По приговору Московского городского суда от 26 сентября 2011 г. Я. осужден по п. "а" ч. 3 ст. 131 УК РФ к десяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Я. признан виновным в том, что 13 сентября 2010 г., примерно в 2 часа ночи, имея умысел на изнасилование несовершеннолетней потерпевшей (14 декабря 1993 года рождения), применяя физическое насилие и пресекая попытки к сопротивлению, нанес ей не менее шести ударов руками по голове, после чего совершил половой акт. В ходе примененного насилия потерпевшей были причинены телесные повреждения, не повлекшие расстройства здоровья.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 6 декабря 2011 г. приговор оставила без изменения.
Адвокат в защиту осужденного в надзорной жалобе просил о переквалификации действий Я. с п. "а" ч. 3 ст. 131 УК РФ на ч. 1 ст. 131 УК РФ. В обоснование этого указывал, что Я. не знал и не мог знать о несовершеннолетнем возрасте потерпевшей, в приговоре отсутствуют доказательства такой осведомленности.
Президиум Верховного Суда РФ 10 июля 2013 г. изменил судебные решения и переквалифицировал действия осужденного с п. "а" ч. 3 ст. 131 УК РФ на ч. 1 ст. 131 УК РФ, по которой назначил пять лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Президиум мотивировал свое решение следующим.
Согласно ст. 307 УПК РФ в описательно-мотивировочной части обвинительного приговора суд обязан изложить описание преступного деяния и доказательства, на которых основаны выводы суда.
Исходя из положений ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы.
Как указано в ст. 24 УК РФ, определяющей форму вины, виновным признается лицо, совершившее преступление умышленно или по неосторожности.
В соответствии со ст. 25 УК РФ преступлением, совершенным умышлено, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
При этом изнасилование несовершеннолетней не может определяться одним лишь фактом установления такого возраста потерпевшей.
Внесение Федеральным законом от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ изменений в п. "а" ч. 3 ст. 131 УК РФ, которыми из прежней редакции было исключено указание о "заведомости" совершения изнасилования потерпевшей, не достигшей восемнадцатилетнего возраста, не освобождает органы следствия и суд от обязанности доказывания осведомленности виновного лица о возрасте потерпевшей.
Ответственность за совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних возможна в случаях, если виновное лицо знало или допускало, что потерпевшим является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Между тем в приговоре не приведены доказательства, подтверждающие, что осужденный ранее был знаком с потерпевшей, знал о ее возрасте либо по внешнему облику и поведению потерпевшей мог допустить, что она не достигла совершеннолетия.
Квалифицируя действия осужденного по п. "а" ч. 3 ст. 131 УК РФ как изнасилование несовершеннолетней, суд оставил без внимания показания потерпевшей о том, что они с Я. ранее знакомы не были и о своем возрасте она ему не говорила.
Об этом же сообщили в суде свидетели, подтвердившие, что Я. присоединился к их компании случайно, возрастом потерпевшей не интересовался, ходил вместе с ними в магазин за алкогольными напитками, в распитии которых принимала участие и потерпевшая.
Из показаний указанных свидетелей, приведенных в приговоре, также следует, что потерпевшая в период с 22 час. до 2 час. ночи находилась в компании с молодыми людьми, которые были старше ее по возрасту.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта на момент совершения указанных действий потерпевшей было 16 лет 9 месяцев, ее рост составлял 163 см, масса тела - 61 кг.
Данных о том, что внешний вид потерпевшей соответствовал ее возрасту или она выглядела моложе, в приговоре не приведено.
Таким образом, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что осужденный знал или допускал, что потерпевшей является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, и что его умысел был направлен на изнасилование несовершеннолетней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 июля 2013 г. N 91П13 "Ответственность за изнасилование несовершеннолетней наступает при условии, если виновное лицо знало или допускало, что потерпевшая не достигла возраста восемнадцати лет" (извлечение)
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, ноябрь 2013 г., N 11