, флагами МЧС России и субъекта Российской Федерации. Флаги располагаются в следующей последовательности: Государственный флаг Российской Федерации - в центре, справа от Государственного флага Российской Федерации - флаг МЧС России, слева - флаг субъекта Российской Федерации.
С учетом природно-климатических и других особенностей местности, а также в целях оптимизации работ по ликвидации возможных ЧС на подведомственной территории, решением начальника территориального органа МЧС России возможно наращивание состава ППУ дополнительными элементами и (или) замена предлагаемых к использованию технических средств.
1.5. Общие требования к элементам ППУ
Подвижные элементы ППУ (кунги, фургоны и т.п.) должны базироваться на шасси автомобилей повышенной проходимости (прицепов автомобильных) с нанесенными знаками согласно цветографическим схемам, установленным ГОСТ Р 50574-2002 и эмблемой МЧС России.
Автомобильная техника должна оснащаться:
устройством для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации (видеорегистратор);
GPS-навигатором;
устройствами системы ГЛОНАСС;
светосигнальными громкоговорящими устройствами на креплениях балочного типа;
средствами самовытаскивания (автомобильными лебедками).
Размеры других элементов (палаток, пневмокаркасных модулей и т.п.) должны обеспечивать выполнение возложенных на них функций.
Все элементы ППУ нумеруются нанесением (креплением) или установкой с помощью подставки на высоте 1,7 м от земли справа от входа таблички с номером и наименованием элемента (приложение).
Во всех элементах ППУ необходимо предусматривать:
систему отопления и кондиционирования воздуха (тепловые пушки, конвекторы, напольные кондиционеры и т.д.);
резервный источник освещения (на аккумуляторных батареях);
первичные средства пожаротушения (огнетушители);
вешалки для верхней одежды;
описи имущества установленного образца.
Материальные средства:
Во всех элементах ППУ целесообразно использовать складную (легкоразборную) мебель (столы, стулья и т.д.), а также стеллажи с безболтовым соединением элементов.
Запас индивидуальных рационов питания необходимо иметь на каждого члена оперативной группы не менее чем на 2 суток.
Документация ППУ разрабатывается заблаговременно, формируется в отдельную папку (портфель, ящик и т.п.) и включает в свой состав:
нормативные правовые акты Российской Федерации, Президента и Правительства Российской Федерации, МЧС России, субъекта Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;
положение о ППУ территориального органа МЧС России;
положение об оперативном штабе ликвидации ЧС территориального органа МЧС России;
положение об оперативной группе территориального органа МЧС России;
один экземпляр плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации;
один экземпляр плана приведения территориального органа МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время с расчетом личного состава оперативной группы территориального органа МЧС России и техники ППУ;
государственный доклад о состоянии защиты населения и территории субъекта Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера;
паспорт территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в которое убывает оперативная группа (на бумажном носителе);
рабочую карту оперативной группы территориального органа МЧС России;
схему размещения элементов ППУ на местности;
опись имущества ППУ и схему его закладки на транспортные средства;
атлас автомобильных дорог Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
телефонный справочник абонентов телефонной сети общего пользования и ведомственной цифровой сети МЧС России руководящего состава МЧС России, регионального центра МЧС России, главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
телефонный справочник органов повседневного управления РСЧС субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;
таблица позывных должностных лиц МЧС России;
журнал инструктажа по технике безопасности.
Документация ППУ вывозится при убытии оперативной группы руководителем оперативной группы или другим должностным лицом, определяемым его решением.
2. Организация работы ППУ
2.1. Оперативно-штабная подсистема ППУ
Оперативно-штабная подсистема предназначена для обеспечения непосредственного управления и координации действий сил и средств РСЧС при проведении АСДНР в зоне ЧС.
В состав оперативно-штабной подсистемы входят комплекс оперативного управления и комплекс экстренного реагирования.
2.1.1. Комплекс оперативного управления предназначен для обеспечения работы оперативного состава (дежурного расчета подгруппы управления) с целью оценки обстановки и принятия решений и включает в свой состав:
автомобиль оперативного управления;
помещение для работы дежурного расчета подгруппы управления оперативной группы;
помещение для проведения совещаний (работы КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации).
