Приказ Министра просвещения СССР от 6 апреля 1973 г. N 37
"О введении в действие "Положения о летних практических работах учащихся общеобразовательной школы"
Приказом Минпроса СССР от 23 февраля 1988 г. N 26 настоящий приказ признан утратившим силу
Во исполнение п. 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. N 463 "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" приказываю:
1. Ввести в действие "Положение о летних практических работах учащихся общеобразовательной школы", одобренное Советом по вопросам общеобразовательной школы и согласованное с ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Министерством здравоохранения СССР.
2. Министрам просвещения (народного образования) союзных республик:
довести положение до сведения работников органов народного образования и общеобразовательных школ;
обязать руководителей органов народного образования и директоров средних и восьмилетних школ обеспечить необходимую подготовку и проведение летних практических работ учащихся в соответствии с настоящим положением и с учетом местных возможностей и особенностей;
установить контроль за выполнением "Положения о летних практических работах учащихся общеобразовательной школы".
|
М. Прокофьев |
Положение
о летних практических работах учащихся общеобразовательной школы
(утв. Министром просвещения СССР 6 апреля 1973 г.)
I. Цели и задачи
1. Летние практические работы школьников организуются в целях дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с практикой коммунистического строительства, улучшения подготовки школьников к сознательному выбору профессии и труду в народном хозяйстве.
2. К общественно полезному труду в период летних каникул привлекаются в организованном порядке учащиеся VII-IX (X) классов. Учащиеся IV-VI классов, находящиеся в городских и загородных пионерских лагерях, принимают участие в трудовых делах в соответствии с планами воспитательной работы этих учреждений.
3. Задачи летних практических работ учащихся:
обеспечить в период каникул организованное трудовое участие старшеклассников в народном хозяйстве, благоустройстве и озеленении городов и сел, охране природы;
воспитывать у учащихся коммунистическое отношение к труду, высокие нравственные качества советского гражданина, рачительное отношение к социалистической собственности, трудовую культуру; формировать трудовые умения и навыки, развивать интерес к профессиям народного хозяйства, общественную активность и организаторские способности, знакомить с элементами социалистической экономики и организации труда;
способствовать физическому развитию школьников, укреплению их здоровья.
II. Содержание летних практических работ
4. Содержание летних практических работ учащихся (приложение) определяется на основе задач трудового воспитания школьников и с учетом их возраста, пола и состояния здоровья, потребностей школы, подшефных детских учреждений, местных предприятий, организаций, колхозов и совхозов.
5. Учащиеся привлекаются к различным работам для своей школы: к труду на учебно-опытном участке, изготовлению и ремонту оборудования кабинетов, мастерских, благоустройству школьной территории и др.
6. Важными направлениями летних практических работ учащихся являются производительный труд в колхозах и совхозах, на предприятиях промышленности, сферы обслуживания и лесного хозяйства, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских, цехах и комбинатах, а также участие в работах по благоустройству и озеленению городов и сел, охране природы.
7. В период летних практических работ с учащимися проводится идейно-политическая, культурно-массовая, спортивно-оздоровительная воспитательная работа, а также работа по профессиональной ориентации.
III. Организация летних практических работ
8. Педагогическая и экономическая эффективность летних практических работ определяется правильной их организацией. Она складывается прежде всего из создания трудовых коллективов учащихся, планирования их труда, подготовки соответствующей материальной базы, подбора и подготовки кадров руководителей, формирования у школьников необходимых знаний и практических умений, а также из обеспечения обязательных мер по охране здоровья и труда учащихся.
9. Формы организации общественно полезного труда учащихся во время летних каникул различны и зависят от содержания и объема трудовых заданий, возраста учащихся, традиций и опыта школы. Основной формой организации общественно полезного труда учащихся является трудовой коллектив школьников: в первую очередь, ученическая производственная бригада в колхозе, совхозе, школьное лесничество, лагерь труда и отдыха различного профиля. В школе может быть создано несколько трудовых коллективов учащихся: лагерь труда и отдыха или ученическая производственная бригада, звенья для работы на учебно-опытном участке и др.
Трудовые коллективы учащихся организуются школой по совместному решению директора и комсомольской организации (при участии предприятия, колхоза, совхоза). Они являются добровольными объединениями учащихся и действуют на основе принципа самоуправления.
10. Планирование летних практических работ состоит в своевременном и обоснованном определении для школы в целом и для каждого трудового коллектива учащихся в отдельности содержания, объема и сроков выполнения трудовых заданий.
