Настоящая Инструкция вводится в действие с 1 января 1999 г.
Инструкция
о порядке использования и учета вагонов нерабочего парка МПС России, выделенного для специальных и технических нужд железных дорог
(утв. МПС РФ 17 июля 1998 г. N ЦД/ЦЧУ-573)
Приказом Минтранса России от 15 декабря 2016 г. N 380 настоящая Инструкция не подлежит применению
Инструкция о порядке использования и учета вагонов нерабочего парка, утвержденная МПС СССР 22 июля 1969 года N ЦЦ-2637, считается недействующей на железных дорогах Российской Федерации.
I. Общие положения
Настоящая инструкция устанавливает порядок использования и учета вагонов для специальных и технических нужд железных дорог и является дополнением к разделу 3 "Инструкции по учету наличия, состояния и использования грузовых вагонов" от 29 ноября 1985 года N ЦЧУ/4340.
1.1. Для обеспечения специальных и технических нужд в подвижном составе железным дорогам из инвентарного наличия принадлежности МПС России выделяются вагоны нерабочего парка, которые используются:
для врачебно-санитарных нужд;
под вагоны-лавки и хлеборазвозки ОРС;
под консольные и подъемные краны;
для развозки материалов и запасных частей;
для развозки и хранения нефтепродуктов;
под передвижные мастерские отделений железных дорог;
специализированные вагоны для перевозки щебня с баз зимнего хранения, а также с карьеров на строительные объекты железнодорожного транспорта ( хоппер-дозаторы, думпкары);
для ликвидации последствий и предупреждения размывов и повреждений пути и искусственных сооружений в период паводка;
для специальных и технических нужд хозяйств:
перевозок;
локомотивного;
грузовой и коммерческой работы;
вагонного;
пути и сооружений;
электрификации и электроснабжения;
гражданских сооружений;
водоснабжения и водоотведения;
капитального строительства;
сигнализации и связи.
1.2. Вопросы о дополнительном выделении вагонов для специальных и технических нужд железной дороги решаются в каждом отдельном случае по заявке железной дороги или структурного подразделения МПС России.
1.3. Вагоны, используемые в пожарных, восстановительных, рельсосварочных и мостостроительных поездах, путевых машинных станциях, мостостроительных и тоннельно-мостовых отрядах, ремонтно-восстановительных летучках связи с нумерацией менее 8-ми знаков или 8-ми значной нумерацией на цифру "1", находящиеся на балансе предприятий и отделений железных дорог или железных дорог (где нет отделений) в нерабочем парке не числятся.
На такие вагоны нормирование не распространяется.
1.4. Количество и род вагонов, используемых для специальных и технических нужд, по каждому подразделению железной дороги и МПС России должны соответствовать табелям, утвержденным МПС России.
1.5. Право на использование вагонов для специальных и технических нужд, прицепку их к поездам, выпуск на перегоны и курсирование по путям станции действует только при наличии удостоверения формы ДУ-82, выданного на текущий год.
1.6. Все вагоны, предоставленные под специальные и технические нужды железных дорог, после текущего или периодического ремонта обязательно поступают обратно в ту группу вагонов, в которой они использовались до ремонта.
В период нахождения указанных вагонов в ремонте пополнение группы вагонов нерабочего парка за счет других инвентарного парка МПС России запрещается.
1.7. Вагоны для ликвидации последствий и предупреждения размывов и повреждений пути и искусственных сооружений в период паводка выделяет начальник железной дороги только при действительной потребности в пределах норм, установленных МПС России на эти цели.
1.8. При перемещении вагонов, используемых для специальных и технических нужд, по путям общего пользования (со станции на станцию, с одной железной дороги на другую) такие вагоны учитываются в числе вагонов нерабочего парка.
II. Порядок содержания и оформления вагонов нерабочего парка
2.1. Службы железных дорог по заявкам хозяйств представляют в службы статистики железных дорог и соответствующие Департаменты и управления МПС России ежегодно до 1 февраля свои предложения с расчетами потребности в вагонах, выделяемых для специальных и технических нужд, по видам использования с разбивкой по родам подвижного состава.
2.2. Службы статистики железных дорог обобщают предложения служб железных дорог и высылают в Департамент управления перевозок МПС России сводные заявки на вагоны, выделяемые для специальных и технических нужд дороги, к 20 февраля.