2.1.1.1. Автомобиль оперативного управления - грузовой автомобиль на базе шасси повышенной проходимости с колесной формулой 6X6 и кузовом-фургоном, оборудованным необходимыми системами жизнеобеспечения, предназначенный для организации работы и отдыха руководителя работ по ликвидации ЧС (руководителя оперативной группы территориального органа МЧС России) (далее - руководитель).
Кузов-фургон автомобиля оперативного управления должен иметь деление на рабочую зону и зону отдыха.
В рабочей зоне должно быть оборудовано автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) руководителя, а также места для проведения совещаний (4-6 мест).
АРМ руководителя должно обеспечивать:
работу руководителя в едином информационном пространстве оперативной группы территориального органа МЧС России, а также выход в сеть ИНТЕРНЕТ;
радиосвязь в КB и УКВ-диапазонах, а также телефонную связь в сети общего пользования и ведомственной цифровой сети МЧС России;
возможность проведения видеоконференции;
отображение информации, в том числе с использованием спутникового оборудования, а также электронных (цифровых) носителей и запись информации на них;
возможность связи с водителем автомобиля в движении.
В рабочей зоне дополнительно располагаются:
шкафы (стеллажи) для хранения документов (справочного материала);
баннер установленного образца для проведения видеоконференций;
портреты Президента Российской Федерации и Министра МЧС России.
В зоне отдыха должны быть оборудованы:
место для отдыха (спальное место);
место для хранения одежды (платяной шкаф или вешалка);
умывальник;
место для приема пищи.
2.1.1.2. Помещение для работы дежурного расчета подгруппы управления оперативной организуется в палатке (пневмокаркасном модуле) или кунгe (фургоне) на шассе автомобиля повышенной проходимости или прицепа автомобильного) и предназначено для обеспечения деятельности дежурного расчета подгруппы управления оперативной группы по управлению силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС.
В помещении для работы дежурного расчета подгруппы управления оперативной группы располагаются не менее 10 АРМ специалистов подгруппы управления оперативной группы и одно АРМ специалиста связи.
АРМ должны обеспечивать:
работу специалистов в едином информационном пространстве (доступ в локальную вычислительную сеть), в том числе возможность выхода в ведомственную сеть ИНТРАНЕТ;
телефонную связь всех специалистов в телефонной сети общего пользования и ведомственной цифровой сети МЧС России;
выход в сеть ИНТЕРНЕТ не менее двух АРМ;
возможность вывода документов на печать с рабочего места любого специалиста;
бесперебойное функционирование оборудования (вычислительной техники, средств связи) при нарушении внешнего электроснабжения.
АРМ специалистов дежурного расчета подгруппы управления оперативной группы должны быть укомплектованы;
необходимыми формализованными и справочными документами по направлениям деятельности, в том числе паспортами территорий в электронном виде;
программным обеспечением по прогнозированию последствий ЧС;
канцелярскими принадлежностями.
В помещении дежурного расчета подгруппы управления оперативной группы дополнительно располагаются:
средства отображения информации с входными разъемами под кабели цифровых и аналоговых видеосигналов, телевизионным ресивером и разъемом USB для просмотра информации с электронных носителей;
не менее 2 цветных сетевых многофункциональных устройств с возможностью печати документов формата А-3;
комплект видеоконференцсвязи;
доска документации на мягкой (например - тканевой) основе (приложение);
разборный стеллаж с безболтовым соединением элементов;
часы оперативного и астрономического времени;
баннер установленного образца для проведения видеоконференций;
портреты Президента Российской Федерации и Министра МЧС России.
2.1.1.3. Помещение для совещаний организуется в палатке (пневмокаркасном модуле) и предназначается для работы КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации, а также для проведения служебных и селекторных совещаний, в том числе в режиме видеоконференцсвязи.
Оборудование помещения для совещаний должно обеспечивать:
размещение участников совещания в количестве не менее 20 человек;
проведение селекторных совещаний в режиме видеоконференцсвязи.
В помещении для совещаний располагаются:
АРМ специалиста связи;
столы и стулья для проведения совещаний. В зависимости от площади помещения, столами может оборудоваться только место руководителя совещания и АРМ специалиста связи;
средства радио и телефонной связи;
баннер установленного образца для проведения видеоконференций;
оборудование видеоконференцсвязи;
средства отображения информации с входными разъемами под кабели цифровых и аналоговых видеосигналов, разъемом USВ для просмотра информации с электронных носителей;
флаги (Государственный флаг Российской Федерации, флаг МЧС России, флаг субъекта Российской Федерации). Флаги располагаются на флагштоках и устанавливаются с левой стороны от баннера в следующей последовательности: в центре - Государственный флаг Российской Федерации, справа от Государственного флага Российской Федерации - флаг МЧС России, слева - флаг субъекта Российской Федерации;
портреты Президента Российской Федерации и Министра МЧС России;
вешалка для одежды.
