Приказ Минпроса СССР от 1 февраля 1978 г. N 15
"О введении в действие Типового положения о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей и специальной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей"
В целях дальнейшего совершенствования организации обучения детей с дефектами физического и умственного развития, приказываю:
1. Ввести в действие Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей и специальной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей, согласованное с Министерством здравоохранения СССР и Министерством финансов СССР.
2. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик:
а) довести до сведения органов народного образования и руководителей специальных школ Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей;
б) обеспечить контроль за введением данного Типового положения в работу специальных общеобразовательных школ-интернатов для слепых детей, специальных общеобразовательных школ-интернатов для слабовидящих детей.
Министр |
М.А. Прокофьев |
Типовое положение
о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей и специальной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей
(утв. Минпросом СССР 30 января 1978 г.)
1. Общие положения
1.1. Специальные школы-интернаты для слепых и специальные школы-интернаты для слабовидящих детей являются общеобразовательными, учебно-воспитательными, лечебно-восстановительными учреждениями.
1.2. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых и специальные общеобразовательные школы-интернаты для слабовидящих детей руководствуются в своей деятельности Уставом средней общеобразовательной школы и данным Положением.
1.3. Порядок открытия и закрытия специальных школ-интернатов для слепых детей и специальных школ-интернатов для слабовидящих детей определяется Советами Министров союзных республик. Школы-интернаты находятся в ведении министерств просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных, городских отделов народного образования. В столицах союзных республик и городах республиканского подчинения школы-интернаты могут находиться в ведении городских и районных отделов народного образования.
1.4. В зависимости от местных условий создаются следующие школы-интернаты для слепых и школы-интернаты для слабовидящих:
- девятилетние с подготовительным классом, дающие образование за курс восьмилетней общеобразовательной школы;
- одиннадцатилетние с подготовительным классом, дающие образование за курс средней общеобразовательной школы.
1.5. Выпускники этих школ получают соответственно свидетельство о восьмилетнем образовании или аттестат о среднем образовании.
1.6. Наполняемость классов - 12 человек. Предельная наполняемость воспитательных групп в подготовительных, I-V классах - 12 человек.
1.7. При специальной школе-интернате для слепых и при специальной школе-интернате для слабовидящих детей могут создаваться дошкольные группы (старшая и подготовительная) с одно-двухгодичным сроком пребывания, которые ведут работу в соответствии с нормативными документами о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
1.8. Для умственно отсталых слепых и слабовидящих детей в соответствующих школах-интернатах создаются вспомогательные классы, в которых обучение ведется по специальным учебным планам и программам. Зачисление умственно отсталых детей во вспомогательные классы проводится на основании заключения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы, на протяжении не менее года, установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с наличием олигофрении в степени дебильности.
Наполняемость вспомогательных классов 5-7 человек, воспитательских групп - 10-12 человек.
1.9. В случае необходимости при школах-интернатах для слабовидящих детей могут создаваться классы для слепых детей, а в школах-интернатах для слепых детей - классы для слабовидящих. Обязательным условием при создании школ смешанного типа является раздельное обучение по классам слепых и слабовидящих детей.
2. Учебно-воспитательная работа
2.1. Обучение слепых и слабовидящих детей осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР и министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, по программам, предусматривающим полный объем содержания образования средней общеобразовательной школы.
Групповые и индивидуальные занятия по исправлению речи и других недостатков развития проводятся с целью восполнения недостатков развития и предшествующего обучения и подчинены общей цели - созданию у отдельных учащихся базиса для усвоения программного материала. Эти занятия проводятся учителем-логопедом и учителем класса во внеурочное время согласно расписанию.
Групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков физического развития проводятся либо путем занятий по лечебной физкультуре, либо по ритмике соответствующими специалистами.
