Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к заключению об экспертизе
приказа Минприроды России
от 17 декабря 2007 г. N 333
"Об утверждении методики разработки
нормативов допустимых сбросов
веществ и микроорганизмов в водные
объекты для водопользователей"
Справка
о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по приказу Минприроды России от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей"
Приказ и перечень вопросов к нему были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-Германскую внешнеторговую палату, а также экспертной группе (состав приведен в Приложении N 1).
Всего по результатам публичных консультаций было получено 14 отзывов от следующих организаций: Общероссийская общественная организация "ОПОРА России", Салым Петролеум Девелопмент Н.В. (нефтегазодобыча), ОАО "МХК "Еврохим", ОАО "Интер РАО", Камский филиал ФГУП "РосНИИВХ", ООО "РН-ЭКСПЛОРЕЙШН", "Эксон Мобил Раша ИНК" (добыча нефти и газа на шельфе), ООО УК "РОСВОДОКАНАЛ", ЗАО "Полиметалл Инжиниринг", ООО "Пепсико Холдинг", Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения, ООО "ЛПК Континенталь менеджмент", ООО "Юридический центр промышленной экологии". Также была представлена позиция независимого эксперта Пономаревой Л.С.
Замечания, полученные в ходе проведения публичных консультаций, обобщены в сводной таблице результатов.
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций
N п/п |
Структурный элемент проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
Комментарии Минэкономразвития России |
1. Общероссийская общественная организация "ОПОРА России" | |||
1. |
Методика в целом |
Предложения: |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
Указать в Методике, что: | |||
(1) применяемые нормативы ПДК веществ должны быть установлены с учетом природных особенностей водного объекта; | |||
(2) при расчете НДС следует учитывать процесс снижения концентраций за счет внутриводоемных процессов. | |||
2. ООО "Салым Петролеум Девелопмент Н.В." | |||
2. |
Методика устанавливает возможность учета рассеивания загрязняющих веществ в контрольном створе только в случае, если имеется информация о фоновом гидрохимическом состоянии водного объекта, а также его гидрологических характеристиках. В случае отсутствия такой информации предлагается качество сбрасываемых сточных вод обеспечить не выше предельно-допустимых концентраций, установленных для водных объектов различного типа назначения водопользования. Поскольку далеко не на всех водных объектах проводится государственный мониторинг, то для получения данных о гидрохимических и гидрологических показателях водного объекта компаниям-водопользователям необходимо за счет собственных средств. Данный процесс значительно удлиняет срок по получению Разрешения на сброс сточных вод, в соответствии с проектом НДС. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Предложения: | |||
(1) предусмотреть возможность расчета НДС в случае, если государственный уполномоченный орган не имеет информации о водном объекте; | |||
(2) установить минимальный контрольный створ для достижения качества стока в пределах ПДК (до 200 метров от места сброса). | |||
3. ОАО "МХК "ЕвроХим"" | |||
3. |
Методика в целом |
Государственное вмешательство для решения проблемы регулирования качества сброса сточных вод необходимо, но недостаточно корректное изложение положений Методики делает достижение устанавливаемых нормативов невозможным. Даже при вложении значительных средств на внедрение мероприятий по достижению НДС, установленные предприятиям на основании данной методики нормативы в 30% от ПДК рыбохозяйственного водоема практически недостижимы (в том числе из-за отсутствия технологий очистки). |
Частично учтено в заключении. |
Предложение: | |||
Необходимо ввести практику разработку региональных ПДК, а не использовать единые ПДК для Российской Федерации. | |||
4. |
Пункт 12 (предложение 3) |
Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (приложения 1, 2). Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
Указанная норма ограничивает рост производства промышленных предприятий, увеличение загрузки очистных сооружений, даже в том случае, если для этого имеется технологическая возможность, лишает предприятие конкурентных преимуществ, накладывая дополнительные (необоснованные) ограничения на сброс нормативно-чистых вод, заставляя дополнительно очищать нормативно-чистые воды. Норма позволяет устанавливать НДС ниже | |||
Предложение: | |||
пункт 12 Методики изложить в следующей редакции: | |||
В случае если фактический сброс загрязняющего вещества действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, при условии соблюдения нормативов качества воды в водном объекте или | |||
5. |
Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточной вод. Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как среднеарифметическое значение концентрации за год. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Предложение: | |||
пункт 19 изложить в следующей редакции: | |||
