Решение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2013 г. N АКПИ13-1108
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Карулине И.А.
с участием прокурора Степановой Л.E.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Деньгина А.В. о признании частично недействующим подпункта "д" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",
установил:
Деньгин А.В. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации подпункт "д" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление от 22 сентября 1993 г. N 941), определяющий периоды службы, засчитываемые на льготных условиях (один месяц службы за один и одну треть месяца) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Заявитель просит признать оспариваемый пункт недействующим в части, не предусматривающей возможность исчисления выслуги лет на льготных условиях лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в подразделениях, выполняющих задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с перечнем подразделений и должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России), и на определяемых им условиях, в том числе с учетом срока испытания на этих должностях в качестве стажеров.
Свои требования Деньгин А.В. мотивирует тем, что постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 в оспариваемой части противоречит положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", воспрепятствовало ему при увольнении в 2011 г. со службы в органах внутренних дел реализовать свое право на зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода предшествующей службы с 2003 г. по 2008 г. в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на оперативных должностях в подразделениях, время службы в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (один месяц службы за один и одну треть месяца) в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), представляющее по поручению от 25 октября 2013 г. интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях указало на то, что постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 принято высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий, в оспариваемой части не нарушает права заявителя. Порядок льготного исчисления выслуги лет определен в подпункте "д" пункта 3 этого постановления с учетом разного характера и условий службы в МВД России и ФСКН России. Государство в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации вправе устанавливать льготные условия исчисления выслуги лет, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, один и тот же период службы может засчитываться в разном исчислении (календарном или льготном) сотрудникам различных правоохранительных органов.
Выслушав объяснения представителя заявителя - Якушевой М.Н., возражения представителей заинтересованного лица Курсаева А.В., Марьяна Г.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" распространяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим Законом, на перечисленные в его статье 1 категории граждан, в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и семьи этих лиц (абзац четвертый пункта "а"); устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более (пункт "а" статьи 13); определяя виды службы и иной деятельности, засчитываемые в выслугу лет, к которым отнесена и служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусматривает, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации (статья 18).
Исполняя данное предписание, Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 г. N 941 установило порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий, определив обычные и льготные условия исчисления выслуги лет.
Заявитель усматривает нарушение своих прав и незаконность подпункта "д" пункта 3 этого постановления в том, что оспариваемое положение не предусматривает при подсчете выслуги лет для назначения пенсий уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел льготного порядка исчисления времени службы в тех подразделениях органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, время службы в которых включается в выслугу лет на льготных условиях (один месяц службы за один и одну треть месяца).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этого следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи. Включение в выслугу лет иных периодов трудовой (служебной) деятельности, как указывается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 87-О-О, относится к сфере усмотрения федерального законодателя. Устанавливая, исходя из особенностей прохождения службы в органах внутренней службы и в иных правоохранительных органов правила исчисления выслуги лет сотрудникам указанных органов, законодатель вправе учитывать значимость приобретаемых в процессе осуществления той или иной трудовой (служебной) деятельности граждан на должностях правоохранительной службы определенного вида, необходимость привлечения на эту службу лиц, имеющих требуемую квалификацию, формирования профессионального и стабильного ее кадрового состава.
Подпункт "д" пункта 3 постановления от 22 сентября 1993 г. N 941 соответствует приведенным позициям Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивает реализацию права указанной в нем категории граждан на пенсионное обеспечение, позволяет увеличить этим лицам выслугу лет для назначения пенсии и не может рассматриваться как нарушающий права заявителя.
Деньгин А.В. фактически ставит вопрос о расширении содержащегося в указанном подпункте перечня периодов службы, включаемых на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии лицам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, что не входит в полномочия суда. Определение же периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в календарном или льготном исчислении), подлежащего включению на основании абзаца двадцатого пункта 1 постановления от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел, осуществляется при применении данной правовой нормы, в том числе судом при разрешении конкретного спора.
Оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для удовлетворения его требования не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Деньгина А.В. о признании недействующим подпункта "д" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.К. Толчеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2013 г. N АКПИ13-1108
Текст решения официально опубликован не был