Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2013 г. N 69-АПГ13-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ханты-Мансийска на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления администрации города Ханты-Мансийска о признании недействующим нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кондрашева А.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации установила:
11 декабря 2012 года Службой государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издан приказ N 18-нп "Об утверждении границ и режима использования территории выявленного объекта культурного наследия "поселение Самаровский Ям" с приложениями в виде границ территории выявленного объекта культурного наследия, режима использования территории выявленного объекта культурного наследия.
Администрация города Ханты-Мансийска обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании названного приказа с приложениями недействующим в связи с нарушением требования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" о проведении историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия и созданием препятствий в решении муниципальным образованием вопросов хозяйственного значения.
Заявитель полагал, что приказ издан с нарушением законодательства, поскольку Методика определения границы территории объекта археологического наследия предполагает проведение археологических полевых работ по определению границы территории объекта археологического наследия исключительно на основании разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке. Держатель открытого листа Собольникова Т.Н. вправе была проводить археологические полевые работы на территории Ханты-Мансийского, Кондйнского районов автономного округа, о чем указано в открытом листе, но не на территории города Ханты-Мансийска, где обнаружен объект археологического наследия.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 августа 2013 года в удовлетворении заявления администрации города Ханты-Мансийска отказано.
В апелляционной жалобе администрации города Ханты-Мансийска ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что 11 декабря 2012 года Службой государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издан приказ N 18-нп, которым утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия "поселение Самаровский Ям", расположенного в Ханты-Мансийском районе, в границах муниципального образования город Ханты-Мансийск (приложения 1 (не приводится), 2); утвержден режим использования территории выявленного объекта культурного наследия "поселение Самаровский Ям" (приложение 3).
Приказ издан в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2006 года N 64-оз "О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в целях обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Согласно статье 2 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2006 года N 64-оз "О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и осуществляется в соответствии с настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами автономного округа.
На основании статьи 4 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2006 года N 64-оз, Положения о Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 августа 2012 года N 309-п, в соответствии с которым Служба является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере историко-культурного наследия, статьи 13.1 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" суд пришел к выводу о принятии оспариваемого приказа в пределах полномочий Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Статья 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает, что к объектам культурного наследия народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ подразделяются на виды. Одним из видов объектов культурного наследия являются памятники, которые включают в себя объекты археологического наследия.
В соответствии со статьей 3 Федерального от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ выявленный объект культурного наследия "поселение Самаровский Ям" отнесен к виду памятники, типу объекты археологического наследия.
Согласно пунктам 6, 8 статьи 18 названного Федерального закона объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия, в течение 10 дней со дня обнаружения данного объекта (в редакции, действовавшей на день издания оспариваемого приказа). До принятия решения о включении в реестр либо об отказе во включении в реестр выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране.
Судом установлено, что приведенные нормы Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ соблюдены: необходимая информация в предусмотренный законом срок была направлена администрации города Ханты-Мансийска, границы выявленного объекта культурного наследия установлены оспариваемым приказом на основании результатов их определения научно-исследовательскими археологическими работами, проводившимися на территории, расположенной в исторической части города Ханты-Мансийска, отведенной под объект "Обустройство площади Свободы в городе Ханты-Мансийске. Памятник основателям Ханты-Мансийска", что соответствует Методике определения границы территории объекта археологического наследия, рекомендованной к применению с 1 января 2012 года письмом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 27 января 2012 года N 12-01-39/05-АБ.
15 июня 2010 года в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от исследователя, держателя открытого листа Собольниковой Т.Н., поступило заявление о необходимости постановки на государственный учет выявленного культурного слоя села Самарово как объекта археологического наследия - "поселение Самаровский Ям". Основанием рекомендации о постановке на государственный учет выявленного объекта культурного наследия, изложенной в заявлении Собольниковой Т.Н., и проведения необходимых работ явилось выявление культурного слоя при осмотре места земляных работ в профилях котлована на площади Свободы в городе Ханты-Мансийске (в районе ранее располагавшегося села Самарово). При осмотре были составлены акты технического состояния выявленного объекта культурного наследия (объекта археологического наследия) от 15 июня 2010 года и от 19 июня 2010 года. В рамках осуществления работ по выявлению и учету объекта культурного наследия были заключены договоры на выполнение работ по подготовке акта установления границы территории выявленного объекта культурного наследия, на выполнение научно-исследовательских работ, составлен акт установления границы территории объекта археологического наследия "поселение Самаровский Ям, а также сделано заключение об археологическом сопровождении строительных работ на объекте "Благоустройство площади Свободы в городе Ханты-Мансийске".
Материалы, полученные в результате работ по определению границ объектов археологического наследия, были представлены в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в виде заключения, из которого следует, что культурный слой памятника "поселение Самаровский Ям" представляет археологический и исторический интерес; памятник является источником информации о русском старожильческом населении севера Западной Сибири 17-18 веков.
Кроме того, в заключении имеется рекомендация о том, что в целях предотвращения повреждения культурного слоя следует провести историко-культурное обследование исторической части района Самарово города Ханты-Мансийска и установить границы археологического памятника "поселение Самаровский Ям".
На основании изложенного был издан оспариваемый приказ об утверждении границ и режима использования территории выявленного объекта культурного наследия "поселение Самаровский Ям".
Разрешая заявленное требование, суд обоснованно не согласился с доводами заявителя о необходимости проведения историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия, поскольку проведение такой экспертизы согласно Положению о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года N 569, необходимо для обоснования принятия решений об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон (подпункт "г" пункта 4). Между тем, оспариваемый приказ не утверждает границ зон охраны, а утверждает границы территории и режим использования территории выявленного объекта культурного наследия в целях обеспечения его сохранности. Приложением к нему (приложение N 2) являются координаты характерных точек границ территории выявленного объекта культурного наследия "поселение Самаровский Ям" в местной системе координат (МСК 86:12), что соответствует пункту 3.4 Методики определения границы территории объекта археологического наследия, о которой говорилось выше. В соответствии с названным пунктом основной целью работ по определению границ выявленного объекта археологического наследия является его картографическая привязка и определение координат границ выявленного объекта археологического наследия.
Довод апелляционной жалобы о том, что археолог-исследователь Собольникова Т.Н. не имела права на проведение полевых работ на территории города Ханты-Мансийска в связи с отсутствием указания этой территории в выданном ей открытом листе, не может явиться основанием к отмене решения суда.
Согласно открытому листу, являющемуся разрешением на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, Собольниковой Т.Н. предоставлено право проведения археологических полевых работ на территории Ханты-Мансийского, Кондинского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Как следует из оспариваемого приказа, выявленный объект культурного наследия "поселение Самаровский Ям" расположен в Ханты-Мансийском районе, в границах муниципального образования город Ханты-Мансийск.
Других доводов в опровержение решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ханты-Мансийска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2013 г. N 69-АПГ13-5
Текст определения официально опубликован не был