Рекомендация CM/Rec(2012)2
Комитета Министров к государствам-членам об участии детей и молодежи в возрасте до 18 лет в общественной жизни*(1)
(принята Комитетом Министров 28 марта 2012 г. на 1138-м заседании заместителей Министров)
Комитет Министров согласно Статье 15.b Устава Совета Европы,
Принимая во внимание, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами, в частности, посредством содействия принятию общих правил;
Принимая во внимание необходимость обеспечения эффективной имплементации существующих обязательных европейских и международных актов, защищающих права детей, и, в частности:
- Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (СЕД N 5);
- Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей (СЕД N 160);
- пересмотренную Европейскую социальную хартию (СЕД N 163);
- Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (СДСЕ N 201);
- Европейскую конвенцию об усыновлении детей (пересмотренную) (СДСЕ N 202);
- Конвенцию ООН о правах ребенка;
- Конвенцию ООН о правах инвалидов;
Принимая во внимание:
- цели Совета Европы в сфере прав детей и молодежной политики;
- третий саммит глав государств и правительств Совета Европы (Варшава, 2005 г.) и обязательства, принятые в ходе него, о полном выполнении обязанностей Конвенции ООН о правах ребенка;
- Резолюцию CM/Res(2008)23 Комитета Министров государств-членов по молодежной политике Совета Европы;
- соответствующие решения восьми конференций Совета Европы на уровне Министров, отвечающих за молодежные вопросы, состоявшихся 1985 г. - 2008 г.;
- программу Совета Европы "Строительство Европы для детей и с детьми" и стратегическое выделение содействия участию детей;
Обращаясь к рекомендациям, относящимся к участию детей и молодежи в общественной жизни, принятым Комитетом Министров, Парламентской Ассамблеей и Конгрессом местных и региональных органов Совета Европы, и, в частности:
- Рекомендации Rec(2005)5 о правах детей, находящихся в учреждениях опеки;
- Рекомендации Rec(2006)14 о гражданстве и участии молодежи в общественной жизни;
- Рекомендации Rec(2006)19 о политике в поддержку позитивного воспитания детей родителями;
- Рекомендации CM/Rec(2009)10 об интегрированных национальных стратегиях защиты детей от насилия;
- Рекомендации CM/Rec(2010)7 о Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека;
- Руководству Комитета Министров Совета Европы о дружественном к ребенку правосудии (2010);
- Рекомендации Парламентской Ассамблеи 1864 (2009) о "Содействии участию детей в принятии затрагивающих их решений";
- Рекомендации 128(2003) Конгресса местных и региональных органов Совета Европы о пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне;
Обращаясь к Конвенции ООН о правах ребенка, и, в частности, к Статье 12, которая гласит:
"1. Государства-участники обеспечивают ребенку, который способен формировать свой собственный взгляд, право свободно выражать этот взгляд по вопросам, затрагивающим ребенка, взглядам ребенка придается должный вес в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
2. В этих целях ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в судебных и административных процессах, затрагивающих ребенка, либо прямо, либо через представителя, либо через соответствующий орган в порядке, который предусмотрен процедурными правилами национального законодательства"*(2);
Отмечая, что Статья 12 в качестве общего принципа Конвенции ООН о правах ребенка связана со всеми другими статьями конвенции и, в частности, со Статьей 2 (право на недискриминацию), Статьей 3 (первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка), Статьей 5 (руководство родителями и развитие способностей ребенка), Статьей 6 (право на жизнь, выживание и развитие), Статьей 13 (право свободы выражения), Статьей 15 (право свободы ассоциации) и Статьей 17 (право на информацию);
Будучи убежденным в том, что:
- право быть заслушанным и восприниматься серьезно является основным для человеческого достоинства и здорового развития каждого ребенка и молодого человека;
- заслушивание детей и молодых людей и придание должного веса их взглядам в соответствии с их возрастом и зрелостью необходимо для эффективной реализации их права на первоочередное внимание к наилучшему обеспечению их интересов по всем вопросам, затрагивающим их, и на защиту от насилия, оскорбления, небрежного и плохого отношения;
