Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Нормы испытаний генераторов и синхронных компенсаторов при ремонтах обмоток
А. Испытания, проводимые при ремонтах обмоток статора
Объем и нормы пооперационных испытаний при ремонтах генераторов и синхронных компенсаторов с полной или частичной сменой обмотки статора приведены в табл. П1.1 и П1.2. В этих таблицах приведены испытательные напряжения промышленной частоты, если специально не оговорено иное.
По сроку эксплуатации и состоянию изоляции на момент ремонта обмотки генераторов разделены в табл. П1.1 и П1.2 на две категории.
К первой из них относятся обмотки с микалентной компаундированной или гильзовой изоляцией, проработавшие 10 лет и менее, а также обмотки с термореактивной изоляцией, проработавшие 20 лет и менее (последние - при удовлетворительном состоянии сердечника статора и оставшейся части обмотки).
Ко второй относятся остальные обмотки.
При ремонте генератора (компенсатора), остановленного аварийно, испытательное напряжение для оставшейся части обмотки, а также для сдаточных испытаний устанавливается в зависимости от состояния изоляции обмотки и условий работы энергосистемы, но не ниже .
При частичной замене обмотки изоляция верхних стержней по технологическим условиям испытывается не после укладки их в пазы, а по окончании ремонта вместе со всей обмоткой.
При пробое одного или нескольких стержней во время профилактических испытаний оставшуюся часть обмотки всех трех фаз необходимо испытывать напряжением промышленной частоты, равным . Допускается не испытывать неповрежденные фазы (ветви) обмотки, если была исключена возможность повреждения их изоляции при выемке стержней во время ремонта.
После замены или при ремонте поврежденного стержня (секции, катушки) необходимо вновь испытывать все фазы таким же напряжением, как и применяемым при эксплуатационных испытаниях. По окончании ремонта после ввода ротора каждая фаза обмотки испытывается номинальным напряжением.
Стержни (секции), вынимавшиеся из пазов во время ремонта, испытываются, так же как и отремонтированные, в зависимости от срока службы по нормам табл. П1.1 и П1.2.
Таблица П1.1
Объем и нормы испытаний изоляции обмотки статора при ремонтах генераторов и синхронных компенсаторов (кроме турбогенераторов серий ТВВ, ТЗВ, а также ТГВ мощностью 200 МВт и более)
Испытуемый элемент |
Испытательное напряжение для генераторов номинальным напряжением, кВ |
Характер и объем ремонта |
|
до 6,6 включительно |
10,5 и выше |
||
1. Стержни (секции) до укладки в пазы - пазовая изоляция |
Полная замена обмотки статора обеих категорий |
||
2. Лобовые части стержней (секции) до укладки обмотки |
То же |
||
3. Сопротивление изоляции термометров сопротивления до и после укладки в пазы |
Для генераторов с косвенным охлаждением обмотки статора-мегаомметром на 250 В, если в инструкции завода-изготовителя не указано иначе. |
Полная или частичная замена обмотки статора обеих категорий |
|
Для гидрогенераторов с водяным охлаждением обмотки статора - мегаомметром на 500 В. | |||
Сопротивление изоляции - не ниже 1 МОм. | |||
4. Изоляция кронштейнов |
Полная замена обмотки статора обеих категорий |
||
5. Изоляция бандажных колец лобовых частей обмотки |
То же |
||
6. Соединительные и выводные шины до установки на место |
" |
||
7. Стержни (секции) после укладки в пазы: |
|
|
|
а) нижние |
" |
||
б) верхние (отдельно от нижних или вместе с ними) |
" |
||
8. Обмотки статора с косвенным охлаждением (испытание повышенным выпрямленным напряжением каждой фазы в отдельности при остальных заземленных) |
Полная замена обмотки статора обеих категорий |
||
9. Обмотка статора (испытание каждой фазы по отношению к корпусу и двум другим заземленным фазам) после ее ремонта для генератора мощностью, кВт: |
|
|
|
а) до 1000 |
, но не менее 1,5 кВ |
- |
То же |
б) от 1000 и выше на номинальное напряжение, кВ. |
|
|
|
до 3,3 включительно |
- |
" |
|
свыше 3,3 до 6,6 включительно |
- |
" |
|
свыше 6,6 |
- |
" |
|
10. Обмотка после удаления поврежденных стержней (секций) |
Частичная замена обмотки первой категории |
||
11. Запасные и отремонтированные стержни (секции) до укладки в пазы - пазовая изоляция |
То же |
||
12. Лобовые части стержней до укладки обмотки |
" |
||
13. Запасные и отремонтированные стержни (секции) после укладки в пазы до соединения со старой обмоткой (нижние стержни) |
" |
||
14. Собранная обмотка с косвенным охлаждением (испытание повышенным выпрямленным напряжением каждой фазы в отдельности при остальных заземленных) |
, но не выше, чем было при вводе генератора в эксплуатацию |
Частичная замена обмотки первой категории |
|
15. Собранная обмотка статора после ремонта (испытание каждой фазы по отношению к корпусу и двум другим заземленным фазам) |
То же |
||
16. Обмотки после удаления поврежденных стержней (секций) |
Частичная замена обмотки второй категории |
||
17. Запасные и отремонтированные стержни (секции) до укладки в пазы - пазовая изоляция |
То же |
||
18. Лобовые части стержней (секций) до укладки обмотки |
" |
||
19. Запасные и отремонтированные стержни (секции) после укладки в пазы до соединения со старой обмоткой (нижние стержни) |
" |
||
20. Обмотка статора с косвенным охлаждением (испытание повышенным выпрямленным напряжением каждой фазы в отдельности при остальных заземленных) |
" |
||
21. Собранная обмотка статора после ремонта (испытание каждой фазы по отношению к корпусу и двум другим заземленным фазам) |
" |
||
22. Концевые выводы в собранном виде до установки |
" |
||
23. Обмотка статора после полной или частичной переклиновки пазов или перепайки лобовых частей |
Ремонт без замены обмотки первой категории |
||
24. Обмотка статора после полной или частичной переклиновки пазов или перепайки лобовых частей |
Ремонт без замены обмотки второй категории* |
||
25. Обмотка статора после ремонта, не связанного с подъемом стержней или переклиновкой пазов (крепление бандажей, подправка железа, подкраска и т.д.) |
Ремонт без замены обмотки первой категории |
||
26. То же |
То же, но второй категории |
||
27. Обмотка статора после устранения мелких неисправностей или осмотра, не требующих снятия щитов или иной разборки (с проникновением к лобовым частям через люки), при которых возможно воздействие на изоляцию обмотки, внутримашинных соединений или выводов |
Обмотки обеих категорий |
______________________________
* Если обмотка проработала свыше 10 лет, но профилактические испытания ее проводятся напряжением , то принимается испытательное напряжение
Примечания:
1. Испытание сердечника статора после удаления подлежащих выемке стержней и укладки новых стержней и заклиновки пазов при полной или частичных заменах обмоток обеих категорий производится по п. 3.12.
