Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
Свод правил СП 141.13330.2012
"Учреждения социального обслуживания населения. Правила расчета и размещения"
(утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 декабря 2012 г. N 121/ГС)
30 декабря 2015 г.
Institutions providing social services for the population. Calculation and allocation guidelines
Дата введения 1 июля 2013 г.
Введен впервые
Настоящий документ был включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в введение внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
Введение
Настоящий свод правил разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. и ратифицированной 3 мая 2012 г. [11].
Настоящий свод правил детализирует требования СП 59.13330 и СП 118.3330 в части определения вместимости учреждений, объединения их в центры, определения участков и может применяться совместно с другими документами в области проектирования и строительства.
В нормативном документе реализованы также требования федеральных законов [1]-[4], [12].
Свод правил разработан: ООО "Институт общественных зданий" - руководитель работы - канд. архит., проф. A.M. Гарнец, ответственный исполнитель - канд. архит. A.M. Базилевич; исполнитель - д-р мед. наук, проф. Н.Ф. Дементьева (ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России), канд. техн. наук А.И. Цыганов (компьютерная графика); при участии ОАО "ЦНИИЭП жилища" - канд. архит., проф. А.А. Магай, канд. архит. Н.В. Дубынин.
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает:
правила определения нормативных потребностей маломобильных граждан (далее - МГ) в сфере социального обеспечения;
нормы расчета учреждений для различных видов обслуживания (социально-бытового, социально-медицинского, социально-реабилитационного, социально-консультативного, социального жилища);
правила подсчета потребности в учреждениях и центрах социального обслуживания для каждой структуры МГ;
правила размещения объектов и центров на территории городской и сельской застройки.
1.2 Свод правил распространяется на учреждения: долгосрочного (преимущественно стационарного) пребывания МГ; среднесрочного (включая пятидневного) обслуживания; краткосрочного (разового) обслуживания; специального обслуживания.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 1.3 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
1.3 Свод правил не распространяется на обслуживание МГ в учреждениях: Федерального уровня (специализированных центров диагностики, реабилитации, лечения и отдыха); НИИ и экспертных центров по проблемам геронтологии; учебных заведений по подготовке работников социальных служб.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в раздел 2 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 52143-2013 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
ГОСТ Р 52883-2007 Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания
ГОСТ Р 52888-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с Изменением N 1)
СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в раздел 3 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил приняты термины и определения, установленные в ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52880, ГОСТ Р 52143 и СП 59.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, раздел 3 дополнен пунктом 3.1, вступающим в силу с 25 марта 2016 г.
3.1 абилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, раздел 3 дополнен пунктом 3.2, вступающим в силу с 25 марта 2016 г.
3.2 подразделение абилитации детей; ПАД: Структурная единица учреждений социального обслуживания населения, занимающаяся абилитацией детей в возрасте от рождения до 3-4 лет и оказывающая психологическую, социально-педагогическую, консультативную и иную помощь их семьям.
4 Общие положения
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 4.1 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
4.1 Настоящий свод правил детализирует СП 42.13330 и применяется при проектировании муниципальных образований, развитии застроенных территорий, а также при разработке схем развития и размещения объектов социальной инфраструктуры. Состав учреждений соответствует ГОСТ Р 52498 и ГОСТ Р 52880.
4.2 При расчете системы социального обслуживания и размещении учреждений следует учитывать:
различный состав и характеристики городских и сельских МГ;
наличие существующей сети учреждений социального обслуживания, степень соответствия рекомендуемому составу, показателям обеспеченности;
ресурсные возможности развития сети и функционирования учреждений;
градостроительные условия размещения учреждений социального обслуживания - плотность, завершенность жилой застройки;
наличие у существующих учреждений земельных участков.
4.3. В настоящем документе учитываются:
особенности демографической и физиологической структур МГ;
существующие и перспективные виды услуг и формы обслуживания;
основные типы поселений и иерархические уровни обслуживания.
4.4 Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1 тыс. маломобильных граждан.
Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений МГ, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты).