2.3. Департаменты и управления МПС России после рассмотрения заявок служб железных дорог в рамках общей нормы, выделенной им Департаментом управления перевозками МПС России, представляют свои предложения, утвержденные руководителями причастных департаментов и управлений МПС России, в Департамент управления перевозками МПС России (для разработки общей нормы) к 20 февраля.
2.4. В пределах общей нормы руководитель Департамента управления перевозками устанавливает нормы вагонов нерабочего парка для специальных и технических нужд по каждой железной дороге с разбивкой по хозяйствам и объявляет их ежегодно к 1 апреля.
2.5. Общая норма на вагоны, выделенные для специальных и технических нужд, утверждается Министром путей сообщения Российской Федерации или первым заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации.
2.6. Количество вагонов нерабочего парка, содержащегося на железных дорогах для специальных и технических нужд по видам использования, не должно превышать установленных норм.
2.7. Начальники железных дорог в пятидневный срок объявляют норму вагонов нерабочего парка для специальных и технических нужд начальникам отделений железных дорог, а последние в трехдневный срок по получении от железной дороги объявляют нормы начальникам железнодорожных станций.
2.8. На право пользования грузовым вагоном нерабочего парка, выделенным для специальных и технических нужд, выдается удостоверение по форме ДУ-82 в трех экземплярах (приложение 1).
2.9. Вагоны, выделенные для специальных и технических нужд железных дорог приписываются на железной дороге к станциям с нанесением трафаретов установленным порядком.
2.10. При продлении срока нахождения вагона в составе специальных и технических нужд хозяйственной организацией железной дороги соответствующие номерные списки таких вагонов представляются в службу статистики железной дороги для продления срока действия удостоверения формы ДУ-82 установленным порядком.
2.11. В случае необходимости замены или пополнения парка вагонов для специальных и технических нужд, находящихся в распоряжении хозяйственного подразделения железной дороги, подбор вагонов для этих целей из инвентарного парка МПС России осуществляется следующим образом:
2.11.1. Руководитель подразделения железной дороги имеет право произвести замену вагонов в случае их физического исключения из инвентарного парка МПС России по техническому состоянию или моральному износу с утверждением акта формы ВУ-10М, который предъявляется начальнику железнодорожной станции приписки.
2.11.2. При увеличении железной дорогой нормы вагонов нерабочего парка для специальных и технических нужд руководитель подразделения железной дороги предъявляет начальнику железнодорожной станции приписки соответствующее документальное обоснование и разрешение начальника службы статистики железной дороги.
2.11.3. Вновь подобранные вагоны, для специальных и технических нужд, на железнодорожной станции приписки на момент оформления удостоверения формы ДУ-82 должны быть использованы раннее в эксплуатации не менее 10 лет.
2.11.4. Номерной перечень подобранных вагонов на пополнение парка вагонов для специальных и технических нужд заверяется начальником железнодорожной станции приписки, начальником вагонного депо зоны обслуживания, подписывается руководителем подразделения железной дороги и представляется установленным порядком в службу статистики своей железной дороги.
2.12. В службе статистики железной дороги в соответствии с утвержденными нормами вагоны, на которые должны быть выданы новые удостоверения формы ДУ-82, а также на вагоны для которых срок действия этого удостоверения продлевается, в обязательном порядке проверяются на наличие их в Автоматизированном банке данных парка вагонов (АБД ПВ) через ИВЦ железной дороги.
В случае несоответствия номера вагона предъявляемым требованиям (вагон с искаженным номером, отсутствует в базе АБД ПВ, принадлежит другому государству, находящиеся в эксплуатации на момент оформления удостоверения формы ДУ-82 не менее 10 лет и т.д.) вагон подлежит возврату в рабочий парк установленным порядком.
Выверенный перечень вагонов, на которые должны быть выданы удостоверения утверждается руководством железной дороги. На основании утвержденного перечня вагонов начальник службы статистики железной дороги оформляет и выдает удостоверения за своей подписью:
1. "Удостоверение" выдается хозяйственной организации железной дороги, которой выделен вагон;
2. "Корешок удостоверения" хранится в службе статистики железной дороги;
3. "Копия удостоверения " хранится в делах начальника железнодорожной станции приписки вагонов.