Перечень нормируемых веществ формируется на основе анализа данных о качестве исходной и сточной вод. Анализ проводится по данным измерений, выполненных за предшествующий год. При анализе данных используются средне-максимальные величины: из рядов измерений выбираются максимальные концентрации и вычисляется средняя арифметическая для исходной и сточной воды. В расчеты не включаются показатели, наблюдавшиеся в периоды аварий или инцидентов. | |||
В случае, если средне-максимальная величина показателя в сточной воде не превышает соответствующий норматив качества (ПДК), они исключаются из перечня нормируемых, т.к. не относятся к загрязняющим веществам. Исключение составляют опасные вещества, запрещенные к применению. | |||
Для оставшихся в перечне показателей осуществляется сравнение средне-максимальных показателей качества сточных вод с соответствующими величинами, свойственными исходной воде, забранной из того же водного объекта, куда производится сброс, из водопроводный сетей или из иного менее загрязненного водоисточника. | |||
Если концентрация вещества/величина показателя не увеличиваются в сравнении с забираемой водой, то вещество (показатель) исключается из перечня нормируемых. | |||
В перечень нормируемых веществ (показателей) включаются загрязняющие вещества и показатели, для которых выполняются условия: | |||
- содержание вещества/величина показателя в сточных водах выше соответствующих величин ПДК и/или величин естественного фонового содержания, (регионального норматива - в случае его установления); | |||
содержание вещества/величина показателя в сточных водах выше соответствующего показателя качества забираемой воды. | |||
6. |
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. |
Частично учтено в заключении. |
|
Понятие "черта населенного пункта" в Методике отсутствует. Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС должны устанавливаться на уровне ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и культурно-бытового водопользования в соответствии с указанными гигиеническими нормативами. При этом на практике, применяя пункт 8 Методики с учетом пункта 6 Методики, предприятиям, осуществляющим сброс сточных вод в водные объекты в пределах населенного пункта, НДС устанавливаются на уровне ПДК веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения, если данные нормативы по загрязняющим веществам являются наиболее жесткими. | |||
Предложение к Методике: | |||
Дать определение "черта населенного пункта" | |||
Предложение: | |||
Пункт 8 изложить в следующей редакции: | |||
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования к самим сточным водам". | |||
7. |
Методика в целом |
Нормативы качества воды водного объекта включают: |
Частично учтено в заключении. |
общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования; | |||
перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования; | |||
перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения. | |||
Несмотря на то, что в пункте 3 Методики имеется ссылка на ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственного - бытового водопользования, нормативы рассчитываются с применением более жестких предельно-допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения. | |||
В стоках нормируется | |||
Предложения: | |||
(1) Установить, что при сбросе сточных вод в черте населенного пункта, то НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а не рыбохозяйственного. | |||
(2) Исключить | |||
4. ОАО "Интер РАО" | |||
8. |
Методика в целом |
Государственное регулирование воздействий на окружающую среду при осуществлении сбросов необходимо в связи с тем, что, как показывает практика, отсутствие такого регулирования может приводить к значительному ущербу для окружающей среды, экономики, населения, ограничениям для использования водных объектов в качестве источников питьевого водоснабжения и т.п. Государственное регулирование воздействий при сбросе веществ в водные объекты оправдано, соответствует мировой практике, актуально и в настоящее время. Методы нормирования, определенные Методикой, не являются единственно возможными и оптимальными с точки зрения величины общественных издержек, имеют ряд существенных недостатков для использования в качестве инструмента охраны водных объектов от негативного техногенного влияния. |
Замечание учтено в заключении. |
Методика нормирования сбросов водопользователей имеет ряд существенных недостатков: | |||
(1) не учитывает объективные технологические и экономические возможности водопользователей по управлению объемами и качеством сточных вод; | |||
(2) перечень нормируемых веществ принципиально неограничен, отсутствуют правила, критерии для его формирования, перечень устанавливается надзорным органом произвольно; | |||
(3) закладывает в систему нормирования сбросов неограниченные возможности для коррупции, избирательного правоприменения, недобросовестной конкуренции; | |||
(4) использование сложных математических моделей, многочисленных понятий из областей гидрологии, гидрохимии, экономики, гидрохимии предъявляют к разработчику НДС чрезмерные требования, значительно сужая круг возможных разработчиков; | |||
