Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра просвещения СССР
от 21 ноября 1972 г. N 125
Номенклатура
дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР
(утв. Министром просвещения СССР 15 сентября 1972 г.)
Дошкольное воспитание и обучение детей с дефектами умственного и физического развития имеет большое, а порой и решающее значение для дальнейшей жизни ребенка, ибо ранняя коррекция дефекта предупреждает возникновение вторичных и последующих дефектов развития, преодоление которых в школьном возрасте бывает чрезвычайно трудным.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития детей. Поэтому целенаправленное воспитание и обучение аномальных детей в специально организованных дошкольных учреждениях является основным средством коррекции и компенсации их развития и обеспечивает успешную подготовку большей части этих детей к обучению в специальных школах.
Для детей с дефектами умственного и физического развития в системе Министерства просвещения СССР устанавливается следующая Номенклатура дошкольных учреждений:
1. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха.
2. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи )при сохранном слухе).
3. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями зрения.
4. Дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых).
5. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
I. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха
1. Детские сады и ясли-сады для глухих, для слабослышащих и позднооглохших детей с круглосуточным пребыванием;
2. Дошкольные детские дома с самостоятельными группами для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей с интернатным круглогодичным пребыванием;
3. Дошкольные группы для детей с нарушениями слуха при детских садах, яслях-садах общего типа и в школах-интернатах для глухих и слабослышащих детей.
Обучение глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях должно быть раздельным.
Позднооглохшие дети, сохранившие речь, направляются в группы для слабослышащих.
Глухие и слабослышащие дети, имеющие нарушение интеллекта (олигофрения в степени дебильности) и негрубое нарушение опорно-двигательного аппарата, направляются в группы для детей со сложными дефектами, создаваемые в детских домах для детей с нарушениями слуха.
Наполняемость групп для детей с нарушениями слуха - 10-12 человек.
Наполняемость групп для детей со сложными дефектами - 8 человек.
Принципы комплектования дошкольных учреждений и групп для детей с нарушениями слуха определены Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха, утвержденным Министерством просвещения СССР 31 декабря 1968 г. N 130-М и согласованным с Министерством здравоохранения СССР.
II. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи (при сохранном слухе)
1. Детские сада и ясли-сады с круглосуточным и дневным пребыванием детей;
2. Дошкольные группы для детей с нарушениями речи при детских садах и дошкольных детских домах общего типа;
3. Дошкольные группы при школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В дошкольные учреждения и специально организованные группы направляются дети с нарушениями речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Примечание. При наличии достаточного контингента детей с нарушениями речи после операции в связи с врожденными дефектами губ и неба для них организуются специальные группы (количественный состав - 12 детей).
Наполняемость групп для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей, страдающих заиканием, - 12 человек.
Наполняемость групп для детей, страдающих недоразвитием фонетической стороны речи, - 15 человек.
Принципы комплектования дошкольных учреждений и групп для детей с нарушениями речи определены Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, утвержденным Приказом Министра просвещения СССР 26 мая 1970 г. N 36 и согласованным с Министерством здравоохранения СССР.
III. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями зрения
1. Детские сады и ясли-сады для слабовидящих детей и для детей с косоглазием и амблиопией;
2. Дошкольные детские дома для детей с нарушениями зрения с группами для детей слепых, слабовидящих и для детей с косоглазием и амблиопией, с круглосуточным круглогодичным пребыванием детей;
3. Дошкольные группы для слабовидящих детей и для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа;
4. Дошкольные группы для слепых детей при школах-интернатах для слепых;
5. Дошкольные группы для слабовидящих детей при школах-интернатах для слабовидящих.
В дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения принимаются дети:
- с остротой центрального зрения с коррекцией на лучшем глазу в пределах от 0 до 0,4;
- с более высокой остротой центрального зрения при наличии текущего процесса при близорукости свыше 10,0 Д, дальнозоркости свыше 8,0 Д, при астигматизме свыше 5,0 Д.
В дошкольные учреждения и группы для слепых принимаются дети:
- с остротой центрального зрения ниже 0,04 (включительно) с переносимой коррекцией;
- с остротой центрального зрения на лучшем глазу 0,05-0,08 с переносимой коррекцией при атрофии зрительного нерва, пигментной дистрофии сетчатки, при других ретинитах, хориоретинитах, дистрофии желтого пятна, злокачественной прогрессирующей близорукости, при гидрофтальме и других видах глаукомы;
- с концентрическим сужением поля зрения до 35 градусов с центральной скотомой.
В дошкольные учреждения и группы для слабовидящих принимаются дети:
- с остротой центрального зрения на лучшем глазу с коррекцией в пределах 0,05-0,4 в зависимости от состояния других зрительных функций, формы и течения патологического процесса.
Не подлежат приему в дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения дети:
- глухие и слабослышащие;
- с нарушением опорно-двигательного аппарата, требующие индивидуального ухода;
- с олигофренией в степени имбецильности и идиотии.
Примечания:
1. Во всех дошкольных учреждениях, где открыты дошкольные группы для детей с нарушениями зрения, дети о косоглазием и дети о амблиопией выделяются в самостоятельные группы.
В городах при наличии достаточного контингента детей с косоглазием и амблиопией для них могут создаваться самостоятельные детские сады и ясли-сады.
