Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению муниципалитета
внутригородского муниципального образования
Орехово-Борисово Южное в г. Москве
от 9 марта 2011 г. N МОЮ-03-15
Кодекс
этики и служебного поведения муниципальных служащих в муниципалитете внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Южное в городе Москве
I. Общие положения
Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих в муниципалитете внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Южное в городе Москве (далее - Кодекс) разработан с целью обеспечения защиты законных прав и интересов граждан Российской Федерации, повышения их доверия к муниципалитету внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Южное в городе Москве (далее - муниципалитет), а также повышения ответственности каждого муниципального служащего муниципалитета за свои действия во время исполнения своих должностных обязанностей и осуществления должностных полномочий.
Настоящий Кодекс разработан в целях реализации положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".
Кодекс представляет собой свод общих принципов и правил поведения, которыми надлежит руководствоваться всем муниципальным служащим муниципалитета, независимо от занимаемой должности.
Настоящий Кодекс призван повысить эффективность выполнения муниципальным служащим муниципалитета своих должностных обязанностей, служит основой для формирования должностной морали в сфере муниципальной службы, уважительного отношения к муниципальной службе в общественном сознании.
Каждый муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Кодексом.
Действия настоящего Кодекса также распространяется на поведение муниципальных служащих в отношениях с иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствии с международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Знание и соблюдение муниципальными служащими настоящего Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:
1. материальная выгода - экономическая выгода, которая может быть получена муниципальными служащими, их близкими родственниками в результате использования или превышения должностных полномочий, а также незаконных действий в интересах третьих лиц с целью получения от них вознаграждения, и которую можно определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
2. личная выгода - заинтересованность муниципального служащего, его близких родственников в получении нематериальных благ и нематериальных преимуществ, которая может выражаться в достижении очевидных личных целей;
3. конфликт интересов - ситуация, при которой возникает противоречие между заинтересованностью муниципального служащего в получении материальной или личной выгоды и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, что может повлиять на надлежащее исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей;
4. коррупция - злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, получение взятки либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, отдельных граждан, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
5. конфиденциальная информация - документированная информация на любом носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними положениями муниципалитета, в том числе персональные данные граждан Российской Федерации, и которая стала известна муниципальному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.
III. Основные принципы профессиональной этики муниципальных служащих
Деятельность муниципальных служащих в муниципалитете основывается на следующих принципах профессиональной этики:
1) законность;
2) приоритет прав и интересов граждан Российской Федерации;
3) профессионализм;
4) независимость;
5) добросовестность;
6) конфиденциальность;
7) информирование;
8) справедливость;
9) честность;
10) беспристрастность;
11) корректность;
12) лояльность;
13) ответственность;
14) общественное доверие.
IV. Общие принципы и правила служебного поведения муниципальных служащих
Принципы служебного поведения муниципальных служащих являются основой поведения граждан в связи с нахождением их на муниципальной службе.
Полностью осознавая свою социальную роль и ответственность перед государством, обществом и гражданами, муниципальный служащий призван:
1) добросовестно и на высоком профессиональном уровне исполнять свои должностные обязанности, соблюдая все требования в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами в целях обеспечения эффективной работы муниципалитета и реализации возложенных на него задач; при принятии решения учитывать только объективные обстоятельства, подтвержденные документами;
2) муниципальный служащий обязан исходить из необходимости безусловного признания, соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан, в отношении которых принимаются решения или осуществляются действия;
3) осуществлять свою деятельность в пределах должностных полномочий;
4) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
5) исключать действия, связанные с возможностью приобретения материальной или личной выгоды или влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) или иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением муниципальной службы;
7) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их профессиональную деятельность, решений политических партий и общественных объединений;
8) быть корректным, внимательным, доброжелательным и вежливым с гражданами, а также в своих отношениях с вышестоящими руководителями, должностными лицами, коллегами и подчиненными;
9) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
10) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, их руководителей;
11) создавать условия для развития добросовестной конкурентной среды и обеспечивать объективность и прозрачность при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных служащих;
12) не допускать поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету муниципалитету;
13) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших случаев конфликтов интересов;
14) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и граждан Российской Федерации при решении вопросов личного характера;
15) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере их ответственности.
16) придерживаться правил делового поведения, этических норм; поддерживать порядок на рабочем месте; в одежде соблюдать опрятность и чувство меры.
Муниципальный служащий не имеет права:
1) допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов, исходы из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;
2) получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
3) злоупотреблять должностными обязанностями, склонять кого-либо к правонарушениям, имеющим коррупционную направленность;
4) во время исполнения должностных обязанностей вести себя вызывающе по отношению к окружающим, проявлять негативные эмоции, использовать слова и выражения, не допускаемые деловым этикетом.
Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в муниципалитете либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, призван:
1) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
2) принимать меры по предупреждению коррупции;
3) не допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
V. Этические правила служебного поведения муниципальных служащих
В служебном поведении муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
В служебном поведении муниципальный служащий воздерживается от:
1) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
2) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
3) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
4) курения во время служебных совещаний, бесед, служебного общения с гражданами Российской Федерации.
Муниципальные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.
Внешний вид муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
VI. Правила обращения с информацией
С учетом основных положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в отношении доступа к конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении муниципалитета, муниципальный служащий может обрабатывать и передавать информацию только при соблюдении норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами муниципалитета.
Муниципальный служащий получает доступ только к той конфиденциальной информации, которая ему необходима для качественного исполнения им должностных обязанностей. Муниципальный служащий не имеет права использовать не по назначению информацию, которую он может получить во время исполнения своих должностных обязанностей или в связи с ними.
