Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Правилам надзора за воздушными
резервуарами подвижного состава
железных дорог Российской Федерации
от 4 августа 1998 г. N ЦТ-ЦВ-ЦП-581
Рекомендуемые требования к конструкции резервуаров
I. Общие положения
1. Конструкция резервуара должна обеспечивать надежность и безопасность эксплуатации в течение назначенного срока службы и предусматривать возможность проведения технического освидетельствования, очистки, промывки, полного опорожнения, ремонта.
2. Если конструкция резервуара или условия его монтажа и подключения не позволяют провести наружный осмотр или гидравлическое испытание при техническом освидетельствовании, то разработчик должен в технической документации изложить методику, периодичность и объем контроля резервуара, выполнение которых обеспечит своевременное выявление и устранение дефектов.
3. Основные параметры, размеры, требования к расчету, изготовлению, испытанию, приемке, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению резервуаров по ГОСТ 1561, ОСТ 32.48.
При необходимости разработки резервуаров, требования к которым не регламентируются указанными нормативными документами, конструкцию, метод расчета, применяемые материалы для таких резервуаров разработчик должен согласовывать с соответствующей организацией из приведенного в пункте 24 настоящего Приложения.
II. Материалы
4. Сталь листовая, сортовая, трубы, поковки, отливки стальные, крепежные изделия, сварочные материалы (далее - материалы), применяемые для ремонта резервуаров, должны обеспечивать их надежную работу в течение расчетного срока службы с учетом заданных условий эксплуатации.
5. Для изготовления, монтажа и ремонта резервуаров и их элементов должны применяться материалы по ГОСТ 1561, ОСТ 32.48.
Качество и характеристики материалов должны подтверждаться соответствующими сертификатами предприятий-поставщиков.
6. В технико-экономически обоснованных случаях допускается замена материалов, приведенных в пункте 5 настоящего приложения при ремонте на указанные в приложениях 2-10 ОСТ 26.291 или другие, что должно быть согласовано с соответствующей организацией.
III. Сварные соединения
7. Сварочные материалы, флюсы, защитные газы, электроды с покрытием должны удовлетворять техническим требованиям на изготовление и ремонт данного резервуара, соответствующим положениям инструкции ЦТ/336.
8. Условия хранения и подготовка к использованию сварочных материалов должны соответствовать требованиям нормативных документов на сварку. Сварочные материалы должны контролироваться на сварочно-технологические свойства:
- каждая партия электродов согласно ГОСТ 9466;
- каждая партия порошковой проволоки согласно ГОСТ 26271.
Каждая бухта легированной сварочной проволоки должна контролироваться на наличие основных легирующих элементов, регламентированных ГОСТ 2246.
9. При сварке обечаек и приварке днищ к обечайкам должны применяться стыковые швы с полным проплавлением.
Допускается применять угловые и тавровые швы при приварке штуцеров и фланцев.
Допускается применять нахлесточные сварные швы для приварки укрепляющих колец и опорных элементов.
10. Наружные сварные швы резервуаров должны быть расположены так, чтобы обеспечить возможность их визуального осмотра и контроля качества неразрушающим методом (ультразвуковым, радиографическим и другие), а также устранения в них дефектов.
11. Сварные швы резервуаров не должны перекрываться опорами. Допускается местное перекрытие опорами сварных швов на общей длине не более 0,35 Dн (Dн - наружный диаметр резервуара) при условии, что перекрываемые участки швов по всей длине проконтролированы радиографическим или ультразвуковым методами.
Перекрытие мест пересечения швов не допускается.
12. При сварке стыковых соединений элементов разной толщины необходимо предусмотреть плавный переход от одного элемента к другому постепенным утонением элемента, имеющего большую толщину. Угол скоса элементов разной толщины должен быть не более 20°.
Допускается выполнять сварку стыковых швов без предварительного утонения более толстого элемента, если разность в толщинах соединяемых элементов не превышает 30% от толщины более тонкого элемента, но не более 5 мм; при этом форма шва должна обеспечивать плавный переход от толстого элемента к тонкому.
13. Размерные и прочностные характеристики и свойства сварных соединений, температурные условия производства сварочных работ по ГОСТ 1561 и ОСТ 32.48.
IV. Арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные устройства
14. Для управления работой и обеспечения безопасной эксплуатации резервуаров, в зависимости от назначения, резервуары или трубопроводы, подводящие и отводящие из резервуаров рабочую среду, должны быть оборудованы:
запорной или запорно-регулирующей арматурой;
манометрами;
предохранительными устройствами.
15. Запорная и (или) запорно-регулирующая арматура должна устанавливаться на штуцерах, непосредственно присоединенных к резервуару, или на трубопроводах, подводящих и отводящих из резервуара рабочую среду. В случае последовательного соединения нескольких резервуаров необходимость установки такой арматуры между ними определяет разработчик.
16. Арматура должна иметь следующую маркировку:
наименование и (или) товарный знак изготовителя;
условное давление, MПa (допускается указывать рабочее давление и допустимую температуру);
условный проход;
направление потока среды;
марку материала корпуса.