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 4.5 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
4.5 Расчет сети учреждений социального обслуживания населения рекомендуется производить для двух видов территориального планирования муниципальных образований:
в составе схем территориального планирования муниципального района или городского округа (выявляется пропорция в развитии сети стационарных учреждений центрального и остальных поселений района, округа);
в составе генерального плана поселения определяются перечни, специализация, вместимость, тип здания, размер участка, местоположение социальных учреждений в пределах элементов планировочной структуры - квартал, микрорайон и др.
4.6 При формировании системы и типов учреждений, кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность МГ к самообслуживанию согласно таблице 1.
Таблица 1 - Классификация МГ по степени самообслуживания
Индекс |
Характеристика МГ по степени самообслуживания |
% к итогу |
|
в городских поселениях |
в сельских поселениях |
||
МГ-1 |
Способные к полному самообслуживанию |
55 |
35 |
МГ-2 |
Способные к частичному самообслуживанию |
37 |
54 |
МГ-3 |
Не способные к самообслуживанию |
8 |
11 |
4.7 Маломобильные граждане по семейному статусу разделяются на:
одиноких, не имеющих родственников или отдельно проживающих, а также семьи из двух пенсионеров. Данные группы МГ составляют в среднем в городских поселениях 45%, в сельских - 70%,
семейных, проживающих совместно с другими родственниками и имеющих возможность получать от них частичную социальную поддержку (55% и 30% соответственно).
4.8 Потенциальными клиентами системы социального обслуживания при отсутствии конкретных обследований согласно данным ЦИЭТИН [5] и ОOO "ИОЗ" можно считать 70% МГ (т.е. 700 чел. на 1 тыс. МГ) в городских поселениях и 55% МГ (т.е. 550 чел. на 1 тыс. МГ) - в сельских.
4.9 Маломобильные граждане с различной способностью самообслуживания и различным семейным статусом формируют шесть расчетных подгрупп:
- одинокие, с полным самообслуживанием;
- семейные, с полным самообслуживанием;
- одинокие, с частичным самообслуживанием;
- семейные, с частичным самообслуживанием;
- одинокие, не способные к самообслуживанию;
- семейные, не способные к самообслуживанию.
Расчетная численность нуждающихся в социальном обслуживании по указанным шести подгруппам принимается согласно таблице В.2.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, раздел 4 дополнен пунктом 4.1, вступающим в силу с 25 марта 2016 г.
4.10 Объекты социального обслуживания семей с детьми с ограниченными умственными и физическими возможностями учитывают в настоящем своде правил в рамках социально-реабилитационных отделений (СРО) и подразделений абилитации детей на базе комплексных центров социального обслуживания, однако могут проектировать в виде отдельных реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, центров социальной помощи семье и детям, а также на базе других учреждений, оказывающих абилитационные и другие услуги детям в соответствии с ГОСТ Р 52888.
5 Расчет учреждений социального обслуживания
5.1 Общие принципы и правила расчета
5.1.1 Для проектирования системы социального обслуживания МГ требуются следующие исходные материалы:
удельный вес МГ от численности населения - для принятия решения о соотношении надомных и дневных нестационарных форм обслуживания (представляют органы статистики);
группировка МГ по способности самообслуживания и семейному статусу - для определения приоритетов форм обслуживания (органы здравоохранения и соцзащиты);
перечень и перспективы сохранения и использования существующих учреждений, состав оказываемых ими услуг;
территориальная дислокация учреждений социального обслуживания, удаленность от жилых комплексов, от остановок общественного транспорта и улично-дорожной сети - для соблюдения их доступности (органы соцзащиты и архитектуры).
5.1.2 Норма расчета учреждения обслуживания определяется по формуле
, (5.1)
где - норма расчета j-го учреждения, выраженная j-й единицей вместимости на 1 тыс. МГ;
- потребность, выраженная в j-х учреждениях, в j-х единицах вместимости на 1 тыс. МГ;
- коэффициент пребывания клиента в учреждении в течение одного года.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 5.1.3 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
5.1.3 Коэффициент пребывания МГ в учреждениях рекомендуется принимать с учетом сроков пребывания в учреждениях клиентов :
для учреждений долгосрочного обслуживания - пребывание МГ от 3 до 12 месяцев в году;
для учреждений среднесрочного обслуживания - пребывание МГ от 1 до 3 месяцев в году;
для учреждений краткосрочного обслуживания - обслуживание МГ менее одного месяца в году.