2. В таблицу не включены нормы гидравлических испытаний элементов системы охлаждения для гидрогенераторов с водяным охлаждением обмотки статора: испытание на проходимость и герметичность стержней до укладки их в пазы, такие же испытания соединительных и выводных шин до установки их на место; испытание на прочность и герметичность концевых выводов до их установки, старых и новых шлангов, сливных напорных коллекторов после их установки, испытание обмотки или вновь уложенной в части на проходимость после пайки, но до присоединения шлангов, испытание всей обмотки на герметичность после присоединения шлангов, но до изолировки паяных соединений. Эти испытания производятся по нормам завода - изготовителя генератора.
Таблица П1.2
Объем и нормы пооперационных испытаний при ремонте обмотки статора турбогенераторов серий ТВВ, ТЗВ, ТГВ (кроме ТГВ-25)
Пооперационное испытание |
Норма испытания |
Примечание |
|
значение |
продолжительность |
||
Полная замена обмотки статора | |||
1. Испытание стержней обмотки до укладки их в пазы |
|
|
|
1.1. Испытание на проходимость: |
|
|
|
а) турбогенераторов ТВВ-ТЗВ - водой при избыточном давлении воды на входе в стержень, МПа |
0,1 |
- |
Для ТВВ-200-2 |
Расход воды на стержень (или полустержень в стержнях, состоящих из двух половинок), л/с, для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ-160-2Е |
- |
|
|
ТВВ-165-2 |
- |
|
|
ТВВ-200-2 (30 пазов) - на полустержень |
- |
|
|
ТВВ-200-2А, ТВВ-220-2А, ТВВ-220-2Е |
- |
|
|
ТВВ-320-2, ТВВ-350-2 |
- |
|
|
ТВВ-320-2Е |
- |
|
|
ТВВ-500-2 (верхний стержень) |
- |
|
|
ТВВ-500-2 (нижний стержень) |
- |
|
|
ТВВ-500-2Е (верхний стержень) |
- |
|
|
ТВВ-500-2Е (нижний стержень) |
- |
|
|
ТВВ-800-2, ТВВ-800-2Е, ТЗВ-800-2, ТВВ-1000-2 (верхний стержень) |
- |
|
|
ТВВ-800-2, ТВВ-800-2Е, ТЗВ-800-2, ТВВ-1000-2 (нижний стержень) |
- |
|
|
ТВВ-1000-4 (верхний стержень) |
- |
|
|
ТВВ-1000-4 (нижний стержень) |
|
|
|
ТВВ-1200-2 (верхний стержень) |
- |
|
|
ТВВ-1200-2 (нижний стержень) |
- |
|
|
б) турбогенераторов ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 - водой при избыточном давлении воды на входе в стержень, МПа |
0,05 |
- |
|
Контрольный объем (л) и продолжительность истечения (с) для турбогенераторов: |
|
|
|
ТГВ-200М* |
8,8 |
Не более 40 с |
|
ТГВ-500-2 |
6,4 |
То же |
|
в) турбогенераторов ТГВ-200 и ТГВ-300 - воздухом по трубкам при давлении воздуха на входе в трубку, мм вод. ст. |
1000 |
- |
Испытание проводится для каждой трубки стержня с установкой специальной насадки на выходе из трубки |
Давление на выходе из трубки, мм вод. ст., для турбогенераторов: |
|
|
|
ТГВ-200 |
170-220 |
- |
|
ТГВ-300 |
200-260 |
- |
|
1.2. Испытание на прочность и герметичность - водой, МПа, для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТЗВ |
1,5 |
10 ч |
|
ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
2 |
5 ч |
Разность давления в начале и конце выдержки должна быть не более 0,05 МПа по сравнению с заведомо исправным стержнем |
1.3. Испытание изоляции пазовой части напряжением, кВ, турбогенераторов: |
|
|
Здесь и далее - испытание повышенным переменным напряжением промышленной частоты, если это не оговорено специально |
а) ТГВ |
1 мин |
||
б) ТВВ с номинальным напряжением до 20 кВ |
1 мин |
||
|
|
||
в) ТВВ, ТЗВ с номинальным напряжением 24 кВ |
62 |
1 мин |
|
1.4. Испытание на коронирование при снижении напряжения после испытания |
3 мин |
Допускается равномерное свечение голубого цвета. Свечение белого и желтого цветов не допускается |
|
1.5. Испытание изоляции лобовой части напряжением |
1 мин |
|
|
1.6. Испытание изоляции между полустержнями (стержней, состоящих из двух половинок) напряжением, кВ (для турбогенератора ТВВ) |
1,0 |
1 мин |
|
1.7. Испытание изоляции: |
|
|
|
между всеми трубками; |
Не более одного замыкания |
|
|
между каждым элементарным проводником и всеми трубками. |
Замыкания недопустимы |
|
|
Проверка производится от источника промышленной частоты для турбогенераторов, кВ: |
|
|
|
ТГВ-200 до N 01585 включительно |
0,036 |
|
|
ТГВ-300 до N 02342 включительно |
0,036 |
|
|
ТГВ-200 с N 01586 |
0,22 |
|
|
ТГВ-300 с N 02343 |
0,22 |
|
|
2. Испытание изоляции кронштейнов, шинодержателей и бандажных колец до установки напряжением |
1 мин |
|
|
3. Испытание соединительных и выводных шин до установки |
|
|
|
3.1. Испытание на проходимость: |
|
|
|
а) у турбогенераторов ТВВ-ТЗВ продувкой воздухом |
- |
- |
|
б) для турбогенераторов ТГВ-200, ТГВ-300: |
|
|
|
- давление воздуха на входе в шину, мм вод. ст. |
1000 |
|
|
- давление на выходе из шины |
По табл. П1.3 |
Испытания проводятся со специальной насадкой на конце шины |
|
- для турбогенераторов ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 продувкой воздухом |
- |
- |
До пайки наконечников проходимость шин проверяется шариком по ГОСТ 3722-81 Диаметр шарика, мм: 15,875 - для ТГВ-200М* 14,288 - для ТГВ-500 |
3.2. Испытание на прочность и герметичность - водой для турбогенераторов, МПа: |
|
|
|
ТВВ, ТЗВ |
1,5 |
10 ч |
|
ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
3,0 |
15 мин |
|
3.3. Испытание изоляции шин напряжением, кВ, для турбогенераторов: |
|
|
|
а) ТГВ |
1 мин |
|
|
б) ТВВ с номинальным напряжением до 20 кВ |
1 мин |
|
|
в) ТВВ, ТЗВ с номинальным напряжением 24 кВ |
1 мин |
|
|
3.4. Испытание изоляции между полушинами (шин, состоящих из двух половинок) напряжением, кВ, для турбогенераторов ТВВ |
1,0 |
1 мин |
|
4. Испытание концевых выводов в собранном виде (до установки) |
|
|
|
4.1. Испытание на прочность и герметичность - водой для турбогенераторов, МПа: |
|
|
|
ТВВ, ТЗВ |
2,5 |
1 ч |
|
ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
3,0 |
7 ч |
|
Испытание на проходимость для ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 продувкой воздухом при: |
|
|
|
- избыточном давлении на входе, МПа |
0,14 |
- |
|
- избыточном давлении на выходе, МПа |
Не менее 0,07 |
|
Производится со специальной насадкой на выходе воздуха |
4.2. Испытание на герметичность - воздухом для турбогенераторов ТГВ-200, ТГВ-300, МПа |
0,6 |
1 ч |
|
4.3. Испытание изоляции напряжением |
1 мин |
|
|
5. Испытание шлангов водой на прочность и герметичность: |