(5) оперирует многочисленными терминами без определения их значения в Методике или указания ссылок на иные нормативные правовые акты, где такое определение дано. Это касается терминов, активно используемых в процедурах нормирования: "контрольный пункт", "природное фоновое качество воды", "гидроэлектростанция, работающая в резко переменном режиме", "рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод", "летняя температура воды", "зимняя температура воды", "граничное сечение", "гидравлический радиус потока" и т.д. | |||
Вся система нормирования сбросов чрезвычайно и неоправданно усложнена, в результате чего она излишне трудозатратна и для государства, и для водопользователей. | |||
Методика устанавливает для водопользователей нормативы, включающие не только массы веществ, которые водопользователи дополнительно вносят в водный объект, но и те вещества, которые были получены водопользователями с исходной водой. Это приводит к случаям, когда, при ухудшении качества воды в водном объекте, водопользователь не только не имеет возможности добавлять в стоки загрязнения, но и обязан очищать исходную воду. При превышении НДС никто не выясняет, является ли это следствием недобросовестного поведения водопользователя или изменением качества исходной воды. | |||
9. |
Формулировка допускает неоднозначное понимание, что создает существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Предложение: | |||
пункт 10 изложить в следующей редакции: | |||
При сбросе теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов усредненные химические показатели состава воды не должны превышать уровней средних концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора за тот же период времени с учетом погрешности методик измерения каждого из нормируемых показателей. При этом НДС считается достигнутым при условии пересечения доверительных интервалов с вероятностью 95% измеренных величин показателей воды на водозаборе и в сбросных теплообменных водах. | |||
10. |
Разработка НДС становится непрекращающимся процессом. Постоянный риск изменения условий функционирования затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Методика допускает практически непрерывное во времени изменение НДС для водопользователей. В соответствии с пунктами 14 и 15 Методики перечень причин для пересмотра НДС не ограничен. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Предложение: | |||
пункт 14 изложить в следующей редакции: | |||
НДС, установленный на уровне концентраций, равных нормативам ПДК, не имеет ограничений срока действия. НДС, установленный с расчетом на смешение, утверждается на срок до 5 лет. | |||
Пересмотр НДС, в том числе досрочный, производится в случаях: | |||
(1) изменения вида и объема выпускаемой продукции, потребляемого сырья, технологии производства, очистки и связанного с этим изменения состава сточных или дренажных вод; | |||
(2) изменения гидрологических характеристик водного объекта, если НДС установлен с учетом разбавления (снижение или увеличение водности, строительство водохранилищ и т.д.); | |||
(3) изменения объемов водоотведения, пересмотра норм водоотведения и связанных с этим изменений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах; | |||
(4) изменения нормативов качества воды водного объекта, в том числе нормативов ПДК или при разработке региональных нормативов; | |||
(5) получения новых данных о степени опасности веществ, содержащихся в сточных или дренажных водах (утвержденных и опубликованных в установленном порядке); | |||
(6) разработки, аттестации и внедрения методик выполнения измерений, методов биотестирования, уточнения метрологических характеристик методик, позволяющих выявить наличие экологической и санитарно-эпидемиологической опасности сброса веществ и микроорганизмов; | |||
(7) пересмотра условий в составе документации, регламентирующей водопользование; | |||
(8) изменения технических параметров выпуска (водоотводящего устройства), используемых при расчете разбавления. | |||
Возможность продления срока действия НДС принимается на основании информации о сохранении технологических процессов, состава сточных вод и других сведений, указанных в разрешении на сброс, достоверность которых подтверждается результатами государственного экологического и санитарно-эпидемиологического надзора, а также по результатам государственного мониторинга водного объекта, испытывающего воздействие сброса. | |||
11. |
Пересмотр и уточнение ранее утвержденных НДС может быть произведен как одновременно для совокупности водопользователей, расположенных в бассейне водного объекта в пределах водохозяйственного участка, так и индивидуально для каждого отдельного водопользователя (отдельного выпуска). |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Нормативного правового акта, разрешающего разработку НДС для совокупности водопользователей нет, соответствующая практика отсутствует. | |||
Предложение: | |||
пункт 15 исключить. | |||
12. |
Иные предложения |