- способности, которые имеют дети и молодые люди, и вклад, который они могут внести, являются уникальным ресурсом для усиления прав человека, демократии и социального сближения Европейских сообществ;
Рекомендует правительствам государств-членов:
1. обеспечивать, чтобы все дети и молодые люди могли осуществлять свое право быть услышанным, восприниматься серьезно и участвовать в принятии решений по всем вопросам, затрагивающим их, и право на придание должного веса их взглядам в соответствии с их возрастом и зрелостью;
2. содействовать обмену знаниями и хорошей практикой по имплементации настоящей рекомендации на местном, региональном, государственном и европейском уровнях и в гражданском обществе;
3. учитывать в своем законодательстве, политике и на практике принципы и меры, содержащиеся в Дополнении к настоящей рекомендации;
4. обеспечивать, чтобы настоящая рекомендация, включая Дополнение к ней, была переведена и распространена как можно шире, в том числе среди детей и молодых людей с использованием детских и молодежных средств связи;
Поручает Генеральному секретарю содействовать участию детей и молодых людей в установлении стандартов организации, сотрудничестве и оценке деятельности и передаче настоящей рекомендации соответствующим руководящим комитетам Совета Европы, совещательным и консультативным органам, а также в общепринятых механизмах и механизмах мониторинга, предлагая им учитывать настоящую рекомендацию в своей соответствующей работе;
Поручает Генеральному секретарю передать настоящую рекомендацию всем государствам-членам Европейской культурной конвенции (СЕД N 18), которые не являются членами Совета Европы.
Дополнение к Рекомендации CM/Rec(2012)2
Раздел I - Определения
В целях настоящей рекомендации:
- "дети и молодые люди" относятся к любому лицу в возрасте до 18 лет*(3);
- "участие" - намерение отдельных лиц и групп лиц, имеющих право, средства, место, возможность и при необходимости поддержку для свободного выражения своих взглядов, быть заслушанным и внести вклад в принятие решений по вопросам, затрагивающим их, при придании их взглядам должного веса в соответствии с их возрастом и зрелостью.
Раздел II - Принципы
Не существует ограничений для права ребенка или молодого человека свободно выражать свое мнение. Все дети и молодые люди, в том числе дошкольного возраста, школьного возраста и закончившие полное образование, имеют право быть заслушанными по всем вопросам, затрагивающим их, их взглядам придается должный вес в соответствии с их возрастом и зрелостью.
Право детей и молодых людей на участие применяется без дискриминации по любому основанию, такому как раса, этническая принадлежность, цвет, пол, язык, религия, политические и другие взгляды, национальность или социальная группа, имущество, ограниченные возможности, рождение, сексуальная ориентация или др.
Необходимо учесть понятие развития способностей детей и молодых людей. Так как дети и молодые люди получают больше возможностей, взрослые должны содействовать тому, чтобы они во все возрастающей степени пользовались свои правом влиять на вопросы, затрагивающие их.
Особые попытки необходимо предпринять для участия тех детей и молодых людей, которые имеют меньше возможностей, включая тех, кто слабо защищен или подвергся дискриминации, в том числе многократной дискриминации.
Родители и опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка и, как таковые, играют основную роль в подтверждении и поощрении права ребенка на участие с самого рождения.
Для того чтобы можно было принимать участие по существу и по-настоящему, детям и молодым людям должна быть предоставлена вся соответствующая информация и предложена соответствующая поддержка для самозащиты, которая соответствует их возрасту и обстоятельствам.
Если участие должно быть эффективным, значимым и постоянным, его необходимо понимать как процесс и неодиночное событие и оно требует непрерывного обязательства в плане времени и ресурсов.
Дети и молодые люди, которые осуществляют свое право свободно выражать свои взгляды, должны быть защищены от вреда, в том числе от запугивания, расправы, виктимизации и нарушения их права на частную жизнь.
