1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, согласованное с Министерством здравоохранения СССР.
2. Отбор детей с нарушениями речи, как и отбор детей с нарушениями слуха, в дошкольные учреждения проводить медико-педагогическими комиссиями, состав и организация работы которых определены Положением о республиканской и областной медико-педагогических комиссиях, утвержденным Министерством просвещения СССР от 12 февраля 1969 года.
Министр просвещения СССР |
М. Прокофьев |
Типовое положение
о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи
(утв. Минпросом СССР)
Общие положения
1. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи являются государственными учреждениями общественного воспитания детей дошкольного возраста, страдающих тяжелыми нарушениями речи, недоразвитием фонетической стороны речи (косноязычием) и заиканием. Эти учреждения имеют своей целью всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовку детей к школе.
2. В соответствии с действующим постановлением Совета Министров СССР "О мероприятиях по улучшению дела обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития" организуются следующие типы дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи:
а) детские сады и ясли-сады с круглосуточным пребыванием детей;
б) детские сады и ясли-сады с дневным (12-часовым) пребыванием детей.
Разрешается открывать дошкольные группы для детей с нарушениями речи при детских садах, яслях-садах, дошкольных детских домах общего типа и школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи открываются министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, не имеющих областного деления, министерствами просвещения АССР, краевыми, областными отделами народного образования в пределах показателей народнохозяйственного плана по контингентам детей в дошкольных учреждениях.
4. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи открываются в специально выстроенных или приспособленных помещениях, отвечающих санитарным нормам и правилам пожарной безопасности, и имеют огороженный, озелененный участок, оборудованный в соответствии с требованиями дошкольной педагогики.
5. Оборудование дошкольных учреждений и групп для детей с нарушениями речи жестким и мягким инвентарем, специальным оборудованием и пособиями производится в установленном порядке.
6. В своей работе дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи руководствуются настоящим Типовым положением, программно-методическими документами, утверждаемыми соответствующими министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, методическими материалами, утверждаемыми министерствами здравоохранения СССР и союзных республик, и документами, разработанными Научно-исследовательским институтом дефектологии Академии педагогических наук СССР и одобренными Министерством просвещения СССР.
7. Питание в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи организуется по установленным нормам.
8. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи пользуются правами юридического лица и имеют печать со своим наименованием.
Порядок работы и структура дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи
9. В дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи длительность пребывания детей от полугода до 1 года.
Примечание. В случае необходимости срок пребывания ребенка в дошкольном учреждении с нарушениями речи может быть продлен.
Вопрос о необходимости продления срока пребывания ребенка в учреждении решается медико-педагогической комиссией.
10. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи организуются самостоятельные группы для детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, алалией, дизартрией, ринолалией); для детей, страдающих недоразвитием фонетической стороны речи (косноязычием); для детей, страдающих заиканием.
Примечание. Дети с общим недоразвитием речи, страдающие заиканием, принимаются в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
11. Все группы для детей с нарушениями речи комплектуются с учетом возраста и при тщательном подборе по уровню речевого развития:
а) в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи, алалией, дизартрией, ринолалией) принимаются дети с 4-летнего возраста;
б) в группы для детей, страдающих недоразвитием фонетической стороны речи (косноязычием), - дети с 5-летнего возраста;
в) в группы для заикающихся детей - дети с 2-3-летнего возраста.
12. Наполняемость групп для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей, страдающих заиканием, - 12 человек; наполняемость групп для детей, страдающих недоразвитием фонетической стороны речи, - 15 человек.
13. Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие лечение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.
Порядок направления и приема в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи
14. Все дети дошкольного возраста с нарушениями речи направляются специалистами детских поликлиник в медико-педагогические комиссии для решения вопроса об их направлении в дошкольное учреждение для специального воспитания и обучения.
15. Работа медико-педагогических комиссий организуется согласно Положению о республиканской и областной медико-педагогических комиссиях, утвержденному Министерством просвещения СССР 12 февраля 1969 года.
16. Решение о зачислении или об отказе в зачислении ребенка в дошкольное учреждение выносится медико-педагогической комиссией только на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования каждого ребенка. Решение комиссии является окончательным.
