Методические рекомендации
по разработке Плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории субъекта Российской Федерации
(утв. МЧС России 1 июля 2013 г. N 2-4-87-13-14)
I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по разработке Плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории субъекта Российской Федерации разработаны во исполнение приказа МЧС России от 22 апреля 2013 г. N 276 "Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России".
План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории субъекта Российской Федерации (далее - План) разрабатывается в целях снижения рисков возникновения ЧС, обусловленных природными пожарами, а также для информационной поддержки работы оперативных дежурных смен единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
План предусматривает объем, сроки и порядок выполнения мероприятий РСЧС по предупреждению и снижению последствий ЧС в пожароопасный период при угрозе их возникновения, тушение природных пожаров, а также определяет привлекаемые для этого силы и средства.
План разрабатывается в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления и организациями, с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов МЧС России и других министерств и ведомств Российской Федерации.
Практическая разработка Плана заключается в детальном прогнозировании возможной пожарной обстановки на территории субъекта РФ, планировании проведения превентивных мероприятий, привлечения сил и средств для их тушения, организации управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения.
План отрабатывается на электронных и бумажных носителях, состоит из карты и пояснительной записки. План подписывается председателем КЧС и ОПБ субъекта РФ и начальником Главного управления МЧС России по субъекту РФ, согласовывается с высшим должностным лицом субъекта РФ и утверждается начальником регионального центра МЧС России. Пояснительная записка к Плану согласовывается с руководителями органов исполнительной власти субъекта РФ, принимавшими непосредственное участие в составлении Плана, либо курирующими вопросы тушения природных пожаров, отраженные в Плане.
Электронный вид Плана закладывается в оперативно-дежурную смену Главного управления МЧС России по субъекту РФ, регионального центра, а также направляется в Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Также План предоставляется территориальным органам федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) субъекта РФ по запросу с их стороны.
Корректировка задач и мероприятий согласно Плану осуществляется в ходе практического его применения при ликвидации ЧС вызванных пожарами.
Отнесение сведений, содержащихся в Плане, к информации ограниченного доступа производится в порядке, установленном требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.
По вопросам организации контроля за лесопожарной обстановкой, вопросам привлечения сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных природными пожарами, использовать следующие нормативные правовые документы:
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ;
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федеральный закон от 23.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 06.10.2003 N 131-ФЗ"
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "122-ФЗ"
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
Указ Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров";
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Постановление Правительства РФ от 31.01.2012 N 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров";
Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме";
Распоряжение Первого заместителя Министра МЧС России от 16.09.2011 N 285 "О порядке получения, обработки, предоставления и использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса в системе МЧС России";
Инструкция по авиационной охране лесов, утверждённая приказом Федеральной службой охраны лесов от 22 сентября 2007 года N 122.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 22 сентября 1997"
II. План предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта Российской Федерации
2.1 Требования к Плану предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ
План предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ разрабатывается на карте (Приложение N 1).
Карта (масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории субъекта РФ) должна отвечать требованиям наглядности, полноты (достоверности).
Наглядность карты обеспечивается ясным и четким отображением обстановки с выделением ее главных элементов, что достигается правильным применением условных знаков, правильным расположением служебных и пояснительных надписей, четким изображением фактического положения сил и средств ликвидации природных пожаров и предполагаемого характера их действий (Приложение N 1.2).
Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований, сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.
Зонирование территории по этапам пожароопасного периода следует наносить на карту с четким выделением границ, не затемняя топографическую основу карты. Размеры зон определяют расчетно-графическим методом с учетом метеорологических условий, времени года и характера местности.
Гриф карты определяют в установленном порядке.
При оформлении карты необходимо выполнять следующие требования:
промежуток между буквами (цифрами) в слове должен быть равен толщине буквы (цифры);
все надписи необходимо располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты, буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты, надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.
Карты в готовом виде должны иметь прямоугольную форму (размер 1800x2200 мм), окаймлены по периметру багетом. При этом координатная сетка должна быть сохранена.
Отработанные карты в сложенном виде должны иметь размеры, равные стандартному листу А-4.
В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.
2.2 Содержание Плана предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ (на карте)
К плану, отработанному на карте создаются приложения по следующим категориям данных:
1. Сведения по распределению земель по целевому назначению на территории субъекта РФ.
2. Распределение площади лесного фонда субъекта РФ по классам пожарной опасности.
3. Особо охраняемые природные территории субъекта РФ.
4. План противопожарного обустройства лесов на территории субъекта РФ.
5. Состав сил и средств авиации РСЧС для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период на территории субъекта РФ.
6. Сведения о группировке сил, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ.
7. Сведения о технике, которая может быть привлечена к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ.
8. Состав сил и средств спасательных воинских формирований (далее - СВФ) региональных центров МЧС России, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ.
9. Состав сил и средств пожарной охраны субъекта РФ.
Сведения по распределению земель по целевому назначению заносятся в таблицу "Сведения по распределению земель по целевому назначению на территории субъекта РФ" (Приложение N 2, 2.1).
В графе 2 указывается наименование муниципального района.
В графах 3-21 указывается целевое предназначение земель (в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации").
Сведения по распределению площади лесного фонда субъекта РФ по классам пожарной опасности заносятся в таблицу "Распределение площади лесного фонда субъекта РФ по классам пожарной опасности".
В графе 1 указывается наименование муниципального района. В графе 2 указывается общая площадь территории муниципального района (в тыс. га). В графах 3-7 указывается площадь территории муниципального района по классам природной пожарной опасности (в тыс. га).
Сведения по особо охраняемым природным территориям субъекта РФ заносятся в таблицу "Особо охраняемые природные территории субъекта РФ".
В графе 1 указывается наименование. В графе 2 указывается количество особо охраняемых природных территорий, находящихся на территории субъекта РФ. В 3 графе указывается какая часть территории муниципального района приходится на особо охраняемые природные территории (в %) от территории субъекта РФ.
