Инструкция по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог
(утв. МПС РФ 30 июня 1998 г. N ЦЛ-569)
Настоящая инструкция фактически прекратила действие
См. Инструкцию по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог (утв. МПС РФ от 22 октября 2001 г. N ЦЛ-861)
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция распространяется на предприятия, арендующие вагоны-рестораны (вагоны-кафе) у российских железных дорог.
Настоящая Инструкция устанавливает порядок обеспечения пассажиров питанием в пассажирских поездах и оказания пассажирам дополнительных торговых услуг, предоставления сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности, учета материальных ценностей и денежных средств в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе), составления рейсовой отчетности, а также обеспечения вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) продовольственными товарами и предметами материально-технического оснащения.
2. Настоящая Инструкция разработана на основе требований Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, других нормативных правовых актов Российской Федерации, а также положений ОСТ 32.57-96, определяющего требования к обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе).
3. Размеры наценок на реализуемую в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) продукцию, а также дополнительной платы за доставку продукции в пассажирские вагоны по заказу пассажиров и торговой надбавки на непродовольственные товары и сувениры устанавливаются предприятиями, арендующими вагоны-рестораны (вагоны-кафе) у железных дорог, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Сервисное обслуживание, предоставляемое пассажирам в вагонах повышенной комфортности, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов МПС России, по оказанию платных услуг пассажирам.
5. Снабжение вагонов-ресторанов и вагонов-кафе продовольственными товарами должно осуществляться предприятиями, арендующими вагоны-рестораны (вагоны-кафе) у железных дорог, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. Закупка продовольственных товаров для обеспечения питанием пассажиров работниками вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) у других поставщиков допускается при отсутствии этих товаров надлежащего качества на складе предприятия. Все закупленные продукты должны иметь сертификаты соответствия качества, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Вес груза, провозимого вагоном-рестораном, не должен превышать шести тонн, включая топливо, воду и вес пассажиров с учетом вместимости залов, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации МПС России.
7. Материально-техническое оснащение вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) должно соответствовать условиям их работы, санитарным нормам и правилам, ОСТ 32.57-96. Номенклатура и количество столовой и кухонной посуды, приборов, инвентаря, столового белья, санитарной и специальной одежды для оснащения вагонов-ресторанов и вагонов-кафе утверждаются предприятиями с учетом особенностей обслуживания пассажиров на каждом маршруте следования поездов, в зависимости от категории поезда, но не ниже минимальных норм, предусмотренных в приложении 1 к настоящей Инструкции.
8. Ведение бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей и составление отчетности в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
9. Расчеты с посетителями в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) должны осуществляться с применением контрольно-кассовых машин (далее ККМ) в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Минфином России 30 августа 1993 года N 104. ККМ должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту приписки вагона-ресторана (вагона-кафе) в соответствии с порядком регистрации ККМ. По месту установки ККМ в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) в течение всего срока ее эксплуатации должны храниться карточка регистрации ККМ и паспорт установленной формы, в который заносятся сведения о вводе в эксплуатацию, среднем и капитальном ремонтах ККМ. Эти документы должны предъявляться по требованию представителей налоговых и других органов, осуществляющих контроль за работой вагонов-ресторанов (вагонов-кафе).
10. Обслуживание питанием организованной группы пассажиров (туристов, детей, переселенцев и иных групп пассажиров) в вагонах-ресторанах осуществляется на основании заключенных договоров между предприятиями, арендующими вагоны-рестораны, и организациями, подавшими заявку железной дороге на обслуживание питанием группы пассажиров в пути следования. В договорах предусматривается форма расчетов (наличный или безналичный), количество и стоимость рационов питания, а также иные условия предоставления питания.
