Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Руководство
по применению настоящего стандарта
А.1 Общие требования
Дополнительный текст, приведенный в настоящем приложении, носит строго информационный характер и предназначен для того, чтобы предотвратить неправильную интерпретацию требований, приведенных в разделе 4. Поскольку эта информация относится к требованиям раздела 4 и согласована с ними, она не подразумевает расширения, исключения или какого-либо изменения этих требований.
Предполагается, что внедрение системы энергетического менеджмента, описанной в настоящем стандарте, должно привести к улучшению энергетических результатов, и организация будет периодически анализировать и оценивать систему энергетического менеджмента с целью определения возможностей для улучшения и их последующей реализации. Организации предоставлена свобода действий в отношении того, каким образом она будет внедрять систему энергетического менеджмента, например, степень, масштаб и временные рамки процесса постоянного улучшения определяются самой организацией.
Организация может учитывать экономические и другие факторы при определении степени, масштаба временных рамок процесса постоянного улучшения.
Понятия области применения и границ, в которых действует система менеджмента, позволяют организации применять гибкий подход при определении того, что ей необходимо включить в систему энергетического менеджмента.
Понятие энергетических результатов включает в себя использование энергии, энергоэффективность и энергопотребление. Следовательно, организация может выбрать для себя направления действий из широкого диапазона видов деятельности, связанных с энергетическими результатами. Например, организация может снизить максимум нагрузки (максимальную потребность в энергии), использовать излишки энергии или вторичные энергоресурсы или улучшить эксплуатацию своих систем, процессов или оборудования.
Концептуальное представление энергетических результатов приведено на рисунке А.1.
А.2 Ответственность руководства
А.2.1 Высшее руководство
Высшее руководство или его представитель при общении с персоналом организации могут придавать важное значение энергетическому менеджменту путем вовлечения персонала в эту деятельность такими средствами, как наделение работников соответствующими полномочиями, повышение их мотивации, поощрение участия персонала в деятельности по энергетическому менеджменту, одобрение и признание заслуг и вклада работников в данной области, вознаграждение работников, проведение обучения и подготовки персонала в области энергетического менеджмента.
Организации, осуществляющие долгосрочное планирование, могут включать в данный процесс аспекты, относящиеся к энергетическому менеджменту, такие как источники энергии, показатели энергетической деятельности, улучшения, связанные с энергетическими результатами.
А.2.2 Представитель руководства
Представитель руководства может быть сотрудником из состава имеющегося в наличии персонала, новым сотрудником, принятым на работу, или сотрудником, работающим по специальному трудовому соглашению. Обязанности представителя руководства могут составлять часть или охватывать все должностные обязанности работника. Навыки и уровни компетентности могут определяться с учетом размера и специфики организации, культурной среды или законодательных или других требований, которые организация обязалась выполнять.
Группа по энергетическому менеджменту обеспечивает формирование и реализацию улучшений, связанных с энергетическими результатами. Численность данной группы определяется спецификой структуры или деятельности организации:
- для небольших организаций это может быть одно лицо, например, представитель руководства;
- для более крупных организаций это может быть группа, состоящая из сотрудников, выполняющих различные функции, которая обеспечивает эффективный механизм по вовлечению различных подразделений организации в процесс планирования и внедрения системы энергетического менеджмента.
А.3 Энергетическая политика
Энергетическая политика является движущей силой, обеспечивающей внедрение и улучшение системы энергетического менеджмента и энергетических результатов в рамках установленной области применения и границ данной системы. Такая политика может представлять собой краткое заявление, которое сотрудники организации могут легко понять и выполнять применительно к своей работе. Распространение энергетической политики организации и доведение ее до сведения заинтересованных сторон может быть использовано в качестве рычага для управления организационной деятельностью.
В случае если организацией предоставляются или используются услуги транспорта, использование и потребление энергии транспортом может быть включено в область применения и границы ее системы энергетического менеджмента.
А.4 Энергетическое планирование
А.4.1 Общие положения
Концептуальная схема, предназначенная для улучшения понимания процесса энергетического планирования, показана на рисунке А.2. Эта схема не предполагает детального отображения аспектов, касающихся специфики конкретной организации. Информация, представленная на схеме энергетического планирования, не является исчерпывающей, и могут быть также другие элементы, характерные для конкретной организации либо применительно к конкретным обстоятельствам или условиям.
