Приказ Минпроса СССР от 1 февраля 1978 г. N 14
"О введении в действие Типового положения о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами"
В целях дальнейшего совершенствования организации обучения детей с дефектами физического и умственного развития приказываю:
1. Ввести в действие Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей о последствиями полиомиелита и церебральными параличами, согласованное с Министерством здравоохранения СССР и Министерством финансов СССР.
2. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик:
а) довести до сведения органов народного образования и руководителей специальных школ Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами;
б) обеспечить контроль за введением данного положения в работу специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.
Министр |
М.А. Прокофьев |
Типовое положение
о специальной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами
(утв. Минпросом СССР 30 января 1978 г.)
1. Общие положения
1.1. Специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами являются общеобразовательными, учебно-воспитательными и лечебно-восстановительными учреждениями.
1.2. Специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами в своей деятельности руководствуются Уставом средней общеобразовательной школы и данным Положением.
1.3. Порядок открытия и закрытия специальных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами определяется Советами Министров союзных республик. Школы-интернаты находятся в ведении министерств просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных отделов народного образования. В столицах союзных республик и городах республиканского подчинения школы-интернаты могут находиться в ведении городских и районных отделов народного образования.
1.4. В зависимости от местных условий создаются следующие специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами:
девятилетние с подготовительным классом, дающие образование за курс восьмилетней общеобразовательной школы;
одиннадцатилетние с подготовительным классом, дающие образование за курс средней общеобразовательной школы.
Выпускники этих школ получают соответственно свидетельство о восьмилетнем образовании или аттестат о среднем образовании.
1.5. Дети, у которых органическое поражение мозга, помимо двигательных расстройств, выражается в явлениях олигофрении в степени дебильности, выделяются в специальные вспомогательные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ-интернатов.
Зачисление умственно отсталых детей во вспомогательные классы проводится на основании заключения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы, на протяжении не менее года, установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с наличием олигофрении.
Эти классы работают по программе вспомогательной школы, срок обучения в них восемь лет.
2. Организация учебно-воспитательного процесса и лечебной работы
2.1. В специальных школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами обучение, воспитание и лечение ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и двигательных возможностей учащихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями.
2.2. Обучение в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР и учебными планами, утверждаемыми министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, по программам, предусматривающим полный объем содержания образования средней общеобразовательной школы.
2.3. Продолжительность урока в подготовительном классе - 30 минут, в I классе - 35-40 минут, во II и последующих классах - 45 минут.
На каждом уроке после 20 минут занятий проводится пятиминутная физкультпауза с включением лечебно-корригирующих упражнений.
2.4. Домашние задания даются учащимся с учетом выполнения их в пределах:
подготовительный класс |
- |
домашних заданий не дается |
I класс |
- |
30-40 минут |
II-III классы |
- |
до 1 часа |
IV-V классы |
- |
1,5 часа |
VI-VII классы |
- |
2 часа |
VIII-IX классы |
- |
2,5 часа |
X-XI классы |
- |
3,5 часа. |
2.5. Индивидуальные занятия по коррекции имеющихся дефектов проводятся в соответствии с учебным планом с целью восполнения пробелов предшествующего развития и предметнопрактической деятельности детей и подчинены общей цели - созданию у учащихся базиса для усвоения программного материала.
Групповые и индивидуальные занятия по лечебной гимнастике и занятия с учителем-логопедом проводятся как в первую, так и во вторую половину дня согласно расписанию.
2.6. Принятие процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально, но при условии обязательного согласования с учебным расписанием.
Вся учебно-воспитательная работа, распорядок дня, чередование труда и отдыха осуществляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате.
2.7. Количество учащихся в классе и воспитательной группе - 16 человек.
При наличии контингента детей с церебральными параличами для них организуются отдельные классы и группы в составе 12 человек.
Для умственно отсталых детей в составе данных школ-интернатов создаются вспомогательные классы. Количество учащихся в классе - 5-7 человек, в воспитательной группе - 10-12.
2.8. Трудовое обучение в данном типе школ-интернатов одновременно с общими задачами включает в себя элементы трудотерапии, направленной на восстановление или компенсацию двигательных нарушений.
2.9. Для занятий по труду в IV-ХI классах класс делится на две группы, которые комплектуются при участии врачей (ортопеда и психоневролога) с учетом двигательных и познавательных возможностей учащихся.
2.10. Мастерские для занятий по труду организуются и оборудуются с учетом возможности проведения в них занятий с учащимися, имеющими различные нарушения функций опорно-двигательного аппарата, в пределах ассигнований, выделенных школам-интернатам на эти цели.
Организация рабочего места, приспособление оборудования и установление режима работы по труду проводится при участии и под наблюдением врачей (ортопеда и психоневролога).