II. Порядок обслуживания пассажиров в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе), оказания пассажирам дополнительных торговых услуг и предоставления сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности пассажирских поездов
11. В вагоне-ресторане (вагоне-кафе) пассажиры имеют право:
а) потребовать предъявления свидетельства о подтверждении права на обслуживание пассажиров питанием в пассажирских поездах, сертификатов соответствия качества на реализуемые в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) товары;
б) возвратить приобретенные в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) товары и продукцию, имеющие недостатки и потребовать их замены на товары и продукцию надлежащего качества или возврата уплаченной за них суммы;
в) потребовать соблюдения объявленного режима работы вагона-ресторана (вагона-кафе);
г) изложить свои замечания и предложения в книге отзывов и предложений или направить их на предприятие, обслуживающее пассажиров питанием в этом поезде.
Пассажиры при пользовании услугами вагона-ресторана (вагона-кафе) также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
12. В вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) пассажирских поездов, находящихся в пути следования более одних суток должен соблюдаться установленный МПС России режим работы.
Вагон-ресторан (вагон-кафе) должен быть открыт для пассажиров:
при следовании в составе поезда в течение всего дня - с 9 до 22 часов местного времени с двумя перерывами по 30 минут каждый;
при отправлении поезда из конечного пункта следования во второй половине дня время работы вагона-ресторана (вагона-кафе) в этот день продлевается до 23 часов местного времени.
В поезде, находящемся в пути следования менее одних суток, режим работы вагона-ресторана (вагона-кафе) устанавливается директором вагона-ресторана (заведующим вагоном-кафе) по согласованию с начальником поезда, с учетом спроса пассажиров на услуги питания.
Вход пассажиров в вагон-ресторан (вагон-кафе) прекращается за 30 минут до его закрытия.
О режиме работы вагона-ресторана (вагона-кафе), времени перерывов для уборки помещений и получения продуктов в пути следования пассажиры оповещаются начальником поезда по поездному радио.
13. К обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) предъявляются следующие требования:
1) Обслуживание пассажиров питанием в вагоне-ресторане производится официантами. В процессе подготовки зала вагона-ресторана к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов. При расчете за товары и продукцию пассажирам вручается счет и кассовый чек. Цены на блюда, напитки и продукцию, реализуемые в вагоне-ресторане, указываются в меню и прейскуранте. На покупную продукцию и товары, реализуемые в буфете вагона-ресторана, оформляются ценники.
2) Вагон-кафе работает по методу самообслуживания. На столах в зале вагона-кафе должны быть приборы со специями и бумажные салфетки. При расчете за товары и продукцию в вагоне-кафе пассажирам вручается кассовый чек. Цены на блюда и напитки, реализуемые в вагоне-кафе, указываются в меню. На покупные товары и продукцию оформляются ценники.
3) Перечень блюд, напитков и продукции, указанный в меню вагона-ресторана (вагона-кафе), должен сохраняться в течение всего времени работы вагона-ресторана (вагона-кафе). Ассортимент продукции, реализуемой в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) должен соответствовать требованиям ОСТ 32.57-96. Ассортиментный минимум блюд для реализации в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) указан в приложении 2 к настоящей Инструкции. Для реализации пассажирам в вагонах пассажирских поездов могут комплектоваться наборы питания с учетом соблюдения санитарных требований к упаковке и хранению этих товаров. Примерные варианты комплектования наборов питания указаны в приложении 3 к настоящей Инструкции.
4) Официантами вагона-ресторана производится доставка по заказам пассажиров блюд, кулинарной и покупной продукции в вагоны с двухместным купе (СВ) и купейные вагоны из имеющегося в наличии ассортимента продукции и товаров в порядке, предусмотренном пунктом 16 настоящей Инструкции.
По желанию пассажиров в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая винно-водочные изделия, могут отпускаться на вынос в соответствующей упаковке.
14. Работники вагона-ресторана (вагона-кафе) обязаны:
а) обеспечивать соблюдение санитарных норм и правил, правил техники безопасности и требований пожарной безопасности при обслуживании пассажиров;
б) производить, исходя из требований пассажиров, замену приобретенных пассажирами в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) продукции и товаров с недостатками на продукцию и товары надлежащего качества, либо возвращать пассажирам уплаченную ими сумму;
в) обеспечивать прием стеклянной тары из-под напитков и молочнокислой продукции, реализованной в вагоне-ресторане (вагоне-кафе).
