Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) при участии представителей ООО "Центр диагностики и мониторинга" Серегиной А.В., Козловой О.Н., Главного управления дорожного хозяйства Московской области Герасимова А.В., Коновалова Н.А., представителя Министерства экономики Московской области Мареева А.В.
рассмотрев жалобу ООО "Центр диагностики и мониторинга" (далее - Заявитель) на действия Главного управления дорожного хозяйства Московской области (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Министерством экономики Московской области (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на строительство путепровода через ж/д на 33 км Можайского шоссе (пл. Перхушково) (номер извещения 0148200000613000387) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в Конкурсной документации требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в части производства работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения) (далее - лицензия МЧС).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.11.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 987 243 369,00 рублей;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.12.2013 в 14:00.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 1.6.5 Конкурсной документации "Обязательные требования к участникам размещения заказа", Заказчиком предусмотрены требования, в том числе о соответствии "участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса. В случае если законодательством предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом конкурса, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией (пункт 8.10 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА")".
При этом согласно пункту 8.10 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в части производства работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения).
Вместе с тем, указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с пунктом 1.7 Конкурсной документации, пунктом 1.1 проекта государственного контракта, участник размещения заказа вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование к участнику размещения заказа о наличии лицензии МЧС, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр диагностики и мониторинга" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.12.2013 N К-2350/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 декабря 2013 г. N К-2350/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был