1. Общие положения
1.1. Спортивные соревнования, показательные выступления и другие спортивные мероприятия, проводимые в присутствии зрителей*, являются важным средством пропаганды физической культуры и спорта, способствуют коммунистическому воспитанию советских людей, их активному отдыху. Они должны проводиться в условиях высокой культуры обслуживания.
1.2. Настоящее Положение является обязательным для организаций, непосредственно участвующих в подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий на территории СССР. Ими являются:
1.2.1. Организации, по плану которых проводится массовое спортивное мероприятие (организации, проводящие спортивные мероприятия, в лице министерств и ведомств, территориальных и ведомственных физкультурно-спортивных организаций, советов добровольных спортивных обществ, комитетов ДОСААФ и других общественных организаций).
1.2.2. Администрация спортивных сооружений, на которых проводятся массовые спортивные мероприятия.
1.2.3. Органы внутренних дел. Эти организации и органы в пределах своей компетенции несут ответственность за обеспечение необходимых условий безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий.
1.3. Кроме того, в обеспечении проводимых массовых спортивных мероприятий участвуют также учреждения министерств здравоохранения, торговли, культуры, связи, бытового обслуживания, а также Гостелерадио, добровольные народные дружины и другие общественные формирования, которые в пределах выполняемых функций обязаны соблюдать установленный порядок проведения массовых спортивных мероприятий и активно участвовать в его поддержании.
1.4. Массовые спортивные мероприятия проводятся только на спортивных сооружениях и в местах, официально принятых к эксплуатации государственными комиссиями и судейскими коллегиями, при строжайшем соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями действующих норм и правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, спортивно-технологического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций, других нормативных актов. При этом учитываются также погодные условия и другие факторы, влияющие на ход проведения спортивных мероприятий.
1.5. Для каждого спортивного сооружения общего пользования с учетом местных условий и специфики соответствующими спорткомитетами, советами добровольных спортивных обществ и ведомственными физкультурными организациями, комитетами ДОСААФ, другими организациями, в чьем ведомственном подчинении находятся эти сооружения, с участием органов внутренних дел разрабатываются проекты инструкций, регламентирующие порядок организации и проведения спортивных мероприятий, предусматривающие необходимые меры, обеспечивающие поддержание общественного порядка, безопасности зрителей, пожарной безопасности, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и порядок эвакуации, в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств. Эти инструкции представляются на утверждение в комиссии по контролю за проведением массовых спортивных мероприятий при исполкомах Советов народных депутатов.
1.6. Спорткомитетами, советами добровольных спортивных обществ, ведомственными физкультурными организациями, комитетами ДОСААФ, другими организациями по согласованию с соответствующими исполкомами Советов народных депутатов, с участием инженерных служб, проектных и строительных организаций, органов внутренних дел ежегодно проводятся технические обследования подведомственных спортивных сооружений, используемых для проведения массовых спортивных мероприятий, в целях установления их эксплуатационной надежности и устойчивости строительных конструкций, соответствия путей эвакуации нормативам, а также определения мер противопожарной безопасности. По результатам обследования составляется акт, который направляется в комиссию при исполкоме Совета народных депутатов для принятия мер к устранению выявленных недостатков.
1.7. Невыполнение требований, предусмотренных настоящим Положением, послужившее причиной возникновения чрезвычайных обстоятельств при проведении массовых спортивных мероприятий, влечет за собой меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством Союза ССР и союзных республик.
2. Организация подготовки и проведения массовых спортивных мероприятий
2.1. Массовые спортивные мероприятия проводятся в соответствии с утвержденными планами спортивных мероприятий, положениями о проведении соревнований, спортивно-технологическими условиями, программами, правилами, регламентами и требованиями по обеспечению безопасности участников и зрителей.
2.2. При исполнительных комитетах Советов народных депутатов создаются комиссии по контролю за проведением массовых спортивных мероприятий под председательством заместителя председателя соответствующего исполкома Совета народных депутатов. В состав этих комиссий включаются представители органов внутренних дел, заинтересованных организаций и учреждений.
Организации, по плану которых проводятся массовые спортивные мероприятия, спорткомитеты, администрация спортивных сооружений и органы внутренних дел обеспечивают для рассмотрения на комиссиях при исполкомах подготовку необходимой информации и соответствующих материалов по вопросам, связанным с проведением массовых спортивных мероприятий и обеспечением безопасности участников и зрителей.