2.2. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей ведется коррекционно-воспитательная, лечебно-восстановительная работа, направленная на нормализацию хода психического и физического развития слепых и слабовидящих детей и на преодоление вторичных отклонений в развитии, обусловленных зрительными и другими нарушениями центральной нервной системы.
2.3. Школы-интернаты для слепых и школы-интернаты для слабовидящих детей осуществляют в процессе обучения и воспитания мероприятия по охране, восстановлению неполноценного зрения, создают условия щадящего режима, направленные на повышение работоспособности и эффективности обучения учащихся. В целях охраны зрения применяется дозированная зрительная и физическая нагрузка.
Домашние задания даются учащимся с учетом выполнения их в пределах:
подготовительный класс |
- |
домашних заданий не дается, |
I класс |
- |
30-40 мин. |
II-III классы |
- |
до 1 часа |
IV-V классы |
- |
1,5 часа |
VI-VII классы |
- |
2 часа |
VIII-IX классы |
- |
2,5 часа |
Х-XI классы |
- |
3,5 часа |
2.4. В данных школах широко используются оптические средства коррекции зрения с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения.
В процессе обучения и воспитания учитываются индивидуальные особенности развития детей и медицинские рекомендации.
2.5. В подготовительных классах школ слепых и школ слабовидящих продолжительность уроков составляет 35 мин., в I и последующих классах продолжительность урока - 45 мин. Во всех классах в течение урока отводится время для проведения физкультпаузы.
2.6. Для занятий по труду (IV-XI классы) класс делится на две группы, которые комплектуются с учетом зрительных нарушений и других медицинских показаний.
2.7. В соответствии с учебным планом проводятся факультативные занятия с учетом интересов и возможностей учащихся. Наполняемость групп для факультативных занятий не менее 6 человек.
2.8. В школах-интернатах для слепых и в школах-интернатах для слабовидящих детей применяются повышенные нормативы искусственной освещаемости (500-1500 люксов) с учетом зрительной патологии и зрительной нагрузки).
3. Трудовое обучение, производственно-трудовая подготовка и профориентация
3.1. Трудовое обучение, производственно-трудовая подготовка и профориентация являются составными частями учебно-воспитательной работы в школах-интернатах для слепых детей и школах-интернатах для слабовидящих детей.
Трудовое обучение и производственно-трудовая подготовка учащихся осуществляется путем:
а) первоначального трудового обучения в подготовительных I-III классах;
б) трудовой подготовки с политехническим направлением в IV-IX классах;
в) производственно-трудовой подготовки на политехнической основе в X-XI классах.
3.2. Трудовая и производственная практика проводится после окончания учебного года или в течение всего учебного года. В зависимости от местных условий практика может проводиться на предприятиях общества слепых, на заводах, фабриках, в лабораториях, в учебных мастерских, на учебно-опытном участке, в колхозах, совхозах и т.п.
3.3. Для проведения трудового обучения в IV-ХI кл. и организации общественно полезного труда в школах-интернатах для слепых и в школах-интернатах для слабовидящих детей создаются учебно-производственные мастерские.
Учебные мастерские оборудуются специальными учебными пособиями, рабочими и измерительными инструментами, приспособлениями и машинами для выполнения различных изделий ручным и машинным способами из бумаги, картона, дерева, металла, пластмасс и др. в соответствии с учебным планом и программами по производственно-трудовой подготовке в пределах ассигнований, выделяемых школам-интернатам на эти цели.
Учебные мастерские могут выполнять работы по заказу разных предприятий и учреждений, но при обязательном соблюдении требований учебной программы.
4. Лечебно-восстановительная работа
4.1. Специальные школы-интернаты для слепых детей и специальные школы-интернаты для слабовидящих детей имеют штат медицинских работников, необходимый для проведения лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восстановительной работы,
4.2. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа в специальных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей осуществляется врачами-специалистами (окулист, педиатр, психоневролог) и средним медицинским персоналом (медсестры).
Лечебно-консультативная помощь врачей других специальностей при наличии показаний осуществляется поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа-интернат.
