Решение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2013 г. N АКПИ13-1172
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2014 г. N АПЛ14-101 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Петровой О.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Новация" о признании частично недействующим Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 апреля 2012 г. N 176, установил:
согласно Перечню должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.16, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, частью 1 статьи 14.34, статьями 14.44, 14.46, 17.7, 17.9, частями 2, 3 статьи 17.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 12-15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), статьями 19.20, 19.26, 19.33, 20.4, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять следующие должностные лица органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы: главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители, государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору (далее - Перечень).
Перечень утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 апреля 2012 г. N 176. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 мая 2012 г., регистрационный номер 24315 и опубликован в "Российской газете" от 15 июня 2012 г.
ООО "Новация" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного Перечня в части предоставления права должностным лицам органов государственного пожарного надзора составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 12 части 5, пункту 42 части 2, части 4 статьи 28.3 КоАП РФ и нарушают права заявителя. За нарушение требований пожарной безопасности ООО "Новация" было привлечено к административной ответственности в виде штрафа. В установленный срок штраф уплачен не был и в отношении общества должностным лицом органа федерального государственного пожарного надзора составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи ООО "Новация" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
ООО "Новация" извещено о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Куракулова А.В., Министерства юстиции Российской Федерации Юдин С.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствуют законодательству об административных правонарушениях и не нарушают прав юридических лиц.
Выслушав объяснения представителей МЧС России Куракуловой А.В., Минюста России Юдина С.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части 4 статьи 28.3 устанавливает, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности. Министру предоставлено право определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
За уклонение от исполнения административного наказания Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность (статья 20.25). Так, согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный указанным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ). Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно пункту 12 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 Кодекса.
В пункте 42 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ поименованы составы административных правонарушений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности, протоколы о которых вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих пожарный надзор.
Таким образом, право должностных лиц органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лиц, не уплативших административный штраф за административные правонарушения, связанные с нарушениями требований пожарной безопасности, установлено федеральным законодателем, и доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 12 части 5, пункту 42 части 2, части 4 статьи 28.3 КоАП РФ являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление ООО "Новация" о признании частично недействующим Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 апреля 2012 г. N 176, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривался перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора ГПС России, уполномоченных составлять протоколы.
Речь идет о протоколах об определенных административных правонарушениях.
Среди них - неуплата в срок административного штрафа.
По мнению заявителя, должностным лицам органов государственного пожарного надзора незаконно предоставлено право составлять протоколы по подобному нарушению.
ВС РФ отклонил такие доводы и разъяснил следующее.
В соответствии с Законом о пожаробезопасности указанные должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований пожаробезопасности.
Также они уполномочены рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению.
КоАП РФ устанавливает ответственность за уклонение от исполнения административного наказания, в т. ч. от уплаты в срок штрафа.
При этом в силу КоАП РФ должностные лица органов, вынесших постановление о наложении штрафа, имеют определенное полномочие.
Так, они вправе составлять протоколы по делу о неуплате в срок данного штрафа.
В КоАП РФ поименованы составы правонарушений, связанных с несоблюдением требований пожаробезопасности, протоколы о которых вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих пожарный надзор.
Таким образом, право указанных должностных лиц составлять протоколы в отношении тех, кто не уплатил штраф за правонарушения, связанные с несоблюдением требований пожаробезопасности, установлено федеральным законодателем.
Соответственно, довод о том, что оспариваемый перечень противоречит КоАП РФ, несостоятелен.
Решение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2013 г. N АКПИ13-1172
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2014 г. N АПЛ14-101 настоящее решение оставлено без изменения