15. В вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) действуют следующие дополнительные правила:
1) В вагоне-ресторане (вагоне-кафе) не обслуживаются пассажиры в нетрезвом виде и пачкающей одежде;
2) Лицам, не достигшим возраста 21 года, алкогольные напитки не отпускаются;
3) Пассажирам не разрешается приносить с собой для употребления в вагон-ресторан (вагон-кафе) спиртные напитки и продукты питания;
4) В случае, если пассажир в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) допустил порчу инвентаря, оборудования, он обязан полностью возместить нанесенный ущерб. По факту нанесения ущерба составляется акт в присутствии начальника пассажирского поезда. При уплате денег пассажиру выдается квитанция установленного образца.
16. Доставка блюд и другой продукции из вагонов-ресторанов в вагоны с двухместным купе (СВ) и купейные вагоны по заказу пассажиров должна осуществляться в следующем порядке:
1) В вагонах с двухместным купе (СВ) и купейных вагонах вывешивается меню вагона-ресторана с указанием ассортимента, цен, норм выхода блюд и изделий, размера оплаты за доставку по заказу. О предлагаемой платной услуге по доставке продукции из вагона-ресторана пассажирам объявляется по поездному радио;
2) Заказ на доставку блюд по меню вагона-ресторана принимается через проводников этих вагонов или через официантов-разносчиков вагона-ресторана. Заказ оформляется на бланке с указанием даты и времени доставки, ассортимента, цен и количества блюд, стоимости заказа. Отдельной строкой указывается дополнительная плата за доставку по заказу. Заказ выписывается в трех экземплярах (первый - для заведующего производством, второй остается у официанта, третий выдается пассажиру);
3) Доставка заказанных блюд производится в развозных официантских тележках, либо на официантских подносах;
4) Для доставки блюд применяется столовая посуда, предназначенная для обслуживания пассажиров в салоне вагона-ресторана, а также посуда одноразового использования (с включением ее стоимости в сумму стоимости заказа). Каждому пассажиру предлагаются соль, специи (в мелкой расфасовке), бумажные салфетки;
5) Общая выручка от доставленной по заказу пассажиров продукции, а также сумма дополнительно взимаемой стоимости за доставку этой продукции пассажирам, сдается директору вагона-ресторана по ведомости приема выручки и общая сумма реализации отражается по соответствующему счетчику контрольно-кассовой машины.
17. Продажа сувениров и других непродовольственных товаров в вагонах-ресторанах осуществляется по примерному перечню, приведенному в приложении 4 к настоящей Инструкции.
Продажа этих товаров официантами вагонов-ресторанов производится одновременно с основной работой, но без причинения ущерба качеству обеспечения пассажиров питанием.
18. В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включена в цену проездных документов. При этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с двухместным купе (СВ) и купейных вагонах, такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы за комплекс сервисных услуг.
1) Сервисное обслуживание в вагонах повышенной комфортности включает в себя:
а) предоставление гарантированного набора питания;
б) обеспечение набором предметов первой необходимости и гигиены /комплект постельного белья, индивидуальный санитарно-гигиенический пакет/;
в) предоставление газет, журналов;
г) дополнительное обеспечение личной безопасности пассажиров и соблюдения общественного порядка в поездах (сопровождение поезда охранными подразделениями);
д) организацию обслуживания пассажиров в вагонах с применением дополнительного съемного оборудования и инвентаря улучшенного качества.
