Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2013 г.
1. Применяется ли требование статьи 14 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее Закон N 57-ФЗ) при приобретении иностранным инвестором права косвенно распоряжаться пятью и более процентами акций (долей), составляющих уставной капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее – хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение)?
Применяется.
Обязанность представления в соответствии со статьей 14 Закона N 57-ФЗ в ФАС России уведомления о совершении сделки возникает у иностранного инвестора, в том числе и при приобретении права косвенно распоряжаться пятью и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.
В целях Закона N 57-ФЗ под косвенным распоряжением иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее группа лиц) голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, понимается возможность иностранного инвестора или группы лиц через третьих лиц фактически распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.
Например:
- приобретение компанией А (иностранным инвестором) более 50% голосующих акций (долей) компании В, которая в свою очередь владеет 5% и более акций (долей) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение требует направления в уполномоченный орган уведомления в соответствии со статьей 14 Закона N 57-ФЗ;
- приобретение компанией А (иностранным инвестором) менее 50% голосующих акций (долей) компании В, которая в свою очередь владеет 5% и более акций (долей) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, а также приобретение компанией А (иностранным инвестором) менее 50% голосующих акций (долей) компании В, которая в свою очередь владеет 100% акций хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, потребует направления в уполномоченный орган уведомления в соответствии со статьей 14 Закона N 57-ФЗ, при условии, если компания А (иностранный инвестор) по каким-либо основаниям получит возможность контролировать компанию В.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 57-ФЗ сделки, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры не подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Законом N 57-ФЗ, однако обязанность по представлению в уполномоченный орган уведомления в соответствии со статьей 14 Закона N 57-ФЗ за ними сохраняется.
2. Требует ли предварительного согласования сделка, совершаемая иностранным инвестором в отношении акций (долей) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, в случае, если в результате совершения указанной сделки Российская Федерация потеряет контроль в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения?
Сделки в отношении недропользователя при утере контроля Российской Федерации над ним подлежат предварительному согласованию.
Закон N 57-ФЗ в полной мере применяется при потере Российской Федерацией после совершения планируемой сделки контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение и осуществляющим пользование участками недр федерального значения.
Часть 7 статьи 2 Закона N 57-ФЗ устанавливает изъятие из сферы правового регулирования данного закона для сделок, заключаемых иностранными инвесторами (кроме иностранных государств, международных организаций, а также находящихся под их контролем организаций) в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользования участками недр федерального значения, контроль над которыми (более 50%) осуществляется до заключения сделки и будет осуществляться после заключения сделки со стороны Российской Федерации.
Возможно ли установление контроля иностранного инвестора над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в случае приобретения иностранным инвестором 1% или другого неконтрольного пакета акций (долей), составляющих уставной капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение?
Возможно.
Хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение, также будет считаться находящимся под контролем иностранного инвестора (группы лиц) в случае, если иностранный инвестор (группа лиц), владеющий неконтрольным пакетом акций (долей) (например, 1%) либо не владеющий акциями (долями) такого общества, получил на основании договора или по иным основаниям право или полномочие определять решения, принимаемые таким обществом, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности.
Установление контроля возможно в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение:
1) на общем собрании его акционеров (участников) вследствие приобретения таким хозяйственным обществом, перехода к нему или выкупа им собственных акций (долей), составляющих его уставный капитал;
2) распределения принадлежащих такому хозяйственному обществу долей среди его участников;
3) конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции и
4) по иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям.
В случае установления контроля в результате изменения соотношения голосов иностранный инвестор (группа лиц) обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном Законом N 57-ФЗ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня установления контроля над таким хозяйственным обществом.
3. Какие ошибки чаще всего допускаются иностранными инвесторами либо входящими в их группу лиц юридическими или физическими лицами, при представлении в уполномоченный орган ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение?
1. В составе материалов ходатайства представлены не в полном объеме необходимые документы и сведения. Непредставление заявителем документов в полном объеме является основанием для возврата заявителю ходатайства без рассмотрения.
2. В заявлении о предварительном согласовании сделки не указано предложение о сроках действия решения о предварительном согласовании сделки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона N 57-ФЗ в состав ходатайства о предварительном согласовании сделки должно включаться, в том числе заявление о предварительном согласовании сделки, содержащее предложение о сроках действия решения о предварительном согласовании сделки.
