Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Ф. Зверева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Ф. Зверев оспаривает конституционность статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которой учет права на получение социальных услуг, указанных в его статье 6.2, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему ежемесячной денежной выплаты (часть 1); периодом предоставления набора социальных услуг является календарный год, либо период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года (если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг), либо период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг (если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг) (часть 2); гражданин может отказаться от получения набора социальных услуг или отдельных входящих в него услуг, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату (часть 3); гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги) (часть 4); порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (часть 5).
Как следует из представленных материалов, А.Ф. Зверев - инвалид III группы вследствие увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, в феврале 2011 года был поставлен региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение, однако в 2011 году путевка ему предоставлена не была. В иске А.Ф. Зверева о признании действий и решений указанного государственного учреждения незаконными, взыскании компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и компенсации морального вреда решением Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 2 октября 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 4 февраля 2013 года, было отказано со ссылкой на положения частей 2, 3 и 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи". В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции А.Ф. Звереву также было отказано (определение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 мая 2013 года).
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 39 и 41, поскольку не предусматривают гарантий ежегодного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение, а также выплату компенсации в случае непредоставления таких путевок.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения частей 2, 3 и 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" посредством определения периода предоставления социальных услуг, порядка и сроков подачи заявления об отказе от их получения в следующем году устанавливают основные элементы механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, и при этом сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
Что касается положений частей 1 и 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", то представленные А.Ф. Зверевым документы не подтверждают их применение в его деле, в связи с чем данная жалоба в этой части также не может быть признана допустимой.
Разрешение же вопроса об установлении для граждан, которые в течение календарного года не были обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение, соответствующей денежной компенсации относится к дискреционным полномочиям законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зверева Анатолия Федоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 1923-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зверева Анатолия Федоровича на нарушение его конституционных прав статьей 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
Текст Определения официально опубликован не был