|
|
|
- для турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, МПа: |
|
|
|
новых |
1,5/1,0 |
30 мин |
В числителе - для шлангов диаметром 15 мм, в знаменателе - для шлангов диаметром 21 мм |
старых |
1,0/0,8 |
30 мин |
|
- для турбогенераторов ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 (диаметр 21 мм) |
0,8 |
5 мин |
|
6. Испытание сливных и напорных коллекторов на прочность и герметичность - водой, МПа, после установки, для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТЗВ |
2,5 |
1 ч |
|
ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
2,5 |
30 мин |
|
7. Определение характеристик сердечника статора при нагреве методом кольцевого намагничивания до и после укладки обмотки и заклиновки пазов при индукции 1,4 Тл |
См. п. 3.12 Норм |
|
|
8. Измерение сопротивлений постоянному току термопреобразователей сопротивления, Ом: |
|
|
|
- до установки |
Приведенное к температуре измерения паспортное значение |
|
|
- после заклиновки пазов |
То же плюс сопротивление выводных проводов |
|
|
9. Испытание нижних стержней обмотки после укладки их в пазы |
|
|
|
9.1. Испытание изоляции стержней от корпуса напряжением, кВ: |
|
|
|
а) ТГВ, ТВВ с номинальным напряжением до 20 кВ |
1 мин |
|
|
б) ТВВ с номинальным напряжением 24 кВ |
49,0 |
1 мин |
|
в) ТЗВ с номинальным напряжением 24 кВ |
52,0 |
1 мин |
|
9.2. Испытание на коронирование - при снижении напряжения после испытания |
5 мин |
См. примечание к п. 1.4 |
|
9.3. Испытание изоляции между полустержнями (стержней, состоящих из двух половинок) турбогенераторов ТВВ напряжением, кВ |
1,0 |
1 мин |
|
9.4. Испытание на герметичность воздухом с добавлением хладона (фреона) течеискателем для турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2, МПа |
0,3 |
- |
|
9.5. Испытание на проходимость трубок - воздухом для турбогенераторов ТГВ-200, ТГВ-300 |
Воздух должен свободно проходить через все трубки |
|
|
10. Испытание верхних стержней обмотки после укладки их в пазы |
|
|
|
10.1. Испытание изоляции стержней от корпуса (до выполнения заклиновки пазов) напряжением, кВ, для турбогенераторов: |
|
|
|
а) ТГВ, ТВВ с номинальным напряжением до 20 кВ |
1 мин |
При невозможности изолирования верхних стержней от нижних допускается проведение испытания совместно с нижними стержнями |
|
б) ТВВ с номинальным напряжением 24 кВ |
49,0 |
1 мин |
Допускается не проводить |
в) ТЗВ с номинальным напряжением 24 кВ |
50,0 |
1 мин |
См. примечание к п. 10.1, а) |
10.2. Испытание на коронирование - при снижении напряжения после испытания |
5 мин |
См. примечание к п. 1.4 |
|
10.3. Испытание изоляции между полустержнями (стержней, состоящих из двух половинок) напряжением, кВ, турбогенераторов ТВВ |
1,0 |
1 мин |
|
10.4. Испытание на герметичность воздухом с добавлением хладона (фреона) течеискателем для турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2, МПа |
0,3 |
- |
|
10.5. Испытание на проходимость трубок - воздухом для турбогенераторов ТГВ-200, ТГВ-300 |
Воздух должен свободно проходить через все трубки |
|
|
11. Измерение сопротивления изоляции термосопротивления мегаомметром на напряжение 500 В, МОм |
Не менее 1,0 |
- |
|
12. Испытание изоляции от корпуса верхних и нижних стержней совместно после укладки в пазы и заклиновки пазов напряжением, кВ, для турбогенераторов: |
|
|
|
а) ТГВ, ТВВ с номинальным напряжением до 20 кВ |
1 мин |
|
|
б) ТВВ с номинальным напряжением 24 кВ |
49,0 |
1 мин |
|
13. Проверка на монолитность паяных соединений |
|
|
|
13.1. Ультразвуковым прибором Среднее значение монолитности четырех или шести измерений должно быть не менее монолитности эталона, %: |
|
|
При пайке каждой пары элементарных проводников в отдельности соединения только осматриваются |
- при использовании оловянистого припоя |
15 |
- |
|
- при использовании серебряного припоя |
20 |
- |
|
При этом ни одно значение измеренной монолитности не должно быть меньше значения монолитности эталона, %: |
|
|
|
- при использовании оловянистого припоя |
10 |
|
|
- при использовании твердого припоя |
15 |
|
|
13.2. Вихретоковым прибором |
|
|
|
Значение монолитности пайки, выполненной оловянистым припоем, должно быть не менее монолитности эталона, % |
70 |
|
|
14. Испытание изоляции между полуветвями обмоток, состоящих из двух полуветвей, после заклиновки пазов до подсоединения соединительных выводных шин и концевых выводов турбогенераторов ТВВ, напряжением, кВ |
0,5 |
1 мин |
|
15. Измерение сопротивлений постоянному току обмотки в холодном состоянии каждой ветви и фазы обмотки. Расхождение значений сопротивлений не должно быть более, %: |
|
|
|
между фазами |
2,0 |
- |
|
между ветвями |
5,0 |
- |
|
16. Испытание обмоток на проходимость - водой после пайки всех соединений, но до установки фторопластовых шлангов и изолировки головок: |
Расход воды через каждую цепь должен быть не менее 70% указанного в п. 1.1 данной таблицы для генераторов мощностью 500 МВт и менее 90% указанного в п. 1.1 для генераторов мощностью 800 МВт и более |
|
|
- для генераторов ТВВ, ТЗВ определяются расходы при давлении на подаче 0,1 МПа |
|
|
|
- для генераторов ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 для каждого стержня определяется продолжительность истечения воды при давлении на подаче 0,05 МПа и контрольном объеме 6,26 л |
|
|
|
Продолжительность истечения для стержней генераторов: |
|
|
|
ТГВ-200М* |
Не более 42 с |
|
|
ТГВ-500-2 |
|
Не более 50 с |
|
17. Испытание соединительных шин на проходимость - продувкой воздухом для турбогенераторов ТГВ |
- |
- |
|
18. Испытание всей обмотки на прочность и герметичность - водой после пайки всех соединений, но до их изолировки и после присоединения шлангов, МПа, для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТЗВ |
1,0/0,8 |
24 ч |
В числителе - для шлангов диаметром 15 мм, в знаменателе - для шлангов диаметром 21 мм |
ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
0,8 |
10 ч |
Изменение давления воды за время выдержки не более 50 кПа |
19. Испытание выпрямленным напряжением изоляции полностью собранной обмотки каждой фазы в отдельности при остальных заземленных фазах, кВ, для генераторов: |