11. Создание материальной базы летних практических работ предполагает выделение предприятиями, хозяйствами, участвующими в их организации, рабочих мест, оборудования, инструментов, материалов, рабочей одежды, спецобуви, предохранительных приспособлений, транспортной и другой техники, обслуживаемой специалистами, обеспечение подвоза учащихся от места жительства к месту работы и обратно, если работа ведется в 3 км и далее от места жительства.
Лагерный режим трудового коллектива школьников предусматривает обеспечение учащихся бесплатным жильем (специально оборудованными помещениями, палатками), горячим питанием, бытовым и санитарно-техническим оборудованием (помещениями для хранения продуктов, приготовления и приема пищи, осветительными приборами, умывальниками, туалетами и др.), культурным обслуживанием (библиотекой, радио, наборами спортивных и настольных игр и др.).
12. В процессе внеклассной работы, а также трудового обучения, общеобразовательной подготовки, факультативных занятий у школьников следует формировать определенные теоретические знания и практические умения, необходимые для выполнения летних трудовых заданий. К этой работе целесообразно широко привлекать рабочих и специалистов шефствующих предприятий, тех предприятий, где предстоит работать учащимся, а также работников профессиональных учебных заведений и студентов. Особое внимание следует обратить на воспитание и обучение актива школьников, на психологическую подготовку учащихся к общественно полезному труду в период летних каникул.
13. Рациональная организация труда учащихся в период летних каникул предусматривает ведение учета и контроля, оценку труда.
Производительный труд школьников в колхозе, на предприятии оплачивается в соответствии с действующим законодательством. Необходимо добиваться педагогически целесообразной направленности использования заработанных учащимися средств.
Важным элементом организации труда школьников должно быть социалистическое соревнование - между трудовыми коллективами учащихся, внутри самих коллективов. Необходимо четко определить условия соревнования, формы его проведения, установить сроки подведения итогов. При этом следует ориентировать школьников в основном на качественные показатели работы, обеспечить гласность соревнования. Особо отличившихся в труде учащихся следует поощрять грамотами, подарками, значками и другими наградами.
14. Обязательным элементом организации летних практических работ учащихся является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, а в необходимых случаях и быта школьников. При этом необходимо руководствоваться действующими законами о труде подростков, правилами и инструкциями по технике безопасности и производственной санитарии и гигиене. Из них, в частности, вытекают следующие требования:
- перед началом летних практических работ следует провести углубленный медицинский осмотр учащихся, в необходимых случаях им должны быть сделаны профилактические прививки;
- к летним практическим работам в полном их объеме привлекаются только здоровые учащиеся. Школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к работам в объеме согласно заключению врача. Запрещается привлекать к общественно полезному труду учащихся, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья;
- нельзя привлекать школьников к работам, противопоказанным им по возрасту, к работам, опасным в эпидемиологическом отношении, а также связанным с применением ядохимикатов, руководствуясь при этом постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 29 августа 1959 г. N 629 "Об утверждении списка производств, профессий, специальностей и работ, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста";
- перенесение и передвижение тяжестей подростками допускается только в случаях, когда они непосредственно связаны с выполняемой работой и занимают в общей сложности не более 1/3 рабочего времени. При этом вес тяжестей не должен превышать для юношей 16-18 лет - 16,4 кг, для девушек 16-18 лет - 10,2 кг. Подростки от 15 до 16 лет допускаются к переноске и передвижению тяжестей только в исключительных случаях; предельные нормы для них в два раза меньше по сравнению с нормами для подростков 16-18 лет. Учащихся моложе 15 лет запрещается привлекать к работам, связанным с переноской и передвижением тяжестей;
- режим труда и дня должен устанавливаться по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с возрастом, полом и состоянием здоровья учащихся, климатическими и другими местными особенностями, а также общими условиями организации летних практических работ учащихся (круглосуточное пребывание школьников на полевом стане ученической производственной бригады или в лагере труда и отдыха, проживание школьников - членов трудового коллектива - дома и др.);
- продолжительность рабочего дня не должна превышать 4 часов. Общая продолжительность труда учащихся в период летних каникул не должна, как правило, превышать двух-трех недель. В целях привлечения к труду большего числа школьников возможно проведение летних практических работ в течение четырех-шести недель в 2-3 потока;
- оборудование, на котором работают учащиеся, должно иметь в необходимых случаях защитные приспособления, в частности, ограждения движущихся частей. Инструмент, инвентарь, используемый учащимися, должен быть исправным, налаженным и соответствующим их возрасту и росту по весу и размерам. При необходимости школьники обеспечиваются индивидуальными средствами защиты;
- обязательным условием обеспечения охраны труда учащихся является их обучение и инструктирование по технике безопасности с соответствующим оформлением в журнале учета инструктажа, контроль за соблюдением школьниками требований охраны труда;
- при стационарном режиме трудового коллектива школьников лагерь должен быть устроен в полном соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, а также требованиями противопожарной и противогрозовой безопасности;
- каждый трудовой коллектив школьников должен быть обеспечен медицинской сумкой с необходимым набором перевязочного материала, медикаментов и инструментов для оказания первой помощи;
- при определении содержания летних практических работ, их планировании, создании материальной базы, при решении ряда других вопросов организации труда и быта учащихся необходимо согласование с местными органами санитарно-эпидемиологической службы.