2.1.2. Комплекс экстренного реагирования (далее - КЭР) предназначен для проведения разведки (рекогносцировки) и передачи информации на ППУ непосредственно из зоны ЧС (или ее границы), оборудуется на базе легкового автомобиля повышенной проходимости с колесной формулой 4X4 и оснащается средствами связи, объективного контроля, обработки и передачи данных, а также другим имуществом, необходимым для работы специалистов оперативной группы (количеством не менее трех человек) в отрыве от ППУ. В качестве КЭР может применяться автомобиль оперативной группы ЦУКС территориального органа МЧС России.
В состав средств связи входят:
средства радио (УКВ, КB) связи (автомобильные радиостанции и носимые радиостанции УКВ диапазона на каждого специалиста оперативной группы, осуществляющего работу на КЭР);
средства спутниковой связи;
мобильный комплект видеоконференцсвязи;
мобильный телефон.
В состав средств объективного контроля, обработки и передачи данных входят:
цифровая видеокамера с возможностью записи видео и фотоматериалов;
цифровой диктофон;
ноутбук (нетбук) с техническими средствами для выхода в сеть ИНТЕРНЕТ (USB-модем);
бинокль.
При развертывании КЭР организуется работа АРМ, которое заблаговременно должно быть укомплектовано:
необходимыми формализованными и справочными документами по всем типам ЧС, в том числе паспортами территорий в электронном виде;
программным обеспечением по прогнозированию последствий ЧС;
канцелярскими принадлежностями.
Дополнительное имущество КЭР приведено в таблице 1.
Таблица 1
2.2. Информационно-телекоммуникационная подсистема ППУ
Информационно-телекоммуникационная подсистема предназначена для обеспечения оперативной группы всеми видами связи для управления АСДНР, поддержания устойчивого взаимодействия с органами управления и силами РСЧС, привлекаемыми к ликвидации ЧС, обеспечения функционирования АРМ оперативной группы по прогнозированию, оценке обстановки, принятию решений, хранению и передаче информации, а также обеспечения информационной безопасности. В состав информационно-телекоммуникационной подсистемы ППУ входят:
комплекс средств связи (мобильный узел связи);
комплекс средств автоматизации;
средства отображения информации.
Обеспечение устойчивого функционирования всех элементов информационно-телекоммуникационной подсистемы ППУ осуществляется специалистами подгруппы связи оперативной группы.
2.2.1. Комплекс средств связи включает в свой состав мобильный узел связи, оборудование специальной связи и предназначен для обеспечения устойчивой связью ППУ, в том числе связью взаимодействия с оперативными группами органов управления РСЧС и системой антикризисного управления МЧС России, обеспечения информационной безопасности и монтируется в кузове-фургоне на базе шасси повышенной проходимости с колесной формулой 6X6 с возможностью выноса в развертываемую палатку.
Мобильный узел связи должен обеспечивать:
информационный обмен, в том числе телефонию, передачу данных, аудио и видеоконференцсвязь, доступ к информационным ресурсам МЧС России;
телефонную связь с автоматической и ручной коммутацией в ВЦССИУ и в ЕСЭ РФ;
интеграцию сетей радиосвязи с ВЦССИУ;
факсимильную связь;
передачу данных в сетях Интранет и ИНТЕРНЕТ;
микросотовую связь стандарта DECT в зоне развертывания системы мобильного оповещения;
УКВ радиосети в диапазонах (136-174), (403-470), (36-42) (118-136,975) МГц;
KB радиосвязь в радиосетях и радионаправлениях (0,03-29,999);
привязку к узлам связи ЕЭС РФ и узлам связи ведомственных сетей МЧС России;
криптозащиту и межсетевое экранирование на базе RVPN;
внешнюю громкоговорящую связь;
прием спутниковых каналов телевизионного вещания;
оповещение руководящего состава, сил РСЧС и информирование населения;
работу в сетях операторов сотовой связи, спутниковых системах "Inmarsat-BGAN" и VSAT;
работу комплекта бортового навигационно-связного оборудования.