План противопожарного обустройства лесов оформляется в виде таблицы "План противопожарного обустройства лесов на территории субъекта РФ".
В графе 2 указывается наименование муниципального района. В графе 3 указывается наименование министерства (ведомства). В графах 4-9 указываются проводимые мероприятия по противопожарному обустройству лесов на территории муниципального района.
Для учета сил и средств авиации РСЧС, предназначенных для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период на территории субъекта РФ, разрабатывается таблица "Состав сил и средств авиации РСЧС для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период на территории субъекта РФ".
Во втором разделе указывается наименование министерства (ведомства).
В разделе "Разведка и мониторинг" учитывается наличие самолётов, вертолётов, БПЛА, и других летательных аппаратов, по принадлежности, предназначенных для проведения авиационного патрулирования и мониторинга пожарной безопасности в лесах.
В разделе "Тушение пожаров" учитывается наличие самолётов, вертолётов, ВСУ, по принадлежности, предназначенных для тушения лесных пожаров.
В разделе "Перегруппировка личного состава" учитывается наличие самолётов и вертолётов, по принадлежности, предназначенных для доставки к местам пожаров сил и средств пожаротушения, а также выполнения маневрирования этими силами.
Для учета сил Ф и ТП РСЧС, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ, разрабатывается таблица "Сведения о группировке сил, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ" (Приложение N 7). Общая группировка сил, привлекаемых к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ, состоит из личного состава, участвующего в тушении лесных пожаров, и привлекаемого к обеспечению пожарной безопасности.
В разделе "Участие в тушении пожаров" учитывается личный состав, принимающий участие в непосредственном тушении лесных пожаров, и обеспечивающий тушение лесных пожаров.
В графе 3 учитывается личный состав, непосредственно осуществляющий тушение действующих лесных пожаров в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ (руководители тушения пожаров, летчики-наблюдатели, парашютисты-пожарные, десантники-пожарные, работники наземных служб пожаротушения (лесные пожарные).
В графе 4 учитывается личный состав, участвующий в обеспечении тушения действующих лесных пожаров (ведение разведки, работа оперативных групп на очагах пожаров, переброска личного состава, подвоз материальных средств, материальное, медицинское, техническое обеспечение работ, обеспечение питанием, организация радиосвязи, работа по недопущению населения к очагам пожаров, обеспечение работы авиации на аэродромах и в местах забора воды).
В разделе "Обеспечение пожарной безопасности" учитывается личный состав, привлеченный к обеспечению пожарной безопасности, находящийся на дежурстве и входящий в усиление.
В графе 6 учитывается личный состав, непосредственно обеспечивающий пожарную безопасность (ведение разведки и мониторинга, в том числе экологического, работу оперативных штабов, оперативных групп, оперативных дежурных смен, проведение превентивных мероприятий и ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, проведение надзорных мероприятий, проведение работы с населением, СМИ, связанных с ухудшением экологической обстановки).
В графе 7 учитывается личный состав подразделений постоянной готовности для немедленного реагирования в случае ухудшения обстановки, усиления группировки в очагах пожаров, а также для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, организации первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
В графе 8 учитывается личный состав для наращивания группировки в связи с ухудшением обстановки, при переводе на усиленный режим работы, вводе в расчет резервной техники, привлечении дополнительных сил и средств, в том числе предприятий и организаций, добровольцев, создания резерва на угрожаемых направлениях, в том числе для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
Для учета техники Ф и ТП РСЧС, которая может быть привлечена к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ, разрабатывается таблица "Сведения о технике, которая может быть привлечена к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ" (Приложение N 8). Общее количество техники, привлекаемой к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ, должно включать технику, участвующую в тушении лесных пожаров и технику, привлекаемую к обеспечению пожарной безопасности.
В разделе "Участие в тушении пожаров" учитывается техника, принимающая участие в непосредственном тушении лесных пожаров и в обеспечении тушения лесных пожаров.
В графе 3 учитывается техника, задействованная в непосредственном осуществлении тушения действующих лесных пожаров.
В графе 4 учитывается техника, участвующая в обеспечении тушения действующих лесных пожаров (ведение разведки, работа оперативных групп на очагах пожаров, переброска личного состава, подвоз материальных средств, материальное, медицинское, техническое обеспечение работ, работа по недопущению населения к очагам пожаров, обеспечение работы авиации на аэродромах и в местах забора воды).
В разделе "Обеспечение пожарной безопасности" учитывается техника, участвующая в обеспечении пожарной безопасности, находящаяся на дежурстве и входящая в состав усиления.
В графе 6 учитывается техника, задействованная в непосредственном обеспечении пожарной безопасности (ведение разведки и мониторинга, в том числе экологического, работу оперативных штабов, оперативных групп, оперативных дежурных смен, проведение превентивных мероприятий и ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, проведение надзорных мероприятий, проведение работы с населением, СМИ, работа медицинских подразделений, связанных с ухудшением экологической обстановки).
В графе 7 учитывается техника подразделений постоянной готовности для немедленного реагирования в случае ухудшения обстановки, усиления группировки в очагах пожаров, а также для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, организации первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
В графе 8 учитывается техника для наращивания группировки в связи с ухудшением обстановки, при переводе на усиленный режим работы, привлечении дополнительных сил и средств, в том числе предприятий и организаций, добровольцев, создания резерва на угрожаемых направлениях, в том числе для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
Для учета сил и средств СВФ регионального центра МЧС России, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ разрабатывается таблица "Состав сил и средств СВФ регионального центра МЧС России, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ".
В разделе "Состав сил и средств СВФ регионального центра МЧС России" в графе 1 указываются наименования СВФ регионального центра МЧС России.
В графе 2 учитывается численность личного состава СВФ регионального центра МЧС России, который может быть привлечен к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ.
В графах 3-7 учитывается техника СВФ с разделением на пожарную технику, технику, приспособленную для тушения лесных пожаров, инженерную технику, авиационные суда, ВСУ (ВАП-2).