IV. Руководство
15. Руководство летними практическими работами учащихся общеобразовательных школ осуществляется органами народного образования, руководителями школ совместно с комитетами ВЛКСМ и в тесном контакте с органами управления народным хозяйством, здравоохранения, профсоюзными организациями, руководителями предприятий, учреждений, колхозов и совхозов.
16. За организацию летних практических работ учащихся школы отвечает ее директор. На него возлагается:
- ответственность за соблюдение трудового законодательства;
- определение, по согласованию с районным (городским) отделом народного образования, содержания труда учащихся;
- подбор и расстановка кадров руководителей летних практических работ учащихся;
- организация необходимой материальной базы;
- создание безопасных и здоровых условий труда, а в необходимых случаях и быта учащихся;
- оказание помощи ученическому самоуправлению, комсомольской организации школы в области руководства летними практическими работами учащихся;
- установление необходимых связей с предприятиями, колхозами и совхозами, учреждениями и организациями, общественностью.
17. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (или заместитель директора по производственному обучению, учебно-воспитательной работе) в тесном контакте с комитетом ВЛКСМ:
- планирует летние практические работы учащихся, организует обсуждение плана на педагогическом совете школы, в комсомольской организации;
- руководит формированием трудовых коллективов школьников, их подготовкой к участию в летних практических работах;
- обеспечивает четкую организацию и охрану труда учащихся, высокий уровень воспитательной работы со школьниками в период летних практических работ.
18. Классные руководители, учителя-предметники в тесном контакте с комсомольской организацией участвуют в подготовке к летним практическим работам - в их планировании, формировании трудовых коллективов, в обучении школьников.
19. Комитет комсомола школы осуществляет прием учащихся в трудовые коллективы, направляет работу органов самоуправления, организует соревнование, общественно-политическую работу.
20. Непосредственное руководство летними практическими работами осуществляет руководитель трудового коллектива школьников (педагог-воспитатель ученической производственной бригады, начальник лагеря труда и отдыха и т.п.). Он назначается приказом директора школы по согласованию с районным (городским) отделом народного образования и районным (городским) комитетом ВЛКСМ из числа лучших учителей, прошедших соответствующую подготовку, и несет персональную ответственность за состояние дел в трудовом коллективе учащихся, за соблюдение требований охраны труда и здоровья школьников. Руководитель организует труд и быт учащихся, проводит воспитательную работу, направляет в контакте с комитетом комсомола деятельность органов самоуправления трудового коллектива. В организации производственной и воспитательной работы ему оказывают помощь выделенные для этого учителя, рабочие и специалисты предприятий и хозяйств, студенты высших учебных заведений.
21. Руководство летними практическими работами учащихся общеобразовательных школ в городах и районах осуществляется городскими и районными отделами народного образования совместно с соответствующими комитетами комсомола. На них возлагается:
- планирование летних практических работ учащихся в масштабе города, района (определение основных направлений, важнейших объектов, распределение трудовых заданий);
- систематический контроль за подготовкой и проведением летних практических работ учащихся, за соблюдением трудового законодательства и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья школьников;
- оказание помощи школам в создании соответствующей материальной базы, подборе кадров руководителей трудовых коллективов школьников;
- организация подготовки кадров руководителей трудовых коллективов школьников, в частности по вопросам безопасного ведения работ, охраны здоровья и труда учащихся;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта организации летних практических работ учащихся.