Для учета местных природных особенностей территорий и акваторий, ужесточения требований для зон туризма, отдыха, лечения и ослабления требований для промышленных зон возможно использования нескольких стимулирующих коэффициентов к нормативам удельных объемов и качества стоков. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
Нормативы удельных объемов сточных вод и их качества должны формироваться, в идеале, на основе публичной процедуры сбора и анализа реально используемых и предлагаемых рынком технологий ведения производственной деятельности и очистки сточных вод данных производств. Однако эти нормативы могут быть установлены уже в рассматриваемой Методике, это не будет противоречить действующему законодательству. | |||
13. |
Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточной вод". Поскольку состав исходной информации и методы ее анализа не регламентированы, данное положение допускает злоупотребление органами государственной власти или органами местного самоуправления, что фактически и происходит. |
Учтено в заключении. |
|
14. |
В пункте 24 Методики указано: "При расчете НДС необходимо учитывать технико-экономические характеристики производства, системы очистки, а также оборотного или повторного использования воды каждой конкретной организации". Каким конкретно образом необходимо учитывать эти факторы, в дальнейшем не разъясняется. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
15. |
В пункте 28 используется оценочное понятие: "Если сточные воды и притоки могут поступать с обоих берегов реки, обеспечивая практически постоянную струйность речных вод_". |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Предложение: | |||
Определить понятие "постоянная струйность речных вод". | |||
16. |
"Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс". |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Указанное положение ограничивает рост производства промышленных предприятий, увеличение загрузки очистных сооружений, даже в том случае, если для этого имеется технологическая возможность. В случае ливневых вод ограничения касаются параметров, не управляемых водопользователями. | |||
17. |
В Методике определен метод нормирования выпусков охлаждающих вод ТЭС, АЭС: "НДС разрабатываются на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии водопользования одним водным объектом)". Данная формулировка допускает неоднозначное понимание, что создает существенные риски для предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Необходимо учитывать, что объемы воды, используемые предприятиями для охлаждения, могут составлять миллиарды куб.м/год. Естественно, что такие объемы технически невозможно подвергать какой-либо очистке и экологически добросовестным поведением водопользователя должно быть неухудшение качества стоков по сравнению с качеством забираемой воды в этот же период времени. | |||
18. |
Предложения о внесении изменений в Методику |
1. Последний абзац пункта 1 исключить. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
2. Второй абзац пункта 2 исключить. | |||
3. Пункты 4-80 заменить на следующее. | |||
"4. НДС для водопользователей устанавливается в соответствии со следующими правилами: | |||
- основным способом ограничения воздействий на водные объекты является запрещение выпуска сточных вод в определенные природные водные объекты или их участки, а также запрещение сброса сточных вод, обладающих определенными качествами. Перечень ограничений для мест выпуска сточных вод приведен в приложении 1; | |||
- для каждого выпуска сточных вод, устанавливается ограниченный перечень нормируемых показателей загрязняющих веществ и их предельные количественные значения (НДС). Перечень нормируемых показателей загрязняющих веществ устанавливаются исходя из вида сточных вод или вида хозяйственной деятельности (в соответствии с ОКОНХ), при осуществлении которого образуются сточные воды (источника образования сточных вод) и не зависит от конструкции выпуска, текущих и перспективных характеристик водного объекта-приемника сточных вод, климатических и прочих условий. Для каждого вида сточных вод или хозяйственной деятельности могут быть установлены не более 15-ти нормируемых показателей. Перечень нормируемых показателей для выпусков сточных вод в зависимости от вида сточных вод приведен в приложении 2; | |||
- в качестве нормируемых показателей могут использоваться следующие типы показателей: концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, приращение концентрации загрязняющего вещества в сточных водах к средневзвешенной за тот же период времени концентрации этого же загрязняющего вещества в исходных водах, температура сточных вод, приращение температуры сточных вод по отношению к средней за тот же период времени температуре исходной воды; реакция рН, общая минерализация, содержание взвешенных веществ, БПКполн, ХПК, наличие плавающих примесей, окраска, запах, привкусы, коли-индекс, токсичность, наличие возбудителей заболеваний; | |||
- все нормируемые показатели НДС могут относиться только к свойствам сточных вод и не могут относиться к воде водных объектов - приемников сточных вод; | |||