Настоящий раздел сфокусирован на вопросах, связанных с энергетическими результатами организации и инструментами по поддержанию и постоянному улучшению энергетических результатов.
Бенчмаркинг - это процесс сбора, анализа и сопоставления данных, характеризующих энергетические результаты сопоставимых видов деятельности с целью оценки и сравнения показателей между организациями либо внутри них. Существуют различные типы бенчмаркинга - от внутреннего бенчмаркинга с целью выдвижения на первый план и освещения наилучших практик, применяемых внутри организации, до внешнего бенчмаркинга для того, чтобы установить "наилучшие в отрасли/секторе показатели установки/сооружения или конкретной продукции/услуги в одной и той же области или секторе. Процесс бенчмаркинга можно применять к любому из этих элементов. При наличии точных и подходящих для сравнения данных бенчмаркинг является полезным входным параметром для объективного энергетического анализа (см. 4.4.3) и последующей постановки энергетических целей и задач (см. 4.4.6).
"Рисунок А.2. Концептуальная схема энергетического планирования стандарта"
А.4.2 Законодательные и другие требования
Применимыми к деятельности организации законодательными требованиями могут быть, например, такие международные, национальные, региональные требования или требования на местах производственной деятельности, которые применяются для области применения системы энергетического менеджмента в отношении энергии. Примером законодательных требований может быть национальный регламент или закон, обязывающий экономить энергию. Примерами других требований могут быть соглашения с потребителями, добровольные кодексы и принципы установившейся практики, добровольные программы и др.
А.4.3 Энергетический анализ
Процесс определения и оценки использования энергии должен приводить к тому, чтобы организация определяла области значительного использования энергии и идентифицировала возможности для улучшения энергетических результатов.
Персонал, работающий от имени или по поручению организации, может включать в себя подрядчиков, предоставляющих услуги, персонал, принятый на работу на временной основе или на неполный рабочий день.
Потенциальные источники энергии могут включать в себя традиционные источники энергии, которые до этого не использовались организацией. Альтернативными источниками энергии могут быть ископаемые или неископаемые виды топлива.
Актуализация энергетического анализа означает актуализацию информации, относящейся к анализу, определение важности и значения аспектов и определение возможностей для улучшения энергетических результатов.
Энергетический аудит или оценка включает в себя подробный анализ энергетических результатов организации, процесса или того и другого. Как правило, такая оценка основана на соответствующем измерении и наблюдении за фактическими энергетическими результатами. Выходные данные аудита обычно включают в себя информацию, касающуюся текущего потребления и результативности, и к ним могут прилагаться рекомендации, направленные на улучшение энергетических результатов. Энергетические аудиты планируются и проводятся как составная часть идентификации и приоритезации возможностей для улучшения энергетических результатов.
А.4.4 Энергетический базис
При определении подходящего периода организация учитывает обязательные требования или переменные величины, влияющие на использование и потребление энергии. Переменные величины могут включать в себя погодные условия, времена года, циклы производственной деятельности и другие условия.
Энергетическая базовая линия поддерживается в рабочем состоянии и регистрируется в качестве средства, с помощью которого организация определяет период поддержания и сохранения записей. Поправки к базовой линии также должны поддерживаться. Соответствующие требования установлены в настоящем стандарте.
А.4.5 Показатели энергетических результатов
Показатели энергетических результатов могут быть простыми параметрами, простой пропорцией или более сложной моделью. Примеры показателей энергетических результатов могут включать в себя расход энергии по времени, расход энергии на единицу продукции и модели с несколькими параметрами. Организация может выбирать показатели, которые содержат информацию об энергетических результатах ее деятельности, и актуализировать эти показатели в случае, если происходит изменение в экономической деятельности или базовых линиях, что влияет на соответствующий показатель энергетических результатов в тех случаях, когда это применимо.