22. Руководство летними практическими работами учащихся в союзных и автономных республиках, краях и областях осуществляется министерствами просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевыми и областными отделами народного образования совместно с соответствующими комитетами комсомола. На них возлагается:
- установление необходимых связей с органами управления народным хозяйством, в ведении которых находятся предприятия, колхозы, участвующие в организации летних практических работ учащихся;
- контроль за работой органов народного образования, комитетов комсомола по организации летних практических работ учащихся в соответствии с настоящим положением;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта организации летних практических работ учащихся.
23. При организации и проведении летних практических работ учащихся следует руководствоваться, кроме данного положения, также положением об оплате труда учителей средних и восьмилетних общеобразовательных школ за руководство ученическими производственными бригадами от 18 августа 1971 г., N 59-М, утверждено заместителем Министра сельского хозяйства СССР, заместителем Председателя Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР, заместителем Министра просвещения СССР), приказом Министра просвещения СССР от 19 июля 1969 г. N 46 "Об упорядочении проведения летних оздоровительных мероприятий среди учащихся школ", письмом Министерства просвещения СССР от 30 декабря 1971 г. N 84-М "Об улучшении организации общественно полезного труда в общеобразовательной школе".
Приложение
Примерное содержание летних практических работ для учащихся VII-IX (X) классов
I. Работы для школы
1. Изготовление и ремонт оборудования и инвентаря.
Изготовление ящиков для рассады, подставок для цветов, урн для мусора, ящиков для учебных пособий и различных укладок для учебных кабинетов, указок, досок для переплетных работ, петель для парт, угольников оконных и др.
Изготовление и ремонт пособий, приборов, макетов и других предметов учебного оборудования по физике, химии, математике, географии, черчению и другим учебным предметам.
Изготовление и ремонт оборудования по трудовому обучению: верстаков, укладок для инструмента, гладильных досок, ящиков, подставок, досок для резания продуктов, формочек, укладок для кухонных принадлежностей, фартуков и нарукавников, ручного сельскохозяйственного инвентаря, малогабаритной сельскохозяйственной техники и др.
Участие в оборудовании учебных кабинетов, мастерских, учебно-опытного участка, географической площадки, пионерской и комсомольской комнаты и др.
Изготовление витрин и полок для книг, рамок для портретов, щитов и другого оборудования для классов, коридоров, вестибюля и т.п.
Изготовление инвентаря и снаряжения для экскурсий и походов: ботанизирок, ботанических папок и прессов, корзинок, палок, энтомологических сачков и др.
Выполнение работ для школьной библиотеки: переплетение книг и комплектов журналов, ремонт книжных переплетов, изготовление каталожных ящиков, разделителей и др.
Ремонт печатных наглядных пособий, школьной мебели и хозяйственного инвентаря.
2. Работы на школьном учебно-опытном участке.
Выращивание цветочно-декоративных, овощных, полевых и кормовых культур, плодово-ягодных растений. Уход за кроликами, работа на школьной пчелопасеке. Проведение опытов.
II. Участие в производительном труде (в доступных для подростков работах)
1. Выполнение заказов предприятий и организаций в школьных мастерских.
Изготовление деталей, изделий из древесины, металла, ткани и других материалов для предприятий и колхозов.
Изготовление игрушек, сувениров, оборудования для детских дошкольных и внешкольных учреждений.
2. Сельскохозяйственные работы в колхозе, совхозе.
Участие в работах по выращиванию сельскохозяйственных культур, домашней птицы, кроликов и молодняка сельскохозяйственных животных.
Проведение сельскохозяйственных опытов по растениеводству и животноводству.
3. Изготовление деталей, изделий в учебных цехах промышленных предприятий, учебно-производственных комбинатах, межшкольных мастерских.
III. Охрана природы. Работы по благоустройству
Охрана зеленых насаждений дворов, улиц, уход за ними. Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод и грибов, семян дикорастущих кормовых трав, деревьев и кустарников.
Охрана и посадка леса, полезащитных насаждений.
Поделка кормушек и гнездовий для птиц.
Развешивание кормушек и гнездовий для птиц в лесу, в полезащитных полосах.
Изготовление и установка скамеек, столиков, устройство беседок, игровых площадок, аттракционов на участке школы, во дворах, парках.
Помощь в благоустройстве дворов, улиц, скверов и парков.
Министр просвещения |
М.А. Прокофьев |
Одобрено
Советом по вопросам общеобразовательной школы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра просвещения СССР от 6 апреля 1973 г. N 37 "О введении в действие "Положения о летних практических работах учащихся общеобразовательной школы"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минпроса СССР от 23 февраля 1988 г. N 26 настоящий приказ признан утратившим силу