Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минпроса СССР
от 26 декабря 1975 г. N 169
Положение
об инспекторе по дошкольному воспитанию системы Министерства просвещения СССР
I. Общие положения
1. Инспектор по дошкольному воспитанию входит в состав районного, городского, окружного, областного, краевого отдела народного образования, министерства просвещения автономной республики, министерства просвещения (народного образования) союзной республики и Министерства просвещения СССР.
2. Инспектор по дошкольному воспитанию:
- осуществляет государственный контроль за выполнением дошкольными учреждениями и органами народного образования советского законодательства по вопросам дошкольного воспитания, приказов и инструкций Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик и отделов народного образования;
- является организатором общественного дошкольного воспитания в районе, городе, крае, области, республике;
- инспектирует работу постоянных и сезонных дошкольных учреждений общего и специального назначения, независимо от их ведомственной принадлежности, и органов народного образования.
3. Инспектирование дошкольных учреждений и органов народного образования осуществляется на основе принципов партийности, научности, связи с жизнью, сопровождается оказанием практической помощи по устранению выявленных недостатков и систематической проверкой исполнения.
Важнейшими условиями эффективности инспектирования являются плановость и систематичность, всесторонность и научно-педагогическая глубина анализа состояния дел, объективность оценок и доказательность выводов, принципиальная требовательность и тактичность инспектирующих лиц.
4. Инспектор по дошкольному воспитанию в своей деятельности руководствуется решениями съездов партии и постановлениями ЦК КПСС по вопросам народного образования, законодательством Союза ССР и союзных республик, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и правительств союзных республик, приказами, инструкциями и указаниями Министерства просвещения СССР, министерств просвещения (народного образования) союзных республик, местных партийных и советских органов, органов народного образования и настоящим Положением.
5. Для выполнения поставленных задач и усиления контроля за работой дошкольных учреждений и органов народного образования в помощь инспектору создаются группы общественных инспекторов при районных, городских, окружных, областных, краевых отделах народного образования, министерствах просвещения (народного образования) союзных и автономных республик.
В состав групп общественных инспекторов подбираются наиболее квалифицированные и опытные заведующие, методисты и воспитатели дошкольных учреждений, преподаватели педагогических учебных заведений и другие работники. Группы общественных инспекторов работают под непосредственным руководством органов народного образования, при которых они создаются.
II. Содержание работы и обязанности инспектора по дошкольному воспитанию
6. Инспектор по дошкольному воспитанию проводит работу, направленную на дальнейшее развитие и улучшение состояния дела в районе, городе, области:
- следит за правильным размещением сети дошкольных учреждений, принимает меры к ее расширению, организует контроль за строительством и своевременным вводом в действие детских учреждений, проводит работу, направленную на развитие сети дошкольных учреждений в колхозах, организует работу по выполнению народнохозяйственных планов по контингентам учреждений системы просвещения;
- способствует укреплению материальной базы, обеспечению дошкольных учреждений мягким, жестким и хозяйственным инвентарем, посудой, игрушками, техническими средствами, учебно-наглядными пособиями, высококачественными продуктами питания в соответствии с учрежденными нормами и ассортиментом;
- участвует в комплектовании дошкольных учреждений педагогическими и медицинскими кадрами, в повышении их квалификации;
- принимает меры по улучшению воспитания и организации жизни детей в дошкольных учреждениях. Выявляет, изучает и внедряет в практику работы отделов народного образования, дошкольных учреждений лучший педагогический опыт, достижения педагогической науки;
- организует работу по пропаганде общественного дошкольного воспитания и педагогических знаний среди населения.
7. Инспектор по дошкольному воспитанию контролирует:
- выполнение дошкольными учреждениями, органами народного образования, предприятиями и организациями, имеющими дошкольные учреждения, постановлений Партии и Правительства по вопросам общественного дошкольного воспитания, Программы воспитания в детском саду и других директивных и нормативных документов, определяющих организацию и содержание работы с детьми;
- выполнение основных показателей по развитию общественного дошкольного воспитания, предусмотренных народнохозяйственными планами;
- обеспеченность дошкольных учреждений мебелью, оборудованием, инвентарем, игрушками, учебно-методическими пособиями, техническими средствами, методической и детской художественной литературой;
- обеспеченность органов народного образования и дошкольных учреждений всех ведомств кадрами, подбор и расстановку их, точное соблюдение законодательства о труде, льготах и преимуществах для работников сельских дошкольных учреждений всех категорий;
- состояние работы по повышению квалификации работников дошкольных учреждений;
- деятельность дошкольных учреждений и органов народного образования по педагогической пропаганде среди родителей и населения;
- выполнение подведомственными дошкольными учреждениями и органами народного образования ранее данных предложений и указаний;
- постановку делопроизводства и хранения документации;
- координирует деятельность инспекторов ведомств, имеющих дошкольные учреждения.