|
|
|
ТГВ-200 |
40 |
1 мин |
См. п. 3.4 Норм |
ТГВ-300 |
50 |
1 мин |
|
20. Испытание полностью собранной обмотки |
|
|
|
20.1. Испытание изоляции каждой фазы в отдельности при остальных заземленных напряжением, KB, для турбогенераторов: | |||
а) ТГВ, ТВВ с номинальным напряжением до 20 кВ |
1 мин |
При испытании генераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 по обмотке должен циркулировать дистиллят с удельным сопротивлением не менее 100 и расход его должен быть не менее номинального (если в инструкции завода-изготовителя не указано иначе) |
|
б) ТВВ, ТЗВ с номинальным напряжением 24 кВ |
49 |
1 мин |
|
20.2. Испытание на коронирование - при снижении напряжения после испытания |
5 мин |
См. примечание к п. 1.4 настоящей таблицы |
|
21. Измерение сопротивления изоляции термопреобразователей сопротивления, заложенных в пазы и установленных в корпусе турбогенератора, мегаомметром на напряжение 500 В, МОм |
Не менее 1 |
1 мин |
|
22. Испытание изоляции обмотки статора напряжением промышленной частоты после заводки ротора в статор и установки щитов до заполнения статора водородом |
1 мин |
См. примечание к п. 20. Допускается испытание при заполнении статора инертным газом или водородом с соблюдением условий раздела 3.5 Норм |
|
Частичная замена обмотки статора первой категории (турбогенераторов, проработавших до 10 лет, при термореактивной изоляции - до 20 лет) | |||
23. Испытание оставшейся части обмотки после удаления поврежденных стержней |
|
|
|
23.1. Испытание изоляции каждой фазы в отдельности при остальных заземленных напряжением |
1 мин |
В случае замены только верхних стержней испытание производится напряжением |
|
|
|
При испытании изоляции турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М* и ТГВ-500-2 по обмотке должен циркулировать дистиллят с удельным сопротивлением 100 (если в инструкции завода-изготовителя не указано иначе) и расход его должен быть не менее номинального или шланги должны быть сняты |
|
23.2. Испытание на прочность и герметичность - водой, для турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
По п. 18 |
|
|
23.3. Испытание на проходимость стержней для турбогенераторов: |
|
|
|
- ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 - водой |
По п. 16 |
Производится в случае, если предполагается ухудшение проходимости стержней в оставшейся части обмотки |
|
- ТГВ-200, ТГВ-300 - воздухом |
|||
24. Измерение сопротивления постоянному току неповрежденных ветвей или фаз оставшейся части обмотки. Значение измеренного сопротивления не должно отличаться от значения предыдущего измерения более чем на, % |
2 |
- |
|
25. Определение характеристик сердечника статора при нагреве методом кольцевого намагничивания после удаления поврежденных стержней и укладки новых стержней и заклиновки пазов статора при индукции 1,4 Тл |
Сталь должна удовлетворять требованиям, указанным в п. 3.12 Норм |
|
|
26. Испытание новых и демонтированных стержней обмотки генераторов ТВВ, ТЗВ до укладки их в пазы |
По п. 1 |
|
|
27. Испытание новых стержней для генераторов ТГВ до укладки их в пазы |
По п. 1 |
|
|
28. Испытание демонтированных и отремонтированных стержней для генераторов ТГВ до укладки их в пазы |
|
|
|
28.1. Испытание на проходимость |
По п. 1.1 |
|
|
28.2. Испытание изоляции пазовой части напряжением |
1 мин |
|
|
28.3. Испытание на коронирование - при снижении напряжения после испытания |
По п. 1.4 |
|
|
28.4. Испытание изоляции лобовой части напряжением |
1 мин |
|
|
29. Испытание новых и отремонтированных соединительных и выводных шин до установки |
По п. 3 |
|
|
30. Испытание новых и отремонтированных концевых выводов до установки |
По п. 4 |
|
|
31. Испытание изоляции кронштейнов и шинодержателей до установки |
По п. 2 |
|
|
32. Испытание новых и повторно используемых шлангов на прочность и герметичность до их установки для турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
По п. 5 |
|
|
33. Испытание ремонтируемых сливных и напорных коллекторов на прочность и герметичность водой для турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
По п. 6 |
|
|
34. Испытание нижних стержней обмотки после укладки их в пазы напряжением для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТЗВ |
По п. 9 |
|
|
ТГВ |
1 мин |
|
|
35. Испытание верхних стержней обмотки после укладки их в пазы до выполнения заклиновки пазов напряжением для турбогенераторов: |
|
При невозможности изолировать верхние стержни от нижних допускается проводить испытания совместно с нижними. Если при этом нижние стержни принадлежат оставшейся части обмотки, то испытательное напряжение верхних стержней не должно превышать испытательного напряжения этой части обмотки |
|
ТВВ, ТЗВ |
По п. 10 |
||
ТГВ |
1 мин |
|
|
36. Измерение сопротивления постоянному току вновь уложенных термопреобразователей сопротивления |
По п. 8 |
|
|
37. Измерение сопротивления изоляции вновь уложенных в пазы термопреобразователей сопротивления мегаомметром на напряжение 500 В |
По п. 11 |
|
|
38. Проверка на монолитность вновь запаянных соединений |
По п. 13 |
|
|
39. Измерение сопротивления постоянному току обмотки в холодном состоянии каждой ветви и фазы обмотки |
По п. 15 |
|
|
40. Испытание на проходимость вновь уложенной части обмотки после пайки соединений, но до установки водоподводящих шлангов и изолировки головок стержней и соединительных шин для турбогенераторов: |
|
|
|
- ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 - водой |
По п. 16 |
|
|
- ТГВ-200, ТГВ-300 - воздухом |
|
||
41. Испытание всей обмотки на прочность и герметичность - водой после пайки всех соединений, но до их изолировки и после присоединения шлангов турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
По п. 18 |
|
|
42. Испытание выпрямленным напряжением изоляции полностью собранной обмотки каждой фазы в отдельности при остальных заземленных фазах, кВ, для генераторов: |
|
|
|
ТГВ-200 |
40 |
1 мин |
|
ТГВ-300 |
50 |
1 мин |
|
43. Испытание изоляции полностью собранной обмотки |
|
|
В случае замены только верхних стержней испытание производится напряжением . |
|
|
||