4. Является ли обязательной подача ходатайства о предварительном согласовании сделки, в результате совершения которой иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации, приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% акций (долей) российских хозяйственных обществ, не осуществляющих виды деятельности, указанные в статье 6 Закона N 57-ФЗ?
Является обязательной.
Часть 4 статьи 6 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" устанавливает требование о необходимости предварительного согласования сделок, совершаемых иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями, по приобретению права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% акций (долей) российских хозяйственных обществ или иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества вне зависимости от осуществления последними видов деятельности, имеющих стратегическое значение.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 23 Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 838, в случае, если при рассмотрении ходатайства, поступившего в том числе в соответствии с требованиями Закона N 160-ФЗ, уполномоченным органом будет установлен факт неотнесения общества к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение, уполномоченный орган принимает решение о возврате ходатайства.
5. В случае, когда планируемая сделка подлежит предварительному согласованию одновременно в соответствии с Законом N 57-ФЗ и частью 4 статьи 6 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", необходимо в уполномоченный орган подавать два ходатайства?
Нет. Достаточно одного ходатайства, в котором нужно указать два основания для его подачи в уполномоченный орган.
6. Распространяются ли требования части 4 статьи 6 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" о предварительном согласовании сделок на случай создания хозяйственного общества, в котором одним из учредителей (которому будет принадлежать доля более 25%) является организация, находящаяся под контролем иностранного государства или международной организации?
Да, распространяются. В данном случае создание хозяйственного общества требует подачи ходатайства о предварительном согласовании в порядке, установленном Законом N 57-ФЗ.
7. Распространяются ли требования Закона N 57-ФЗ о предварительном согласовании сделок на случай создания иностранным инвестором российского хозяйственного общества?
Закон N 57-ФЗ регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами (группой лиц) инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов (группы лиц) над такими хозяйственными обществами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 57-ФЗ хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, признается хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение и указанных в статье 6 Закона N 57-ФЗ.
Учреждение иностранным инвестором российского хозяйственного общества, а также последующее получение таким обществом лицензии на осуществление вида деятельности, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в настоящее время не подпадает под сферу действия Закона N 57-ФЗ.
Вместе с тем, создание хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в результате реорганизации с последующим переоформлением лицензии (переходом права на осуществление стратегического вида деятельности), требует предварительного согласования в соответствии с Законом N 57-ФЗ в случае, если иностранным инвестором (группой лиц) будет установлен над созданным стратегическим обществом контроль, которого он не имел в реорганизуемом стратегическом обществе.
8. Считается ли для целей применения Закона N 57-ФЗ двойным гражданством наличие у гражданина Российской Федерации гражданство иностранного государства при отсутствии заключенного между этим иностранным государством и Российской Федерацией международного договора, предусмотренного частью 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации?
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства Российской Федерации наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства считается двойным гражданством, в том числе при отсутствии заключенного между этим иностранным государством и Российской Федерацией международного договора о двойном гражданстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон об иностранных инвестициях в стратегические хозобщества предусматривает, что при приобретении права косвенно распоряжаться 5 и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал общества, иностранный инвестор должен представить уведомление о совершении сделки.
Разъяснено, что под косвенным распоряжением понимается возможность фактически распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли).
Сделки, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Россия, предварительному согласованию не подлежат. Однако обязанность представить уведомление за ними сохраняется. То же касается сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, с которыми Россия заключила международные договоры.
При утере контроля России над недропользователем сделки в отношении него подлежат предварительному согласованию. В частности, речь идет о пользовании участками недр федерального значения.
Закон не касается сделок, заключаемых иностранными инвесторами (кроме государств, международных организаций, а также находящихся под их контролем компаний) в отношении пользователей участками недр федерального значения, контроль над которыми (более 50%) осуществляется до заключения сделки и будет осуществляться после со стороны России.
Общество также будет считаться находящимся под контролем, если инвестор, владеющий неконтрольным пакетом акций (долей) либо не владеющий ими, получил право или полномочие определять решения, принимаемые обществом.
Установление контроля возможно в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал. В таком случае инвестор обязан подать ходатайство о согласовании установления контроля в срок, не превышающий 3 месяцев.
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2013 г.
Текст разъяснений официально опубликован не был