8. Инспектора по дошкольному воспитанию районных (городских) отделов народного образования, инспектируя дошкольные учреждения общего и специального назначения района (города), руководствуются п. 7 настоящего Положения и проверяют:
- состояние руководства и контроля в дошкольном учреждении;
- организацию воспитательного процесса, выполнение "Программы воспитания в детском саду", качество знаний и умений детей, работу педагогических коллективов по повышению уровня воспитательной работы с детьми;
- организацию работы по созданию условий для жизни и воспитания детей в дошкольных учреждениях, соответствие этим целям материально-технической базы, состояние помещения, участков для прогулок детей, наличие и использование необходимого оборудования, учебно-наглядных пособий, игрушек, детской художественной и методической литературы, технических средств обучения;
- выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях, выполнение соответствующих инструкций, соблюдение санитарно-гигиенического режима, правил противопожарной безопасности, работу по привитию детям навыков личной и общественной гигиены;
- правильность комплектования детьми дошкольных учреждений всех ведомств, правильное соотношение групп детей раннего и дошкольного возраста, наполняемость и возрастной состав групп, наличие направлений (путевок) на детей, виданных отделами народного образования, предприятиями и учреждениями;
- организацию оздоровительной работы с детьми (вывоз детей за город, перевод на оздоровительный режим в городе).
9. Инспектора по дошкольному воспитанию городских (городов республиканского подчинения), окружных, областных, краевых отделов народного образования и министерств просвещения автономных республик, инспектируя подчиненные этим органам отделы народного образования и дошкольные учреждения, руководствуются пп. 6, 7 и 8 настоящего Положения и проверяют:
- состояние управления и руководства дошкольными учреждениями, его плановость и целенаправленность;
- эффективность контроля за работой дошкольных учреждений и подчиненных отделов народного образования по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, выполнению Программы воспитания в детском саду;
- работу по расширению сети дошкольных учреждений, укреплению их материальной базы и созданию других условий, обеспечивающих успешное воспитание детей;
- работу по обеспечению кадрами педагогических и медицинских работников, обслуживающего персонала дошкольных учреждений всех министерств и ведомств, организацию работы по повышению их квалификации;
- соблюдение установленного порядка рассмотрения писем, заявлений и жалоб трудящихся, правильность и своевременность решения поставленных в них вопросов.
10. За инспектором по дошкольному воспитанию закрепляется группа дошкольных учреждений или территорий, а также определенные разделы работы.
Инспектор поддерживает постоянную связь с закрепленными за ним дошкольными учреждениями и органами народного образования, оказывает постоянную помощь в их деятельности. О своей работе инспектор отчитывается перед руководством отдела народного образования или министерства.
III. Права инспектора по дошкольному воспитанию
11. Инспектор по дошкольному воспитанию районного (городского) отдела народного образования имеет право:
- проверять работу дошкольных учреждений всех типов и всех ведомств, контролировать выполнение "Программы воспитания в детском саду", присутствовать на занятиях, других режимных моментах, различных мероприятиях, проводимых в дошкольных учреждениях;
- посещать школы, присутствовать на уроках в начальных классах с целью изучения вопросов преемственности в работе школ и детских садов;
- давать работникам дошкольных учреждений распоряжения, указания и рекомендации по улучшению учебно-воспитательной работы в соответствии с требованиями Устава дошкольного учреждения, Программы воспитания в детском саду, Правил внутреннего трудового распорядка и других нормативных документов (действующих приказов, постановлений, инструкций);
- приостанавливать незаконные распоряжения и действия заведующих дошкольными учреждениями, немедленно сообщая об этом руководству органов народного образования;
- вносить предложения по вопросам улучшения работы дошкольных учреждений, состояния общественного дошкольного воспитания в районе, городе в местные партийные и советские органы, общественные организации, колхозы, совхозы, предприятия и учреждения, имеющие в своем ведении детские сада, ясли, ясли-сады;
- по согласованию с руководством отдела народного образования созывать совещания заведующих, методистов, воспитателей и других работников дошкольных учреждений;
- участвовать в работе Советов по народному образованию, педагогических совещаний работников дошкольных учреждений, методических объединений, конференций и других мероприятий по дошкольному воспитанию;
- запрашивать при проверке у руководителей учреждений методистов и воспитателей необходимые материалы;
- вносить предложения о поощрении и наказании воспитателей, медицинских сестер, руководителей и других работников дошкольных учреждений;
- ставить в установленном порядке вопрос об освобождении от работы лиц, не соответствующих занимаемой должности.