В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и другими документами, издаваемыми органами здравоохранения и просвещения.
Вся лечебная работа в школе-интернате должна быть направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения учащихся.
С этой целью проводятся следующие мероприятия:
а) консервативное лечение глазных заболеваний (медикаментозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);
б) своевременное направление учащихся, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар;
в) активное плеоптическое и плепто-ортоптическое лечение;
г) назначение очковой коррекции;
д) подбор специальных средств коррекции.
При проведении лечебно-восстановительной работы в зависимости от показаний следует консультировать учащихся школ в глазных институтах, клиниках.
Контроль за проведением лечебно-профилактической помощи в данном учреждении осуществляется местными органами здравоохранения.
Для получения консультативной помощи и методического руководства школа-интернат закрепляется за соответствующим специализированным учреждением, оказывающим офтальмологическую помощь.
4.3. Врачи (окулист и психоневролог) осуществляют методическое руководство работой педагогического коллектива по вопросам восстановительной работы с учащимися в учебное и внеурочное время. Врачи являются членами педагогического совета школы-интерната.
5. Учащиеся
5.1. Комплектование специальной школы-интерната для слепых детей и школы-интерната для слабовидящих детей проводится министерствами просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевыми, областными (городскими) отделами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии согласно Инструкции по приему в данный тип школы, утвержденной Министерством просвещения СССР. Порядок работы этих комиссий определен "Типовым положением о республиканской и областных медико-педагогических комиссиях".
5.2. По мере восстановления здоровья, на основании заключения медико-педагогической комиссии, учащиеся должны переводиться в общеобразовательную школу или школу-интернат общего типа.
5.3. Прием детей в специальную школу-интернат допускается с превышением на 1-2 года возрастных норм, установленных для общеобразовательной школы.
5.4. Комплектование школы-интерната проводится соответствующими органами народного образования до 20 августа.
5.5. Дети, которые остаются в интернате в каникулы, выходные и праздничные дни, объединяются в группы круглогодичного пребывания.
5.6. В летний период школа-интернат организует отдых воспитанников в пионерских лагерях профсоюзов, а также путем организации школьных оздоровительных лагерей на общих основаниях.
5.7. Воспитанникам, имеющим родителей, по окончании школы-интерната выдается бесплатно комплект летней одежды и обуви, бывшей в их пользовании в период обучения в школа-интернате, а также по желанию родителей - комплект зимней одежды, срок носки которой истек.
Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, годной к употреблению, срок носки которых истек.
5.8. Воспитанники, не имеющие родителей, при направлении после окончания школы-интерната на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения, а также на производство, обеспечиваются зимним и летним обмундированием, обувью и постельными принадлежностями, а также единовременным денежным пособием на первоначальные расходы по установленным нормам. Воспитанникам, родители которых находятся в затруднительном материальном положении (многосемейные, одинокие матери, инвалиды и т.д.) после окончания школы-интерната по разрешению органов народного образования может выдаваться комплект зимней одежды, бывшей в их пользовании в период обучения в школе-интернате, срок носки которой не истек.
5.9. Воспитанников, не имеющих родителей и по состоянию здоровья не направленных на дальнейшую учебу, на период производственного обучения и получения специальности разрешается оставлять в школах-интернатах на всех видах довольствия сроком до 6 месяцев, а воспитанников, имеющих физические недостатки и хронические заболевания, - до года.
5.10. Бывших воспитанников, не имеющих родителей, приезжающих в школу-интернат в каникулярное время из высших, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, разрешается зачислять на питание сроком до двух недель.
5.11. Трудовое устройство выпускников данных специальных школ-интернатов, которые к моменту окончания школы являются инвалидами, обеспечивается органами социального обеспечения, местными организациями обществ слепых, комиссиями по трудоустройству при исполкомах Советов народных депутатов. При выборе профессий и трудового устройства учитывается состояние здоровья, зрения учащихся, их интересы.
