Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел подготовленную Ассоциацией российских банков Справку о проблемах в применении Федерального закона от 28.06.2013 N 134-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" и по поставленным в ней вопросам сообщает следующее.
1. Определение бенефициарного владельца, порядок идентификации бенефициарного владельца.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
Согласно статье 3 Федерального закона под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
При этом в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Следует принимать во внимание, что понятие "бенефициарный владелец" было включено в Федеральный закон в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - Рекомендации ФАТФ), в пояснительной записке к которым (в частности, к 10 Рекомендации ФАТФ) раскрывается понятие бенефициарного собственника, а именно: "термин бенефициарный собственник относится к физическому лицу (лицам), которое в конечном счете владеет или осуществляет контроль над клиентом и/или физическим лицом, от имени которого проводится операция (сделка)".
В отношении вопроса связанного с необходимостью конкретизации мер, которые должны применять кредитные организации в целях идентификации бенефициарных владельцев, сообщаем, что, поскольку требование подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона распространяются на всех субъектов исполнения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), а не только на кредитные организации, вопрос разработки соответствующих методик должен решаться в тесном взаимодействии с Росфинмониторингом.
В целях оперативного решения вопросов, связанных с корректировкой нормативной правовой базы в сфере ПОД/ФТ, была образована межведомственная рабочая группа с участием представителей Росфинмониторинга и Банка России.
Банком России в качестве первоочередного мероприятия, которое необходимо рассмотреть в рамках деятельности межведомственной рабочей группы, была предложена подготовка разъяснений организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в отношении реализации требований Федерального закона N 115-ФЗ по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев клиентов указанных организаций.
При этом Банком России со своей стороны в настоящее время проводится работа по определению подходов в отношении того, какие процедуры целесообразно предпринимать субъектам исполнения Федерального закона N 115-ФЗ в целях выполнения требований по идентификации бенефициарных владельцев их клиентов.
2. Порядок идентификации выгодоприобретателей "до приема на обслуживание".
Для целей исполнения требований подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона об идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приёма на обслуживание кредитной организации следует завершать идентификацию указанных категорий лиц до начала оказания банковских услуг клиенту.
Вместе с тем в ряде случаев в процессе хозяйственной деятельности клиента могут появляться выгодоприобретатели по конкретным операциям, информацией о наличии которых кредитная организация не располагала на момент приема клиента на обслуживание. Полагаем, что таких выгодоприобретателей кредитной организации следует идентифицировать до проведения операции клиента.
Учитывая положения пункта 14 статьи 7 Федерального закона об обязанности клиентов предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, полагаем, что при непредставлении клиентом информации о выгодоприобретателе в полном объеме кредитная организация может воспользоваться правом отказать клиенту в проведении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона.
3. Порядок определения целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.
Полагаем, что в целях реализации положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона кредитная организация самостоятельно определяет в Правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма процедуры, позволяющие получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с данной кредитной организацией, перечень мер и конкретных мероприятий, позволяющих достоверно определить цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, включая состав документов, на основании которых проводится анализ деятельности клиента.
4. Порядок работы с клиентами, в отношении которых применены меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества.
Норма подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не содержит каких-либо изъятий в отношении отдельных видов операций с денежными средствами или иным имуществом.
В отношении денежных средств, находящихся на транзитном валютном счете клиента, отмечаем следующее.
В соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И) транзитный валютный счет открывается одновременно с открытием резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущего валютного счета (после вступления в силу Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" открывается расчетный счет в иностранной валюте). Кроме того, как следует из Инструкции N 111-И, на транзитный валютный счет зачисляются все поступления иностранной валюты в пользу резидента, а режим такого счета предусматривает проведение по нему отдельных операций по распоряжению резидента.
В связи с изложенным, полагаем, что утверждение о том, что денежные средства, находящиеся на транзитном валютном счете клиента кредитной организации нельзя считать "принадлежащими" данному клиенту, представляется не вполне обоснованным.
Вопрос о возможности установления оперативного оповещения в электронном виде со стороны Росфинмониторинга в адрес всех кредитных организаций об изменениях в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму не относится к компетенции Департамента. По данному вопросу рекомендуем обратиться непосредственно в Росфинмониторинг.
Заместитель директора |
А.В. Одинцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 15 октября 2013 г. N 12-1-5/1665 "О Федеральном законе от 28.06.2013 N 134-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был