Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 декабря 2013 г. N 29-АПУ13-12
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Ворожцова С.А.
судей Хомицкой Т.П. и Сабурова Д.Э.
при секретаре Барченковой М.А.
рассмотрела в судебном заседании апелляционные жалобы осужденного Самылкина О.А., адвоката Кувяткина Н.А. в его защиту, защитника Самылкиной Е.А., потерпевшей П. на приговор Пензенского областного суда от 4 октября 2013 года, которым
Самылкин О.А., ..., несудимый,
осужден к лишению свободы по п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 12 годам с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев, с установлением ограничений, перечисленных в приговоре.
Срок наказания исчислен с 4 октября 2013 года, с зачетом времени содержания под стражей с 21 января 2013 года по 3 октября 2013 года.
Постановлено о взыскании компенсации морального вреда с Самылкина О.А. в пользу П. в сумме ... рублей.
По делу решена судьба вещественных доказательств.
Самылкин осужден за убийство двух лиц - П. и П., совершенное 20 января 2013 года в п. ..., при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Заслушав доклад судьи Хомицкой Т.П., объяснения осужденного Самылкина О.А. в режиме видеоконференцсвязи, выступление адвокатов Кувяткина Н.А. и Федоровой Г.Г, поддержавших доводы жалоб, выступление защитника Самылкиной Е.А., выступление адвоката Алексеева В.Н. в защиту интересов потерпевшей П. и мнение государственного обвинителя Генеральной прокуратуры Кривоноговой Е.А., полагавших изменить приговор, назначив более строгое наказание, Судебная коллегия установила:
в апелляционных жалобах осужденный Самылкин О.А., адвокат Кувяткин Н.А. в его защиту, защитник Самылкина Б.А. выражают несогласие с приговором, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Анализируя показания участников процесса в судебном заседании, адвокат полагает, что противоправное поведение потерпевших братьев П. в течение длительного времени по отношению к Самылкину спровоцировали в последующем события, при которых Самылкин полагал о реальном посягательстве на него со стороны потерпевших. При этом суд не учел, что в момент совершения преступления Самылкин находился в состоянии конфликтного эмоционального напряжения, вызванного длительной психотравмирующей ситуацией. С учетом изложенного, адвокат полагает, что действия Самылкина подлежат квалификации по ч. 2 ст. 107 УК РФ. Указывает на несправедливость наказания. Аналогичные доводы приведены осужденным и защитником. Просят об изменении приговора с переквалификацией действий на ч. 2 ст. 107 УК РФ со смягчением наказания
В апелляционной жалобе потерпевшая П. выражает несогласие с приговором в части назначенного наказания, полагая его чрезмерно мягким. Указывает, что Самылкин, вооружившись обрезом сам искал встречи с братьями П., а встретившись с ними, убил. Просит о назначении наказания в виде 16 лет лишения свободы.
В возражениях на апелляционные жалобы стороны защиты государственный обвинитель Правосудова Н.А. просит приговор оставить без изменения, потерпевшая П. - апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,
Судебная коллегия находит выводы суда о виновности осужденного Самылкина в содеянном правильными, основанными на исследованных в судебном заседании и изложенных в приговоре доказательствах.
В судебном заседании Самылкин частично признал себя виновным, не оспаривая при этом, что произвел выстрелы в братьев П. при обстоятельствах, которые он воспринимал, как угрозу применения насилия со стороны потерпевших, в том числе как ему показалось, и с применением ножа.
Утверждение Самылкина о потенциальной для него угрозы со стороны потерпевших суд обоснованно признал несостоятельным и опровергнутым доказательствами.
Судом правильно установлено, что Самылкин совершил убийство братьев П. и ... на почве личных неприязненных отношений, возникших в связи с тем, что потерпевшие ранее неоднократно его избивали за то, что он сожительствовал с бывшей женой П., П.
Доводы стороны защиты о том, что Самылкин оборонялся от нападения братьев П. были проверены судом и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку опровергаются как показаниями самого Самылкина в ходе предварительного расследования, так и совокупностью доказательств, оценка которым дана в приговоре.
Как следует из показаний Самылкина в качестве подозреваемого, а также при проверке показаний на месте, П. в момент выстрела в него приближался к осужденному с разведенными в стороны руками, в которых не было ни ножа, ни какого-либо другого оружия, то есть своими действиями не создавал реальной опасности для жизни Самылкина, а П. вообще убегал. При этом, как следует из данных показаний Самылкина и непосредственного очевидца преступления свидетеля П. потерпевшие не высказывали угроз применения насилия, опасного для жизни Самылкина или других лиц. Более того, в ходе осмотра места происшествия, при изъятии одежды П. и ... ножей или иных похожих предметов обнаружено не было.