2) К предоставлению наборов питания пассажирам в вагонах повышенной комфортности предъявляются следующие требования:
на каждый вид продукта, используемого для комплектования наборов питания, должны быть сертификаты соответствия качества, ярлык с указанием даты изготовления и срока реализации;
для комплектования наборов питания используются продукты в индивидуальной упаковке и мелкой промышленной расфасовке;
набор питания должен комплектоваться в индивидуальные контейнеры, изготовленные из материалов, допущенных для контакта с продовольственными товарами, опечатываться этикеткой с перечнем входящих в набор продуктов и указанием сроков реализации.
3) Доставка наборов питания в пассажирские поезда с вагонами повышенной комфортности осуществляется специализированным автотранспортом за 2 часа до отправления поезда.
Укомплектованные в индивидуальные контейнеры наборы питания в специальных сумках доставляются в вагон-ресторан в количестве, необходимом для обеспечения пассажиров в вагонах повышенной комфортности (по количеству мест с учетом резерва, обеспечивающего возможность выдачи наборов питания каждому пассажиру по мере их посадки по пути следования независимо от продолжительности поездки). До отправки из цеха комплектации сумки с наборами питания должны храниться в холодильных камерах с температурой +2...+6 градусов по Цельсию.
4) Из вагона-ресторана наборы питания доставляются проводникам пассажирских вагонов повышенной комфортности для раздачи пассажирам. Распаковывать наборы питания работникам вагона-ресторана и проводникам пассажирских вагонов запрещается. При наличии санитарного брака (деформация контейнера, повреждение упаковки продукта, отсутствие упаковочного ярлыка, отсутствие этикетки) директор вагона-ресторана должен произвести замену набора питания из резерва и составить в установленном порядке акт на брак.
В течение одного часа после отправления поезда проводники должны раздать наборы питания пассажирам.
Представитель вагона-ресторана на каждый вагон повышенной комфортности должен заполнить ведомость, где указывается номер вагона, фамилия, имя, отчество проводника, количество пассажиров, количество выданных наборов питания. Ведомость подписывается проводником и работником вагона-ресторана.
Невостребованные или забракованные наборы питания должны быть проводником возвращены в вагон-ресторан и до окончания рейса храниться в холодильнике.
При посадке пассажиров по пути следования каждому из них должны быть выданы наборы питания, которые проводники получают дополнительно в вагоне-ресторане.
По количеству возвращенных (забракованных или невостребованных) и полученных дополнительно наборов питания в ведомость по вагону вносятся соответствующие дополнения.
5) По окончании рейса составляется сводная ведомость по количеству выданных наборов питания, которая подписывается директором вагона-ресторана и начальником поезда.
6) Заявка на обеспечение наборами питания на обратный рейс составляется по прибытии на конечный пункт следования поезда с учетом их остатка в вагоне-ресторане. Оставшиеся от предыдущего рейса наборы питания должны быть выданы пассажирам в первую очередь при условии соблюдения сроков их реализации.
7) Использованные контейнеры из-под наборов питания, стаканчики, столовые приборы одноразового пользования собираются проводниками и сдаются в вагон-ресторан. Повторное использование одноразовой посуды и контейнеров не допускается. В вагоне-ресторане собранная посуда и контейнеры хранятся отдельно от основных продуктов в закрытых коробках и по прибытии на конечную железнодорожную станцию должны быть сданы на склад предприятия.
III. Порядок обеспечения вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) продовольственными товарами
19. В пунктах формирования поездов снабжение вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) производится со складов предприятия. Заявленные директором вагона-ресторана (заведующим вагоном-кафе) продовольственные товары комплектуются на складах предприятия и в специальной таре экспедиторами предприятия доставляются в вагон-ресторан (вагон-кафе), где по весу и счету принимаются директором вагона-ресторана (заведующим вагоном-кафе).
На складах предприятия на все отпускаемые в вагоны-рестораны (вагоны-кафе) товары должны быть сертификаты соответствия качества. В товарных накладных указывается ссылка на сертификаты соответствия качества и ставится штамп предприятия.
Размещение товаров в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) должно производиться с учетом обеспечения возможности свободного прохода пассажиров к местам потребления пищи и приобретения покупных товаров и кулинарных изделий.