Организации, проводящие соревнования по своему плану или по плану вышестоящих организаций, вносят на утверждение комиссий по контролю за проведением массовых спортивных мероприятий при исполкомах Советов народных депутатов состав рабочих комиссий, в которые включаются соответствующие специалисты с учетом особенностей спортивных сооружений и иных мест проведения соревнований, представители организаций, проводящих соревнования, администрации спортивных объектов, органов внутренних дел и других заинтересованных ведомств.
Рабочие комиссии в зависимости от характера спортивных мероприятий, погодных и других факторов, могущих влиять на обеспечение безопасности участников соревнований и зрителей, не менее чем за 4 часа до начала проведения мероприятий осуществляют оперативно-технический осмотр объекта, при необходимости принимают меры к устранению выявленных недостатков, оформляют протокол принятия окончательного решения о возможности проведения данного спортивного соревнования. При обнаружении обстоятельств, осложняющих проведение массовых спортивных мероприятий, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности зрителей и участников, вносят комиссиям при исполкомах предложения о запрещении проведения данного мероприятия или проведения его без зрителей.
2.3. В необходимых случаях при подготовке и проведении наиболее крупных массовых спортивных мероприятий (спартакиад, международных, всесоюзных и республиканских соревнований) создаются организационные комитеты для контроля и координации деятельности соответствующих учреждений и служб, разрабатываются конкретные планы подготовки и проведения массовых спортивных мероприятий, обеспечивающие безопасные условия для посетителей, профилактику антиобщественных проявлений, пожарную безопасность, медицинское обеспечение, предусматривающие порядок заполнения мест проведения соревнований и эвакуации зрителей, обязанности служб при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
2.4. Массовые спортивные мероприятия проводятся, как правило, в нерабочее (вечернее) время, субботние, воскресные и праздничные дни. Их начало и окончание должны быть спланированы таким образом, чтобы посетители имели возможность воспользоваться общественным транспортом.
2.5. При подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий должно быть задействовано необходимое количество обслуживающего персонала и технических средств всех участвующих организаций.
2.6. Во время проведения массовых спортивных мероприятий не разрешается торговля спиртными напитками на спортивных сооружениях, прилегающих к ним территориях, и в иных местах проведения массовых спортивных мероприятий. Ограничивается продажа напитков в стеклотаре.
3. Требования к организациям, непосредственно участвующим в подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий
Организации, непосредственно участвующие в проведении спортивных мероприятий, обеспечивают:
3.1. Организации, проводящие мероприятие:
3.1.1. Согласование мест и сроков проведения массовых спортивных мероприятий с соответствующими Советами Министров, исполкомами Советов народных депутатов: комплексных массовых спортивных мероприятий - за 1 год; международных соревнований - за 6 месяцев; всесоюзных, республиканских соревнований - за 3 месяца; краевых, областных, городских и районных соревнований - за один месяц до начала соревнований.
3.1.2. Представление в органы внутренних дел и направление соответствующим спортивным сооружениям положения о проведении массовых спортивных мероприятий с указанием спортивно-технических условий, программы, регламента, других специальных требований для разработки мер по охране общественного порядка и обеспечению безопасности участников мероприятий и зрителей: комплексных массовых спортивных мероприятий - за 6 месяцев; международных, всесоюзных, республиканских соревнований - за 3 месяца; краевых, областных, городских и районных соревнований - за один месяц до начала соревнования.
3.1.3. Подготовку участников мероприятий, судей, вспомогательного персонала, знание и соблюдение ими правил техники безопасности и внутреннего распорядка на сооружении.
3.1.4. Выполнение Положения о проведении спортивного мероприятия по данному виду спорта, его регламента и технологии, твердые знания и исполнение судейской коллегией и вспомогательным персоналом своих функциональных обязанностей, своевременное прибытие участников, соблюдение ими правил соревнований, норм поведения в общественных местах, эстетических требований к спортивной форме.
3.2. Администрация спортивных сооружений:
3.2.1. Безотказную работу всех инженерных систем и систем оповещения, имеющихся на объектах, надежность конструкций зданий и сооружений, готовность трибун, путей эвакуации зрителей и участников, наличие обслуживающего персонала сооружения и его действия в соответствии со служебными инструкциями, информацию о числе проданных билетов, выданных пропусков, в том числе и на автотранспорт. О выполнении этих требований администрацией составляется соответствующий акт, который перед проведением оперативно-технического осмотра объекта, не менее чем за 4 часа до начала мероприятия, представляется комиссии, определяющей готовность объекта к проведению данного мероприятия.