Комплекс средств связи должен включать в себя средства каналообразования (средства проводной, радио и спутниковой связи), коммутации, локально-вычислительной сети, оконечные устройства связи.
Оборудование специальной связи развертывается в отдельном помещении (палатке) специалистами Федеральной службы охраны в установленном порядке.
2.2.2. Комплекс средств автоматизации должен обеспечивать:
сбор, регистрацию, обобщение, хранение и передачу между участниками ликвидации ЧС данных обстановки в районе ЧС;
организацию информационной поддержки мероприятий по прогнозированию и оценке возможной обстановки, выработке предложений по проведению АСДНР;
хранение информации объемом не менее 2 Тб.
2.3. Подсистема вспомогательного обеспечения ППУ
Подсистема вспомогательного обеспечения предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности, работы и отдыха должностных лиц оперативной группы, а также обеспечения устойчивого электроснабжения всех потребителей ППУ и включает в себя:
комплекс жизнеобеспечения;
комплекс электроснабжения.
Обеспечение устойчивого функционирования всех элементов подсистемы вспомогательного обеспечения ППУ осуществляется соответствующими специалистами подгруппы обеспечения оперативной группы.
2.3.1. Комплекс жизнеобеспечения предназначен для создания комфортных условий жизнедеятельности, работы и отдыха должностных лиц оперативной группы и включает в свой состав:
автомобиль (автомобили) жизнеобеспечения с двухосным грузовым прицепом;
пункт питания;
пункт помывки личного состава;
помещение для отдыха личного состава;
туалет;
помещение (склад) для хранения материальных средств ППУ.
2.3.1.1. Автомобиль (автомобили) жизнеобеспечения - грузовой автомобиль на базе шасси повышенной проходимости с колесной формулой 6X6 и оборудованный металлическим бортовым тентованным кузовом и двухосным грузовым прицепом (прицепами), предназначенный для доставки материально-технических средств ППУ. Автомобиль жизнеобеспечения дополнительно может использоваться как автомобиль технической помощи, для чего он оснащается необходимым водительским инструментом и приспособлением для буксирования (жесткой сцепкой).
2.3.1.2. Пункт питания предназначен для организации питания личного состава оперативной группы, а также представителей КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации, оперативных групп вышестоящих органов управления МЧС России.
Пункт питания оборудуется и оснащается техникой и имуществом продовольственной службы в соответствии с нормой N 7, утвержденной приказом МЧС России от 19.02.2013 N 98 (зарегистрирован в Минюсте России от 06.03.2013 N 27517).
Питание личного состава оперативной группы в первые и последние сутки работы в районе ЧС организуется с использованием индивидуальных рационов питания. В остальное время питание личного состава оперативной группы осуществляется горячей пищей и организуется следующими способами:
штатными силами и средствами территориального органа МЧС России;
через сторонние предприятия общественного питания на штатных средствах приготовления пищи пункта питания ППУ;
через сторонние предприятия общественного питания путем доставки готовой пищи на пункт питания ППУ.
2.3.1.3. Пункт помывки личного состава размещается в палатке (модуле пневмокаркасном) и оборудуется:
легкоразборными душевыми кабинами из расчета: 1 душевая кабина не более чем на 10 человек;
умывальниками из расчета: 1 умывальник не более чем на 5 человек;
резервуаром для хранения воды с возможностью ее подогрева и подачи самотеком в душевые кабины и умывальники;
местом для раздевания и одевания (стулья (лавки) и вешалки).
Для отвода сточных вод, на расстоянии не менее 10 м от палатки оборудуется поглощающий колодец достаточного объема.
2.3.1.4. Помещение для отдыха личного состава размещается в палатке (модуле пневмокаркасном, кунге автомобильном) и оборудуется:
разборными кроватями (раскладушками) с надувными матрацами, стульями и постельными принадлежностями в количестве, обеспечивающим одновременный отдых не менее 50% личного состава оперативной группы.
2.3.1.5. Туалет размещается на расстоянии 40-100 м от границы ППУ из расчета одна туалетная кабина не более чем на 10 человек. Дорожка к туалетным кабинам в ночное время должна освещаться.
2.3.1.6. Помещение (склад) для хранения материальных средств ППУ оборудуется в палатке (модуле пневмокаркасном, кунге автомобильном) и предназначен для хранения и выдачи имущества ППУ и оперативной группы.