12. Инспектор по дошкольному воспитанию городского (городов республиканского подчинения), окружного, областного, краевого отделов народного образования и министерств просвещения автономных республик, кроме указанного в п. 11, имеет право:
- давать руководителям, инспекторам и методистам по дошкольному воспитанию районных (городских) отделов народного образования указания и рекомендации по вопросам улучшения работы отделов и дошкольных учреждений;
- ставить вопрос перед исполкомами местных Советов депутатов трудящихся, предприятиями, организациями, колхозами и совхозами о временном закрытии дошкольных учреждений, не имеющих необходимых для работы условий, не отвечающих элементарным санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям;
- приостанавливать незаконные распоряжения и действия руководителей районных (городских) отделов народного образования, немедленно сообщая об этом заведующему городским (городов республиканского подчинения), окружным, областным, краевым отделом народного образования, министру просвещения автономной республики, исполкому районного (городского) Совета депутатов трудящихся;
- запрашивать у должностных лиц и руководителей учреждений и подведомственных отделов народного образования необходимые документы и материалы, заслушивать их доклады и объяснения по итогам проверки, давать указания об исправлении недостатков и нарушений;
- вносить предложения о поощрении и наказании работников подведомственных органов народного образования;
- ставить вопрос об освобождении от работы должностных лиц подведомственных учреждений и органов народного образования, не соответствующих занимаемой должности.
13. Указания и действия инспекторов по дошкольному воспитанию могут быть обвалованы в соответствующие или вышестоящие органы народного образования.
IV. Требования к инспектору по дошкольному воспитанию
14. Инспектора по дошкольному воспитанию назначаются из числа наиболее опытных и авторитетных руководителей дошкольных учреждений, методистов, воспитателей детских садов, обладающих широкой педагогической эрудицией, организаторскими навыками, хорошо знающих принципы организации и деятельности дошкольных учреждений, имеющих высшее специальное образование и стаж педагогической работы.
15. Инспектор по дошкольному воспитанию районного, городского, окружного, краевого, областного отделов народного образования, министерства просвещения (народного образования) союзной и автономной республики обязан:
- быть всесторонне подготовленным, хорошо знающим дело, иметь широкий общий кругозор, владеть марксистско-ленинской теорией, иметь инспекторско-профессиональные навыки;
- быть принципиальным, объективным, справедливым, всегда исходить из государственных интересов, постоянно чувствовать личную ответственность за улучшение порученного дела, быть чутким и внимательным к людям, но требовательным и непримиримым к недостаткам;
- правильно оценивать состояние общественного дошкольного воспитания, видеть перспективы его дальнейшего развития, уметь определить главное в своей работе, стремиться к максимальной эффективности своего труда, уметь обеспечить оптимальное решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах трудовых усилий и материальных средств;
- давать глубокий анализ работы дошкольного учреждения, отдела народного образования и ясные, четкие, деловые предложения по улучшению работы, вовремя организовать устранение вскрытых недостатков, осуществлять постоянный контроль за выполнением внесенных при проверке замечаний и предложений;
- оказывать постоянную помощь в работе дошкольным учреждениям и органам народного образования;
- обладать чувством нового, выявлять, пропагандировать и настойчиво добиваться внедрения передового опыта в педагогическую практику;
- постоянно совершенствовать свои знания, повышать идейно-политический уровень и деловую квалификацию.
Повышение квалификации осуществляется институтами усовершенствования (повышения квалификации) учителей и другими учебно-методическими учреждениями. Каждый инспектор направляется на курсы повышения квалификации с отрывом от производства не реже одного раза в пять лет.
V. Содержание работы, права и обязанности инспектора по дошкольному воспитанию Министерства просвещения СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик
16. Содержание работы, права и обязанности инспектора-методиста по дошкольному воспитанию Министерства просвещения СССР определяются настоящим Положением, Положением об Управлении до дошкольному воспитанию, утверждаемом Министром просвещения СССР, и должностной инструкцией сотрудников Управления.