Изложенные показания осужденного судом обоснованно признаны достоверными, так как они неоднократны, последовательны, дополняют друг друга, подтверждаются выводами, содержащимися в заключении судебно-криминалистической экспертизы, установившей наличие повреждений на передней поверхности предметов одежды П. с расположением оружия в момент выстрела перед потерпевшим, а в отношении П. эксперты указали, что оружие в момент выстрела располагалось сзади потерпевшего.
Исследовав изложенные показания, суд правильно пришел и к выводу, что в ходе следственных действий нарушений норм УПК РФ, которые повлияли бы на допустимость доказательств, не допущено.
Обоснованно суд пришел и к выводу о том, что показания осужденного подтверждаются показаниями свидетеля - очевидца П. оглашенными в судебном заседании в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 281 УПК РФ, а также косвенно, и показаниями свидетеля Б., пояснившей, что примерно за 30 минут до убийства, П. заходила к ней, разыскивая братьев П.С учетом изложенного, а также оценивая предшествующие преступлению действия Самылкина, который вышел из дома с обрезом, ранее изготовленным им из охотничьего ружья, на улицу, где, как он полагал, находятся братья П., а затем, не обнаружив их, не скрылся, избегая встречи, а напротив, ждал сначала возвращения П., искавшей потерпевших у Б., а потом когда братья П. появились на дороге, - ждал их приближения, суд правильно пришел к выводу, что в действиях Самылкина отсутствует состояние необходимой обороны или превышение ее пределов.
Изложенные доказательства и другие, перечисленные в приговоре, судом обоснованно признаны достаточными для формирования вывода о виновности осужденного в совершении преступления.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о виновности Самылкина и его действия юридически правильно квалифицировал. Оснований для переквалификации его действий на ч. 2 ст. 107 УК РФ, как о том ставится вопрос в жалобах, не установлено.
При этом судом обоснованно были учтены и выводы экспертов, исследовавших эмоциональное состояние Самылкина и пришедших к выводу об отсутствии у осужденного в исследуемой ситуации особого кратковременного эмоционального состояния аффекта, равно, как и иного эмоционального состояния, ограничивающего влияние на его сознание и деятельность.
Сопоставив изложенные выводы экспертов с установленными фактическими обстоятельствами по делу, суд правильно указал о четких и последовательных действиях Самылкина, которые носили целенаправленный, обдуманный характер, и обоснованно пришел к выводу о его вменяемости и отсутствии, вопреки доводам жалоб, состояния физиологического или кумулятивного аффекта.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, Судебная коллегия не усматривает.
При назначении наказания судом учтены обстоятельства совершенного Самылкиным преступления и степень общественной опасности содеянного, характеризующие данные о его личности, смягчающие обстоятельства, а также отсутствие отягчающих обстоятельств.
Обстоятельства о наличии конфликта между осужденным Самылкиным и братьями П. из-за П. дополнительно подтвержденные свидетелем У. допрошенной в суде апелляционной инстанции по ходатайству стороны защиты, были известны судом и учтены при постановлении приговора, обоснованно установившего противоправность поведения потерпевших, явившегося поводом для преступления.
Судом не установлено исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью и поведением осужденного во время и после совершения преступления, существенно уменьшающих степень общественной опасности.
Таким образом, Судебная коллегия полагает, что наказание Самылкину назначено соразмерно содеянному и, вопреки позиции государственного обвинителя, выраженной в суде апелляционной инстанции о мягкости наказания, оснований для признания назначенного наказания несправедливым, в том числе и по доводам жалобы потерпевшей П. или для его снижения не имеется.
Гражданский иск потерпевшей П. о компенсации морального вреда разрешен судом правильно, с учетом понесенных нравственных страданий, в связи с убийством двух сыновей, а также с учетом требований соразмерности и справедливости.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 389.13-389.14, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Пензенского областного суда от 4 октября 2013 года в отношении Самылкина О.А. оставить без изменения, апелляционные жалобы осужденного, адвоката Кувяткина Н.А., защитника Самылкиной Е.А., потерпевшей П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке судебного надзора, установленном главой 48.1 УПК РФ в Президиум Верховного Суда Российской Федерации в течение одного года с момента его оглашения.
Председательствующий |
Ворожцов С.А. |
Судьи |
Хомицкая Т.П. |
|
Сабуров Д.Э. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 декабря 2013 г. N 29-АПУ13-12
Текст определения официально опубликован не был