6. Руководство школы-интерната
6.1. Директор школы-интерната для слепых детей и школы-интерната для слабовидящих детей назначается из числа лиц, имеющих дефектологическое или общее высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.
Права и обязанности руководителей школ и других должностных лиц специальной школы-интерната определены Уставом средней общеобразовательной школы, настоящим Положением, a также Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР.
Директор специальной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей наряду с выполнением обязанностей, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, организует и направляет работу учителей, воспитателей и медицинского персонала по осуществлению единства учебно-воспитательного процесса, лечебно-восстановительной и коррекционной работы; несет ответственность за правильную организацию учебно-воспитательного процесса с учетом специфики обучения; отвечает за создание необходимых условий для осуществления лечебно-восстановительной работы, трудового обучения, а также за обеспечение школы необходимым оборудованием для работы с детьми этой категории; за организацию рационального питания и отдыха учащихся.
6.2. Заместитель директора по учебно-(учебно-воспитательной работе) назначается из числа лиц, имеющих высшее тифлопедагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Помимо выполнения обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, организует работу педагогического персонала по обучению учащихся с учетом познавательных и физических возможностей учащихся, отвечает за выполнение специальных учебных планов и программ обучения, организует методическую работу по учебным предметам и обеспечивает единство обучения, воспитания, лечения и коррекционной работы, осуществляет контроль за успеваемостью учащихся и эффективностью их обучения.
6.3. Заместитель директора по воспитательной работе, помимо выполнения обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, направляет работу воспитателей по организации внеучебного времени учащихся с учетом рационального использования зрения, познавательных возможностей и других дефектов развития, организует методическую работу по вопросам воспитания, коррекционной работы; содействует обеспечению единства учебной, воспитательной, лечебной и коррекционной работы; осуществляет контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, питанием и отдыхом учащихся.
6.4. Помощник директора школы-интерната по хозяйственной части (или заведующий хозяйством) несет ответственность за состояние хозяйства спецшколы-интерната, за материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и лечебно-восстановительной работы, сохранность имущества и инвентаря школы-интерната, нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание их в должном санитарном состоянии.
7. Учителя и воспитатели
7.1. Учителя, воспитатели назначаются из числа лиц, имеющих высшее специальное тифлопедагогическое образование, в порядке, установленном законодательством союзной республики. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы, учителя и воспитатели в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей должны проводить работу, направленную:
- на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и участию в производительном труде;
- на охрану зрения, восстановление и развитие зрительных функций;
- на коррекцию недостатков психического и физического развития;
- на формирование у учащихся умений и навыков ориентироваться в пространстве;
- на осуществление дифференцированного подхода в обучении и воспитании.
8. Учебно-материальная база и финансирование
8.1. Помимо помещений для школ-интернатов, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей должны быть кабинеты для проведения лечебно-восстановительной и коррекционной работы (офтальмологический с затемненной комнатой, кабинеты для занятий ЛФК, кабинеты физиотерапии, логопедии, плепто-ортоптического лечения) в пределах ассигнований, выделяемых на приобретение оборудования и инвентаря.
8.2. Специальные школы-интернаты для слепых и школы-интернаты для слабовидящих детей финансируются по республиканскому, краевому, областному, городскому (районному) бюджету.
Доходы, получаемые в результате реализации продукции от работы учащихся в учебно-производственных мастерских, подсобном сельском хозяйстве, а также на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и других организациях, используются школами-интернатами в соответствии с действующим законодательством.
8.3. Специальная школа-интернат для слепых и специальная школа-интернат для слабовидящих детей пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба, в зависимости от подчиненности, со своим наименованием и штамп с указанием места нахождения школы-интерната.
Министр просвещения СССР |
М.А. Прокофьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 1 февраля 1978 г. N 15 "О введении в действие Типового положения о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей и специальной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минпросвещения России от 6 мая 2020 г. N 201 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 6 мая 2020 г.