Для учета сил и средств гарнизонов пожарной охраны заполняется таблица "Силы и средства гарнизонов пожарной охраны, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ" в таблице указываются, количество личного состава и количество техники (пожарные автомобили, приспособленная к тушению техника, в том числе подвозящие огнетушащие вещества, инженерная техника) по видам пожарной охраны, а также общее количество за субъект РФ.
III. Пояснительная записка к Плану предупреждения и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ
3.1 Требования к пояснительной записке
Пояснительная записка к Плану разрабатывается в программном продукте Microsoft Word 2010 или более ранней версии. Формат страниц - A3, альбомная. Шрифт Times New Roman, размер - 14. Особое внимание обращается на единообразное оформление приложений (таблиц) к пояснительной записке (в заголовках: шрифт - Times New Roman, размер - 14, жирный, в таблицах: шрифт - Times New Roman, размер - 12, нежирный).
3.2 Структура и содержание пояснительной записки
Раздел 1
Общие сведения за субъект РФ
В данном разделе указываются общие сведения о субъекте РФ, сведения о составе земель по целевому назначению, категорированию земель лесного фонда, сведения о торфяниках на территории субъекта РФ.
Физико-географические характеристики (географическое местоположение, характер местности, характер рельефа, характер гидросферы), климатические характеристики (средняя температура в пожароопасный период, норма осадков в пожароопасный период), общая площадь субъекта РФ (в тыс. ), количество муниципальных районов, численность постоянно проживающего населения (тыс. чел.), средняя численность населения в летний период (тыс. чел.), количество населенных пунктов, граничащих с лесными участками, количество объектов экономики (далее - ОЭ), потенциально-опасных объектов (далее - ПОО), социально-значимых объектов (далее - СЗО), расположенных в лесном массиве и на прилегающей территории.
Сведения по составу земель лесного фонда на территории субъекта РФ в обобщенном виде заносятся в таблицу. В таблице указываются:
лесные земли (всего) (в ), процент от общего состава земель (в %);
леса первой группы (в ), процент от общего состава земель (в %);
леса второй группы (защитные леса) (в , процент от общего состава земель (в %);
леса третьей группы (резервные леса) (в ), процент от общего состава земель (в %);
нелесные земли (всего) (в ), процент от общего состава земель (в %);
всего земель лесного фонда (в ), процент от общего состава земель (в %).
Общая характеристика торфяников на территории субъекта РФ в обобщенном виде заносятся в таблицу (Приложение N 2.2).
В таблице указываются:
общая площадь торфяников, ;
площадь торфяников в соответствии с ведомственной принадлежностью;
площадь обводнения, планируется к обводнению/обводнено, .
Общая информация об органах государственной власти, их территориальных подразделениях, подведомственных указанным органам государственных учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере защиты лесов от пожаров и лесопользования (наименование, Ф.И.О. руководителя, контактная информация (адрес, телефон)).
Раздел 2
Прогноз пожароопасной обстановки
Прогноз природной пожарной опасности на территории субъекта РФ проводится на основе долгосрочных прогнозов Росгидромета и ВЦМП "Антистихия", статистических данных по муниципальным районам и населенным пунктам, подвергшимся природным пожарам за последние 25 лет и заносится в таблицу (Приложение N 3).
В таблице указываются: порядковый номер, муниципальный район, год, период начала и окончания прохождения природных пожаров, общее количество природных пожаров, из них лесных и торфяных, общее количество пострадавших муниципальных районов, населенных пунктов, населения, в том числе погибшего, количество жилых домов уничтоженных огнем, количество СЗО уничтоженных огнем, нанесенный материальный ущерб в денежном эквиваленте, в примечании указываются другие необходимые сведения, не вошедшие в таблицу.
Кроме того, в прогнозе пожароопасного сезона указываются сроки его начала, определяющиеся величиной отклонений от нормы (среднемноголетних климатических значений) следующих гидрометеорологических параметров:
уровень снегонакопления в зимний период, снегозапасы превышающие норму на территории субъекта РФ (определяется в %);
температура воздуха в пожароопасный период (определяется на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета);
количество и вид осадков в пожароопасный период (определяется на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета).
В соответствии с прогнозом делаются выводы. В выводах указываются: сведения по количеству населенных пунктов в муниципальных районах, СЗО и ОЭ, которые расположены в зонах вероятного возникновения природных пожаров, сроки начала пожароопасного сезона на территории субъекта РФ, вышеуказанные сведения заносятся в таблицу (Приложение N 4).
В таблице указываются: порядковый номер, общее количество населенных пунктов в районах субъектов попадающих в зоны вероятного возникновения природных пожаров, количество СЗО, попадающих в зоны вероятного возникновения природных пожаров, в том числе с круглосуточным пребыванием людей, количество ОЭ, в том числе ПОО, попадающих в зоны вероятного возникновения природных пожаров, прогнозируемые сроки начала пожароопасного сезона (указываются в периоде, отображается на карте) (Приложение N 5).
В примечании указываются другие необходимые сведения, не вошедшие в таблицу.