Примечание - Особую группу составляют учреждения специального обслуживания граждан без определенного места жительства со сроком пребывания от одного раза в сутки до 6 месяцев в году ().
5.1.4 Нормы расчета учреждений социального обслуживания для городских и сельских поселений, полученные по формуле (5.1), приведены в таблице Г.1.
5.1.5 Расчет потребности в кадрах административного аппарата и методического отдела центров социального обслуживания приведен в [6], часть из которых приведена в таблице Е.1.
5.1.6 В зависимости от задач градостроительного планирования применяется один из двух методов:
расчет суммарной вместимости учреждений всех видов социального обслуживания;
определение количества объектов и мест их размещения.
5.2 Расчет суммарной вместимости учреждений
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 5.2.1 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
5.2.1 Суммарная вместимость учреждений социального обслуживания населения определяется потребностью в следующих видах услуг:
социально-бытовые; социально-медицинские;
медико-социальные (на базе системы здравоохранения);
социально-реабилитационные (включая абилитацию, оздоровление, досуг);
социально-консультативные;
специализированное жилище;
обслуживание лиц без определенного места жительства.
5.2.2 Основную часть суммарной вместимости учреждений целесообразно сгруппировать в центры:
геронтологические, гериатрические, социально-оздоровительные центры - стационарного типа;
центры территориального (дневного) социального обслуживания (пожилых людей) и комплексные центры (обслуживание всех нуждающихся в социальной поддержке слоев населения) - нестационарного типа.
5.2.3 Типология учреждений социального обслуживания приведена в приложении Б, а перечень учреждений в центрах крупных муниципальных районов - в таблице Г.3.
5.2.4 В муниципальном районе в случае превышения расстояния 50 км от поселений до административного центра района, что соответствует зоне двухчасовой транспортной доступности, необходимо (за пределами этой зоны) в существующих поселениях предусмотреть размещение подцентров социального обслуживания.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 5.2.5 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
5.2.5 В центральном поселении муниципального района располагается основной комплекс стационарных учреждений и система управления социальным обслуживанием населения.
5.2.6 Вместимость сети стационарных учреждений (домов-интернатов, учреждений медико-социального обслуживания, социально-оздоровительных центров), а также полустационарных учреждений (отделений пятидневного пребывания) подсчитывается по формуле
, (5.2)
где - вместимость стационарных учреждений, ед. изм. вместимости;
Л - общая численность МГ района, тыс. чел.;
а - расчетный показатель обеспеченности учреждениями, ед. изм. вместимости на 1 тыс. МГ согласно таблице Г.1.
5.2.7 Вместимость сети нестационарных учреждений надомного обслуживания (включая социально-медицинское и индивидуально-договорное) следует определять по формуле
, (5.3)
где - вместимость нестационарных учреждений надомного обслуживания;
- численность МГ, проживающих в центральном поселении муниципального района, и МГ, проживающих в зоне 30-минутной транспортной доступности центрального поселения;
, - численность МГ, проживающих в пределах зон 30-60-минутной и за пределами 60-минутной транспортной доступности соответственно;
, , - доля расчетного показателя обеспеченности учреждениями социального обслуживания для , , проживающих в соответствующих зонах транспортной доступности.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 5.2.8 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
5.2.8 Вместимость сети нестационарных учреждений дневных форм обслуживания (включая срочного и консультационного), а также учреждений медико-социального обслуживания (гериатрические кабинеты, подразделения абилитации) подсчитывается по формуле
, (5.4)
где - вместимость нестационарных учреждений дневного обслуживания.
5.2.9 Вместимость прочих учреждений социального обслуживания (специализированное жилище, учреждения досуга) следует определять по формуле
. (5.5)
Пример обслуживания МГ сельского муниципального района приведен в таблице Г.4.
5.2.10 Расчет системы социального обслуживания МГ города включает:
расчет стационарной и полустационарной сетей учреждений;
расчет нестационарной сети учреждений.