20. Снабжение продовольственными товарами вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) в пунктах оборота железнодорожных составов и по пути следования поездов производится на основании договоров, заключаемых между предприятием и поставщиками.
Подготовка товаров к отпуску в вагоны-рестораны (вагоны-кафе) осуществляется поставщиками в количествах и ассортименте, указанных в телеграфных заявках директоров вагонов-ресторанов (заведующих вагонами-кафе) в соответствии со спецификацией заключенного договора. Заявки передаются по телеграфу за 12 часов до прибытия поезда на железнодорожную станцию (по месту расположения поставщика).
Телеграфные заявки директоров вагонов-ресторанов (заведующих вагонами-кафе) на снабжение продовольственными товарами по пути следования поезда регистрируются поставщиками в журналах учета, приема и выполнения заявок. Рекомендуемая форма журнала регистрации указанных телеграфных заявок приведена в приложении 5 к настоящей Инструкции.
IV. Порядок ведения бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) пассажирских поездов
21. Бухгалтерский учет продуктов на производстве (кухне) вагона-ресторана и в вагоне-кафе ведется в денежном выражении (по сумме). Поступающие на производство (кухню) продукты передаются под отчет заведующему производством вагона-ресторана (заведующему вагоном-кафе) и учитываются по цене их приобретения с применением наценки, устанавливаемой руководителем предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заведующий производством вагона-ресторана (заведующий вагоном-кафе) составляет требование на продукты в соответствии с потребностью в сырье (продуктах) на рейс или тур и разработанным планом-меню с учетом сроков хранения сырья (продуктов). Требование утверждается руководителем предприятия и служит основанием для оформления накладной на отпуск сырья (продуктов) кладовщиком предприятия.
Меню в вагоне-ресторане (вагоне-кафе) составляется ежедневно и один экземпляр сдается в бухгалтерию предприятия вместе с отчетом о движении продуктов и тары на производстве (кухне) вагона-ресторана и в вагоне-кафе. Определение цен, по которым реализуются изделия производства (кухни) вагона-ресторана или вагона-кафе, производится на основании калькуляции, составляемой в калькуляционной карточке. Калькуляционные карточки регистрируются в специальном журнале.
22. Отпуск изделий кухни производится по предъявлении официантами вагона-ресторана кассовых чеков, талонов (абонементов), копии платежного поручения, подтверждающего оплату этих изделий по безналичному расчету. Скомплектованные рационы отпускаются по одному кассовому чеку, талону (на общую стоимость рациона питания).
23. Отпуск кулинарных изделий и блюд официантам-разносчикам для реализации пассажирам в пассажирских вагонах оформляется накладными или дневными заборными листами. Бланки накладных (заборных листов) выдаются бухгалтерией предприятия директору вагона-ресторана (заведующему вагоном-кафе) на рейс или тур и регистрируются в специальном журнале с указанием следующих данных:
номер по порядку;
дата выдачи накладных (заборных листов);
номера накладных (заборных листов);
номер вагона-ресторана (вагона-кафе);
фамилия и инициалы директора вагона-ресторана (заведующего вагоном-кафе).
Накладная (дневной заборный лист) подписывается директором вагона-ресторана (заведующим вагоном-кафе). Заведующий производством вагона-ресторана при отпуске изделий кухни официанту-разносчику заполняет соответствующие графы накладной (заборного листа) в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются заведующим производством вагона-ресторана и лицом, получающим готовые изделия, в графах за каждый час отпуска. Возврат нереализованной продукции на производство (кухню) указывается в отдельной графе накладной (заборного листа).
По окончании рабочего дня определяется количество и сумма стоимости отпущенной продукции по накладной (дневному заборному листу) по ценам, установленным предприятием в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма за реализованную продукцию фиксируется прописью за день работы вагона-ресторана (вагона-кафе). Накладные (дневные заборные листы) затем подписываются заведующим производством вагона-ресторана и сдаются в бухгалтерию предприятия вместе с отчетом о движении продуктов и тары на производстве (кухне).