а) каждой фазы в отдельности при остальных заземленных |
1 мин |
При испытании турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М* по обмотке должен циркулировать дистиллят в соответствии с требованиями п. 20 |
|
б) на коронирование - при снижении напряжения после испытания |
5 мин |
См. примечание к п. 1.4 таблицы |
|
44. Испытание изоляции обмотки статора после заводки ротора в статор и установки щитов до заполнения статора водородом |
По п. 22 |
|
|
45. Испытания после частичной или полной переклиновки пазов статора или перепайки лобовых частей: |
|
|
|
- сердечника статора |
По п. 7 |
|
|
- изоляции обмотки статора |
1 мин |
Ремонт без замены стержней |
|
- изоляции обмотки статора после заводки ротора в статор и установки щитов |
По п. 22 |
|
|
46. Измерение сопротивления изоляции обмотки статора (мегаомметром на напряжение 2500 В) до и после испытания изоляции |
См. раздел п. 3.3 Норм |
|
|
47. Испытание изоляции обмотки статора турбогенератора: |
|
Ремонт, не связанный с подъемом стержней, шин, переклиновкой (крепление бандажей, подправка железа, подкраска и т.д.) |
|
ТВВ, ТЗВ |
1 мин |
|
|
ТГВ |
1 мин |
|
|
Частичная замена обмотки статора второй категории (турбогенераторов, проработавших свыше 10 лет, при термореактивной изоляции - свыше 20 лет) | |||
48. Испытание оставшейся части обмотки после удаления поврежденных стержней: |
|
|
При испытании турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 по обмотке должен циркулировать дистиллят в соответствии с требованиями п. 20. |
а) изоляция каждой фазы в отдельности при остальных заземленных |
1 мин |
|
|
б) на прочность и герметичность - водой, дня турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
По п. 18 |
См. примечание к п. 23.3 |
|
в) на проходимость |
По п. 23.3 |
||
49. Измерение сопротивления постоянному току неповрежденных ветвей или фаз оставшейся части обмотки |
По п. 15 |
|
|
50. Испытание активной стали сердечника статора при нагреве методом кольцевого намагничивания после удаления поврежденных стержней и укладки новых стержней и заклиновки пазов статора |
По п. 7 |
|
|
51. Испытание новых и ремонтируемых выводных шин до установки |
По п. 3 |
|
|
52. Испытание новых и ремонтируемых концевых выводов до установки |
По п. 4 |
|
|
53. Испытание изоляции кронштейнов, шинодержателей и бандажных колец до установки |
По п. 2 |
|
|
54. Испытание шлангов перед установкой на прочность и герметичность |
По п. 5 |
|
|
55. Испытание новых и ремонтируемых сливных и напорных коллекторов на прочность и герметичность водой после установки |
По п. 6 |
|
|
56. Испытание стержней обмотки до укладки в пазы: |
|
|
|
а) на проходимость |
По п. 1.1 |
|
|
б) на прочность и герметичность |
По п. 1.2 |
|
|
в) изоляции пазовой части напряжением, кВ: |
|
|
|
- для генераторов ТВВ и ТГВ номинальным напряжением до 20 кВ |
1 мин |
|
|
- для генераторов ТВВ и ТЗВ номинальным напряжением 24 кВ |
62 |
|
|
г) на коронирование |
По п. 1.4 |
|
|
д) изоляции лобовых частей |
По п. 1.5 |
|
|
e) изоляции между полустержнями (стержней, состоящих из двух половинок) |
По п. 1.6 |
|
|
ж) изоляции между трубками и трубками - элементарными проводниками |
По п. 1.7 |
|
|
57. Испытание нижних стержней обмотки после укладки в пазы |
По п. 9 |
|
|
58. Испытание верхних стержней обмотки после укладки в пазы |
По п. 35 |
|
|
59. Измерение сопротивления постоянному току вновь уложенных термопреобразователей сопротивления |
По п. 8 |
|
|
60. Измерение сопротивления изоляции вновь уложенных термопреобразователей сопротивления мегаомметром на напряжение 500 В |
По п. 21 |
|
|
61. Испытание изоляции от корпуса новых верхних и новых нижних стержней совместно после укладки в пазы и заклиновки |
1 мин |
|
|
62. Проверка на монолитность паяных соединений |
По п. 1.3 |
|
|
63. Измерение сопротивления постоянному току обмотки статора в холодном состоянии каждой ветви или фазы |
По п. 1.5 |
|
|
64. Испытание на проходимость вновь уложенной части обмотки статора турбогенераторов до изолировки паяных соединений, а для обмотки с водяным охлаждением - кроме того, до присоединения шлангов |
По п. 40 |
|
|
65. Испытание обмотки статора водой на прочность и герметичность для турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 |
По п. 18 |
|
|
66. Испытание изоляции выпрямленным напряжением, кВ, полностью собранной обмотки каждой фазы по отдельности при остальных заземленных фазах для турбогенераторов: |
|
|
|
ТГВ-200 |
40 |
1 мин |
См. п. 3.4 Норм |
ТГВ-300 |
50 |
1 мин |
|
67. Испытание изоляции полностью собранной обмотки статора от корпуса: |
|
|
|
а) каждой фазы в отдельности при остальных заземленных |
1 мин |
При испытании турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 по обмоткам должен циркулировать дистиллят в соответствии с п. 20. |
|
б) на коронирование при снижении напряжений после испытания |
5 мин |
См. примечание к п. 1.4 |
|
68. Испытание изоляции обмотки статора после заводки ротора и установки щитов (допускается испытание при заполнении генератора инертным газом или водородом, см. п. 3.5 Норм) |
1 мин |
При испытании турбогенераторов ТВВ, ТЗВ, ТГВ-200М*, ТГВ-500-2 по обмоткам должен циркулировать дистиллят в соответствии с п. 20 |
______________________________
* Нормы для генераторов типа ТГВ-200М распространяются также на генераторы типов ТГВ-200-2М, ТГВ-220-2П, АСТГ-200.
Примечание. В таблице приведено испытательное напряжение промышленной частоты, если специально не оговорено иное.
Таблица П1.3
Данные для проверки проходимости шин генераторов ТГВ-200 и ТГВ-300*
ТГВ-200 |
ТГВ-300 |
||
шина, чертеж N |
давление на выходе, не ниже, мм вод. ст. |
шина, чертеж N |
давление на выходе, не ниже, мм вод. ст. |
2Т36 |
66 |
5ТХ581594 |
121 |
2Т38 |
112 |
5ТХ581595 |
81 |
2Т33 |
72 |
5ТХ581596 |
63 |
2Т50 |
105 |
5ТХ581597 |
169 |
2Т37 |
64 |
5ТХ581598 |
156 |
2Т35 |
122 |
5ТХ581599 |
92 |
2Т32 |
54 |
5ТХ581600 |
155 |
2Т34 |
52 |
5ТХ581601 |
95 |
2Т39 |
122 |
5ТХ581602 |
66,4 |
2T31 |
87 |
5ТХ581603 |
169 |
1Т26 |
43,5 |
5TX581604 |
72,5 |
1Т24 |
39 |
5ТХ581605 |
109 |
______________________________
* Давление воздуха на входе в шину 1000 мм вод. ст.