Раздел 3
Организация планирования и проведения мероприятий пожарной безопасности в пожароопасный период на территории субъекта РФ
Рассмотрение вопроса о защите объектов и территорий от распространения природных пожаров на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
актуализация перечня населённых пунктов и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческих объединений), подверженных угрозе распространения лесных пожаров, а также содержания ранее составленных паспортов в соответствии с Методическими рекомендациями по заполнению паспорта пожарной безопасности населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, утвержденных решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 4 марта 2011 г. N 1;
выполнение к климатическим срокам начала пожароопасного сезона противопожарных мер по защите населённых пунктов, садоводческих объединений и иных объектов от распространения природных пожаров;
обеспечение готовности территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к работе в летний пожароопасный сезон;
установление перечня профилактических противопожарных мероприятий по предупреждению пожаров от возгораний сухой травы, лесных и торфяных пожаров, а также порядка посещения лесных массивов;
проведение межведомственных комиссионных проверок готовности субъектов Российской Федерации к летнему пожароопасному сезону;
организация и проведение комиссионных проверок органов местного самоуправления по исполнению полномочий в области реализации мер пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в населённых пунктах, подверженных угрозе распространения лесных пожаров;
контроль за реализацией органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности в населённых пунктах, в том числе:
созданию противопожарных разрывов и минерализованных полос установленной ширины на всей протяжённости участков границ населённого пункта;
очистке территорий предприятий и населенных пунктов от горючих отходов, мусора, сухой травы и тополиного пуха;
обеспечению возможности использования для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, реки, озёра, пруды, бассейны, и т.п.);
комплектации первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём привлекаемых к тушению пожаров добровольных пожарных формирований;
размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности и необходимых действий при обнаружении пожара, включая информационное освещение с помощью общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей "ОКСИОН";
контроль готовности сил и средств подразделений пожарной охраны, к осуществлению действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населённых пунктах, подверженных угрозе распространения природных пожаров;
организация и проведение тренировок по отработке планов тушения пожаров, а также сводных планов привлечения сил и средств служб и организаций субъектов Российской Федерации для их тушения;
организация сходов граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности;
применение мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации по пресечению нарушений требований пожарной безопасности. Выдача предписаний государственного пожарного надзора об устранении выявленных нарушений. Подготовка и внесение представлений в органы власти и местного самоуправления об устранении причин и условий, способствовавших совершению нарушений противопожарного режима.
Раздел 4
Организация управления и взаимодействия в пожароопасный период на территории субъекта РФ
В разделе указываются:
1. Органы управления, осуществляющие сбор данных, принимающие решение на ликвидацию лесных пожаров и осуществляющие координацию действий и управление силами и средствами при обеспечении пожарной безопасности и тушении пожаров на территории субъекта РФ.
2. Порядок организации работы органов повседневного управления РСЧС (региональных пунктов диспетчерского управления (РПДУ), ЕДДС муниципальных образований, пунктов диспетчерского управления (ПДУ)) на региональном и муниципальном уровнях при проведении мероприятий пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ.
3. Порядок организации работы координационных органов РСЧС на региональном и муниципальном уровнях для обеспечения согласованности действий ФОИВ субъекта РФ, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ.
4. Порядок работы оперативных штабов и оперативных групп в период проведения мероприятий пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на субъектовом и муниципальном уровнях и организация взаимодействия с органами повседневного управления по вопросам обмена оперативной информацией при проведении мероприятий пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ.
5. Порядок сбора и обмена информацией между органами повседневного управления РСЧС на региональном и муниципальном уровнях в период проведения мероприятий пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ.
6. Порядок управления силами и средствами РСЧС при обеспечении пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ.
Раздел 5
Состав группировки сил и средств на тушение природных пожаров на территории субъекта РФ
5.1. Состав сил и средств РСЧС, привлекаемый для проведения мероприятий по смягчению рисков и реагирования на ЧС в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ, определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". К силам и средствам относятся специально подготовленные силы и средства ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров.
5.2. Расчет сил и средств проводится, исходя из прогнозируемых рисков возникновения ЧС, связанных с возникновением природных пожаров на территории субъекта РФ. К ним относятся риски природных пожаров на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, землях поселений, обороны и безопасности (Минобороны России, ФСБ России, МВД России), землях особо охраняемых природных территорий, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях иного специального назначения, землях запаса.
5.3. Расчет сил и средств включает выполнение следующих основных функций:
5.3.1. Обеспечение пожарной безопасности:
а) предупреждение и ограничение распространения лесных пожаров:
разъяснительная и воспитательная работа, в том числе через средства массовой информации;
регулирование посещаемости лесов;
благоустройство мест отдыха и стоянок транспорта;
контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, в том числе силами государственного пожарного надзора в населенных пунктах и объектах экономики расположенных в лесных массивах или вблизи них;
б) снижение пожарной опасности:
регулирование состава древостоев;
очистка мест рубок;
ликвидация внелесосечной захламленности;
санитарные рубки;
в) предупреждение (ограничение) распространения огня:
создание противопожарных разрывов (барьеров);
создание минерализованных полос;
создание противопожарных опушек;
г) подготовка сил и средств для предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе контроль готовности сил и средств к предупреждению и тушению пожаров с выездом оперативных групп в районы возможного возникновения лесных пожаров;
д) обнаружение лесных пожаров:
дежурство на пожарно-наблюдательных вышках, пунктах;
наземное патрулирование, авиационное патрулирование;
оценка лесопожарной обстановки и прогноз ее развития;
прием и обработка информации о пожарной обстановке (пожарах) и доведение до заинтересованных органов управления, должностных лиц, сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
е) подготовка к работам по тушению:
дежурство пожарных команд;
перераспределение и маневрирование силами и средствами пожаротушения, доставка их к местам лесных пожаров.
5.4. Непосредственное тушение лесных пожаров - разведка пожара, остановка распространения огня, локализация, дотушивание и окарауливание.
К работам по тушению лесных пожаров относятся (письмо Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"):
разведка (наземная и авиационная) очага лесного пожара;
организационно-технические мероприятия;
локализация очага пожара;
окарауливание локализованного пожара и ликвидация пожара.
5.4.1. Работы по разведке (обследованию) очагов лесного пожара осуществляются наземным и авиационным способами, а также путем космического мониторинга лесных пожаров.
Наземный способ разведки очагов возгорания включает в себя комплекс работ (объезд, обход) с момента сообщения о лесном пожаре или его обнаружения с применением наземных сил и средств.
Авиационный способ - комплекс работ (облет) по обследованию очага возгорания, осуществляемых с воздушных судов.