3.2.2. Наличие, надлежащее содержание и оборудование мест для размещения участников мероприятия, службы охраны общественного порядка, обслуживающего персонала, мест общего пользования; санитарно-гигиенический режим помещений, арен и территории, готовность средств пожаротушения.
3.2.3. Представление за одни сутки до проведения массового спортивного мероприятия информации органам внутренних дел о предполагаемом числе зрителей на предстоящем мероприятии.
3.2.4. Проведение воспитательной и разъяснительной работы с посетителями, особенно с молодежью и подростками, пропаганду порядка и правил поведения участников и зрителей, используя наглядную агитацию, местную радиотрансляционную сеть и др.
3.2.5. Размещение на спортивных сооружениях (на видных местах) знаков безопасности, указателей, правил поведения посетителей, планов эвакуации и инструкций о мерах пожарной безопасности.
3.2.6. Наличие, исправность и соответствие правилам соревнований спортивно-технологического инвентаря, оборудования и мест проведения соревнований в соответствии с их функциональным назначением и табелями.
3.2.7. Рекламу мероприятия, информацию зрителей и участников о правилах поведения, порядке эвакуации со спортивного сооружения и мерах пожарной безопасности.
3.2.8. Распространение билетов на массовые спортивные мероприятия преимущественно по предприятиям, учреждениям, организациям и учебным заведениям.
Примечание. Продажа входных (обезличенных) билетов и выдача пропусков без указания мест, трибун и секторов, а также распространение их в количествах, превышающих наличие мест по установленным нормам, не допускаются.
3.2.9. Контрольно-пропускной режим силами наиболее подготовленных работников, размещение участников и зрителей на аренах и трибунах согласно билетам и пропускам.
3.2.10. Организацию совместно с соответствующими службами общественного питания, медицинского обслуживания, движения и стоянок автотранспорта и других видов обслуживания, а также работу гардеробов и камер хранения.
3.3. Органы внутренних дел:
3.3.1. Привлечение необходимых сил и технических средств, обеспечивающих охрану общественного порядка и безопасность при проведении массовых спортивных мероприятий. Принятие других дополнительных мер по обеспечению безопасности, исходя из информации о предполагаемом числе зрителей и конкретных условий в день проведения спортивного мероприятия.
3.3.2. Охрану общественного порядка у касс во время продажи билетов и на прилегающей к спортивным сооружениям территории.
3.3.3. Совместно с организаторами мероприятий и администрацией спортивного сооружения безопасный проход зрителей и участников к местам мероприятий, на трибуны согласно установленному порядку.
3.3.4. Содействие администрации в недопущении прохода на спортивные мероприятия лиц в нетрезвом состоянии и распития спиртных напитков на спортивных сооружениях и на подходах к ним.
3.3.5. Содействие администрации и контрольно-распорядительным службам спортивных сооружений в осуществлении организованного прохода зрителей и их размещении на трибунах и в иных отведенных для этого местах.
3.3.6. Охрану общественного порядка на трибунах спортивных сооружений и прилегающей территории, соблюдение посетителями установленных правил поведения.
3.3.7. Совместно с соответствующими службами спортивного сооружения управление процессом эвакуации зрителей с трибун и прилегающей к нему территории, а также посадку зрителей на общественный транспорт.
3.3.8. Контроль за состоянием путей эвакуации и пожарной безопасности.
3.3.9. Привлечение к ответственности лиц, нарушающих общественный порядок и правила поведения, утвержденные Советами Министров союзных и автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов.
3.4. Службы, участвующие в обеспечении массовых спортивных мероприятий:
четкое взаимодействие (в соответствии с утвержденными планами) с организациями, проводящими данное массовое спортивное мероприятие, администрацией спортивных сооружений и органами внутренних дел; безусловное выполнение норм и требований охраны общественного порядка и безопасности.
4. Для всех должностных лиц, организаций и служб, перечисленных в пунктах 3.1., 3.2., 3.4. настоящего Положения, являются обязательными требования органов внутренних дел в части обеспечения охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий.
5. Основные положения правил поведения посетителей массовых спортивных мероприятий
5.1. Правилами поведения посетителей спортивных сооружений и иных мест проведения массовых спортивных мероприятий, утверждаемыми соответствующими Советами Министров союзных и автономных республик, исполнительными комитетами Советов народных депутатов предусматривается:
5.2.1. Права посетителей, в том числе: вход на территорию и трибуны спортивного сооружения по билетам или документам, дающим право на вход и занятие указанного в них места; посещение детьми и подростками до 16 лет массовых спортивных мероприятий (в вечернее время только в сопровождении родителей); пользование в установленном порядке расположенными на спортивных сооружениях камерами хранения, гардеробом, буфетами, кафе, справочным бюро, телефонами, киосками и т.п.