- для всех нормируемых показателей НДС устанавливаются единицы измерения и период усреднения; | |||
- в составе НДС любых видов сточных вод их расход не нормируется; | |||
- в качестве нормируемых показателей могут устанавливаться только те показатели, для определения которых имеются аттестованные методики измерения или средства измерения утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства в области обеспечения единства измерений; | |||
- предельные значения нормируемых показателей устанавливаются в зависимости от типа приемника сточных вод: водный объект питьевого и хозяйственно-бытового значения, водный объект рыбохозяйственного значения, централизованная система водоотведения. Предельные значения нормируемых показателей приведены в приложении 3. | |||
5. НДС для выпуска сточных вод устанавливается на расчетный период эксплуатации производственного объекта - источника образования сточных вод (на основании проектных материалов, утвержденных в порядке, действовавшем в период проектирования объекта), для хозяйственно-бытовых и ливневых вод - расчетный срок эксплуатации очистных сооружений. Пересмотр НДС в течение этого срока может быть осуществлен по следующим причинам: инициатива водопользователя, реконструкция или ликвидация производственного объекта - источника образования сточных вод, очистных сооружений (для хозяйственно-бытовых и поверхностно-ливневых вод), объявление территории, где расположено место выпуска сточных вод, зоной экологического бедствия, отнесение территории, где расположено место выпуска сточных вод, к местам, в которых сброс сточных вод запрещен (приложение 1). | |||
После истечения расчетного периода эксплуатации НДС должен быть установлен в соответствии с настоящей методикой. При условии эксплуатации производственного объекта - источника образования сточных вод, очистных сооружений (для хозяйственно-бытовых и ливневых вод) после истечения расчетного срока их эксплуатации, период пересмотра НДС составляет 5 лет. | |||
Расчетный срок эксплуатации определяется проектом производственного объекта или очистных сооружений. | |||
6. НДС для выпусков теплообменных сточных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов, использующих для охлаждения оборудования прямоточные системы технического водоснабжения устанавливается следующим образом. | |||
Усредненные нормируемые показатели сбросных теплообменных вод (за исключением температуры) не должны превышать значений аналогичных показателей воды водного объекта в месте водозабора, усредненных за тот же период времени, с учетом погрешности методик измерения каждого из нормируемых показателей. | |||
При этом НДС считается достигнутым при условии пересечения доверительных интервалов с вероятностью 95% измеренных величин показателей воды на водозаборе и в сбросных теплообменных водах. | |||
7. При отведении через один выпуск нескольких видов сточных вод, для которых приложением 2 установлены различные перечни и предельные количественные значения нормируемых показателей, и невозможности организации раздельного контроля каждого из видов сточных вод, для данного выпуска смешанных сточных вод перечни нормируемых показателей объединяются, а предельные значения нормируемых показателей устанавливаются на уровне значений, средневзвешенных по проектным расходам смешиваемых сточных вод. | |||
Приложение 1. Ограничения мест выпуска сточных вод. | |||
1. Запрещается сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты: | |||
- содержащие природные лечебные ресурсы; | |||
- отнесенные к особо охраняемым водным объектам. | |||
2. Запрещается сброс сточных и (или) дренажных вод на участках водных объектов, расположенных в границах: | |||
- зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; | |||
- первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; | |||
- рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон." | |||
5. Камский филиал ФГУП РосНИИВХ | |||
19. |
Методика в целом |
Государственное регулирование необходимо, так как ухудшение экологического состояния водного объекта вследствие техногенных на него воздействий, ухудшение условий водопользования, затрагивает интересы групп населения, не связанных непосредственно с промышленным производством. Данная Методика - наиболее простая в организационной и технической реализации. Однако, чем жестче нормативы, чем выше затраты на осуществление водоохранных мероприятий, направленных на достижение требуемых нормативов к качеству отводимых стоков, тем менее конкурентен водопользователь при прочих равных условиях. В этой связи Методика не совершенна. |
Замечание учтено в заключении. |
20. |
Понятие "черта населенного пункта" противоречиво в разных нормативно-правовых актах. Данная ситуация приводит к тому, что если следовать требованиям нормативных правовых актов, то к большинству водовыпусков должны предъявляется требования более жесткие, чем к воде питьевого качества, так как рыбохозяйственные нормативы ПДК для большинства ингредиентов значительно более жесткие, чем ПДК для питьевой воды. Однако в настоящее время не только экономика не готова к выполнению данных требований, но и нет даже технологий достижений такой глубины очистки. |