5.4.2. К организационно-техническим мероприятиям, связанным с тушением лесных пожаров, относятся:
доставка людей и средств к месту тушения пожара и обратно (пешим путем, автомобильным, водным, воздушным транспортом);
обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения лесного пожара;
организация питания, первой помощи и отдыха лиц, работающих на тушении лесного пожара;
проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности во время тушения пожара;
текущий ремонт основных средств, поврежденных при работах, связанных с тушением лесных пожаров;
подготовка огнетушащих растворов, заправка ими воздушных судов и пожарных средств;
обеспечение забора воды авиационной техникой для пожаротушения с акваторий открытых водоёмов;
составление плана тушения пожара (мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесного пожара). План составляется по данным обследования и прогноза распространения и развития пожара руководителем тушения лесного пожара.
5.4.3. Основными стадиями локализации лесного пожара являются: остановка распространения кромки пожара - это комплекс работ, непосредственно воздействующих на кромку пожара с целью недопущения ее дальнейшего распространения;
непосредственно локализация пожара - это комплекс мер (применение технических способов и тактических приемов) по созданию (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения;
дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища - это комплекс мер направленных на ликвидацию очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.
5.4.4. К окарауливанию пожара относятся работы, состоящие в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвращения возобновления пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании. В случаях обнаружения скрытых очагов горения принимаются меры по их дотушиванию. После окончания окарауливания пожар считается ликвидированным.
5.5. Общая группировка сил и средств, привлекаемая к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров, состоит из сил и средств, привлекаемых к обеспечению пожарной безопасности и участвующих в тушении лесных пожаров. Силы и средства, участвующие в тушении лесных пожаров подразделяются на силы и средства, участвующие непосредственно в тушении пожара и силы и средства, обеспечивающие тушение пожара.
5.5.1. К силам и средствам, привлекаемым для обеспечения пожарной безопасности, в обязательном порядке относятся:
а) силы и средства функциональных подсистем РСЧС:
подразделения МЧС России (подразделения Федеральной противопожарной службы, обеспечивающие прикрытие населенных пунктов, авиация МЧС России, привлекаемая к проведению авиационного патрулирования, ОГ главных управлений МЧС России по субъектам РФ, подразделения надзорных органов, ОДС ЦУКС территориальных органов, отделы по работе со СМИ, территориальные Центры мониторинга и прогнозирования ЧС);
подразделения лесопожарных формирований, находящиеся в ведении Рослесхоза, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории, в том числе строительство противопожарных дорог, прокладку просек, противопожарных разрывов и минерализованных полос, подготовку маршрутов наземного патрулирования, подготовку пожарно-наблюдательных вышек, мачт и наблюдательных пунктов, осуществление мониторинга пожарной безопасности в лесах, организацию авиационного обнаружения лесных пожаров, контроль и патрулирование лесов, контроль за противопожарным состоянием лесов;
подразделения Минобороны России: пожарные команды, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории (в том числе из состава инженерных подразделений); авиация для ведения воздушной разведки (на пожароопасный период назначаются приказом Командующего ВВС ПВО на основании Директивы МО);
подразделения МВД России (дежурные службы: экипажи, диспетчерские службы ППС и ГИБДД, привлекаемые к проведению ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, авиация для ведения воздушной разведки);
подразделения пограничной службы ФСБ России, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории (авиация для ведения воздушной разведки);
силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ), в том числе организации осуществляющие строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и осуществляющие обеспечение пожарной безопасности на подведомственной территории (Минэнерго России, Минтранса России, Минкомсвязи России, ОАО РЖД, подразделения организаций осуществляющих транспортировку углеводородов трубопроводным транспортом);
подразделения Росатома (специальные пожарные части, обеспечивающие пожарную безопасность на территории объектов Росатома) на территории федерального органа;
оперативные группы, личный состав и техника территориальных подразделений ФОИВ и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС и выполняющих задачи по обеспечению пожарной безопасности.
б) силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:
координационные органы и органы повседневного управления;
силы и средства гарнизонов пожарной охраны (кроме Федеральной противопожарной службы МЧС России), обеспечивающие прикрытие населенных пунктов;
личный состав и техника органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций, производящих работу по подготовке к пожароопасному периоду;
авиация ОМСУ в соответствии с заключёнными договорами для проведения разведки и мониторинга;
добровольная пожарная охрана;
силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ);
другие подразделения территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по обеспечению пожарной безопасности (на основании решений соответствующих Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности).
5.5.2. К силам и средствам, привлекаемым для тушения природных пожаров на территории субъекта РФ в обязательном порядке относятся:
а) силы и средства функциональных подсистем РСЧС:
- силы и средства лесопожарных формирований, имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.
При этом в состав пожарной техники и оборудования, а также в состав сил пожаротушения включаются только силы и средства, которые планируется непосредственно задействовать в работах по тушению пожаров. В силы пожаротушения лесопожарных формирований включаются:
руководители тушения лесных пожаров;
летчики-наблюдатели;
парашютисты-пожарные;
десантники-пожарные;
инструктора авиапожарных служб;
постоянные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организаций) наземной охраны лесов от пожаров;
временные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организаций) наземной охраны лесов от пожаров.
- силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) и имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.
- силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) и не имеющих лицензию на тушение лесных пожаров. При этом учитывается только техника и оборудование, которое может быть использовано для проведения работ по тушению лесных пожаров.
К лицам, осуществляющим использование лесов относятся, в том числе и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и осуществляющие обеспечение пожарной безопасности на подведомственной территории (Минэнерго России, Минтранса России, Минкомсвязи России, ОАО РЖД, подразделения организаций осуществляющих транспортировку углеводородов трубопроводным транспортом).
силы и средства гарнизонов пожарной охраны (подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований (федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 69-ФЗ, Приказ МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240)), СВФ и авиации МЧС России, привлекаемые к тушению лесных пожаров в установленном порядке.
При этом в сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации включаются только те силы и средства, которые определены соответствующими соглашениями (п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 344 "Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров").
Привлечение сил и средств гарнизонов пожарной охраны для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 344 "Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров".