5.2.2. Обязанности посетителей, в том числе: строгое соблюдение общественного порядка и общепринятых норм поведения, нетерпимость к нарушителям правопорядка, информация представителей администрации или органов внутренних дел о лицах, допустивших правонарушения; бережное отношение к спортивным сооружениям, их оборудованию; организованность при нахождении на спортивном сооружении; подчинение требованиям представителей администрации и органов внутренних дел по выполнению правил поведения, пожарной безопасности и установленного порядка входа и выхода.
5.2.3. Действия посетителей, запрещенные правилами, в том числе: проход на платные спортивные мероприятия без билетов или иных документов на право входа; пронос предметов, мешающих нормальному проведению соревнования или создающих опасность для окружающих; пронос и распитие спиртных напитков; курение в неотведенных для этого местах; использование предметов, создающих шумовой эффект, провоцирование зрителей к беспорядкам, срывам соревнований, создание опасности для нормального прохода и эвакуации зрителей, повреждение технических систем, средств пожаротушения и т.п.
5.2.4. Меры ответственности посетителей массовых спортивных мероприятий, устанавливаемые местными Советами народных депутатов и предусмотренные действующим законодательством.
6. Основная документация, регламентирующая порядок проведения массовых спортивных мероприятий
Обязательным является наличие на спортивном сооружении документации, регламентирующей функциональные обязанности служб, обеспечивающих организацию и проведение спортивных мероприятий, в том числе:
6.1. Документы, регламентирующие соблюдение правил технической эксплуатации спортивного сооружения:
Акт государственной комиссии о пригодности сооружения к эксплуатации (надежности и устойчивости строительных конструкций и технических систем, соответствии установленным нормативам путей эвакуации зрителей, обеспечении взрыво-пожарной безопасности спортивно-технологических условий проведения соревнований);
инструкции по технике безопасности для всех видов технических служб;
Инструкция по взрыво-пожарной безопасности;
Инструкция о медицинском обеспечении;
должностные инструкции для сотрудников.
6.2. Документы, регламентирующие общий порядок эксплуатации спортивного сооружения при проведении спортивных мероприятий:
Инструкция, регламентирующая порядок организации и проведения массовых спортивных мероприятий, утвержденная, с учетом местных условий и специфики, соответствующим исполкомом Совета народных депутатов;
схемы организации движения зрителей по территории сооружения, путей наполнения и эвакуации трибун; расположения билетных касс, пунктов питания, гардеробов, мест отдыха, медицинской помощи, наличия и размещения противопожарного инвентаря и оборудования;
Правила поведения посетителей спортивного сооружения.
6.3. Документы, регламентирующие порядок проведения каждого очередного (серии однотипных) массового спортивного мероприятия:
Положение о проведении спортивного мероприятия по виду спорта, утвержденное организацией, проводящей соревнование;
Акт о готовности спортивного сооружения, всех его служб к проведению спортивного мероприятия, утвержденный руководителем спортсооружения;
Протокол оперативно-технического осмотра объекта, который подписывается членами рабочей комиссии: руководителем спортивного сооружения, представителями территориального органа внутренних дел и организации, проводящей данное соревнование;
тексты для службы информации спортсооружений.
7. Специальные требования и меры обеспечения охраны общественного порядка и безопасности участников и зрителей массовых спортивных мероприятий, проводимых вне стационарных спортивных сооружений; на открытой, в горной и лесистой местности, шоссейных и других видах дорог, реках, водоемах и т.п. определяются Положением о проведении соревнований по виду спорта, согласованному соответствующими исполкомами Советов народных депутатов и органами внутренних дел.
Председатель Комитета по физической |
М.В. Грамов |
21 июля 1983 г.
Первый заместитель министра |
С.Л. Соколов |
Министр внутренних дел СССР |
В.В. Федорчук |
Секретарь ВЦСПС |
В.Н. Макеев |
______________________________
* В дальнейшем именуются массовые спортивные мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий (утв. Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Минобороны СССР, Министерством внутренних дел СССР и ВЦСПС 21 июля 1983 г.)
Текст положения официально опубликован не был