Склад подразделяется на две зоны:
зона непосредственного приема и выдачи имущества;
зона хранения.
В зоне хранения склада на разборных стеллажах с безболтовым соединением элементов располагается имущество текущего хранения.
В зоне непосредственного приема и выдачи имущества располагаются:
рабочее место специалиста подгруппы обеспечения;
место для глажения (гладильная доска, утюг).
Хранение горюче-смазочных материалов осуществляется на специально оборудованной огражденной площадке на безопасном удалении от элементов ППУ в объемах, необходимых для обеспечения автономного функционирования систем жизнеобеспечения ППУ в течение 3 суток.
2.3.2. Комплекс электроснабжения представляет собой совокупность источников и систем выработки, преобразования, передачи и распределения энергии, а также потребителей ППУ.
Автономный источник энергоснабжения ППУ должен обеспечивать бесперебойное электроснабжение без превышения максимальной нагрузки при одномоментном подключении всех потребителей. Автономный источник располагается в районе развертывания ППУ на удалении, позволяющем при его работе не допускать помех средствам автоматизации и связи ППУ.
Выключатели внутреннего освещения элементов ППУ необходимо располагать внутри помещений с правой стороны от входа.
В помещении для отдыха личного состава необходимо предусматривать дежурное освещение.
Освещение площадки развертывания ППУ осуществляется с использованием достаточного количества световых башен или других источников освещения.
2.4. Дополнительные элементы ППУ включают в свой состав:
помещение дежурного по ППУ;
вертолетную площадку;
пост РХ контроля;
выездной пресс-центр;
пункт психологического обеспечения и медпункт.
2.4.1. Помещение дежурного по ППУ
Помещение дежурного по ППУ организуется в палатке (пневмокаркасном модуле) и предназначено для осуществления дежурства, охраны правопорядка и при необходимости несения комендантской службы на ППУ.
Помещение дежурного по ППУ располагается на въезде на площадку развертывания ППУ.
Въезд оборудуется шлагбаумом, окрашенным в чередующиеся красный и белый цвета.
Дежурные по ППУ назначаются из числа личного состава подгруппы обеспечения оперативной группы. Количество дежурных по ППУ должно обеспечивать круглосуточное несение дежурства не менее 2 человек в смене. График дежурства утверждается руководителем оперативной группы.
В помещении дежурного по ППУ размещается:
рабочее место дежурного по ППУ (стол, стул);
место для отдыха (кровать с комплектом постельных принадлежностей);
стенд с документацией на мягкой основе;
вешалка для одежды;
стол для зарядки носимых радиостанций личного состава подвижного пункта управления с блоком электрических розеток, количеством не менее 30.
Документация дежурного по ППУ (располагается на доске документации):
обязанности дежурного по ППУ;
график дежурства;
схема размещения элементов ППУ на местности;
пожарный расчет ППУ;
требования безопасности при эксплуатации электрических приборов;
таблица позывных должностных лиц оперативной группы территориального органа МЧС России;
другие документы, необходимые при несении дежурства.
2.4.2. Вертолетная площадка
При оборудовании вертолетной площадки необходимо руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 г. N 1084;
федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51;
федеральными авиационными правилами "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории", утвержденными приказом Минтранса России от 4 марта 2011 г. N 69.
Поверхность площадки должна обеспечивать приземление, взлет и зависание над ней вертолета среднего класса (Ми-8; Ка-32; Ка-226) или вертолета легкого класса с круглосуточным режимом работы в режимах "взлет-посадка" и "краткосрочное ожидание".
На расстоянии 25-30 м от границы вертолетной площадки может разворачиваться палатка (пневмокаркасный модуль) с рабочей площадью не менее 10 кв. м для предполетной подготовки, дежурства и отдыха экипажа вертолета. Общие требования к оборудованию палатки аналогичны общим требованиям для элементов ППУ.
Дополнительно в палатке располагается:
не менее 4 мест для отдыха экипажа (кровати);
стол и стулья;
вешалка для одежды;
радиостанция УКВ диапазона;
набор одноразовой посуды.
2.4.3. Пост радиационного, химического (далее - РХ) наблюдения развертывается для своевременного обнаружения радиоактивного, химического заражения, обеспечения руководителя оперативной группы данными о радиационной и химической обстановке в месте расположения ППУ и предназначен для:
ведения постоянного радиоактивного и химического наблюдения;
оповещения личного состава ППУ о радиоактивном загрязнении и химическом заражении;
определения мощности доз излучения, типа отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ в районе расположения ППУ.