В случаях применения обмотки с термореактивной изоляцией, запекаемой после укладки в статоре, испытания проводятся по нормам технологической инструкции на этот процесс.
Пооперационные испытания при ремонтах обмоток турбогенераторов серии ТВМ проводятся в соответствии с указаниями завода-изготовителя.
Б. Испытания, проводимые при ремонте обмотки ротора турбогенератора
Объем и нормы пооперационных испытаний при ремонтах турбогенераторов с полной или частичной сменой обмотки ротора, а также при ремонте в пределах ее лобовых частей приведены в табл. П1.4 - для машин с косвенным воздушным или водородным охлаждением обмотки возбуждения и в табл. П1.5 - для машин с непосредственным водородным охлаждением обмотки.
Объем и нормы пооперационных испытаний при ремонтах обмоток роторов турбогенераторов с бесщеточной системой возбуждения, непосредственным воздушным и водяным охлаждением обмотки должны соответствовать указаниям завода-изготовителя с учетом специфики их конструкции.
При проведении испытаний необходимо выполнять следующие указания:
1. Изоляция обмотки ротора от седел испытывается во всех случаях снятия бандажей независимо от причин снятия.
Таблица П1.4
Объем и нормы пооперационных испытаний при ремонте обмотки ротора турбогенераторов с косвенным воздушным или водородным охлаждением обмотки возбуждения
Испытуемый элемент |
Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ |
Характер и объем ремонта |
1. Незамененная изоляция токоподводов, отсоединенных от катушек и контактных колец |
5,0 (7,0)*(1) |
Полная замена обмотки ротора |
2. Незамененная изоляция токоподводов, отсоединенных от катушек, но не отсоединенных от контактных колец (если отсоединение токоподводов связано с повреждением их изоляции или требует снятия контактных колец)*(2) |
4,0 |
То же |
3. Незамененная изоляция контактных колец при отсоединенных токоподводах |
4,0 |
" |
4. Новая изоляция шин и стержней токоподводов до их укладки |
|
|
4.1. Новая изоляция шин токоподводов |
6,5 (7,5) |
" |
4.2. Новая изоляция стержней токоподводов перед укладкой их в изоляционный цилиндр |
6,5 (7,5) |
" |
5. Новая изоляция шин и стержней токоподводов после их укладки |
|
|
5.1. Новая изоляция шин токоподводов после укладки и клиновки, но до соединения с катушками контактными кольцами |
5,0 (7,0) |
" |
5.2. Новая изоляция стержней токоподводов после укладки в ротор (совместно с токоведущими болтами) |
5,0 (7,0) |
" |
6. Новая изоляция контактных колец до насадки на вал ротора*(3) |
6,0 |
" |
7. Новая изоляция контактных колец после насадки их на вал до соединения с токоподводами |
4,5 |
" |
8. Новая изоляция токоподводов после присоединения к переизолированным контактным кольцам, но до соединения с катушками |
4,0 |
" |
9. Новая изоляция межкатушечных соединений (съемных деталей) отдельно от обмотки |
5,0 |
" |
10. Изоляция гильз до укладки их в пазы: |
|
Полная замена обмотки ротора |
миканитовых |
10,0 |
|
стеклотекстолитовых |
7,0 |
То же |
11. Изоляция гильз после укладки их в пазы: |
|
|
миканитовых |
8,0 |
" |
стеклотекстолитовых |
6,8 |
" |
12. Изоляция отдельных катушек после укладки в пазы и закрепления временными клиньями, но до соединения с другими катушками |
6,5 |
Полная или частичная замена обмотки ротора |
13. Изоляция катушки после укладки в пазы, закрепления временными клиньями и соединения с ранее уложенной катушкой |
5,5 |
Полная замена обмотки ротора |
14. Изоляция уложенной обмотки после первой опрессовки |
4,5 |
То же |
15. Витковая изоляция обмотки после первой опрессовки |
2,5-3,5 В на виток*(4) |
" |
16. Изоляция обмотки после заклиновки постоянными клиньями |
3,5 |
" |
17. Изоляция обмотки перед посадкой роторных бандажей |
3,0 |
" |
18. Изоляция обмотки после насадки роторных бандажей*(5) |
2,5 |
" |
19. Изоляция оставшейся (незамененной) части обмотки ротора после выемки поврежденной катушки |
2,0 |
Частичная замена обмотки ротора |
20. Изоляция катушек после их укладки и заклиновки временными клиньями (для турбогенераторов, испытание которых возможно без соединения обмоток новых катушек со старой обмоткой) |
По пп. 12-14 |
То же |
21. Изоляция обмотки совместно со старой обмоткой после первой опрессовки |
1,75 |
" |
22. Изоляция обмотки после заклиновки постоянными клиньями |
1,5 |
" |
23. Изоляция обмотки: |
|
Частичная замена обмотки ротора |
а) перед посадкой роторных бандажей |
1,25 |
То же |
б) после посадки роторных бандажей*(5) |
1,0 |
" |
24. Изоляция лобовой части обмотки от седел при заземленной обмотке ротора перед посадкой бандажей |
2,5 |
Частичная замена обмотки ротора |
25. Изоляция обмотки от седел при заземленной обмотке ротора - испытание до ремонта |
2,5 |
Ремонт в пределах лобовой части |
26. Изоляция обмотки от седел после ремонта при заземленной обмотке |
2,0 |
То же |
27. Изоляция обмотки ротора от корпуса после окончания ремонта при снятых бандажах |
1,0 |
" |
28. Изоляция обмотки ротора до и после ремонта |
Проверка мегаомметром |
" |
29. Изоляция обмотки ротора после насадки роторных бандажей |
1000 В |
" |
30. Изоляция обмотки ротора после снятия бандажей, удаления расклиновки, фрезеровки шлицев и удаления седел: |
То же |
Реконструкция вентиляции лобовых частей обмотки |
от корпуса |
1,25 |
|
витковая |
2,5-3,5 В на виток*(4) |
______________________________
*(1) В скобках - испытательное напряжение для жесткого присоединения токоподводов к нижнему витку малой катушки.
*(2) При полной замене изоляции обмотки ротора изоляция токоподводов заменяется только в том случае, если она не выдержала испытаний по пп. 1 и 2.
*(3) Если выступающая часть изоляции под контактными кольцами менее 15 мм, то при испытании новой изоляции контактных колец до насадки на вал турбогенераторов испытательное напряжение снижается до 5 кВ.