5.2.11 Нестационарные учреждения рассчитываются по одному из двух вариантов:
с определением необходимого числа центров социального обслуживания - в новых жилых районах и периферийных районах с низкой плотностью жилой застройки;
в виде мини-центров (блоков) с неполным набором учреждений (так называемым блок-модульным способом) дневного пребывания и надомного обслуживания - в исторических и других частях городов с плотной застройкой, с относительно сложившейся системой обслуживания.
5.2.12 Для городов различной величины (классификация и численность населения - по [4]) число центров социального обслуживания (ЦСО) составляет:
малые города (10-50 тыс. чел.) |
1-3 |
средние города (50-100 тыс. чел.) |
3-6 |
большие города (100-250 тыс. чел.) |
6-9 |
крупные города (250-1000 тыс. чел.) |
9-16 |
крупнейшие города (свыше 1,0 млн чел.) |
16-24 |
Ориентировочное число ЦСО и состав их отделений приведены в таблице Г.6. При этом численность обслуживаемых МГ одним центром составляет:
1-5 тыс. МГ - для малых и средних городов;
10-30 тыс. МГ - для больших, крупных, крупнейших городов.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 5.2.13 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
5.2.13 Для анализа эффективности центров социального обслуживания можно применять качественно-количественную оценку по числу отделений, количеству предоставляемых услуг, используя методику, приведенную в таблице Г.6.
Пример расчета сети учреждений социального обслуживания населения нового района города с использованием ЦСО приведен в таблице Г.7.
5.3 Пообъектный расчет
5.3.1 Пообъектный традиционный расчет осуществляется в соответствии с результатами расчета суммарной вместимости учреждений, установленной в таблице В.1.
5.3.2 Учреждения, входящие в состав центров ЦСО, учитываются на стадии сетевого расчета вместимости согласно таблице Г.5, а не входящие в состав ЦСО, - согласно таблице Г.8.
5.3.3 Блок-модульный метод рекомендуется применять в малых городах и сельских поселениях или при высокоплотной жилой застройке крупных городов с недостаточно сформировавшейся системой социального обслуживания. Метод характеризуется специализацией социальных работников по родственным видам услуг (бытового-доставочного, бытового-хозяйственного, досугового, оздоровительного, консультативно-правового), учетом сопоставимой частоты спроса, равной территориальной доступностью и сходными затратами времени на оказание услуг.
5.3.4 К основным типам блоков надомного обслуживания (БНО) относятся:
БНО.1 - для социальных работников, обеспечивающих доставку товаров и услуг в жилище МГ;
БНО.2 - для социальных работников, оказывающих помощь МГ по домашнему хозяйству;
БНО.3 - для социальных работников, осуществляющих сервисные услуги (написание писем, прогулки, консультации и пр.);
БНО.4 - для услуг посреднического характера (медицинских работников, правоведов, психологов, педагогов).
Для функционирования перечисленных блоков необходимо создание:
БОО (блок организационного обеспечения) - для административных работников и методического аппарата (руководителей, заведующих отделениями, инструкторов, социальных работников).
5.3.5 Расчетные показатели для блоков БНО.1 - БНО.4 приведены в таблице Г.9. Блок БОО формируется согласно таблице Е.2.
5.3.6 К основным типам блоков дневного пребывания (БДП) относятся:
БДП.1 - для занятия досугом (любительская и просветительская деятельность, физкультура, активный и спокойный отдых и т.п.);
БДП.2 - для культурно-зрелищных мероприятий, медико-реабилитационных консультаций, медицинских процедур;
БДП.3 - для бытового и медико-оздоровительного обслуживания.
Нормы расчета блоков дневного пребывания приведены в таблице Г.9.
5.3.7 С учетом идентичности профиля задействованных специалистов (социальных работников) целесообразно объединение блоков дневного обслуживания и дневного пребывания в следующие модули:
модуль сервисного и досугового обслуживания - ;
модуль доставочного и дневного обслуживания - . Возможно кооперирование модуля с домами-интернатами, расположенными в селитебной зоне города;
модуль медико-посреднических услуг - . Возможна кооперация с учреждениями здравоохранения профилактического типа.
6 Определение вместимости, полезной площади и мощности системы социального обслуживания
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 6.1 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
6.1 Вместимость учреждений выражается в различных единицах измерения - места, койки, посты, социальные работники, посадочные места, обращения в сутки и пр.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 6.2 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
6.2 Общая полезная площадь системы обслуживания определяется суммой площадей учреждений. При базовой (минимальной) обеспеченности общая площадь может быть определена с использованием показателей таблицы Г.2.
