Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2013 г.
"О внесении бюджетных средств в уставный капитал акционерного общества"
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), государственные или муниципальные преференции - это предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
По мнению ФАС России, в результате увеличения уставного капитала акционерного общества путем выкупа субъектом Российской Федерации акций дополнительного выпуска создаются более выгодные условия деятельности (преимущества) данной кредитной организации по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, внесение бюджетных средств в уставный капитал акционерного общества является по своей экономической сути государственной преференцией.
В то же время действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", не установлен запрет на увеличение уставного капитала акционерного общества за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае, если акционером выступает данный субъект. Следовательно, отсутствуют правовые основания квалифицировать такие действия как предоставление государственной преференции.
Дополнительно сообщаем, что ФАС России будет инициировано внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих ограничение участия государства в уставных капиталах акционерных обществ, в том числе в сфере банковских услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - это предоставление преимуществ, которые обеспечивают более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, гарантий.
ФАС России считает, что в результате увеличения уставного капитала АО путем выкупа субъектом Российской Федерации акций дополнительного выпуска создаются более выгодные условия деятельности данной кредитной организации по сравнению с другими.
Таким образом, внесение бюджетных средств в уставный капитал АО - это государственная преференция.
В то же время действующим законодательством (в том числе Законом об АО) не запрещено увеличивать уставный капитал общества за счет бюджета региона в случае, если акционером выступает данный субъект. Следовательно, отсутствуют правовые основания квалифицировать такие действия как предоставление государственной преференции.
Планируется внести изменения в законодательство, предусматривающие ограничение участия государства в уставных капиталах АО, в том числе в сфере банковских услуг.
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2013 г. "О внесении бюджетных средств в уставный капитал акционерного общества"
Текст разъяснений официально опубликован не был
Письмом ФАС России от 2 декабря 2022 г. N МШ/109196-ПР/22 настоящий документ признан недействующим с 2 декабря 2022 г.