2.11. Знания учащихся оцениваются в установленном порядке с учетом особенностей нарушения речи и затруднений в письме, имеющихся в результате двигательных нарушений.
2.12. По окончании девятилетней и одиннадцатилетней школы педагогический совет дает выпускникам соответствующие рекомендации по трудоустройству.
Трудоустройство выпускников специальных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, которые к окончанию школы являются инвалидами (II-I гр.), проводится соответствующими отделами социального обеспечения.
3. Учащиеся
3.1. Комплектование специальной школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами проводится министерствами просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, областными (районными, городскими) отделами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии согласно Инструкции по приему в данный тип школы, утвержденной Министерством просвещения СССР. Порядок работы этих комиссий определен "Типовым положением о республиканской и областных медико-педагогических комиссиях".
3.2. По мере восстановления здоровья, на основании заключения медико-педагогической комиссии, учащиеся должны переводиться в общеобразовательную школу или школу-интернат общего типа.
3.3. Прием детей в специальную школу-интернат допускается с превышением на 1-2 года возрастных норм, установленных для общеобразовательной школы.
3.4. Комплектование школы-интерната проводится соответствующими органами народного образования до 20 августа.
3.5. Дети, которые остаются в интернате в каникулы, выходные и праздничные дни, объединяются в группы круглогодичного пребывания.
3.6. В летний период школа-интернат организует отдых воспитанников в пионерских лагерях профсоюзов, а также путем организации школьных оздоровительных лагерей на общих основаниях.
3.7. Воспитанникам, имеющим родителей, по окончании школы-интерната выдается бесплатно комплект летней одежды и обуви, бывшей в их пользовании в период обучения, а также, по желанию родителей, комплект зимней одежды, срок носки которой истек.
Воспитанникам, выбывшим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, срок носки которых истек.
3.8. Воспитанники, не имеющие родителей, при направлении после окончания школы-интерната на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения, а также на производство, обеспечиваются зимним и летним обмундированием, обувью и постельными принадлежностями, а также единовременным денежным пособием на первоначальные расходы по установленным нормам.
3.9. Воспитанникам, родители которых находятся в затруднительном материальном положении (многосемейные, одинокие матери, инвалиды и т.д.), после окончания школы-интерната по разрешению органов народного образования может выдаваться комплект зимней одежды, бывшей в их пользовании в период обучения в школе-интернате, срок носки которой не истек.
3.10. Воспитанников, не имеющих родителей и по состоянию здоровья не направленных на дальнейшую учебу, на период производственного обучения и получения специальности, разрешается оставлять в школах-интернатах на всех видах довольствия сроком до 6 месяцев, а воспитанников, имеющих физические недостатки и хронические заболевания, - до года.
3.11. Бывших воспитанников, не имеющих родителей, приезжающих в школу-интернат в каникулярное время из высших, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, разрешается зачислять на питание сроком до двух недель.
4. Учителя и воспитатели
4.1. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, учителя и воспитатели в школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами должны проводить работу, направленную на восстановление функций опорно-двигательного аппарата, коррекцию недостатков психического развития детей, максимальное приспособление их к самостоятельной жизни и труду:
- определять задания в учебной и воспитательной работе строго индивидуализировано в зависимости от психо-физических возможностей каждого ученика;
- вести работу по коррекции недостатков развития (нарушение пространственной ориентации, развития речи, мышления и др.);
- обучать правилам ортопедического режима и строго контролировать их выполнение;
- следить за осанкой учащихся, их походкой, воспитывать правильные динамические навыки в соответствии с характером заболевания каждого ребенка;
- постоянно прививать навыки правильного пользования протезно-ортопедическими изделиями и ухода за ними;
- контролировать выполнение учащимися назначений врачей (посещение кабинетов лечебной гимнастики, массажа, физиотерапии, логопедии, процедурного, своевременный прием лекарств и др.);
- учитывать в работе с классом и каждым учащимся особенности их психического развития, а также индивидуальные особенности отношения к своему состоянию.
4.2. Учителя-логопеды ведут индивидуально-групповую работу по исправлению дефектов устной и письменной речи учащихся, а также руководят работой учителей и воспитателей в этом направлении. Один учитель-логопед работает с 25-30 детьми с нарушением речи.
5. Руководство школы-интерната
5.1. Права и обязанности руководителей школ и других должностных лиц специальной школы-интерната определены Уставом средней общеобразовательной школы, настоящим Положением, также Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Минпроса СССР.
5.2. Директор специальной школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами наряду с выполнением обязанностей, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, организует и направляет работу педагогического и медицинского персонала на осуществление единства учебно-воспитательного процесса, лечебно-профилактической и восстановительной работы;
несет ответственность за правильную организацию специфики обучения и воспитания, а также восстановительного лечения, направленных на максимальную коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся, подготовку их к самостоятельной жизни и участие в производительном труде;
отвечает за создание необходимых санитарно-бытовых условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей, организацию отдыха и питания воспитанников.