2.13. Начальник железнодорожной станции обязан систематически проверять наличие удостоверений на право пользования вагонами, выделенными для спецтехнужд. При обнаружении вагонов, на которые удостоверения не выданы или истек срок действия удостоверений, начальник железнодорожной станции изымает из пользования такие вагоны и возвращает их в рабочий парк с отражением в форме ДО-2, о чем составляется акт формы ДУ-6 с указанием организации, использовавшей вагоны, номеров вагонов, железнодорожной станции и железной дороги приписки.
2.14. При изъятии у хозяйственной организации железной дороги вагона из нерабочего парка начальник железнодорожной станции обязан:
составить акт формы ДУ-6 об изъятии вагона;
изъять удостоверение на право пользования вагоном;
исключить изъятый вагон из книги учета формы ДУ-7;
выслать начальнику службы статистики железной дороги копию акта об изъятии вагона, удостоверения формы ДУ-82;
предъявить вагон к техническому осмотру с записью в книгу предъявления вагонов к техническому осмотру формы ВУ-14;
потребовать от работников вагонного хозяйства закрасить все отличительные трафареты, нанесенные на вагон нерабочего парка.
Указанный порядок оформления изъятия вагонов из нерабочего парка распространяется и на случаи, когда изъятие вагонов происходит не на железнодорожной станции постоянной приписки вагонов.
III. Порядок учета и оформления вагонов нерабочего парка
3.1. Учет наличия вагонов нерабочего парка для специальных и технических нужд производится на железнодорожной станции приписки в книге формы ДУ-7 с последующим отражением фактического количества на 18 час. отчетных суток в отчете формы ДО-2. Наличие указанных вагонов на железнодорожных станциях, в отделениях железной дороги и железной дороги определяется по отчету формы ДО-2 по шифру ВЮ.
3.2. Перечисление вагонов из рабочего парка в нерабочий производится на железнодорожной станции приписки при наличии разрешения МПС России, удостоверения формы ДУ-82 и оформляется актом формы ДУ-6.
3.3. Наличие вагонов нерабочего парка, используемых для специальных и технических нужд, отражается в отчете формы ДО-30 (приложение 2). Отчет составляется ежеквартально на основании книги формы ДУ-7 с распределением фактического наличия вагонов по родам подвижного состава и видам их использования.
Данные отчета формы ДО-30 о наличии вагонов нерабочего парка для специальных и технических нужд железной дороги составляются в отделах статистики и службах статистики железных дорог в сопоставлении с утвержденными нормами.
3.4. Общее число вагонов, в том числе по роду подвижного состава нерабочего парка для специальных и технических нужд, учтенное по форме ДО-30 по железной дороге в целом, должно быть тождественно одноименным данным отчета о вагонном парке формы ДО-2 на отчетную дату.
3.5. Отчет формы ДО-30 по состоянию на 1 число каждого квартала составляется на железнодорожных станциях нахождения вагонов нерабочего парка и представляется в отделение дороги 2 числа после отчетного периода.
Отделения железной дороги представляют отчет в службу статистики железной дороги 5 числа после отчетного периода, а служба статистики железной дороги - в управление статистики МПС России 9 числа после отчетного периода.
IV. Контроль за содержанием и учетом вагонов нерабочего парка
4.1. Службы статистики, службы перевозок и отраслевые службы железных дорог обязаны регулярно контролировать правильность использования вагонов для специальных и технических нужд подотчетными подразделениями по прямому назначению и их документального оформления.
Правильность содержания и учета вагонов парка на железнодорожной станции обеспечивается начальником железнодорожной станции.
4.2. Общий контроль за выполнением настоящей Инструкции, а также подготовка разъяснений по ее применению осуществляется Департаментом управления перевозок и управлением статистики МПС России.
Первый заместитель Министра |
В.И. Ковалев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция о порядке использования и учета вагонов нерабочего парка МПС России, выделенного для специальных и технических нужд железных дорог (утв. МПС РФ 17 июля 1998 г. N ЦД/ЦЧУ-573)
Текст инструкции официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 15 декабря 2016 г. N 380 настоящая Инструкция не подлежит применению