Письмо Минфина России от 26 ноября 2013 г. N 02-01-007/51169
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в связи с письмом Федерального казначейства от 13.11.2013 N 42-3.3-09/17 по вопросу санкционирования органами Федерального казначейства расходов бюджетного учреждения, связанных с предоставлением указанным учреждением средств по договору займа за счет средств, полученных учреждением в результате осуществления приносящей доходы деятельности, сообщает следующее.
Согласно положениям статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления им из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также субсидий на иные цели, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, согласно положениям части 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 9.2. Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
При этом доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента, осуществление бюджетным учреждением деятельности, связанной с предоставлением средств по договору займа, не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение.
Кроме того сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации подготовлены поправки в статью 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, дополняющие ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы).
В силу положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) осуществление контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений возложено на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.
Федеральным законом N 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.
Кроме того, планируемые объемы поступлений, в том числе поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План), составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".
В соответствии с положениями пункта 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н (далее - Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением в результате осуществления приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:
платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее - код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.
Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии таких платежных документов к исполнению.
Учитывая вышеизложенное, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в Плане, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации несет руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России пояснил, что деятельность бюджетных учреждений по предоставлению займов не соответствует целям их создания. Планируется закрепить, что юрлицо не вправе заниматься этим. Соответствующие поправки к Закону о некоммерческих организациях подготовлены Министерством.
Деятельность государственных (муниципальных) учреждений контролирует учредитель. Речь идет, в частности, о выполнении задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), о размере кредиторской задолженности, о совершении крупных сделок. Установлена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности организации.
Планируемые объемы поступлений, в том числе от оказания платных услуг (которые предусмотрены уставом), а также предполагаемые выплаты за счет них учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Орган Федерального казначейства принимает к исполнению платежные документы на кассовые выплаты за счет средств, предоставленных учреждениям в виде субсидий на выполнение госзадания, а также полученных в результате приносящей доходы деятельности. При этом должен соблюдаться ряд следующих условий. Платежный документ оформлен по установленным требованиям. Отраженные коды КОСГУ являются актуальными и соответствуют текстовому назначению платежа. Суммы не превышают остаток на открытом клиенту в органе Службы лицевом счете для учета операций со средствами учреждения.
Таким образом, если платежные документы оформлены правильно, то у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа принять их к исполнению.
Учитывая изложенное, если юрлицо решило предоставить заем, и эти выплаты утверждены в плане, то ответственность несут руководитель организации и учредитель.
Письмо Минфина России от 26 ноября 2013 г. N 02-01-007/51169
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", май 2014 г., N 15