*(4) В случаях испытаний витковой изоляции обмоток роторов импульсным напряжением значение его на выводах не должно превышать величины испытательного напряжения корпусной изоляции более чем на 10%.
*(5) По завершении ремонта измеряется сопротивление обмотки постоянному току по п. 3.6 Норм.
Таблица П1.5
Объем и нормы пооперационных испытаний обмотки ротора при ремонте турбогенераторов серии ТВВ, ТВФ, ТГВ (200 и 300 МВт)
Испытуемый элемент |
Испытательное напряжение промышленной частоты, кВ |
Продолжительность испытания, мин |
Характер и объем ремонта |
1. Изоляция перед укладкой новых шин токоподводов турбогенераторов: |
|
|
Полная замена обмотки, токоподводов и контактных колец |
ТВВ, ТВФ |
1 |
||
ТГВ |
10,0 |
1 |
|
2. Изоляция перед укладкой в изоляционный цилиндр новых стержней токоподводов турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
То же |
|
ТГВ |
8,6 |
1 |
" |
3. Изоляция новых токоведущих винтов перед установкой на ротор турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
8,6 |
1 |
" |
4. Изоляция новых шин токоподводов после укладки и заклиновки турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
9,1 |
1 |
" |
5. Изоляция новых стержней токоподводов после укладки в ротор совместно с токоведущими винтами, но без токоподводов и контактных колец турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
6,7 |
1 |
" |
6. Изоляция новой втулки контактных колец после механической обработки до посадки колец турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
Полная замена обмотки, токоподводов и контактных колец |
|
ТГВ |
8,6 |
1 |
То же |
7. Изоляция контактных колец после посадки их на втулку турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
7,6 |
1 |
" |
8. Изоляция контактных колец после посадки их на ротор турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
6,4 |
1 |
" |
9. Изоляция новых гильз перед укладкой в пазы: |
|
|
|
а) миканитовых у турбогенераторов ТГВ |
10 |
1 |
" |
б) стеклотекстолитовых у турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
7 |
1 |
" |
10. Изоляция новых гильз после укладки в пазы: |
|
|
|
а) миканитовых у турбогенераторов ТГВ |
8,5 |
1 |
" |
б) стеклотекстолитовых у турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
6,5 |
1 |
" |
11. Изоляция катушек от корпуса после укладки в пазы и закрепления временными клиньями каждой отдельной катушки, не имеющей нижнего соединения, и каждой пары смежных катушек, имеющих нижнее соединение катушек: |
|
|
|
а) в миканитовых гильзах турбогенераторов ТГВ |
6,5 |
1 |
Полная замена обмотки, токопроводов и контактных колец |
б) в стеклотекстолитовых гильзах турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
То же |
|
ТГВ |
5,7 |
1 |
" |
12. Витковая изоляция катушек после первой опрессовки пазовых и лобовых частей (испытания импульсным напряжением высокой частоты с затухающей амплитудой) |
150 В на виток |
0,1 |
" |
13. Корпусная изоляция обмотки после первой опрессовки пазовых и лобовых частей: |
|
|
|
а) с миканитовыми гильзами для турбогенераторов ТГВ |
5,8 |
1 |
" |
б) со стеклотекстолитовыми гильзами для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
5,0 |
1 |
" |
14. Витковая изоляция катушек после заклиновки пазов постоянными клиньями и установки постоянных клиньев и распорок в лобовых частях обмотки (испытания импульсным напряжением высокой частоты с затухающей амплитудой) |
150 В на виток |
0,1 |
" |
15. Корпусная изоляция обмотки после заклиновки пазов постоянными клиньями и установки постоянных клиньев и распорок в лобовых частях обмотки: |
|
|
|
а) с миканитовыми гильзами для турбогенераторов ТГВ |
5,0 |
1 |
Полная замена обмотки, токоподводов и контактных колец |
б) со стеклотекстолитовыми гильзами для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
То же |
|
ТГВ |
4,5 |
1 |
" |
16. Вентиляционные каналы обмотки ротора после заклиновки пазов постоянными клиньями и установки постоянных клиньев и распорок в лобовых частях обмотки (проверка на проходимость воздухом) для турбогенераторов: |
|
|
|
По стандарту (нормали) АО "Электросила" |
- |
|
|
ТГВ (каждый канал обмотки) |
Воздух должен свободно проходить через все каналы обмотки |
- |
|
17. Корпусная изоляция обмотки перед посадкой бандажей: |
|
|
|
а) с миканитовыми гильзами для турбогенераторов ТГВ |
4,4 |
1 |
" |
б) со стеклотекстолитовыми гильзами для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
4,25 |
1 |
" |
18. Вентиляционные каналы лобовой части обмотки ротора после посадки бандажей (проверка на проходимость) |
По п. 16 |
|
" |
19. Корпусная изоляция обмотки ротора совместно с токоподводами и контактными кольцами после посадки бандажей для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
Полная замена обмотки, токопроводов и контактных колец |
|
ТГВ |
4,0 |
1 |
То же |
20. Обмотка ротора в холодном состоянии после посадки бандажей (измерение сопротивления постоянному току) |
См. примечание 3 |
" |
|
21. Обмотка ротора после посадки бандажей (измерение полного сопротивления переменному току при напряжениях 0,05, 0,1, 0,15 и 0,2 кВ на неподвижном роторе и при номинальной частоте вращения) |
См. примечание 3 |
" |
|
22. Элементы, указанные в пп. 9-21 |
По пп. 9-21 |
- |
Полная замена обмотки ротора. Токоподводы и контактные кольца не ремонтируются |
23. Изоляция контактных колец совместно с токоподводами, отсоединенными от обмотки для турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
То же |
|
ТГВ |
5,5 |
1 |
" |
24. Вентиляционные каналы обмотки ротора до снятия бандажей (проверка на проходимость) |
По п. 16 |
- |
Частичный ремонт обмотки |
25. Изоляция оставшейся части обмотки после выемки поврежденных катушек совместно с изоляцией токоподводов и контактных колец для турбогенераторов: |
|
|
|
а) от корпуса: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
Частичный ремонт обмотки |
|
ТГВ |
3,0 |
1 |
То же |
б) витковая: |
|
|
|
- испытание импульсным напряжением высокой частоты с затухающей амплитудой |
100 В на виток |
0,1 |
" |
- контроль с приложением напряжения промышленной частоты и измерение падения напряжения в катушках, обмотке полюсов и во всей обмотке |
5 В на виток |
5 |
Частичный ремонт обмотки |
26. Изоляция гильз: |
|
|
|
- до укладки в пазы |
По п. 9 |
|
То же |
- после укладки в пазы |
По п. 10 |
|
" |
27. Изоляция от корпуса отремонтированных катушек после укладки в пазы и закрепления временными клиньями: |
|
|
|
а) катушек, изоляцию которых можно испытать, не соединяя с оставшейся частью обмотки |