Частично учтено в заключении. |
|
Предложение к Методике: | |||
Дать определение "черта населенного пункта" | |||
Предложение к пункту 8: | |||
пункт 8 изложить в следующей редакции: | |||
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования к самим сточным водам". | |||
21. |
Необходимо при назначении расчетных параметров использовать не среднеарифметические значения загрязняющих веществ в отводимых стоках, а максимальные при регламентном, безаварийном режиме работы предприятия - водопользователя. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Предложение: | |||
Пункт 19 изложить в следующей редакции: | |||
Перечень нормируемых веществ формируется на основе анализа данных о качестве исходной и сточной вод. Анализ проводится по данным измерений, выполненных за предшествующий год. | |||
При анализе данных используются средне-максимальные величины: из рядов измерений выбираются максимальные концентрации и вычисляется средняя арифметическая для исходной и сточной воды. В расчеты не включаются показатели, наблюдавшиеся в периоды аварий или инцидентов. | |||
В случае, если средне-максимальная величина показателя в сточной воде не превышает соответствующий норматив качества (ПДК), они исключаются из перечня нормируемых, т.к. не относятся к загрязняющим веществам. Исключение составляют опасные вещества, запрещенные к применению. | |||
Для оставшихся в перечне показателей осуществляют сравнение средне - максимальных показателей качества сточных вод с соответствующими величинами, свойственными исходной воде, забранной из того же водного объекта, куда производится сброс, из водопроводный сетей или из иного менее загрязненного водоисточника. | |||
Если концентрация вещества/величина показателя не увеличиваются в сравнении с забираемой водой, то вещество (показатель) исключается из перечня нормируемых. | |||
Таким образом, в перечень нормируемых веществ (показателей) включаются загрязняющие вещества и показатели, для которых выполняются условия: | |||
- содержание вещества/величина показателя в сточных водах выше соответствующих величин ПДК и/или величин естественного фонового содержания, (регионального норматива - в случае его установления); | |||
содержание вещества/величина показателя в сточных водах выше соответствующего показателя качества забираемой воды. | |||
22. |
В настоящее время проект НДС должен быть согласован как минимум в четырех территориальных органах: Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Росрыболовства, Росгидромета. Так как нет четких разграничений полномочий между ними, то рассматриваются полные пакеты документов целиком и, в ряде случаев, выдвигаются взаимно несовместимые требования. Процесс согласования затягивается на месяцы. Необходимо четко определить "зоны" ответственности каждого ведомствами при рассмотрении нормативов НДС. |
Замечание учтено в заключении. |
|
6. ООО "РН-ЭКСПЛОРЕЙШН" | |||
23. |
Основные противоречия основаны на утверждении "Если фактический сброс _ меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс". Данное положение применяется контролирующими органами, как основное, без учета остальных положений Методики. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
В случае установления НДС ниже значения ПДК предприятию водопользователю вменяется в обязанности завышенные требования по очистке сточных вод, что лишает его конкурентных преимуществ и накладывает дополнительные (необоснованные) ограничения на сброс нормативно-чистых вод (т.е. водопользователя заставляют дополнительно очищать нормативно-чистые воды). | |||
Предложение: | |||
последнее предложение в первом абзаце пункта 12 изложить в следующей редакции: | |||
В случае если фактический сброс загрязняющего вещества действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, при условии соблюдения нормативов качества воды в водном объекте или ПДК р.х., то это вещество не включается в перечень нормируемых, в расчете НДС не участвует либо НДС по нему принимается на уровне соответствующей ПДК. | |||
7. ООО "ЭКСОН МОБИЛ РАША ИНК" | |||
24. |
Методика в целом |
Рассматриваемая Методика не отвечает современным тенденциям развития природоохранного законодательства. Современные технологии очистки во многих случаях либо принципиально не позволяют достигнуть установленных нормативов, либо делают производственный объект заведомо нерентабельным. Единовременная ликвидация таких объектов может повлечь за собой непредсказуемые последствия в социальной сфере. Таким образом, цель и способ регулирования не соответствуют сложившейся реальной действительности. |
Замечание учтено в заключении. |
25. |