В ППУ радиационная и химическая разведка организуется специалистом по РХ защите дежурного расчета и ведется специалистом из состава подгруппы обеспечения оперативной группы, не задействованного к выполнению работ по ликвидации ЧС (например, один из водителей, прошедший соответствующую подготовку).
Пост РХ наблюдения должен быть оснащен:
средствами радиосвязи (УКВ диапазона);
столом и стулом;
дозиметром-радиометром;
многокомпонентным газоанализатором;
метеокомплектом;
канцелярскими принадлежностями.
Документация поста РХ наблюдения:
функциональные обязанности специалиста поста РХ наблюдения;
аварийные карточки по видам АХОВ;
журнал радиационного наблюдения;
журнал химического наблюдения;
журнал метеонаблюдения;
таблица позывных должностных лиц оперативной группы.
Пост РХ наблюдения развертывается при участии оперативной группы в ликвидации ЧС РХ характера или в случае угрозы РХ заражения при развитии ЧС.
Вышеуказанное оборудование поста может быть установлено для проведения РХ разведки на автомобиль в виде бортовых приборов.
2.4.4. Выездной пресс-центр размещается в палатке (пневмокаркасном модуле) и предназначен для информирования представителей средств массовой информации и населения об обстановке в зоне ЧС, ходе ее ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, обеспечения их работы в районе ЧС, а также проведения пресс-конференций.
Количество специалистов пресс-службы территориального органа МЧС России, привлекаемых для работы в составе оперативной группы, определяется решением руководителя территориального органа МЧС России.
В помещении пресс-центра располагаются следующие элементы:
АРМ специалистов пресс-службы (согласно количеству специалистов, привлекаемых для работы в составе оперативной группы), оборудованные средствами обработки и передачи информации (ноутбуки с возможностью выхода в сеть ИНТЕРНЕТ);
сетевое цветное многофункциональное устройство с возможностью печати фотографических изображений (копир, сканер, факс, принтер) формата A3;
средство отображения информации, имеющее в комплекте спутниковое оборудование и возможность просмотра электронных, в том числе и DVD носителей;
баннер установленного образца для проведения пресс-конференций;
средства радио и телефонной связи (в телефонной сети общего пользования и ведомственной цифровой сети МЧС России);
складные стулья для участников пресс-конференций;
вешалка для верхней одежды;
складные стеллажи с безболтовым соединением элементов;
информационные стенды на мягкой основе.
2.4.5. Пункт психологического обеспечения и медпункт могут развертываться на ППУ при долговременной работе личного состава оперативной группы в районе (зоне) ЧС (более 5 суток).
Пункт психологического обеспечения и медпункт размещаются в палатке (пневмокаркасном модуле, автомобиле или прицепе) с внутренним разделением на 2 зоны:
зона работы специалиста медицинской службы;
зона психологического обеспечения.
В зоне работы специалиста медицинской службы располагаются:
рабочее место фельдшера (стол, стул), оборудованное средствами радиосвязи (УКВ диапазона);
рукомойник;
складная кровать-кушетка;
вешалка для одежды;
складные стеллажи с безболтовым соединением элементов;
медицинское имущество, необходимое для оказания первой помощи в полевых условиях;
раздвижная перегородка (ширма).
Для медицинского обеспечения оперативной группы могут привлекаться специалисты медицинской службы территориальных органов МЧС России или медицинские работники лечебных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также соответствующее медицинское имущество в установленном порядке.
В зоне психологического обеспечения располагаются:
рабочее место психолога;
вешалка для одежды;
складные стеллажи с безболтовым соединением элементов;
средства оказания психологической помощи и релаксации.
Оказание психологической помощи личному составу оперативной группы может осуществляться силами специалиста по координации деятельности психологов, входящего в состав подгруппы управления оперативной группы.
3. Заключение
Методические рекомендации разработаны в целях выработки единых требований к ППУ территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации и должны использоваться при проведении мероприятий по созданию и совершенствованию ППУ.
Заместитель Министра Российской |
А.П. Чуприян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по оборудованию и функционированию подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России (утв. МЧС России 14 июня 2013 г. N 2-4-87-7-14)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Москва, 2013 г.)