Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2013 г. N 33-АПГ13-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ерёменко Т.И.,
судей Анишиной В.И., Борисовой Л.B.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпова М.И. о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утверждённого постановлением правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 г., по апелляционной жалобе правительства Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 17 сентября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Карпова М.И., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Карпов М.И. обратился в суд с указанным заявлением по основанию противоречия регионального нормативного акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Решением Ленинградского областного суда от 17 сентября 2013 г. признана недействующей ч. 11 п. 5 оспариваемого акта в части слов "и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет".
В апелляционной жалобе правительство Ленинградской области просит об отмене указанного судебного акта, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Установлено, что 17 августа 2011 г. постановлением правительства Ленинградской области N 258 утверждён Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (приложение 1) (далее - Порядок).
Документ с приложениями официально опубликован 21 сентября 2011 г. в Вестнике Правительства Ленинградской области N 75.
В преамбуле нормативного акта отражено, что он принят в соответствии с федеральными законами от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ), от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ), областным законом от 18 июля 2011 г. N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан".
Частью 11 п. 5 Порядка определено, что граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, до 1 сентября 2011 года представляют в администрации муниципальных районов и городского округа (далее - администрации муниципальных образований), к заявлению, подписанному гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению 1 к Порядку, документы с мест жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей жилых помещений в собственности и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет (справки (сообщения) уполномоченного органа). Представляемые гражданами копии документов должны быть нотариально удостоверены. Представление копий, не имеющих нотариального удостоверения, допускается только при условии предъявления оригинала.
Разрешая заявленные требования, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения ст. 15, 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, ст. 2, 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, ч. 3 ст. 49, ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подп. "а" п. 3, п.п. 7, 30-32 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, и пришёл к выводу о том, что ч. 11 п. 5 Порядка в части слов "и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет" не согласуется с установлениями ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма подлежат учёту только те действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Только указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Часть 11 п. 5 Порядка содержит требование о предоставлении документов с мест жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей жилых помещений в собственности и сделках с указанными жилыми помещениями за последние пять лет (справки (сообщения) уполномоченного органа) безотносительно к тому, привели эти сделки к уменьшению занимаемых жилых помещений или к их отчуждению либо нет.
В указанной части региональная норма нарушает права заявителя как лица, поставленного на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях и подлежащего обеспечению жилыми помещениями в соответствии с оспариваемым Порядком.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы правительства Ленинградской области.
Ссылки в жалобе на неправильное применение судом норм материального права основаны на неверном толковании закона органом государственной власти области.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 17 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ерёменко Т.И. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2013 г. N 33-АПГ13-3
Текст определения официально опубликован не был