Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Принимает следующие решения в отношении Российской Федерации:
а) Положительное развитие
Пока ситуация остается крайне сложной из-за неоднородного характера национальных меньшинств в Российской Федерации, российские органы продолжают применять в основном гибкие и прагматичные подходы к признанию национальных меньшинств и к сфере применения Рамочной Конвенции.
Были приняты меры по содействию временному пребыванию и разрешению на работу через изменения федерального закона о миграции и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства и федерального закона о правовом статусе иностранных граждан. Существенные попытки были предприняты для снижения количества лиц без гражданства в Российской Федерации.
Органы продолжают поддерживать организацию различных культурных событий национальных меньшинств по всей стране. Продолжается также большой отбор газет и публикаций, подготовленных организациями национальных меньшинств, в том числе на языке меньшинств.
Всесторонний предварительный план устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока был принят в 2009 г. Он устанавливает цели улучшения социально-экономической ситуации этих народов до 2025 г. Также был принят план действий по имплементации предварительного плана с финансовыми ассигнованиями, выделяемыми из федерального бюджета.
Уголовный Кодекс был изменен в 2007 г., и был расширен список преступлений, при которых побуждение к этнической, расовой или религиозной вражде считается отягчающим обстоятельством. Расистская мотивация преступлений все чаще признается сотрудниками правоохранительных органов, и количество преступлений на почве расизма начало снижаться в 2011 г. Кроме этого, в 2011 г. Верховным судом было выпущено руководство по борьбе с "экстремизмом" для ограничения неправильного использования закона о противодействии экстремистской деятельности.
Некоторые решительные меры были предприняты для расследования и уголовного преследования преступлений, совершенных ультраправыми и неонацистскими группами. Органы также предприняли действия по борьбе с расизмом и нетерпимостью в обществе на федеральном и на региональном уровнях; в этом контексте были запущены различные кампании против расизма и для повышения уважения культурного разнообразия.
В 2010 г. был создан Государственный следственный комитет для расследования нарушений прав человека, совершенных во время конфликтов в Чечне, в том числе тех, которые предположительно совершены сотрудниками правоохранительных органов. Значительные попытки были предприняты для содействия возвращению вынужденных переселенцев на Северный Кавказ.
Были предприняты меры для прекращения практики отказа приема в школы учеников из семей, не имеющих регистрацию, и/или из семей без гражданства. Продолжают существовать возможности обучения на многих языках и многим языкам меньшинств, на которых говорят в Российской Федерации, в некоторых случаях начиная с дошкольного образования.
Консультативный Совет национальных культурных автономий был учрежден на федеральном уровне в 2006 г. Межэтнические и межрелигиозные советы также были созданы во многих регионах, и консультативные органы малочисленных народов были учреждены в некоторых регионах, таких как Хабаровск.
Всесторонний план действий по социально-экономическому и культурному развитию российских цыган был принят на федеральном уровне в феврале 2013 г. для лучшей интеграции цыганских сообществ и для улучшения их ситуации в сфере занятости, образования, здравоохранения, обеспечения жильем, а также сохранения и развития цыганского языка и культуры.
b) Вопросы, вызывающие озабоченность
Несмотря на существование антидискриминационных положений в российском законодательстве, имеется потребность в принятии всестороннего антидискриминационного законодательства, распространяющегося на все сферы жизни и содержащего ясное определение дискриминации. Должен быть учрежден независимый и специализированный орган, занимающийся исключительно вопросами дискриминации, и должен также проводиться широкомасштабный мониторинг ситуации в сфере дискриминации, должна увеличиваться осведомленность общества о проблемах, относящихся к дискриминации. Текущий мандат и ограниченные ресурсы учреждения государственного уполномоченного по правам человека не позволяют этому органу выполнять соответствующим образом эти важные задачи.
Лица, принадлежащие к меньшинствам, в частности, лица с Кавказа и из Центральной Азии, а также цыгане, продолжают повсеместно сталкиваться с дискриминацией в таких сферах, как доступ к занятости и обеспечению жильем, и общая нетерпимость и враждебность по отношению к "иностранцам" проявляется все более открыто. Принудительное выселение цыган без соответствующих альтернатив размещения продолжает иметь место в ряде регионов.