К силам подразделений пожарной охраны, СВФ и авиации МЧС России относится личный состав, который планируется непосредственно задействовать в работах по тушению лесных пожаров:
осуществляющий работы по обследованию очага лесного пожара (сотрудники, осуществляющие обследование наземным способом, водным транспортом, летчики-наблюдатели, члены летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ), личный состав оперативных групп всех уровней, задействованных в контроле за выполнением работ по тушению пожаров);
обеспечивающий доставку: рабочих к месту лесного пожара и обратно; средств пожаротушения; горюче-смазочных материалов; воды; продуктов питания; таборного имущества и других грузов, используемых при тушении лесного пожара (водители, водители-механики, члены экипажей водного транспорта, члены летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ));
выполняющий организационно-технические мероприятия;
выполняющий работы по локализации очага лесного пожара, окарауливанию локализованного лесного пожара и его ликвидации (осуществляющий работы по непосредственному воздействию на кромку пожара, сотрудники парашютной и десантно-пожарной службы, летчиков-наблюдателей, членов летных экипажей (при использовании авиации, принадлежащей исполнителю работ), сотрудники, задействованные на создании (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения).
- силы и средства организаций, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти субъекта РФ, не осуществляющих использование лесов и привлекаемые в установленном порядке к тушению лесных пожаров, за исключением лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, в том числе:
силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъекта РФ:
СВФ МЧС России;
подразделения МВД РФ, привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (дежурные службы: экипажи ППС и ГИБДД, привлекаемые для сопровождения колонн пожарной техники и колонн с имуществом в район действующих природных пожаров, для работы по недопущению населения к очагам пожаров, авиация для ведения воздушной разведки и тушения лесных пожаров), части внутренних войск, привлекаемые к ликвидации ЧС на территории ЗАТО (на основании директивы командующего внутренними войсками);
подразделения пограничной службы ФСБ России, привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (авиация для ведения воздушной разведки и тушения лесных пожаров);
подразделения Минобороны России на территории субъекта РФ (на пожароопасный период назначаются приказом Командующего военным округом на основании Директивы МО). В их состав включаются пожарные команды (в том числе из состава инженерных подразделений). Авиация на пожароопасный период назначается приказом Командующего ВВС ПВО на основании Директивы МО;
подразделения ОАО РЖД привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (пожарные поезда трех категорий);
подразделения Минздрава России, осуществляющие медицинское обеспечение в районе действующих природных пожаров (медицинское обеспечение работ по тушению действующих лесных пожаров);
подразделения Росатома (специальные пожарные части проводящие тушение природных пожаров в пределах границ объекта);
другие подразделения федеральных органов исполнительной власти субъекта РФ и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС, выполняющие задачи по реагированию на чрезвычайные ситуации в пожароопасном периоде;
б) силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:
автотранспортные предприятия;
медицинские учреждения (бригады скорой медицинской помощи);
авиация ТП РСЧС в соответствии с заключёнными договорами для тушения лесных пожаров;
сторонние организации (силы и средства организаций, заключивших договора на тушение лесных пожаров);
авиация сторонних организаций, привлекаемых по договорам на тушение лесных пожаров;
другие подразделения территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по тушению лесных пожаров (на основании решения комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъекта РФ).
Привлечение сил и средств организаций, не осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) производится на основании соответствующих договоров и соглашений, заключенных в установленном порядке.
Для организаций, имеющих лицензию на тушение лесных пожаров, указывается номер и дата получения лицензии.
В отдельных случаях допускается привлечение сил и средств, не указанных в договорах и соглашениях, на основании решений КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
5.5.3. К силам и средствам, обеспечивающим тушение пожаров относятся:
силы и средства, выполняющие организационно-технические и другие вспомогательные работы (п. 5.4.2.);
комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
дежурно-диспетчерские службы (ДЦС) органов исполнительной власти субъекта РФ (дежурные смены);
региональные пункты диспетчерского управления (РПДУ) при органе исполнительной власти субъекта РФ;
пункты диспетчерского управления (ПДУ) организаций и учреждений;
единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДЦС) муниципальных образований субъекта РФ;
дежурно-диспетчерские службы (ДЦС) организаций (объектов);
силы и средства принимающие участие в ограничении посещения лесов гражданами и въезда автотранспорта, установке шлагбаумов на лесных дорогах, щитов-аншлагов, предупреждающих о чрезвычайной опасности в лесах, в выставлении контрольных постов из работников лесной охраны и полиции.
Для учета сил Ф и ТП РСЧС, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ, разрабатывается таблица "Сведения о группировке сил, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ" (Приложение N 7). Общая группировка сил, привлекаемых к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ, состоит из личного состава, участвующего в тушении лесных пожаров, и привлекаемого к обеспечению пожарной безопасности.
В разделе "Участие в тушении пожаров" учитывается личный состав, принимающий участие в непосредственном тушении лесных пожаров, и обеспечивающий тушение лесных пожаров.
В графе 3 учитывается личный состав, непосредственно осуществляющий тушение действующих лесных пожаров и заполняется в соответствии с п. 5.5.2.
В графе 4 учитывается личный состав, участвующий в обеспечении тушения действующих лесных пожаров и заполняется в соответствии с п.п. 5.4.2, 5.4.3.
В разделе "Обеспечение пожарной безопасности" учитывается личный состав, привлеченный к обеспечению пожарной безопасности, находящийся на дежурстве и входящий в усиление (заполняется в соответствии с п. 5.5.1.).
В графе 6 учитывается личный состав, непосредственно обеспечивающий пожарную безопасность (ведение разведки и мониторинга, в том числе экологического, работу оперативных штабов, оперативных групп, оперативных дежурных смен, проведение превентивных мероприятий и ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, проведение надзорных мероприятий, проведение работы с населением, СМИ, связанных с ухудшением экологической обстановки).
