Решение Верховного Суда РФ от 2 декабря 2013 г. N АКПИ13-1110
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 марта 2014 г. N АПЛ14-15 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.
при секретаре Петровой О.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Парфенова О.A. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 739 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 510", установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 739 (далее - постановление от 23 сентября 2010 г. N 739) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 510 "Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление от 12 августа 2005 г. N 510). Нормативный правовой акт официально опубликован в издании "Собрание законодательства Российской Федерации", 2010 г., N 40.
Парфенов О.А., являющийся ..., оспорил в Верховном Суде Российской Федерации постановление от 23 сентября 2010 г. N 739, считая его не соответствующим статьям 447, 448 (пункт 2), 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", части 16 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", статьям 1, 3, 15, 16, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушающим его права, свободы и законные интересы.
Свои требования заявитель обосновал тем, что постановление от 12 августа 2005 г. N 510, признанное утратившим силу оспариваемым нормативным правовым актом, было издано во исполнение статьи 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2008 г., предписывало определять официальное издание, в котором осуществляется опубликование предусмотренных названным Федеральным законом сведений, по результатам конкурса между редакциями печатных средств массовой информации, обеспечивать проведение очередного конкурса за 6 месяцев до истечения срока действия договора с официальным изданием. В соответствии с поручением, содержащимся в этом постановлении, Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) приказом от 29 мая 2006 г. N 144 разработало и утвердило правила организации и проведения конкурса между редакциями печатных средств массовой информации по определению официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Прекращение действия постановления от 12 августа 2005 г. N 510 фактически отменяет нормативное правовое регулирование порядка проведения конкурса по выбору официального издания, допускает возможность определения такого издания без проведения конкурса, без публикации извещения о торгах в печатных средствах массовой информации, позволяет Минэкономразвития России не устанавливать новые правила организации и проведения конкурса, произвольно определять состав конкурсной комиссии, порядок проведения конкурса и любые критерии оценки заявок претендентов. В результате этого цена на размещение объявления в определенном регулирующим органом официальном издании будет формироваться произвольно и не может являться главным оцениваемым критерием заявок редакций средств массовой информации. Расходы на публикацию указанных сведений уменьшают конкурсную массу должника, направляемую на погашение требований кредиторов, и сумму фактически получаемого арбитражным управляющим вознаграждения (в процентном отношении от размера удовлетворенных требований кредиторов), поскольку возмещение расходов, связанных с включением сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника.
Ссылается на то, что приказ Минэкономразвития России от 12 июля 2010 г. N 292 "Об определении тиража официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", периодичности, порядка и сроков опубликования, а также цены на услуги по опубликованию таких сведений" (далее - приказ от 12 июля 2010 г. N 292) предусматривает лишь отдельные требования к официальному изданию и не определяет правила организации и проведения конкурса между редакциями средств массовой информации. Постановление от 23 сентября 2010 г. N 739, отменив нормы, регулирующие порядок выбора официального издания, не устанавливает новые правила организации и проведения конкурса и не возлагает на Минэкономразвития России обязанность разработать и принять такие правила.
Минэкономразвития России, представляющее на основании поручения от 28 октября 2013 г. интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало на то, что высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации вправе был признать утратившим силу постановление от 12 августа 2005 г. N 510, которое ранее было издано им не в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и не в развитие норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а по собственному усмотрению в порядке реализации принадлежащих ему полномочий. Постановление от 23 сентября 2010 г. N 739 принято в связи с тем, что федеральный законодатель с 31 декабря 2008 г. (со дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296) перераспределил полномочия по определению официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения о банкротстве, установлению тиража, периодичности, порядка и сроков опубликования соответствующих сведений, цены на такие услуги, отнес разрешение указанных вопросов к исключительной компетенции Минэкономразвития России как регулирующего органа, которое приказом от 12 июля 2010 г. N 292 исчерпывающе их урегулировало, а также установило ненормативным правовым актом правила проведения конкретного конкурса в 2012 году.
Выслушав объяснения представителя заявителя - Литвинова М.М., возражения представителя заинтересованного лица - Старикова А.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Пункт 1 статьи 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей до 31 декабря 2008 г., предусматривал, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с этим Федеральным законом, публикуются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. Тираж официального издания, периодичность и срок опубликования указанных сведений, порядок финансирования оказываемых услуг и цены на такие услуги устанавливаются Правительством Российской Федерации и не должны быть препятствием для быстрого и свободного доступа к указанным сведениям любого заинтересованного лица.
Исполняя данное предписание, Правительство Российской Федерации постановлением от 12 августа 2005 г. N 510 установило требования к официальному изданию (тираж, периодичность, цену опубликования официальных сведений), а также способ определения им официального издания, в котором осуществляется опубликование сведений о банкротстве (по результатам конкурса между редакциями печатных средств массовой информации), и поручило Минэкономразвития России установить правила организации и проведения конкурса и примерный договор о порядке и условиях опубликования официальных сведений.
