Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г. N 46-АПГ13-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённой постановлением Правительства Самарской области от 29 декабря 2012 г. N 834, по апелляционной жалобе Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 22 августа 2013 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Самарской области от 29 декабря 2012 г. N 834, опубликованным 18 января 2013 г. в газете "Волжская коммуна", N 14, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Программа).
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением (с учётом уточнений, изменений) о признании недействующими отдельных положений Программы, а именно:
- раздела 4 Программы в части установления среднего норматива объёма медицинской помощи, предоставляемой в стационарных условиях, в 2013 году - 2, 253 койко-дня на одного жителя;
- раздела 5 Программы в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, на 1 пациенто- день лечения в условиях дневного стационара (без учёта применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) в 2013 году - 337,21 руб. за счёт средств областного бюджета, а также на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в 2013 году - 1 370,1 руб. за счёт средств областного бюджета.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что средние нормативы объёма медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, предусмотренные Программой, ниже установленных в федеральной программе, в связи с чем права жителей Самарской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации, нарушены.
Решением Самарского областного суда от 22 августа 2013 г. заявление прокурора Самарской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Правительства Самарской области не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1).
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 названного федерального закона относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающим в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, и предписывает в части 1 утвердить названную программу в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается Правительством Российской Федерации.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 и включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (статья 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 36 приведённого федерального закона территориальная программа обязательного медицинского страхования также формируется в соответствии с требованиями и показателями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Содержание приведённых норм федерального законодательства в системном единстве с положениями пункта 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", предусматривающими право субъектов Российской Федерации устанавливать при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объёмы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усреднённых показателей, установленных стандартами медицинской помощи, а также дополнительные объёмы страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, не установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что Программа должна соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов, что предусмотренные федеральной программой нормативы рассчитаны как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Программы с аналогичными нормами федеральной программы, сделал правильный вывод о неправомерности установления Правительством Самарской области перечисленных выше нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия по административным делам находит правильным вывод суда первой инстанции о противоречии оспариваемых норм Программы федеральному законодательству.
Доводы о возможности субъекта Российской Федерации корректировать нормативы с учётом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации являются несостоятельными, так как действующим законодательством субъекты Российской Федерации правом занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи не наделены.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу положений статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд должен был прекратить по делу производство, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда о том же предмете, является несостоятельным.
Действительно, решением Самарского областного суда от 19 марта 2013 г., оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2013 г., удовлетворены требования прокурора Самарской области о признании недействующими отдельных положений Программы.
Между тем постановлением Правительства Самарской области от 18 июня 2013 г. N 264 в оспариваемый региональный нормативный акт были внесены изменения, в том числе были изменены показатели нормативов объёма и финансовых затрат медицинской помощи, оспариваемые прокурором.
Принимая во внимание, что в настоящем деле оспаривается Программа в новой редакции, предусматривающей иные показатели норматива объёма и финансовых затрат медицинской помощи, которые не были предметом судебного нормоконтроля, основания, предусмотренные гражданским процессуальным законом, для прекращения производства по делу отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, оснований для её удовлетворения и отмены судебного постановления Судебная коллегия по административным делам не находит.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 22 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную" жалобу Правительства Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г. N 46-АПГ13-14
Текст определения официально опубликован не был