17. На маховике запорной арматуры должно быть указано направление его вращения при открывании и закрывании арматуры.
18. Арматуру, имеющую маркировку по ГОСТ 4666, но не имеющую паспорта, допускается применять после проверки марки материала, проведения ревизии арматуры и испытания. Данные должны быть записаны в паспорт резервуара.
19. Предохранительные клапаны должны быть изготовлены по чертежам, утвержденным соответствующим департаментом МПС России, а их пропускная способность определена по ГОСТ 12.2.085.
Порядок и сроки проверки исправности действия предохранительных клапанов в зависимости от условий эксплуатации должны быть указаны в инструкции по эксплуатации.
20. Давление срабатывания предохранительных клапанов должно быть проверено на стендах.
Для главных воздушных резервуаров давление срабатывания должно быть на 0,1 МПа (1,0 ) выше допускаемого рабочего давления.
21. Предохранительные устройства должны быть размещены в местах, доступных для технического обслуживания. Установка запорной арматуры между резервуаром и предохранительным устройством, а также за ним не допускается. Рабочая среда, выходящая из предохранительных устройств, должна отводиться в безопасное место.
22. Установленные на подвижном составе предохранительные клапаны должны быть опломбированы.
При пломбировании должны быть ясные оттиски: на одной стороне пломбы название железной дороги и год, на другой - сокращенное обозначение депо (предприятия) и месяц проверки. Например, первая плашка - Октябрьская ж.д. 1997; вторая плашка - TЧ-7/VII.
23. Требования обязательные при сертификации, должны быть особо оговорены в технической документации на резервуар.
24. Специализированные предприятия и организации по вопросам расчета, проектирования, изготовления, испытания и ремонта воздушных резервуаров подвижного состава железных дорог Российской Федерации:
Специализация |
Организация |
Адрес, телефон |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Резервуары воздушные тепловозов магистральных, маневровых, промышленных: проектирование, расчеты на прочность, контроль, металловедение, техническое диагностирование, определение остаточного ресурса, сертификационные испытания |
Научно-исследовательский институт тепловозов и путевых машин (ВНИТИ) |
140402 г. Коломна ул. Октябрьской революции, 410 т. 30-3-14 |
2 |
Резервуары путевых машин: проектирование, расчеты на прочность, контроль |
Центральное конструкторское бюро тяжелых путевых машин (ЦКБпутьмаш) |
107014 г. Москва 3-я Сокольническая ул., д. 5 т. 268-72-581 |
3 |
Резервуары подвижного состава: проектирование расчеты на прочность, контроль, металловедение, сварка, техническое диагностирование, эксплуатация, сертификационные испытания |
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ МПС) |
129851 г. Москва 3-я Мытищинская ул., 10 т. 287-31-51 |
4 |
Резервуары путевых машин: изготовление, контроль, эксплуатация, коррозия |
Проектно-технологическое конструкторское бюро Департамента пути и сооружений (ПТКБ ЦП) |
125299 г. Москва ул. Космонавта Волкова, 6 т. 159-20-84 |
5 |
Резервуары тягового подвижного состава: техническая документация и технологическое оборудование для текущего ремонта тягового подвижного состава в локомотивном депо |
Проектно-конструкторское бюро Департамента локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) |
107066 г. Москва Ольховский пер., 205 т. 262-73-62 |
6 |
Резервуары вагонные: надзор, эксплуатация, контроль |
Проектно-конструкторское бюро Департамента вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ) |
109316 г. Москва Волгоградский пр., 23 т. 171-79-98 |
7 |
Резервуары тягового подвижного состава и вагонные: ремонт |
ЗАО "Желдорреммаш" |
107228 г. Москва ул. Ново-Рязанская, 12 т. 262-27-49 |
18А0 "Вагонреммаш" |
111024 г. Москва ул. Энтузиастов, 4 т. 262-48-47 |
||
8 |
Резервуары вагонов, в том числе специальных, и моторвагонного подвижного состава: проектирование и расчеты на прочность |
Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения (ЦКБ ТМ) |
1700030 г. Тверь, Петербургское шоссе, 45в, т. (0822) 55-91-23 |
9 |
Резервуары моторвагонного подвижного состава: проектирование, расчеты на прочность, контроль, металловедение, техническое диагностирование |
ОАО "Демиховский машиностроительный завод" |
142632 г. Орехово-Зуево т. 12-72-00 15-64-01 |
10 |
Резервуары вагонов, в том числе специальных; проектирование, расчеты на прочность, сертификация |
Государственный научно-исследовательский институт вагоностроения (ГосНИИВ) |
103848 Москва, ул. Пушкинская, 11 т. 292-02-47 |
11 |
Резервуары электровозов постоянного и переменного тока: проектирование, расчеты на прочность, контроль, металловедение, сварка, техническое диагностирование, определение остаточного ресурса |
Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ОАО ВЭлНИИ) |
346413 г. Новочеркасск т. (863-52) 9-25-21 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.