5.3. Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе помимо обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, организует работу педагогического коллектива школы-интерната по обучению и воспитанию учащихся с учетом их познавательных и физических возможностей;
организует методическую работу по учебным предметам и воспитательной работе, а также по вопросам лечебно-восстановительных мероприятий и специфики развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
организует и контролирует работу, направленную на соблюдение единства учебно-воспитательного процесса и лечебно-восстановительной работы, строгое выполнение ортопедического и охранительного режима в процессе обучения и воспитания.
5.4. Руководство воспитательной работой в школе-интернате возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.
Заместитель директора по воспитательной работе организует воспитательную работу в интернате и несет ответственность за ее коррекционную направленность:
- организует методическую работу среди воспитателей;
- обеспечивает выполнение режимных моментов, соблюдение ортопедического режима.
5.5. Помощник директора по хозяйственной части несет ответственность за состояние хозяйства специальной школы-интерната, за материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и лечебно-восстановительной работы, сохранность имущества и инвентаря школы-интерната, нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание их в должном санитарном состоянии.
6. Лечебно-восстановительная работа
6.1. Специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами имеют штат медицинских работников, необходимый для проведения лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восстановительной работы.
6.2. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа в специальной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами осуществляется врачами-специалистами (психоневролог, ортопед, педиатр, стоматолог, врач ЛФК, физиотерапевт), средним медицинским персоналом (медсестры), инструкторами ЛФК и др.
6.3. Вся лечебная работа в школе-интернате должна быть направлена на максимальное восстановление функциональных возможностей учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности. В комплексное восстановительное лечение детей включается: ортопедоневрологические мероприятия, лечебная физкультура, массаж, физиобальнео-климатотерапия, медикаментозное лечение, протезно-ортопедическая помощь и др.
6.4. Врачи-специалисты: психоневролог, ортопед, педиатр, стоматолог, а также врач ЛФК и физиотерапевт осуществляют диспансерное наблюдение и лечение детей соответственно заболеванию.
Лечебно-консультационная помощь врачей других специальностей при наличии показаний осуществляется поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа-интернат.
В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и другими документами, издаваемыми органами здравоохранения и просвещения.
6.5. Врачи являются членами педагогического совета школы-интерната и осуществляют методическое руководство работой педагогического персонала по вопросам восстановительной работы с учащимися в учебное и внеурочное время.
6.6. Контроль за проведением лечебно-профилактической помощи в данном учреждении осуществляется местными органами здравоохранения.
Для получения консультативно-лечебной помощи и методического руководства школа-интернат закрепляется за соответствующими психоневрологическими и ортопедо-травматологическими учреждениями.
6.7. Протезирование, снабжение учащихся ортопедическими изделиями осуществляется областными (городскими) отделами социального обеспечения. Заказ, примерка, подгонка, ремонт и выдача протезно-ортопедических изделий, а также изготовление временных протезов, шин и др. производится в кабинете протезирования при школе-интернате сотрудниками протезного предприятия Министерства социального обеспечения. Мелкий ремонт протезно-ортопедических изделий осуществляется мастером школьного кабинета протезирования.
7. Учебно-материальная база, финансирование и отчетность
7.1. Помимо помещений для школы и школы-интерната, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, школа-интернат для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами должна иметь необходимую материальную базу для организации лечебной работы.
В школе-интернате должны быть оборудованы кабинеты для работы врачей (педиатр, психоневролог, ортопед, врач ЛФК, стоматолог) в пределах ассигнований, выделяемых на приобретение оборудования и инвентаря.
Кабинеты:
- ЛФК с учетом возможности проведения групповых и индивидуальных занятий (из расчета один кабинет на одного методиста для работы в две смены);
- прививочный и процедурный;
- массажа;
- физиотерапии (электротерапия, светолечение, термотерапия, водолечение, парафиногрязелечение);
- кабинет протезирования;
- логопедии (из расчета один кабинет на одного логопеда для работы в две смены).
Лечебный плавательный бассейн.
7.2. Школа-интернат финансируется по республиканскому, областному, районному (городскому) бюджету.
Доходы, получаемые в результате реализации продукции от работы учащихся в учебно-производственных мастерских, подсобном хозяйстве, а также на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и других организациях, используются школами-интернатами в соответствии с действующим законодательством.
7.3. Специальная школа-интернат для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба, в зависимости от подчиненности, со своим наименованием и штамп с указанием места нахождения школы-интерната.
Министр просвещения СССР |
М.А. Прокофьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 1 февраля 1978 г. N 14 "О введении в действие Типового положения о специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минпросвещения России от 6 мая 2020 г. N 201 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 6 мая 2020 г.