По п. 11 |
|
" |
б) катушек, изоляцию которых можно испытать только после соединения с оставшейся частью обмотки турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
2,5 |
1 |
" |
28. Изоляция обмотки после первой опрессовки пазовых и лобовых частей турбогенераторов: |
|
|
|
а) от корпуса: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
Частичный ремонт обмотки |
|
ТГВ |
2,25 |
|
То же |
б) витковая: |
|
|
|
- испытание импульсным напряжением высокой частоты с затухающей амплитудой |
85 В на виток |
0,1 |
" |
- контроль с приложением напряжения промышленной частоты и измерение падения напряжения в катушках, обмотке полюсов и во всей обмотке |
5 В на виток |
5 |
" |
29. Изоляция обмотки после заклиновки пазов постоянными клиньями и установки постоянных клиньев и распорок в лобовых частях обмотки турбогенераторов: |
|
|
|
а) от корпуса: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
2,0 |
1 |
" |
б) витковая: |
|
|
|
- испытание импульсным напряжением высокой частоты с затухающей амплитудой |
70 В на виток |
0,1 |
" |
- контроль с приложением напряжения промышленной частоты и измерение падения напряжения в катушках, обмотке полюсов и во всей обмотке |
5 В на виток |
5 |
" |
30. Вентиляционные каналы обмотки ротора после заклиновки пазов постоянными клиньями и установки постоянных клиньев и распорок в лобовых частях обмотки (проверяются на проходимость) |
По п. 16 |
|
" |
31. Корпусная изоляция обмотки роторов перед посадкой бандажей турбогенераторов ТВВ, ТВФ |
1 |
Частичный ремонт обмотки |
|
32. Вентиляционные каналы обмотки ротора после посадки бандажей осматриваются и проверяются на проходимость |
По п. 16 |
|
То же |
33. Корпусная изоляция обмотки ротора совместно с токоподводами и контактными кольцами после посадки бандажей турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
1,5 |
1 |
" |
34. Обмотка ротора в холодном состоянии после посадки бандажей (измерение сопротивления постоянному току). Измеренное сопротивление сравнивается со значением предыдущего измерения |
Отличие допускается до 2% |
- |
" |
35. Обмотка ротора после посадки бандажей (измерение полного сопротивления) |
По п. 21 |
- |
" |
36. Вентиляционные каналы обмотки ротора до снятия бандажей (проверка на проходимость) |
По п. 16 |
- |
" |
37. Корпусная изоляция обмотки ротора совместно с изоляцией токоподводов и колец после окончания ремонта до посадки бандажей турбогенераторов: |
|
|
|
ТВВ, ТВФ |
1 |
" |
|
ТГВ |
1,5 |
1 |
" |
38. Вентиляционные каналы ротора перед посадкой бандажей (осмотр и проверка на проходимость) |
По п. 16 |
- |
Ремонт в пределах лобовых частей обмотки и при переклиновке пазов |
39. Вентиляционные каналы роторов после посадки бандажей (проверка на проходимость) |
По п. 16 |
- |
То же |
40. Корпусная изоляция обмотки ротора совместно с изоляцией токоподводов и контактных колец после посадки бандажей |
1 |
1 |
" |
41. Обмотка ротора в холодном состоянии (измерение сопротивления постоянному току). Измеренное сопротивление сравнивается со значением предыдущего измерения |
Отличие допускается до 2% |
- |
" |
42. Обмотка ротора после посадки бандажей (измерение полного сопротивления) |
По п. 21 |
- |
" |
43. Обмотка ротора (измерение сопротивления изоляции до испытания изоляции повышенным напряжением и после испытания - мегаомметром на напряжение 1000 В) |
См. табл. 3.2, п. 5 |
- |
" |
______________________________
* Лобовые части обмотки закрыть резиной.
Примечания:
1. При испытании витковой изоляции обмоток роторов импульсным напряжением его значение на выводах обмотки ротора не должно превышать испытательного напряжения изоляции обмотки ротора на корпус.
2. За номинальное напряжение обмотки ротора принимается напряжение на кольцах при номинальном режиме турбогенератора в установившемся тепловом состоянии.
3. Нормы испытаний не указанных в таблице элементов, а также отдельных узлов при их раздельном ремонте - по указаниям завода-изготовителя.
2. При частичном ремонте изоляции обмотки ротора европейского типа, когда катушки соединяются между собой перемычкой, изоляция уложенной переизолированной катушки не испытывается.
3. При частичном ремонте обмотки ротора с наборными зубьями, не имеющей пазовых гильз, оставшаяся часть обмотки повышенным напряжением не испытывается.
Состояние изоляции проверяется мегаомметром на напряжение 1000 В в течение 1 мин.
4. Во всех случаях снятия бандажей ротора изоляция его обмотки от корпуса испытывается напряжением 1 кВ промышленной частоты в течение 1 мин.
Испытание проводится при снятых бандажах после очистки ротора.
5. Продолжительность испытания главной изоляции 1 мин, витковой изоляции (табл. П1.4, п. 15) - 5 мин.
В. Испытания, проводимые при ремонтах обмотки ротора явнополюсных машин
Нормы пооперационных испытаний изоляции при ремонтах гидрогенераторов, синхронных компенсаторов и синхронных электродвигателей с полной или частичной сменой обмоток ротора приведены в табл. П1.6.
Приведенные нормы испытания изоляции повышенным напряжением распространяются на роторные обмотки гидрогенераторов и синхронных компенсаторов с напряжением возбуждения свыше 0,1 кВ.
Если при частичной замене изоляции при испытаниях по нормам табл. П1.6 наблюдается пробой нескольких катушек (не менее 5) и устанавливается общее неудовлетворительное состояние обмотки, а по условиям работы энергосистемы и наличию запасных частей нельзя выполнить полную замену изоляции обмотки ротора, испытательное напряжение оставшейся части обмотки, а также испытательное напряжение при вводе в эксплуатацию устанавливаются по согласованию с РАО "ЕЭС России" или заводом, но не ниже 1,5 кВ.
При полной замене изоляции обмотки старые контактные кольца, токоподводы и щеточные траверсы могут быть использованы без перерегулировки только в том случае, если они выдержали испытание изоляции напряжением, указанным в табл. П1.6 (п. 3). В противном случае изоляция должна быть заменена.
Изоляция контактных колец испытывается по отношению к корпусу и между собой.
Изоляция обмоток относительно корпуса испытывается повышенным напряжением промышленной частоты в течение 1 мин.
Витковая изоляция (табл. П1.6, п. 1, б) испытывается приложением напряжения к концам катушки в течение 5 мин при температуре 120-130°С и давлении, равном 0,75 развиваемого при опрессовке изоляции.
Таблица П1.6
Объем и нормы пооперационных испытаний изоляции обмотки ротора явнополюсных машин при ремонте
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.