24. Заведующий производством вагона-ресторана (заведующий вагоном-кафе) составляет отчет о движении продуктов и тары на производстве (кухне) по итогам работы за рейс (тур).
Приходная часть отчета заполняется по данным документов на получение из кладовой предприятия или от иных поставщиков продуктов по учетным ценам производства (кухни) вагона-ресторана или по ценам вагона-кафе.
В расходную часть записываются все данные об отпуске и реализации готовых изделий, определяемые по актам реализации готовых изделий кухни за наличный расчет, накладным (дневным заборным листам), накладным на отпуск питания по безналичному расчету и другим документам.
Отчет о движении продуктов и тары на производстве (кухне) вагона-ресторана и в вагоне-кафе составляется в двух экземплярах, из которых первый с приложением всех приходных и расходных документов сдается в бухгалтерию предприятия под расписку на втором экземпляре, остающемся у заведующего производством вагона-ресторана (заведующего вагоном-кафе). К отчету о движении продуктов и тары на производстве (кухне) вагона-ресторана и в вагоне-кафе прилагается план-меню, а также один экземпляр меню.
25. Выручка за проданные кулинарные изделия, блюда и товары ежедневно сдается директору вагона-ресторана, который записывает принятую сумму в ведомость "Поступление выручки". Правильность записи подтверждается подписями лиц, сдавших выручку (официантами, официантами-разносчиками).
Директор вагона-ресторана заверяет правильность записанной в ведомость суммы своей подписью в книжке талонов-чеков официантов (официантов-разносчиков), в которой записываются номера использованных чеков, указывается общая сумма выручки по ним и подтверждается подписью получение денег с указанием суммы и даты. Первый экземпляр отдается лицу, сдавшему выручку, второй остается в книжке талонов-чеков. Ежедневно, по окончании работы вагона-ресторана, директором, заведующим производством и официантами (официантами-разносчиками) вагона-ресторана производится снятие показаний счетчиков ККМ и их результаты записываются в ведомость "Поступление выручки".
По ведомости "Поступление выручки" директор вагона-ресторана подсчитывает сумму поступления выручки за каждый рейс и сопоставляет данные о суммах выручки с показаниями счетчиков ККМ.
При отпуске питания по талонам-чекам ежедневно, по окончании работы вагона-ресторана, производится подсчет талонов-чеков на отпущенные изделия кухни и определяется общая сумма реализации, которая сверяется с суммами выручки, сданными официантами (официантами-разносчиками) и записанными в ведомость "Поступление выручки".
26. Учет товаров в буфете вагона-ресторана ведется в денежном выражении по ценам реализации. Выручка за проданные товары ежедневно записывается в ведомости "Поступление выручки" по графе "Выручка буфета" и сопоставляется с показаниями соответствующих счетчиков ККМ.
27. За рейс (тур) директор вагона-ресторана (заведующий вагоном-кафе) составляет отчет о движении кассы, товаров, тары по форме N 50-вр. Записи в указанный отчет производятся в хронологическом порядке, отдельно по каждому документу.
К отчету прилагаются все документы, на основании которых произведены записи. Отчет подписывается директором вагона-ресторана (заведующим вагоном-кафе).
Кассовые операции по приему-сдаче выручки, расходованию денег на покупку продуктов и другие хозяйственные нужды производятся директором вагона-ресторана (заведующим вагоном-кафе), который несет полную материальную ответственность за сохранность денежных средств, правильность и достоверность расходов.
Денежная выручка и документы должны храниться в сейфах.
28. Бухгалтерский учет инвентаря, посуды и столовых приборов, находящихся в эксплуатации в вагоне-ресторане (вагоне-кафе), осуществляется бухгалтерией предприятия и директором вагона-ресторана (заведующим вагоном-кафе) по количеству и сумме с составлением акта учетной карты приема и сдачи инвентаря. Включенные в учетные карты предметы материально-технического оснащения учитываются по ценам поступления в вагон-ресторан (вагон-кафе).