Дети и молодые люди должны всегда быть полностью проинформированными о сфере их участия, включая ограничения их участия, об ожидаемых и фактических результатах их участия и о том, как их взгляды были в конечном итоге рассмотрены.
Согласно Общему комментарию к Статье 12 Конвенции ООН о правах ребенка, все процессы, в которых дети и молодые люди заслушиваются, должны быть прозрачными и информативными, добровольными, уважительными, относящимися к жизни детей, в окружении, дружественном к ребенку, всесторонними (без дискриминации), поддерживаемыми подготовкой, безопасными и реагирующими на риск и ясными. Государства-члены интегрируют эти требования во все законодательные и другие меры для имплементации настоящей рекомендации.
Раздел III - Меры
Защита права на участие
Для защиты права ребенка или молодого человека на участие государства-члены должны:
- предусмотреть максимально возможную правовую защиту права детей и молодых людей на участие, в том числе в конституциях, законодательстве и регламентах;
- предпринимать периодически пересмотры степени, в которой мнения детей и молодых людей заслушиваются и воспринимаются серьезно, в существующем законодательстве, политике и на практике, и обеспечить, чтобы при этих пересмотрах собственной оценке детей и молодых людей был придан должный вес;
- предусмотреть для детей и молодых людей эффективное возмещение и исправление через дружественные для детей средства подачи жалоб и судебные и административные процедуры, включая доступ к помощи и поддержку при ее использовании, обеспечивая, чтобы эти механизмы имелись для детей и молодых людей;
- обеспечивать средства защиты для детей и молодых людей, которые особо уязвимы к нарушению прав, в том числе тех, которые отделены от своих родителей, из групп меньшинств, с ограниченными возможностями, и тех, которые проживают в медицинских учреждениях и в учреждениях закрытого типа или исправительных учреждениях;
- пересмотреть и пытаться устранить ограничения в законодательстве или на практике, которые ограничивают право детей или молодых людей быть заслушанными по всем вопросам, затрагивающим их;
- предпринимать согласованный подход для усиления участия детей и молодых людей и обеспечивать, чтобы участие было преобладающим в структурах принятия решений и установления политики;
- устанавливать, если этого еще не существует, соответствующие и независимые учреждения по правам человека, такие как омбудсмен/уполномоченный по правам детей, в соответствии с парижскими принципами*(4);
- размещать соответствующие финансовые средства и обеспечивать компетентными человеческими ресурсами для поддержки участия детей и молодых людей в официальных и в неофициальных учреждениях.
Содействие участию и информирование об участии
Для распространения информации и повышения знаний об участии детей и молодых людей государства-члены должны:
- принимать государственные информационные и образовательные программы для повышения информированности о правах детей и молодых людей на участие среди общественности, детей, молодых людей, родителей и профессиональных лиц;
- повышать профессиональные способности, касающиеся участия детей и молодых людей, среди учителей, адвокатов, судей, полиции, социальных работников, общественных работников, психологов, лиц, осуществляющих уход, официальных лиц медицинских учреждений и тюрем, профессионалов, занимающихся охраной здоровья, гражданских служащих, официальных лиц, занимающихся иммиграцией, религиозных лидеров и членов среды, а также лидеров детских и молодежных организаций. Если возможно, сами дети и молодые люди должны вовлекаться в развитие этих способностей в качестве тренеров и экспертов;
- обеспечивать детей и молодых людей информацией, соответствующей их возрасту и обстоятельствам, в том числе в неписьменной форме и через социальные сети и другие средства, об их правах и, в частности, о праве участия, возможностях, имеющихся у них для этого, и о том, могут ли они получать поддержку для того, чтобы воспользоваться этими возможностями;
- сделать права детей и молодых людей в возрасте до 18 лет, в том числе и право на участие, компонентом школьной программы;
- предложить инструкции по правам детей и молодых людей в возрасте до 18 лет в академический курс всех профессий, связанных с работой с детьми и молодыми людьми;
- стимулировать исследования, проводимые с детьми и молодыми людьми и детьми и молодыми людьми, для лучшего понимания взглядов и опыта детей и молодых людей, определяя препятствия для их участия и пути их преодоления;
- содействовать продвижению равноценной поддержки и информационных сетей среди детей и молодых людей для развития их способности осуществлять свое право на участие.