2. Слепые и слабовидящие дети, имеющие нарушение интеллекта (олигофрения в степени дебильности) или негрубое нарушение опорно-двигательного аппарата, направляются в группы для детей со сложными дефектами, организуемыми в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
Наполняемость дошкольных групп для слепых детей - 10 человек.
Наполняемость дошкольных групп для слабовидящих детей, включая косоглазие и амблиопию, - 12-15 человек.
Наполняемость дошкольных групп для детей со сложными дефектами - не менее 8 человек.
Ясли-сады и дошкольные группы при яслях-садах для детей с нарушением зрения комплектуются детьми в возрасте от 2 до 7 лет.
Детские сады, дошкольные детские дома и специальные группы при детских садах и детских домах общего типа комплектуются детьми в возрасте от 3 до 7 лет.
IV. Дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
1. Детские сады с круглосуточным и дневным (12 часовым) пребыванием детей;
2. Дошкольные детские дома с интернатным, круглогодовым пребыванием детей.
Приему в дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта подлежат умственно отсталые дети о диагнозом олигофрения в степени дебильности (неосложненные формы).
Не подлежат приему в дошкольные учреждения указанного типа дети:
- с олигофренией в степени имбецильности и идиотии,
- глухие и слабослышащие,
- слепые и слабовидящие,
- с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, требующие индивидуального ухода,
- с интеллектуальной недостаточностью в резидуальной стадии, т.е. ранее чем через 1 год после перенесенных менингоэнцефалитов и энцефалитов и других заболеваний нервной системы,
- с олигофренией в степени дебильности, страдающие психопатоподобным поведением, судорожными припадками, шизофренией, эндокринными психическими и другими заболеваниями, требующими активного лечения,
- с временной задержкой умственного развития при нормальном интеллекте.
В отдельных случаях по заключению медико-педагогической комиссии /областной, республиканской/ или НИИ дефектологии АПН СССР дети с олигофренией в степени дебильности с грубыми нарушениями речи направляются сроком на один год в испытательные группы, организуемые при одном из детских домов для детей с нарушением интеллекта.
Примечания:
1. Дети с олигофренией в степени дебильности, осложненной судорожными приступами, психопатоподобным поведением, эндокринными, психическими и другими заболеваниями, требующими активного лечения и наблюдения врача, направляются в учреждения системы здравоохранения.
2. Дети с олигофренией в степени глубокой имбецильности и идиотии (осложненной и неосложненной другими нарушениями), а такие дети с олигофренией в степени дебильности, но при наличии у них тяжелых физических дефектов, требующих индивидуального ухода, направляются в детские дома-интернаты системы Министерства социального обеспечения.
Наполняемость дошкольных групп для умственно отсталых детей в учреждениях системы Министерства просвещения СССР - 10-12 человек.
В дошкольных учреждениях указанного типа дети с нарушением интеллекта содержатся в возрасте от 3-4 лет до 8.
V. Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
1. Детские сады и ясли-сады с круглосуточным пребыванием детей.
2. Дошкольные детские дома с интернатным, круглогодичным пребыванием детей;
3. Дошкольные группы при школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В дошкольные учреждения и специально организованные группы направляются дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата (с последствием травм, полиомиелита, с легкими формами церебральных параличей, врожденными и приобретенными дефектами верхних и нижних конечностей, последствиями инфекционных полиартритов, сколиозом) с нормальным интеллектом или вторичной задержкой психического и речевого развития, которые не нуждаются в индивидуальном уходе, могут себя обслужить, ходить самостоятельно или с помощью ортопедической обуви и нуждаются в выполнении ортопедического режима и проведении соответствующей коррекционно-воспитательной работы.
Примечания:
1. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые нуждаются в активном ортопедическом лечении, направляются в учреждения системы Министерства здравоохранения СССР, где наряду с лечением проводится коррекционно-воспитательная работа по подготовке детей к поступлению в массовую или специальную школу.
2. Дети с тяжелым нарушением опорно-двигательного аппарата, не подлежащие дальнейшему лечению, нуждающиеся в индивидуальном уходе, даже с нормальным интеллектом, направляются в специальные дома-интернаты системы Министерства социального обеспечения.
3. При наличии достаточного контингента детей, страдающих легкими формами церебральных параличей, для них могут создаваться самостоятельные детские сады и ясли-сады.
Наполняемость групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 10-12 человек.
Ясли-сады для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата комплектуются детьми в возрасте от 2 до 7 лет.
Детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата комплектуются детьми в возрасте от 3 до 7 лет.
Прием детей в дошкольные учреждения и группы для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР и отчисление или перевод их из дошкольного учреждения одного типа в дошкольное учреждение другого типа без заключения соответствующей медико-педагогической комиссии (или НИИ дефектологии АПН СССР) не разрешается.
Аномальные дети в возрасте 6 лет, не воспитывавшиеся до этого в дошкольных учреждениях, по преимуществу должны направляться в дошкольные группы или подготовительные классы при соответствующих школах-интернатах для детей с отклонениями в умственном или физическом развитии.
Перевод шестилетних детей из дошкольных учреждений в подготовительные классы школ-интернатов не допускается.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министра просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N 125 "О введении в действие Номенклатуры дошкольных учреждений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.