Для приемки или сдачи и учета инвентаря в вагонах-ресторанах учетные карты ведутся раздельно по кухне и буфету. Учет инвентаря в учетных картах ведется по наименованию, количеству, цене и сумме. Учетные карты заполняются на основании товарных накладных на получение ценностей, сдачу инвентаря, актов на бой, лом и порчу и других документов.
Выдача, приемка и учет белья для вагонов-ресторанов, вагонов-кафе производится предприятиями в порядке обмена. Отпуск и возврат белья оформляется приходными и расходными накладными предприятия.
29. Учет продуктов, закупаемых работниками вагонов-ресторанов (вагонов-кафе), ведется по ценам приобретения с установленным предприятием размером наценки. По этим ценам они включаются в калькуляцию стоимости блюд и закусок.
При оформлении закупочных актов должно быть указано: место и дата совершения закупки, должность, имя, фамилия и отчество работника, осуществившего закупку, номер поезда, номер вагона-ресторана (вагона-кафе), наименование продуктов, количество и цена приобретения, сумма (в т.ч. прописью), подпись продавца, подписи членов бригады вагона-ресторана, присутствовавших при закупке. На продукты животноводства, закупаемые на рынках, должны быть справки службы ветнадзора.
30. Прием или сдача инвентаря и оборудования, принадлежащих российским железным дорогам и находящихся в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе), производится по описям в присутствии представителя предприятия.
В актах приема или сдачи инвентаря и оборудования указываются только не оказавшиеся в наличии или имеющие дефекты инвентарь и оборудование вагона-ресторана (вагона-кафе). При возвращении вагона-ресторана (вагона-кафе) из последнего рейса (тура) акты приема или сдачи имущества вагона-ресторана (вагона-кафе) передаются в бухгалтерию предприятия.
31. Бланки рейсовой отчетности находятся у кассира предприятия и учитываются в бухгалтерии предприятия на забалансовых счетах. При выезде в рейс директорам вагонов-ресторанов (заведующим вагонами-кафе) выписывается расходный фондовый ордер. Количество выданных бланков записывается в реестр установленной формы. По возвращении из рейса все неиспользованные бланки сдаются в кассу предприятия по приходному фондовому ордеру.
Бланками строгой отчетности в вагонах-ресторанах, вагонах-кафе являются:
а) акты приема или сдачи товаров, сырья, тары;
б) закупочные акты;
в) ведомость определения выручки по контрольно-кассовой машине;
г) ведомость "Поступления выручки";
д) книжки талонов-чеков;
е) ведомость на выдачу аванса рейсовой бригаде.
Все бланки строгой отчетности должны быть пронумерованными и выдаваться директорам вагонов-ресторанов (заведующим вагонами-кафе) в количестве, необходимом для работы на рейс (тур).
32. Перед выездом в первый рейс тура работники вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) подписывают договор с предприятием о бригадной материальной ответственности.
Отпуск в вагоны-рестораны и вагоны-кафе товарно-материальных ценностей кладовщиком предприятия производится по предъявлении директорами вагонов-ресторанов (заведующими вагонами-кафе) оформленной бухгалтерией предприятия доверенности.
Стоимость отпущенных товарно-материальных ценностей подтверждается кладовщиком предприятия на обороте доверенности с указанием даты отпуска и номера товарной накладной.
33. Рейсовая отчетность составляется за каждый день работы вагона-ресторана (вагона-кафе) нарастающим итогом и сдается в бухгалтерию предприятия не позднее суток, следующих после сдачи товарно-материальных ценностей принимающей бригаде вагона-ресторана (вагона-кафе).
34. Применение ККМ в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе) осуществляется в следующем порядке.