Создание мест для участия
Для максимального увеличения возможностей для участия всех детей и молодых людей по всем вопросам, затрагивающим их, государства-члены должны:
- побуждать родителей и опекунов через законодательство и программы обучения родителей уважать человеческое достоинство ребенка или молодого человека, а также их права, чувства и мнения;
- создавать возможности диалога между поколениями для взаимного уважения и сотрудничества;
- устанавливать активное участие детей и молодых людей во всех аспектах школьной жизни, в частности, формальными и неформальными способами влияния образования и обучающих практик и школьного окружения и через интеграцию школьных ученических советов в управление школьным сообществом;
- предусматривать обучение таким образом, который способствует уважению человеческого достоинства ребенка или молодого человека и содействует свободному выражению его взглядов и участию в школьной жизни, например, через использование интерактивных методов обучения и признание неформального образования и неформального обучения;
- поддерживать вовлечение детей и молодых людей в жизнь ассоциаций и сообществ, межкультурное обучение, спорт, досуг и искусство и работу с детьми и молодыми людьми по разработке легкодоступных и неформальных способов участия;
- осуществлять инвестиции в негосударственные организации, управляемые детьми и молодыми людьми, как благоприятную среду для обучения демократии и гражданственности и их осуществления;
- учреждать на местном, региональном или государственном уровнях консультативные органы для детей и молодых людей, такие как детские и юношеские советы, парламенты и форумы;
- обеспечивать, чтобы те, кто предоставляет услуги семьям и детям, поддерживали детей и молодых людей при участии в развитии услуг, поставок и оценок;
- повышать возможности для детей и молодых людей выражать себя свободно через медиа и участвовать безопасно, используя информационные и коммуникационные технологии (ICTs) в качестве дополнительного средства личного участия, и интегрировать понимание принципов участия в медиа и ICTs;
- повышать возможности участия детей и молодых людей в общественной жизни и демократических органах, в том числе и в качестве представителей;
- поддерживать участие детей и молодых людей и их организаций в мониторинге имплементации Статьи 12 и других соответствующих статей Конвенции ООН о правах ребенка, а также имплементации соответствующих актов Совета Европы и других международных стандартов по правам детей.
------------------------------
*(1) Recommendation CM/Rec(2012)2 of the Committee of Ministers to member States on the participation of children and young people under the age of 18.
*(2) См. также Комитет ООН по правам ребенка (2009), Общий комментарий N 12 по праву ребенка быть услышанным.
*(3) 18 лет - это обычный возраст совершеннолетия в государствах-членах Совета Европы. Если Конвенция ООН о правах ребенка определяет людей в возрасте до 18 лет как детей, то в обычной речи термин "молодые люди" часто используется для описания людей в возрасте старше 12 или 13 лет. Также люди, которым 13 - 17 лет, обычно определяют себя скорее как "молодые люди", чем как "дети" и часто предпочитают, чтобы к ним так обращались. Для статистических целей ООН определяет лиц в возрасте от 15 до 24 лет как молодежь. Это определение действует без ущерба правовому определению ребенка, предусмотренному в Конвенции ООН о правах ребенка и других соответствующих международных договорах.
*(4) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/134 от 20 декабря 1993 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация CM/Rec(2012)2 Комитета Министров к государствам-членам об участии детей и молодежи в возрасте до 18 лет в общественной жизни (принята Комитетом Министров 28 марта 2012 г. на 1138-м заседании заместителей Министров)
Переводчик - Дедушева О.М.
Текст рекомендации официально опубликован не был