Удельный показатель общей площади на 1 тыс. МГ для города и села с учетом социальных, административных, хозяйственных и методических функций системы обслуживания приведен в таблице 2.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 6.3 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
6.3 Для определения мощности системы социального обслуживания населения рекомендуется применять показатель технологического ресурса системы, выраженный численностью занятых работников социальной службы.
Перечень обслуживающего персонала учреждений обслуживания приведен в таблице Е.1 в соответствии с ГОСТ Р 52883.
Таблица 2 - Удельный показатель общей площади объектов социального обслуживания населения
Структура системы обслуживания населения |
Общая площадь учреждений социального обеспечения (при минимальной норме), тыс. МГ |
|
Городские поселения |
Сельские поселения |
|
Учреждения социального обслуживания |
341 |
266 |
Административно-хозяйственные и методические подразделения центра социального обслуживания (аппарат ЦСО) |
26 |
25 |
Здание органов социальной защиты населения |
10 |
5 |
Всего |
377 |
296 |
6.4 Удельный показатель мощности системы социального обслуживания ориентировочно составляет:
30 работников социальных служб на 1 тыс. МГ городских поселений;
60 работников социальных служб на 1 тыс. МГ сельских поселений.
6.5 Для каждой типологической группы поселений предлагается численность работников социальной службы на 1 тыс. МГ согласно таблице Е.2.
6.6 Состав работников социальной службы следует принимать согласно таблицам Е.3 и Е.4.
7 Размещение учреждений социального обслуживания
7.1 Общие требования
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 7.1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
7.1.1 Размещать учреждения социального обслуживания следует по расчету, приведенному в настоящем своде правил. Местоположение и зона обслуживания учреждений зависят от специализации, вместимости, частоты посещения и времени пребывания (обслуживания) в нем клиентов. При размещении учреждений следует учитывать:
для стационарных учреждений: необходимость укрупнения их в связи с оснащением сложным современным оборудованием и привлечением квалифицированных обслуживающих кадров; зависимость от сети медицинских стационарных учреждений;
для нестационарных учреждений надомного обслуживания: развитие сети торгово-бытового обслуживания и транспортной системы; плотность расселения, наличие амбулаторно-поликлинической сети;
для нестационарных учреждений дневного обслуживания и специализированного жилища: степень развития культурно-просветительных учреждений; природные и планировочные факторы;
для всех видов учреждений социального обслуживания - типологию общественных зданий согласно СП 118.13330.
7.1.2 К учреждениям обслуживания федерального уровня (потребность и вместимость которых определяется специальными решениями) относятся:
специализированные центры лечебной профилактики (диагностики, реабилитации, лечения и отдыха);
научно-исследовательские и экспериментальные центры по проблемам геронтологии;
учебные заведения для подготовки и повышения квалификации кадров - специалистов социальной службы.
Учреждения для лечения и отдыха размещают на территориях с наиболее благоприятными микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 7.1.3 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
7.1.3 Учреждения социального обслуживания муниципальных образований распределяют по зонам:
жилая (с размещением специализированных жилых домов, домов-интернатов, центров социального обслуживания с подразделениями абилитации детей, досуговых центров);
общественно-деловая (лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные центры, центры реабилитации, учреждения органов соцзащиты, дома для лиц, не имеющих постоянного места жительства);
рекреационного назначения (хосписы, дома-интернаты).
7.1.4 Принципы размещения в жилой застройке специализированных жилых домов для МГ изложены в [7]:
расстояние до торгово-бытовых предприятий, а также до остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м;
на пути к ним, как правило, не должно быть наземных переходов улиц с интенсивным движением транспорта.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 7.1.5 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
7.1.5 Дома-интернаты для лиц старших возрастных групп и для инвалидов следует размещать на жилой территории населенных мест.
Дома-интернаты для ветеранов труда допускается размещать при медико-санитарных частях производственных объектов.
Дома-интернаты для лиц творческих профессий и пансионаты рекомендуется размещать за городом при условии хорошей транспортной связи с городом.