Система регистрации по месту жительства остается проблематичной и дискриминационной в некоторых регионах из-за административных барьеров и иногда из-за коррупции и дискриминационного отношения сотрудников правоохранительных органов. Следовательно, существует еще ряд неразрешенных случаев отсутствия гражданства в различных регионах, в том числе в Краснодарском крае. Из-за препятствий, с которыми сталкиваются при доступе к регистрации и получении разрешений на работу, рабочие мигранты являются особо уязвимыми к эксплуатации и нарушению их прав. Лица, приезжающие с Кавказа и из Центральной Азии, подвергаются выборочным и непропорционально частым проверкам личности, проводимым полицией, и очень уязвимы к полицейской коррупции и другим злоупотреблениям, в том числе в некоторых случаях к несоразмерному использованию силы.
Несмотря на тот факт, что большая государственная поддержка предусмотрена для культурной деятельности лиц, принадлежащих к меньшинствам, отсутствует поддержка другой деятельности, кроме культурной. Отсутствует прозрачность процедур и критериев ассигнования финансовой поддержки, и существует потребность в более эффективном участии представителей меньшинств в принятии решений по финансированию.
Имплементация предварительного плана устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и соответствующего плана действий, по имеющимся данным, идет очень медленно. Более того, были выражены опасения относительно недавних изменений федерального законодательства, регулирующего использование природных ресурсов (включая охоту, рыболовство и использование земли), которое подрывает право малых народов на преференциальный, свободный и неконкурентный доступ к земле и природным ресурсам.
Несмотря на меры, принятые органами, количество преступлений на почве расизма остается тревожным, направленным, в частности, на лиц из Центральной Азии, с Кавказа, из Азии и Африки, а также на цыган. Также часто сообщается о проявлениях исламофобии и антисемитизма, а также случаях межэтнических конфликтов, иногда подогреваемых местными политиками и средствами информации. Возрастает использование ксенофобии и расистской риторики со стороны некоторых политиков, и реакция органов на расистские заявления не всегда бывает адекватной. Медиа распространяют предвзятые мнения, иногда пропаганду ненависти в отношении некоторых групп меньшинств, таких как лица с Кавказа и из Центральной Азии, а также цыган.
Лица и НПО, действующие в сфере прав человека и прав меньшинств, сталкиваются с серьезными проблемами при осуществлении своих прав на свободу собраний, выражения и взглядов, несмотря на изменения законодательства по НПО в 2009 г. При выражении озабоченности по поводу защиты прав меньшинств они иногда сталкиваются с преследованием согласно законодательству, направленному против экстремистской деятельности.
Несмотря на существование в федеральном законодательстве гарантий равенства различных языков Российской Федерации, общий климат не способствует использованию языков меньшинств в повседневной жизни, в том числе в официальных местах и на топографических знаках. В частности, использование языков меньшинств в городских центрах быстро сокращается, даже для лиц, принадлежащих к меньшинствам в пределах своего собственного территориального образования. Кроме этого, в некоторых регионах сокращается количество телевизионных и радиопрограмм на языках меньшинств.
Цыганские дети продолжают сталкиваться с серьезными нарушениями в сфере образования, в том числе с отказом регистрации цыганских учеников, чьи родители не имеют документов, удостоверяющих личность, и с помещением в отдельные классы или школы, по имеющимся данным, с очень низким качеством образования. Существующие федеральные гарантии, касающиеся обучения языку меньшинств, часто не отражены в соответствующих законодательных рамках на местном уровне, и их применение сильно различается. Продолжающийся процесс "оптимизации" школ привел к закрытию различных школ с обучением на языке меньшинств и языку меньшинств, еще более ограничивая возможности, в частности, разбросанных групп меньшинств.
Несмотря на изменения законодательства, введенные в 2009 г., все еще нет обязательства органов консультировать национальные культурные автономии, в том числе Федеральный совет национальных культурных автономий, по вопросам, волнующим их. К сожалению, деятельность национальных культурных автономий ограничена сферой культуры в узком смысле, в частности, принимая во внимание тот факт, что представительство лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в избранных органах остается ограниченным. Слияние территориальных образований иногда приводило к еще большему ограничению возможностей сообществ меньшинств по эффективному участию в государственных делах и должному учету их проблем.
Представители малых народов сожалеют об отсутствии эффективного участия в принятии решений по промышленному развитию их традиционных территорий. Более того, их участие в социально-экономической жизни остается намного меньше, чем в среднем по России, и показатели здоровья продолжают тревожить.
<< Назад |
Раздел 2 >> Раздел 2 |
|
Содержание Резолюция Комитета министров Совета Европы CM/ResCMN(2013)1 об имплементации Российской Федерацией Рамочной Конвенции о защите... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.