17. На рассмотрение медико-педагогической комиссии представляются следующие документы:
а) подробная выписка из историй развития ребенка с заключениями:
педиатра об общем состоянии здоровья ребенка;
психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;
отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи;
логопеда о данных речевого анамнеза, состояния речи при обследовании ребенка;
б) педагогическая характеристика для детей, посещающих дошкольное учреждение или логопедический кабинет.
18. Прием детей, отобранных медико-педагогической комиссией, в дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи производится ежегодно в течение августа до 1 сентября. Прием детей, зачисленных в дошкольное учреждение на полгода, - с 1 сентября - на первое полугодие, с 1 февраля - на второе полугодие.
19. Не подлежат приему в дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи:
дети, имеющие снижение слуха (даже незначительное);
дети, имеющие недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
дети, больные эпилепсией с частыми припадками;
дети-инвалиды, не обслуживающие себя и требующие особого ухода;
дети, речевые нарушения которых могут быть исправлены на логопедических пунктах;
дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в детские сады и ясли-сады общего типа.
20. Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с нарушениями речи выявятся дефекты слуха, олигофрения или другие противопоказания, перечисленные в пункте 19, то ребенок подлежит обязательному отчислению или, при наличии учреждений соответствующего профиля (для детей с нарушениями слуха, для умственно отсталых детей и др.), переводу в них. Вопрос об отчислении или переводе ребенка в другое дошкольное учреждение решается медико-педагогической комиссией.
21. Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования, в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.
Дошкольные группы при школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи комплектуются министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, не имеющих областного деления, министерствами просвещения АССР, краевыми, областными отделами народного образования.
22. Для определения ребенка в дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи представляются следующие документы:
путевка отдела народного образования о направлении ребенка в данное дошкольное учреждение;
заявление родителей;
заключение медико-педагогической комиссии;
свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);
справка об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Руководство дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи
23. Педагогическое и методическое руководство работой дошкольных учреждений и групп для детей с нарушениями речи осуществляют органы народного образования, в непосредственном ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.
Методическое руководство лечебной работой осуществляется районным (городским, областным, краевым, республиканским) психоневрологическим диспансером.
24. Работу дошкольного учреждения и групп для детей с нарушениями речи возглавляет заведующий детским садом, яслями-садом, а работу дошкольных групп при школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи - директор школы-интерната.
Заведующий дошкольным учреждением для детей с нарушениями речи отвечает за охрану жизни и здоровья детей, за правильную постановку воспитания, обучения и лечения детей, за работу учреждения в целом.
25. На должности заведующих детскими садами, яслями-садами для детей с нарушениями речи назначаются лица, закончившие педагогический институт (факультет дошкольной педагогики или дефектологический) и имеющие стаж работы в дошкольных учреждениях не менее трех лет.
26. На должности воспитателей групп для детей с нарушениями речи назначаются лица, закончившие педагогический институт (факультет дошкольной педагогики) или педагогическое училище и прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
27. На должности логопедов назначаются лица, закончившие педагогический институт (дефектологический факультет - отделение логопедии, или факультет дошкольной педагогики) и годичные курсы дефектологов-логопедов при педагогическом институте, имеющем дефектологический факультет.
28. Музыкальными руководителями назначаются лица, имеющие музыкальное образование и подготовку на курсах по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
29. Назначение и увольнение заведующих, воспитателей, логопедов, музыкальных руководителей производится теми отделами народного образования, в непосредственном ведении которых находятся эти дошкольные учреждения.
30. Права и обязанности административного, педагогического и обслуживающего персонала дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи определяются правилами внутреннего трудового распорядка.
Финансирование и отчетность
31. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи находятся на местном или республиканском бюджете и имеют сметы, утверждаемые теми отделами народного образования, в непосредственном ведении которых они находятся.
32. В сметах детских садов и яслей-садов для детей с нарушениями речи предусматриваются ассигнования на замену уходящих в очередной отпуск следующих работников: заведующих, воспитателей, логопедов, музыкальных руководителей, нянь-уборщиц, работников кухни и прачек.
33. Заведующий детским садом, яслями-садом для детей с нарушениями речи является распорядителем кредитов III степени.
34. Финансовый и хозяйственный учет, а также отчетность о работе дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведутся в установленном для дошкольных учреждений общего типа порядке.
Министр просвещения СССР |
М. Прокофьев |
Согласовано
Заместитель Министра |
А. Серенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 26 мая 1970 г. N 36 "Об утверждении Типового положения о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи"
Текст приказа официально опубликован не был