Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2013 г. N 29-Д13-8
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Магомедова М.М.,
судей Истоминой Г.Н. и Шалумова М.С.,
при секретаре Вершило А.Н.
рассмотрела в судебном заседании надзорную жалобу осужденного Радаева Р.А. о пересмотре приговора Октябрьского районного суда г. Пензы от 4 июля 2011 года, которым
Радаев Р.А., несудимый:
осужден к лишению свободы по ч. 2 ст. 228 УК РФ - на 3 года; по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ - на 4 года
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 4 года 3 месяца лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислен с 5 апреля 2011 года.
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
Постановлением президиума Пензенского областного суда от 25 апреля 2013 года приговор в части осуждения Радаева Р.А. по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ отменен, уголовное дело в данной части прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Действия Радаева Р.А. переквалифицированы с ч. 2 ст. 228 УК РФ на ч. 1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 года N 87-ФЗ) - изготовление и хранение без цели сбыта дезоморфина в крупном размере. За данное преступление Радаеву назначено 2 года 10 месяцев лишения свободы.
Заслушав доклад судьи Истоминой Г.Н., изложившей содержание обжалуемого приговора и доводы надзорной жалобы, мнение прокурора Кривоноговой Е.А., полагавшей в связи с изменением закона освободить осужденного от наказания, назначенного ему по ч. 1 ст. 228 УК РФ, Судебная коллегия, установила:
В надзорной жалобе осужденный не соглашается с решением суда надзорной инстанции от 25 апреля 2013 года и указывает, что ч. 1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона N 87-ФЗ), на которую переквалифицированы его действия, предусматривает уголовную ответственность за незаконные действия с дезоморфином в размере от 0,5 грамма. В его же уголовном деле размер дезоморфина составляет 0,104 грамма.
Осужденный полагает, что на момент рассмотрения дела в суде надзорной инстанции постановлением Правительства РФ были утверждены новые размеры наркотического средства - дезоморфина, в связи с которыми 0,104 грамма отнесены к значительному размеру, а не крупному, как было ранее. Данное обстоятельство президиумом областного суда не было учтено.
Кроме того, по мнению осужденного назначенное ему наказание не соответствует требованиям справедливости и соразмерности содеянного и данным о наличии у него смягчающих и отсутствии отягчающих обстоятельств.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия находит приговор и последующие судебные решения подлежащим изменению по следующим основаниям.
Выводы суда об изготовлении и хранении Радаевым без цели сбыта раствора наркотического средства - дезоморфина общей массой 6,468 грамма являются правильными, основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, содержание и анализ которых подробно приведены в приговоре.
Не оспариваются эти выводы суда и в надзорной жалобе осужденного.
Судом эти действия осужденного квалифицированы по ч. 2 ст. 228 УК РФ как изготовление наркотического средства без цели сбыта в особо крупном размере. Признавая размер наркотического средства особо крупным, суд исходил из всего объема изготовленного осужденным раствора дезоморфина, составляющего 6,468 грамма, который с учетом постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 года N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации", как превышающий 2,5 грамма, являлся особо крупным.
При этом согласно указанному постановлению для определения крупного и особо крупного размера, применяемого для наркотического средства или психотропного вещества списка N 1, учитывались все смеси, в состав которых входит хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленное в списке 1, независимо от их содержания в смеси.
На момент рассмотрения уголовного дела в отношении Радаева в порядке надзора был изменен порядок определения размера наркотического средства, содержащегося в жидкости и растворе. Согласно примечанию постановления Правительства РФ от 1 октября 2012 года N 1002 N "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" для всех жидкостей и растворов, содержащих хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленных в списке 1, их количество определяется массой сухого остатка после высушивания до постоянной массы при температуре +70...+110 градусов Цельсия.
С учетом этих изменений президиум Пензенского областного суда обоснованно со ссылкой на заключение эксперта пришел к выводу о том, что общая масса изготовленного Радаевым наркотического средства в пересчете на сухой остаток составила 0,104 грамма (л.д. 30-32, 122-124).
Указанный размер наркотического средства расценен президиумом как крупный и действия Радаева переквалифицированы на ч. 1 ст. 228 УК РФ в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 года N 87-ФЗ.
Между тем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 года N 76 крупный размер дезоморфина составлял 0,5 грамма.
Эти рекомендации не учтены судом надзорной инстанции, в связи с чем вывод суда об изготовлении и хранении Радаевым наркотического средства в крупном размере является ошибочным.
В связи с внесенными указанным выше постановлением Правительства от 1 октября 2012 года N 1002 изменениями, касающимися порядка определения крупного и особо крупного размера наркотического средства, содержащегося в жидкости и растворе, действия Радаева по изготовлению и хранению без цели сбыта дезоморфина в размере 0,104 грамма, который не является крупным, перестали быть уголовно наказуемыми.
Данные изменения улучшают положение осужденного, а потому в силу ч. 2 ст. 10 УК РФ подлежат применению, а осужденный подлежит освобождению от наказания.
Вывод президиума о наличии в действиях Радаева состава преступления со ссылкой на то, что действия по незаконному изготовлению и хранению без цели сбыта дезоморфина в размере 0,104 грамма не декриминализированы, нельзя признать обоснованным, поскольку с учетом внесенных изменений совершенные осужденным действия перестали быть уголовно наказуемыми. На момент совершения осужденным указанных действий уголовная ответственность за незаконное изготовление и хранение дезоморфина в значительном размере законом не была установлена.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 406 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 4 июля 2011 года и постановление президиума Пензенского областного суда от 25 апреля 2013 года в отношении Радаева Р.А. изменить.
Освободить его от наказания, назначенного по ч. 1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 года N 87-ФЗ).
Из-под стражи Радаева Р.А. освободить.
Председательствующий |
Магомедов М.М. |
Судьи |
Истомина Г.Н. |
|
Шалумов М.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2013 г. N 29-Д13-8
Текст определения официально опубликован не был