Перед началом работы на ККМ и по окончании рабочего дня директор вагона-ресторана обязан записать в ведомость по форме N 40 показания счетчиков ККМ и на контрольной ленте указать время и дату записи, скрепив эти данные своей подписью.
По окончании работы сданная официантами зала и официантами-разносчиками выручка сопоставляется с показаниями счетчиков ККМ.
По окончании последнего рейса (тура) контрольная лента сдается в бухгалтерию предприятия вместе с рейсовой отчетностью.
ККМ, применяемые в вагонах-ресторанах, должны иметь не менее четырех счетчиков. Рекомендуется следующее распределение счетчиков для отражения реализации продукции:
1 - реализация продукции производства (кухни) вагона-ресторана через официанта зала;
2 - реализация продукции производства (кухни) вагона-ресторана через официанта-разносчика;
3 - реализация продукции, покупных товаров в буфете вагона-ресторана;
4 - для итогового кассового чека, по которому официанты осуществляют расчет с посетителями.
По четвертому счетчику официант вагона-ресторана повторяет полностью заказ на производство, стоимость буфетной продукции, заказанной посетителем. Чек с итоговой суммой и подписью официанта вручается посетителю вместо счета.
35. В вагонах-кафе ККМ устанавливается в узле расчета с посетителями. За кулинарную продукцию, блюда и покупные товары посетителям пробивается и выдается один кассовый чек.
По отдельному счетчику следует отражать реализацию кулинарной продукции и покупных товаров в разносную торговлю.
Перед началом работы и по окончании рабочего дня заведующий вагоном-кафе обязан записывать показания счетчиков ККМ в ведомость формы N 40 и подписывать контрольную ленту с указанием даты и времени записи.
36. Отпуск продукции с производства вагона-ресторана и продовольственных товаров из буфета вагона-ресторана организованным группам пассажиров производится на основании заключенного договора между предприятием и организацией, отправляющей группу пассажиров. Работниками вагона-ресторана с участием представителя указанной организации, сопровождающего группу, составляется меню для питания пассажиров, с учетом предусмотренной договором стоимости рационов питания. Меню составляется в трех экземплярах, один из которых подлежит сдаче в бухгалтерию предприятия вместе с рейсовым отчетом.
На фактически отпущенные продукцию кухни и покупные товары ежедневно составляются акты с указанием даты отпуска, номера вагона-ресторана, фамилии, имени, отчества директора вагона-ресторана и представителя организации, сопровождающего группу, наименования отпущенных блюд и покупной продукции, цены и суммы стоимости рационов питания, общей суммы реализации (цифрами и прописью).
Акты составляются в трех экземплярах и подписываются директором и заведующим производством вагона-ресторана, представителем организации, сопровождающим группу пассажиров.
При обслуживании организованных групп пассажиров за наличный расчет суммы стоимости рационов питания, оплаченные представителем организации, сопровождающим группу пассажиров, в соответствии с составленными актами, пробиваются по ККМ (отдельно за кухонную и буфетную продукцию).
При обслуживании организованных групп пассажиров по безналичному расчету акты на отпущенное питание сдаются в бухгалтерию предприятия и включаются в отчет как подтверждение произведенных расходов.
Перечисление средств предприятию за питание группы пассажиров производится в соответствии с заключенным договором. О следовании группы пассажиров в поезде и порядке ее обслуживания в пути следования предприятие должно заблаговременно сообщать директору вагона-ресторана.
В вагонах-ресторанах, прибывших из туристических или иных специальных рейсов, где было организовано питание по безналичному расчету, перед отправлением в следующий рейс должна быть проведена инвентаризация товарно-материальных ценностей с участием представителя предприятия.
Первый заместитель Министра |
В.И. Ковалев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог (утв. МПС РФ 30 июня 1998 г. N ЦЛ-569)
Текст инструкции официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 20 июля 2022 г. N 279 настоящий документ признан не подлежащим применению с 20 июля 2022 г.