7.1.6 Организацию поселка для персонала, обслуживающего дом-интернат, следует решать в соответствии с СП 42.13330.
7.1.7 При размещении геронтологического центра в черте города в его составе можно предусматривать отделение дневного пребывания и отделение 5-дневного пребывания [8]. Размещение центра в пригородной зоне возможно только при хорошем транспортном сообщении.
Во всех случаях размещения геронтологического центра следует учитывать его связь с научно-методическими учреждениями.
7.1.8 Хосписы и дома сестринского ухода следует размещать в жилой или рекреационной зоне на участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям. При выборе участков необходимо обеспечить доступность проезда к хосписам больных и их родственников, а также близость к действующим больницам.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 7.1.9 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
7.1.9 При выборе радиуса доступности учреждения обслуживания учитываются следующие правила:
для уникальных геронтологических центров - удаленность не регламентируется;
для стационарной сети (дома-интернаты, учреждения медико-социального обслуживания) - временная удаленность не более 2 ч;
для нестационарной сети:
для учреждений надомного обслуживания и абилитации - до 1500 м в городских поселениях и до 5000 м в сельских;
для учреждений дневного пребывания - до 500 м и до 1500 м соответственно;
для культурно-досуговых учреждений - до 1,5 км и до 3 км соответственно.
7.1.10 Расчет сети учреждений социального обслуживания приведен в таблице Г.8.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, раздел 7 дополнен пунктом 7.1.11, вступающим в силу с 25 марта 2016 г.
7.1.11 При размещении учреждений, включающих в себя подразделение абилитации детей, следует учитывать требования СанПиН 2.1.3.2630.
7.2 Размещение учреждений, центров и блоков социального обслуживания
7.2.1 При определении места размещения учреждений социального обслуживания следует учитывать дислокацию существующих и планируемых лечебно-профилактических учреждений, так как в стационарной сети учреждений социального обслуживания постоянно существует потребность в оказании консультативной помощи и проведении профилактических осмотров МГ специалистами лечебно-профилактических учреждений. В нестационарной сети рассредоточенность постов надомного (социально-медицинского) обслуживания требует минимизации передвижений социальных работников в системе "квартира (пост) - учреждение социального обслуживания - лечебное учреждение".
7.2.2 Центры социального обслуживания следует размещать на жилых территориях, требующих полного предоставления социальных услуг надомного и дневного типа в объеме, предусмотренном постановлением Минтруда России [9].
Пример размещения ЦСО в новом развивающемся городском районе приведен на рисунке Д.1.
7.2.3 Для сельских поселений рекомендуется (мини) ЦСО-V, рассчитанный на обслуживание 0,5-1 тыс. МГ, с числом постов надомного обслуживания 50-100 единиц, с малым отделением дневного обслуживания (10-25 мест), с комплексным отделением срочной помощи и консультаций.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в пункт 7.2.4 внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
7.2.4 Для развивающихся территорий рекомендуется использовать блок-модульный метод размещения учреждений с соблюдением следующих радиусов доступности:
для БОО - доступность может достигать до 3000-5000 м для городских и сельских поселений соответственно;
для БНО.1 и БНО.3 - 1500-3000 м;
для БНО.2 и БНО.4 - 500-1000 м.
Пример размещения блок-модулей нестационарных учреждений обслуживания в районе со сложившейся застройкой и достаточно развитой системой общественного обслуживания приведен на рисунке Д.2.
7.2.5 При размещении блоков дневного пребывания МГ следует придерживаться радиусов доступности:
для БДП.1 - до 1500 м;
для БДП.2 и БДП.3 - до 500 м.
7.3 Земельные участки учреждений социального обслуживания
7.3.1 Площадь земельных участков домов-интернатов, центров социального обслуживания рекомендуется принимать по показателям таблицы 3.
7.3.2 Размеры земельных участков хосписов и домов (отделений) сестринского ухода следует принимать в соответствии с таблицей 4.
7.3.3 Размеры земельных участков медико-социальных, лечебно-консультативных центров без стационара следует принимать из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на один объект.