В графе 7 учитывается личный состав подразделений постоянной готовности для немедленного реагирования в случае ухудшения обстановки, усиления группировки в очагах пожаров, а также для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, организации первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
В графе 8 учитывается личный состав для наращивания группировки в связи с ухудшением обстановки, при переводе на усиленный режим работы, вводе в расчет резервной техники, привлечении дополнительных сил и средств, в том числе предприятий и организаций, добровольцев, создания резерва на угрожаемых направлениях, в том числе для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
5.6. Техника и оборудование, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров, состоит из техники и оборудования, задействованных в обеспечении пожарной безопасности и задействованных в тушении лесных пожаров. Техника и оборудование, задействованные в тушении лесных пожаров подразделяются на технику и оборудование, участвующие непосредственно в тушении пожаров и технику и оборудование, задействованные для обеспечения тушения пожаров.
5.6.1. К технике и оборудованию, привлекаемым для обеспечения пожарной безопасности относятся:
беспилотные летательные аппараты,
воздушные суда
бульдозеры,
скреперы,
грейдеры,
автомобили,
катера,
лодки моторные,
бензопилы,
а также другие виды специальной и инженерной техники и оборудования применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 5.5.1.
5.6.2. К технике и оборудованию, предназначенным для тушения лесных пожаров относятся:
беспилотные летательные аппараты,
воздушные суда,
водосливные устройства,
пожарные поезда,
пожарные машины,
поливомоечные машины,
тралы,
экскаваторы,
автоцистерны,
емкости для доставки воды,
воздуходувки,
мотопомпы,
огнетушители,
плуги,
зажигательные аппараты,
ранцевые огнетушители,
а также другие виды специальной, инженерной и приспособленной для целей пожаротушения техники и оборудования применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 5.5.2.
5.6.3. К технике и оборудованию, обеспечивающим тушение пожаров относятся:
вездеходы,
автомобили,
малые лесопатрульные комплексы,
автобусы,
тракторы,
а также другие виды специальной и инженерной техники и оборудования применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 5.5.3.
Для учета техники Ф и ТП, которая может быть привлечена к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ, разрабатывается таблица "Сведения о технике, которая может быть привлечена к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ" (Приложение N 8). Общее количество техники, привлекаемой к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории субъекта РФ, должно включать технику, участвующую в тушении лесных пожаров и технику, привлекаемую к обеспечению пожарной безопасности.
В разделе "Участие в тушении пожаров" учитывается техника, принимающая участие в непосредственном тушении лесных пожаров и в обеспечении тушения лесных пожаров.
В графе 3 учитывается техника, задействованная в непосредственном осуществлении тушения действующих лесных пожаров.
В графе 4 учитывается техника, участвующая в обеспечении тушения действующих лесных пожаров (ведение разведки, работа оперативных групп на очагах пожаров, переброска личного состава, подвоз материальных средств, материальное, медицинское, техническое обеспечение работ, работа по недопущению населения к очагам пожаров, обеспечение работы авиации на аэродромах и в местах забора воды).
В разделе "Обеспечение пожарной безопасности" учитывается техника, участвующая в обеспечении пожарной безопасности, находящаяся на дежурстве и входящая в состав усиления.
В графе 6 учитывается техника, задействованная в непосредственном обеспечении пожарной безопасности (ведение разведки и мониторинга, в том числе экологического, работу оперативных штабов, оперативных групп, оперативных дежурных смен, проведение превентивных мероприятий и ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, проведение надзорных мероприятий, проведение работы с населением, СМИ, работа медицинских подразделений, связанных с ухудшением экологической обстановки).
В графе 7 учитывается техника подразделений постоянной готовности для немедленного реагирования в случае ухудшения обстановки, усиления группировки в очагах пожаров, а также для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, организации первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
В графе 8 учитывается техника для наращивания группировки в связи с ухудшением обстановки, при переводе на усиленный режим работы, привлечении дополнительных сил и средств, в том числе предприятий и организаций, добровольцев, создания резерва на угрожаемых направлениях, в том числе для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
В пояснительной части указывается общее количество сил и средств РСЧС, привлекаемых для проведения мероприятий по смягчению рисков и реагирования на ЧС в пожароопасном периоде на территории субъекта РФ, с последующим разделением на ФП РСЧС (в том числе от МЧС РФ) и ТП РСЧС.
При составлении таблицы "Сведения о наличии пожарных поездов на территории субъекта РФ" (Приложение N 12) в верхней части таблицы указываются принадлежность пожарного поезда (станция, подразделения РЖД), зона ответственности в субъекте РФ, состав поезда, в котором указывается количество личного состава и объем (запасы) воды и время готовности данных поездов к реагированию.
Для планирования мероприятий по применению авиации на территории субъекта РФ разрабатывается План применения авиации в пожароопасный период на территории субъекта РФ на картографической основе (Приложение N 9) с приложениями, в которых указывается состав сил и средств авиации РСЧС, сведения о водоемах, пригодных для применения на них самолетов-амфибий БЕ-200ЧС (Приложение N 10), а также состав сил и средств авиации РСЧС для тушения пожаров в субъекте РФ на пожароопасный период (Приложение N 11). При составлении таблицы "Состав сил и средств авиации РСЧС" в верхней части таблицы указываются имеющиеся силы и средства авиации межрегионального уровня, далее силы и средства авиации субъекта РФ, которые подразделяются на силы ФП и ТП РСЧС. При составлении таблицы "Сведения о водоемах, пригодных для применения на них самолетов-амфибий БЕ-200ЧС" в верхней части таблицы указывается наименование водоема, место расположения участков водоёма, на которых возможно применение самолёта БЕ-200ЧС, с указанием точных координат (00°00' ВД 00°00' СШ), наименование или место дислокации аэродрома и его принадлежность, наличие паспорта, периоды времени, в которых возможно использование водоёмов. При заполнении таблицы "Состав сил и средств авиации РСЧС для тушения пожаров в субъекте РФ на пожароопасный период" учитываются министерства и ведомства, входящие в состав РСЧС, а также наличие самолётов, вертолётов, БПЛА и других летательных аппаратов, предназначенных как для разведки и мониторинга так и для тушения пожаров.