Из анализа содержания данного постановления следует, что правовые нормы, определяющие способ выбора официального издания и порядок утверждения правил организации и проведения конкурса, были приняты не в силу прямого указания на это в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", а в порядке осуществления Правительством Российской Федерации своих полномочий, предоставленных в соответствии со статьями 12, 13, 14, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в целях обеспечения соблюдения установленных принципов и процедуры, по которым оно будет определять официальное издание для публикации сведений о банкротстве.
Следовательно, доводы заявителя о незаконности постановления от 23 сентября 2010 г. N 739 по тому основанию, что Правительством Российской Федерации не установлена обязанность Минэкономразвития России утвердить нормативный правовой акт, определяющий правила организации и проведения конкурса между редакциями печатных средств массовой информации, лишены правовых оснований.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", вступившего в силу 31 декабря 2008 г., сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с этим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом (пункт 1); доступ к официальному изданию, в котором осуществляется опубликование сведений, указанных в пункте 1 данной статьи, его тираж, периодичность, порядок и срок опубликования сведений о банкротстве в таком официальном издании, цена опубликования сведений, указанных в пункте 1 данной статьи, в таком официальном издании (устанавливаются регулирующим органом) не должны являться препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к указанным сведениям (абзац второй пункта 4).
При этом Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не предусматривает издание нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения конкурса между редакциями средств массовой информации, и не делегирует регулирующему органу такое полномочие, предусматривая в пункте 6 статьи 231, что до определения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти официального издания, в котором в соответствии со статьей 28 этого Федерального закона подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете".
Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что данное министерство является регулирующим органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", определяет официальное издание, в котором подлежат опубликованию сведения, предусмотренные федеральными законами "О несостоятельности (банкротстве)" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (абзац третий пункта 1, пункт 5.3.20).
Минэкономразвития России, реализуя предоставленные полномочия, приказом от 12 июля 2010 г. N 292 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 г., регистрационный номер 18365) установило тираж официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения о банкротстве, периодичность и цену опубликования официальных сведений, утвердило порядок опубликования указанных сведений, предусматривающий требования к публикуемым сообщениям, срок опубликования.
Согласно части 16 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" до утверждения регулирующим органом нормативных правовых актов, предусмотренных статьями 28 и 29 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции данного Федерального закона), применяются изданные до дня вступления в силу этого Федерального закона соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Отмена Правительством Российской Федерации постановления от 12 августа 2005 г. N 510 в период действия нормативного правового акта регулирующего органа, принятого во исполнение статьи 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не повлекла за собой нарушение каких-либо прав и свобод арбитражных управляющих. Заявитель фактически выражает свое несогласие с содержанием приказа от 12 июля 2010 г. N 292, считая его неполным и незаконным, что не является предметом проверки по настоящему делу и не может повлиять на вывод о законности оспариваемого постановления.
Нельзя признать обоснованным и утверждение заявителя о несоответствии постановления от 23 сентября 2010 г. N 739 требованиям статьей 447, 448 (пункт 2), 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 3, 15, 16, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Названное постановление не регулирует порядок определения официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", и не содержит положений, позволяющих не применять перечисленные правовые нормы при определении регулирующим органом конкретного официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения о банкротстве.
Оспариваемое постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, права, свободы и законные интересы Парфенова О.А. не нарушает, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Парфенова О.A. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 739 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 510" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Н.К. Толчеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривался акт, на основании которого утратило силу правительственное постановление.
Последнее определяло порядок отбора и требования к официальному изданию, в котором публикуются сведения, предусмотренные Законом о банкротстве.
По мнению заявителя, из-за того, что постановление утратило силу, фактически отменено регулирование порядка проведения конкурса по выбору указанного официального издания.
В результате допускается возможность произвольного определения такого издания без проведения конкурса.
ВС РФ не согласился с такими доводами и разъяснил следующее.
До 31.12.2008 Закон о банкротстве предусматривал, что соответствующие сведения публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ.
Исполняя данное предписание, Правительство РФ установило требования к такому изданию в вышеуказанном постановлении.
Таким образом, нормы, определяющие способ выбора издания и утверждения правил организации и проведения конкурса, были приняты не в силу прямого указания на это в законе, а в порядке осуществления Правительством РФ своих полномочий.
С 31.12.2008 Закон о банкротстве предусматривает, что соответствующие сведения публикуются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
При этом закон не предусматривает издание акта, регулирующего порядок проведения конкурса между редакциями СМИ, и не делегирует регулирующему органу такое полномочие.
До определения органом власти, уполномоченным Правительством РФ, официального издания, в котором по закону публикуются сведения, они размещаются в "Российской газете".
Реализуя полномочия, Минэкономразвития России в 2010 г. установило тираж официального издания, в котором публикуются сведения.
При этом акт данного министерства не регулирует порядок определения издания, в котором публикуются сведения.
Таким образом, отмена правительственного акта не повлекла за собой нарушение каких-либо прав и свобод.
Решение Верховного Суда РФ от 2 декабря 2013 г. N АКПИ13-1110
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 марта 2014 г. N АПЛ14-15 настоящее решение оставлено без изменения