VII. Обращение с вверенными финансовыми средствами, материально-техническими и иными ресурсами
Осуществляя свои должностные полномочия, муниципальный служащий должен управлять с пользой, эффективно и экономно вверенными ему финансовыми средствами, имуществом, материально-техническими и иными ресурсами, которые не могут им использоваться для личных целей.
Исходя из необходимости строгого соблюдения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и в целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципальными служащими запрещается:
1. при проведении процедур размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд вступать в какие-либо переговоры с потенциальными участниками размещения заказов;
2. создавать какими-либо действиями преимущественные условия для определенного круга участников размещения заказов, в том числе для близких родственников муниципальных служащих;
3. использовать должностное положение вопреки законным интересам муниципалитета и государства в целом в целях получения материальной или личной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
VIII. Конфликт интересов
Конфликт интересов возникает, когда муниципальный служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.
В целях своевременного разрешения конфликта интересов муниципальный служащий обязан:
1. внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов;
2. принимать меры по предотвращению конфликта интересов;
3. сообщать руководителю о любом реальном или потенциальном конфликте интересов, как только ему становится о нем известно;
4. принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с руководителем;
5. подчиниться окончательному решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов.
Предотвращение или преодоление конфликта интересов может состоять в изменении служебного положения или (и) в отказе от выгоды, породившей конфликт интересов.
Муниципальный служащий, занимающий должность, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов, обязан заявлять о характере и размерах своей личной заинтересованности:
1. при своем назначении на должность;
2. при прохождении аттестации;
3. при любом изменении ситуации.
Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на должность муниципальной службы, должен быть урегулирован до назначения на должность или присвоения классного чина.
IX. Интересы вне работы в муниципалитете
Муниципальный служащий не должен добиваться возможности осуществлять деятельность, занимать (возмездно или безвозмездно) должность или негосударственный пост, несовместимые в соответствии с федеральными законами с муниципальной службой, а также осуществлять разрешенную деятельность, занимать разрешенные должности или посты, если они могут привести к конфликту интересов.
Муниципальный служащий обязан, прежде чем соглашаться на замещение каких бы то ни было должностей или постов вне муниципальной службы, согласовать этот вопрос со своим непосредственным руководителем.
X. Политическая, религиозная, общественная деятельность
Руководство муниципалитета, уважая гарантированные Конституцией Российской Федерации основные права и свободы граждан, тем не менее, возлагает на каждого муниципального служащего муниципалитета обязанность не допускать того, чтобы его участие в политической деятельности, деятельности религиозных и общественных организаций, его причастность к полемике в обществе или политических кругах вызывали сомнения граждан или руководителя муниципалитета в способности данного работника независимо от чего-либо выполнять возложенные на него задачи.
XI. Подарки
Муниципальный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки (услуги, приглашения и любые другие выгоды), предназначенные для него или для его семьи, родственников (а также для лиц или организаций, с которыми муниципальный служащий имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения), способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям.
Обычное гостеприимство и личные подарки в допускаемых федеральными законами формах и размерах также не должны создавать конфликт интересов или его видимость.
Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в муниципалитет, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
XII. Информирование о нарушениях
Муниципальный служащий, обнаруживший, что от него требуют совершения незаконного, неправомерного или противоречащего правилам служебного поведения поступка, обязан информировать об этом руководителя структурного подразделения, руководителя муниципалитета, комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Необходимая информация может быть предоставлена публично (гласно) либо конфиденциально в зависимости от обстоятельств и порядка, установленного федеральными законами.
Муниципальный служащий обязан информировать руководителя структурного подразделения, руководителя муниципалитета, комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов о достоверно известных ему нарушениях правил служебного поведения другими муниципальными служащими.
Если муниципальный служащий, информировавший в соответствии с законодательством о нарушениях, сочтет неудовлетворительным данный ответ, то он может направить письменное уведомление об этом в соответствующий государственный орган.
Руководитель муниципалитета должен не допускать преследования муниципального служащего, информировавшего о нарушениях.
XIV. Защита интересов муниципальных служащих
Руководитель муниципалитета, руководители структурных подразделений не должны допускать преследования муниципальных служащих за своевременное информирование о готовящихся или уже совершенных правонарушениях. В то же время необходимо пресекать любые попытки распространения заведомо ложной информации, непроверенных или неподтвержденных фактов с целью опорочить муниципального служащего.
На муниципального служащего не может быть наложено дисциплинарное взыскание за предоставление в связи с возможностью конфликта интересов необходимой информации о нарушениях правил служебного поведения, критику руководителя или коллег по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Кодексом.
XV. Ответственность за нарушение требований Кодекса
Нарушение требований настоящего Кодекса квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей и влечет одно из установленных федеральными законами дисциплинарных взысканий и (или) учитывается при принятии решения при проведении аттестации.
Анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики являются обязательными при проведении аттестации, включении в кадровый резерв, назначении на вышестоящую должность, поощрении и награждении.
Нарушение правил антикоррупционного поведения влечет проведение служебного расследования по обстоятельствам возникновения коррупционно опасной ситуации.
Муниципальный служащий в зависимости от тяжести совершенного проступка несет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Наложению дисциплинарного взыскания за нарушение установленных настоящим Кодексом правил поведения во время исполнения должностных обязанностей предшествует процедура согласования с муниципальным служащим, включая:
1. рассмотрение обстоятельств нарушения;
2. согласование возможности устранения причин, условий и последствий нарушения;
3. обсуждение обоснованности предполагаемого дисциплинарного взыскания.
Если муниципальный служащий не уверен, как необходимо поступить в соответствии с настоящим Кодексом, он должен обратиться за консультацией (разъяснением) к руководителю структурного подразделения, в кадровую службу.
Соблюдение муниципальными служащими настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.