Карта выполняется на подложке субъекта РФ с указанием границ и наименований муниципальных образований. Цветом поднимаются основные водные артерии субъекта РФ, где планируется проведение забора воды самолетом БЕ-200ЧС. В соответствии с условными обозначениями на карте наносятся:
район ведения воздушной разведки;
места забора воды БЕ-200ЧС;
зона ответственности авиации;
авиация Ф и ТП РСЧС, в соответствии с цветовым разграничением;
районы пожаров с указанием площади;
аэродромы базирования с указанием типов воздушных судов, их количества и принадлежностью.
Примечание:
1. Расчет сил и средств РСЧС производить с учетом наихудшего сценария развития чрезвычайной ситуации.
2. При определении авиасредств для ликвидации последствий ЧС в расчет не включаются воздушные суда, запланированные к регламентным работам и задействованные для других неотложных задач.
3. При определении группировки, учитывать, численность оперативных дежурных смен органов повседневного управления.
Раздел 6
Организация связи
В разделе "организация связи" разрабатываются следующие документы:
1) Распоряжение по связи (Приложение 9.1)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Приложение 13.1"
В распоряжении по связи указываются:
места развертывания узлов связи пунктов управления;
порядок обеспечения связи с ФКУ НЦУКС, с ЦУКС повседневного ПУ, с ППУ РЦ;
связь взаимодействия между главными управлениями МЧС России по субъектам РФ, связь взаимодействия с оперативными группами;
порядок обеспечения радио и проводной связи;
порядок обеспечения безопасности связи;
порядок организации управления системой связи субъекта;
время готовности связи;
порядок обеспечения правительственной связи (по согласованию с территориальным органом Службы специальной связи и информации ФСО России, в случае привлечения их сил и средств);
порядок обеспечения закрытой связи с ФКУ НЦУКС, с ЦУКС повседневного ПУ ГУ и РЦ (с применением специального сотового телефона М-500 (М-633С)*.
2) Схема организации связи (Приложение 9.2)
На схеме организации связи указываются:
узлы связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления старших, подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС;
направления связи с обозначением линий, систем, каналов связи;
очередность и сроки установления каждой связи.
Схема организации связи разрабатывается на основании распоряжения по связи и подписывается начальником связи.
3) Справочные данные (Приложение 9.3)
В справочных данных указываются:
номера телефонов (факс, АТА) узлов связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления старших, подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС, оперативного штаба, оперативной группы, подвижного пункта управления, оперативных служб;
радиоданные;
схема построения систем оповещения;
таблица позывных должностных лиц и узлов связи;
схема вызова;
должность, Ф.И.О., номера телефонов руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп;
должность, Ф.И.О., номера телефонов правительственной связи (в случае привлечения сил и средств территориальных органов Службы специальной связи и информации ФСО России) руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп, а также номера телефонов закрытой связи МЧС России соответствующих руководителей.
4) Расчет сил и средств связи (Приложение N 9.4):
В расчете сил и средств связи указывается личный состав, средства связи, автомобильная техника, в т.ч. силы и средства ППУ, ОТ, а также силы и средства территориального органа Службы специальной связи и информации ФСО России (в случае их привлечения).
Раздел 7
Организация оповещения и информирования населения
В разделе "Организация оповещения и информирования населения" разрабатываются следующие документы:
1. "Структура оповещения и информирования населения ________________ области в случае ЧС (социально значимого происшествия" (приложение 15).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение 14"
В Главном управлении МЧС России по субъекту РФ отрабатывается:
структура сети АСЦО главного управления МЧС России по субъекту РФ и взаимодействующих органов управления ТП РСЧС, информационные центры ОКСИОН, узлы взаимодействующих операторов сотовой связи.
2. План организации оповещения населения ____________________ области (города, муниципального района)
На Плане организации оповещения населения указывается:
Наличие и состав задействуемых средств ТАСЦО (телевидение, радиотрансляционная сеть, радио УКВ, СВ, ТК ОКСИОН, Интернет), перечень и подведомственность местных и локальных систем оповещения, задействуемых в пожароопасный период.
Состав РАСЦО, схемы организации взаимодействия АСЦО на всех уровнях управления, а также приводятся расчеты по количеству оповещенного населения в населенных пунктах, попадающих в зоны природных пожаров.
Справочные данные.
В справочных данных указывается уточненная информация по приведенным формам о готовности к информированию населения операторов теле-, радио каналов, сотовой связи, ОКСИОН, сети Интернет, а также характеристики местных и локальных систем оповещения.
Справочные данные в соответствии с информационными формами.
Раздел 8
Организация материально-технического обеспечения
Разрабатывается План материально-технического обеспечения мероприятий в пожароопасный период на территории субъекта РФ на карте.
На карту наносятся:
границы и наименование муниципальных образований;
границы зон возможных очагов пожаров;
места дислокации органов управления, сил и средств материально-технического обеспечения МЧС России и взаимодействующих подсистем РСЧС;
склады с материальными средствами, в т.ч. с огнетушащими веществами;
аэродромы;
основные железнодорожные, автомобильные магистрали и железнодорожные станции;
расчет материально-технических средств СВФ, организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России;
расчет материально-технических средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
пункты ремонта автомобильной, инженерной, специальной техники.
Раздел 9
Резервы финансовых и материальных ресурсов
Резервы финансовых и материальных ресурсов (Приложение N 20):
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Приложение N 16"
финансовые резервы.
материальные резервы:
продовольствие;
вещевое имущество;
другое имущество.
______________________________
* Данный вид связи организуется во всех региональных центрах и в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в ГУ МЧС России по г. Москве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по разработке Плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории субъекта Российской Федерации (утв. МЧС России 1 июля 2013 г. N 2-4-87-13-14)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Москва, 2013 г.)