А.4.6 Энергетические цели и задачи и планы мероприятий по энергетическому менеджменту
В дополнение к планам мероприятий, ориентированным на достижение конкретных улучшений, связанных с энергетическими результатами, организация может иметь планы мероприятий, ориентированные на улучшение всего энергетического менеджмента или улучшение процессов самой системы энергетического менеджмента. Планы мероприятий для улучшений такого типа могут также содержать информацию о том, каким образом организация будет проводить верификацию результатов, достигнутых после выполнения мероприятий, предусмотренных этими планами. Например, организация может иметь план мероприятий, разработанный с целью улучшения осведомленности работников и подрядчиков организации о деятельности в области энергетического менеджмента. Улучшение степени осведомленности, достигаемой при выполнении этого плана, и другие результаты следует верифицировать, используя метод, определенный организацией, документированный в этом плане мероприятий.
А.5 Внедрение и функционирование
А.5.1 Общие положения
Дополнительные разъяснения не требуются.
А.5.2 Компетентность, подготовка и осведомленность
Организация определяет требования, касающиеся компетентности, подготовки и осведомленности персонала, исходя из своих потребностей. Основу компетентности составляет комбинация образования, обучения, подготовки, навыков и опыта.
А.5.3 Обмен информацией
Дополнительные разъяснения не требуются.
А.5.4 Документация
Должны быть документированы только те процедуры, которые в настоящем стандарте определены как документированные процедуры.
Организация может разработать любые документы, которые она посчитает необходимыми для убедительной демонстрации энергетических результатов и поддержки системы энергетического менеджмента.
А.5.5 Управление операциями
Организации следует провести оценку тех своих операций, которые связаны с идентифицированными областями значительного использования энергии, и обеспечить такое их выполнение, которое позволяет управлять или снижать уровень отрицательных воздействий, связанных с этими операциями, способствуя выполнению требований энергетической политики и достижению целей и задач организации в области энергетики. Такое управление должно включать в себя все элементы операций, в том числе работы по техническому обслуживанию.
А.5.6 Проектирование
Дополнительные разъяснения не требуются.
А.5.7 Закупки энергетических услуг, продукции, оборудования и энергии
Деятельность по закупкам дает возможность улучшить энергетические результаты путем использования более эффективных продукции и услуг. Это также дает возможность для работы с цепочкой поставок и влияния на энергетическую деятельность внутри цепочки поставок.
Применяемые энергетические требования к закупкам могут различаться в зависимости от рынка. Энергетические требования к закупкам могут включать в себя элементы, связанные с качеством, пригодностью и структурой стоимости энергии, влиянием на окружающую среду, а также возобновляемые источники энергии.
Когда это целесообразно, организация может использовать технические требования, предлагаемые поставщиком.
А.6 Проверка
А.6.1 Мониторинг, измерение и анализ
Дополнительные разъяснения не требуются.
А.6.2 Оценка соответствия законодательным и другим требованиям
Дополнительные разъяснения не требуются.
А.6.3 Внутренний аудит системы энергетического менеджмента
Внутренние аудиты системы энергетического менеджмента могут выполняться персоналом самой организации или внешними лицами, выбранными организацией и работающими по ее поручению. В любом случае лица, проводящие аудит, должны быть компетентны, беспристрастны и объективны. В небольших организациях независимость аудитора может подтверждаться отсутствием ответственности аудитора за проверяемую деятельность.
В случае, если организация желает объединить проведение аудитов системы энергетического менеджмента с другими внутренними аудитами, цель и область каждого из аудитов следует четко определить.
Энергетический аудит или оценка не является тем же, что и внутренний аудит системы энергетического менеджмента или внутренний аудит энергетических результатов системы энергетического менеджмента (см. А.4.3).
А.6.4 Несоответствия, коррекции, корректирующие и предупреждающие действия
Дополнительные разъяснения не требуются.
А.6.5 Управление записями
Дополнительные разъяснения не требуются.
А.7 Анализ со стороны руководства
А.7.1 Общие положения
Анализ со стороны руководства должен охватывать всю область применения системы энергетического менеджмента организации, хотя не все элементы системы энергетического менеджмента необходимо рассматривать одновременно. Анализ может проводиться через определенный промежуток времени.
А.7.2 Входные данные для анализа со стороны руководства
Дополнительные разъяснения не требуются.
А.7.3 Выходные данные анализа со стороны руководства
Дополнительные разъяснения не требуются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.