Размеры земельных участков гериатрических центров, в структуре которых есть стационары и лечебно-консультативные отделения, следует принимать:
при расположении стационара и лечебно-консультативного отделения в одном здании - 150 на одну койку;
при расположении лечебно-консультативного отделения в отдельно стоящих зданиях - из расчета 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га на объект.
Таблица 3 - Удельная площадь участков домов-интернатов и центра социального обслуживания
Тип здания |
Площадь территории, на одно место, не менее |
|
для городского поселения |
для сельского поселения |
|
Дом-интернат общего типа и пансионат для лиц старших возрастных групп |
60 |
80 |
Психоневрологический дом-интернат |
50 |
60 |
Дом-интернат для лиц, вышедших из мест заключения |
60 |
70 |
Территориальный центр социального обслуживания |
40 |
50 |
Таблица 4 - Удельные размеры участков учреждений медико-социального назначения
Тип здания |
Расчетный норматив, на одну койку, не менее |
Площадь земельного участка, га |
Хоспис |
500 |
0,8-1,5 |
Геронтологический центр |
100 |
2,0 |
Геронтопсихиатрический центр |
100 |
2,0 |
Дом сестринского ухода |
60 |
0,6-1,2 |
7.3.4 Размеры участков домов жилищного фонда социального использования следует принимать в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5 - Площадь участков домов жилищного фонда социального использования
Тип специализированного жилища |
Расчетный норматив, на 1 чел. |
Площадь земельного участка, га |
Специализированный жилой дом То же |
100 125 |
0,5-1,0 1,25-1,5 |
Жилой комплекс для МГ |
125 |
2,5 |
Требования к обустройству территорий вблизи специальных жилых домов изложены в [10].
7.3.5 Площадь участка для учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства следует принимать по таблице 6.
Таблица 6 - Удельные показатели площади участка учреждений обслуживания бездомных
Показатель |
Учреждения обслуживания бездомных |
|||
Социальная гостиница |
Приют |
Дом ночного пребывания |
Центр социальной адаптации |
|
Площадь участка, |
9,9 |
8,1 |
9,0 |
10,7 |
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, раздел 7 дополнен пунктом 7.3.6, вступающим в силу с 25 марта 2016 г.
7.3.6 При размещении ПАД в отдельном здании минимальная площадь участка принимается не менее 0.1 га.
При размещении ПАД в здании совместно с другими отделениями социального обслуживания, площадь участка принимают с учетом размеров необходимых площадок и зон всех отделений, включая зону административно-хозяйственного назначения.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г. N 969/пр, в библиографию внесены изменения, вступающие в силу с 25 марта 2016 г.
Библиография
30 декабря 2015 г.
[1] Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
[2] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 "Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными органами социального обслуживания".
[4] Градостроительный кодекс Российской Федерации.
[5] Методические рекомендации для работы органов и учреждений соцобеспечения./Под ред. Н.Ф. Дементьевой. - М.: ЦИЭТИН, 1989.
[6] Комплексный центр социального обслуживания населения: Приложение к постановлению Минтруда России от 27 июля 1999 г. N 32.
[7] Примерное положение о специализированном жилом доме для одиноких престарелых: Приказ Минсоцзащиты России от 11 апреля 1994 г. N 1-1138-18.
[8] Организация работы геронтологических центров. Серия: Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. Вып. 2. - М.: Минтруд России, 1998.
[9] Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Приложение к постановлению Минтруда России от 08 июля 1997 г. N 36.
[10] Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Вып. 2. Градостроительные требования/Минстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 1994.
[11] Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
[12] Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свод правил СП 141.13330.2012 "Учреждения социального обслуживания населения. Правила расчета и размещения" (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 декабря 2012 г. N 121/ГС)
Текст документа приводится по официальному изданию ФАУ "ФЦС", 2013
Дата введения 1 июля 2013 г.
Настоящий документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"
1 Исполнители - ООО "Институт общественных зданий" и ОАО "ЦНИИЭП жилища"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 Подготовлен к утверждению Управлением градостроительной политики
4 Утвержден приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 27 декабря 2012 г. N 121/ГС и введен в действие с 1 июля 2013 г.
5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 Введен впервые
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, утвержденное приказом Минстроя России от 30 декабря 2015 г.
Изменения вступают в силу с 25 марта 2016 г.