17. Содержание работы, права и обязанности инспектора по дошкольному воспитанию министерств просвещения (народного образования) союзных республик определяются настоящим Положением и положениями о соответствующих подразделениях министерств, утверждаемых министрами просвещения (народного образования) союзных республик.
VI. Организация инспектирования
18. Инспектирование дошкольных учреждений проводится по плану, утвержденному руководителем отдела народного образования или соответствующего подразделения Министерства.
Инспекторской проверкой охватываются все постоянные и сезонные дошкольные учреждения, как общего, так и специального назначения, независимо от их ведомственной подчиненности.
Периодичность и виды инспектирования определяются состоянием учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях района, города, округа, области, края, республики.
В зависимости от целей и задач инспектирования проводятся фронтальные или тематические проверки. Тематические проверки могут проводиться по одному или нескольким вопросам.
Фронтальная проверка дошкольного учреждения проводится не реже одного раза в четыре года, тематическая - по мере необходимости.
Продолжительность инспектирования детского сада, яслей, яслей-сада зависит от количества групп в них, но не должна превышать десяти дней.
Работа районного (городского) отдела народного образования проверяется не реже одного раза в пять лет.
19. К инспектированию могут привлекаться заведующие, воспитатели, медицинские сестры дошкольных учреждений, работники методических кабинетов, городских, областных, краевых, республиканских институтов усовершенствования учителей, подведомственных отделов народного образования, другие квалифицированные специалисты, общественные инспектора.
Состав инспекторской бригады, плав и сроки ее работы утверждаются руководителем соответствующего органа народного образования или его подразделения.
20. Основными методами и приемами инспектирования являются наблюдение и анализ занятий, прогулок, игр, различных режимных моментов, проверка знаний детей, их умений и навыков, анализ детских работ, ознакомление с документацией дошкольного учреждения (планами работы заведующего, воспитателей, родительского комитета, протоколами совещаний, книгами учета детей и другими материалами), беседа с руководителями, воспитателями, представителями общественных организаций.
21. По итогам инспектирования в зависимости от вида, целей к задач проверки по усмотрению инспектора могут проводиться: педагогические или производственные совещания, совещание заведующих дошкольными учреждениями, на которых анализируется фактическое положение дел и сообщаются предложения по улучшению работы.
По итогам фронтальной проверки яслей, детского сада, яслей-сада общего и специального назначения проводится педагогическое совещание не позднее, чем через 10 дней после окончания проверки.
22. Результаты инспекторской проверки оформляются актом, докладной запиской или справкой, содержащими обоснованные выводы и конкретные предложения по улучшению работы.
Копии актов, докладной записки или справки направляются в проверенное дошкольное учреждение не позднее, чем через три недели после окончания проверки.
Результаты тематической проверки ряда дошкольных учреждений могут быть оформлены одним общим документом.
Замечания и предложения в адрес руководства дошкольного учреждения по результатам оперативной проверки данного учреждения записываются в специальную книгу замечаний и предложений инспектирующих лиц, которая должна быть в каждом дошкольном учреждении.
Документ по итогам проверки отдела народного образования направляется в проверяющееся учреждение не позднее, чем через месяц после окончания проверки.
VII. Порядок назначения и увольнения инспекторов по дошкольному воспитанию
23. Инспектора по дошкольному воспитанию районных (городских) отделов народного образования назначаются и увольняются заведующими районными (городскими) отделами народного образования по согласованию с заведующими окружных, областных, краевых отделов народного образования или министрами просвещения автономных республик, министрами просвещения (народного образования) союзных республик;
инспектора по дошкольному воспитанию городских (городов республиканского подчинения) окружных, областных, краевых отделов народного образования назначаются и увольняются заведующими этими отделами народного образования;
инспектора по дошкольному воспитанию министерств просвещения автономных республик назначаются и увольняются министрами просвещения автономных республик;
инспектора по дошкольному воспитанию министерств просвещения (народного образования) союзных республик назначаются и увольняются министрами просвещения (народного образования) союзных республик;
инспектора-методисты по дошкольному воспитанию Министерства просвещения СССР назначаются и увольняются Министром просвещения СССР.
24. Инспектора по дошкольному воспитанию сельских районов пользуются льготами и преимуществами, установленными действующим законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минпроса СССР от 26 декабря 1975 г. N 169 "Об утверждении Положения об инспекторе по дошкольному воспитанию системы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.