Этот пункт устанавливает ограничение на изменение температуры воды водного объекта после выпуска в них сбрасываемых сточных вод. При этом невозможно объективно установить причинно-следственную связь между изменением температуры воды водного объекта и температурой сбрасываемых сточных вод без учета гидрологических характеристик водного объекта. Однако Методика не содержит прямого указания на расчетную оценку такого воздействия. Ограничения, накладываемые данным Методика, необоснованно приводят к необходимости проектирования и строительства дорогостоящих систем воздушного охлаждения вместо недорогих систем водяного охлаждения установок по сжижению природного газа. Это приводит к значительному удорожанию таких проектов, снижает их экономическую эффективность или вообще делает их нерентабельными. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Необходимо дополнить пункт 26 Методики абзацем следующего содержания: "Не устанавливается нормативное значение температуры для вод, сбрасываемых из внешних контуров систем охлаждения морских буровых платформ, а также при разработке новых месторождений углеводородного сырья на этапе геологического изучения недр". | |||
8. ООО УК "РОСВОДОКАНАЛ" | |||
26. |
Методика в целом |
Методика не соответствует сложившейся проблемной ситуации, так как не предусматривает осуществление нормирования, исходя из фактических показателей качества воды конкретного водного объекта, совокупного воздействия на качество воды в результате отведения сточных вод, учета интенсивности воздействия, приоритетности использования водного объекта в хозяйственно-бытовых целях, а также технологической и практической не достижимости ПДК рыбохозяйственных. Отрицательно влияют на конкурентную среду в отрасли, поскольку не позволяют объективно оценить риски и вероятность их наступления и т.п. |
Замечание учтено в заключении. |
Методика не определяет пределы полномочий огрганов исполнительной власти, сроки рассмотрения, ограниченный перечень оснований для отказа в согласовании и утверждении проекта НДС, что существенно затрудняет реализацию прав водопользователей. | |||
27. |
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам |
|
|
Понятие "черта населенного пункта" в Методике отсутствует. Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС должны устанавливаться на уровне ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и культурно-бытового водопользования в соответствии с указанными гигиеническими нормативами. При этом на практике, применяя п. 8 НПА с учетом п. 6 НПА, предприятиям, осуществляющим сброс сточных вод в водные объекты в пределах населенного пункта, НДС устанавливаются на уровне ПДК веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения, если данные нормативы по загрязняющим веществам являются наиболее жесткими. | |||
Предложение к Методике: | |||
Дать определение "черта населенного пункта" | |||
Предложение к пункту 8: | |||
пункт 8 изложить в следующей редакции: | |||
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования к самим сточным водам". | |||
28. |
Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (приложения 1, 2). Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс. |
Частично учтено в заключении. |
|
Указанная норма ограничивает рост производства промышленных предприятий, увеличение загрузки очистных сооружений, даже в том случае, если для этого имеется технологическая возможность, лишает предприятие конкурентных преимуществ, накладывая дополнительные (необоснованные) ограничения на сброс нормативно-чистых вод, заставляя дополнительно очищать нормативно-чистые воды. Норма позволяет устанавливать НДС ниже | |||
Предложение: | |||
последнее предложение в первом абзаце пункта 12 изложить в следующей редакции: | |||
В случае если фактический сброс загрязняющего вещества действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, при условии соблюдения нормативов качества воды в водном объекте ПДК_рыбхоз., то это вещество не включается в перечень нормируемых, в расчете НДС не участвует либо НДС по нему принимается на уровне соответствующей ПДК. | |||
29. |
Норма не устанавливает обоснованный срок, на который согласовывается или утверждается проект НДС. Правоприменительная практика природоохранных органов позволяет согласовывать или утверждать НДС на любой срок менее 5 лет по основаниям, не предусмотренным Методикой, что создает неопределенность в правоотношениях участников регулирования, дает широкие пределы усмотрения согласующих ОИВ, либо допускает возможность избирательного применения норм, возлагает на водопользователей дополнительные расходы по необоснованно частой переработке проектов НДС. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Норма содержит расширенный и неопределенный перечень оснований для пересмотра и уточнения проекта НДС до истечения срока их действия. | |||
Необходимо предусмотреть в пункте 14 Методики, что проект НДС разрабатывается, согласовывается и утверждается на 5 лет. Кроме того, необходимо предусмотреть в норме закрытый перечень оснований для пересмотра проекта НДС исключающий широкие возможности толкования оснований пересмотра. | |||
Предложение. | |||
пункт 14 изложить в следующей редакции: | |||
НДС, установленный на уровне концентраций, равных нормативам ПДК, не имеет ограничений срока действия. НДС, установленный с расчетом на смешение, утверждается на срок до 5 лет. Пересмотр НДС, в том числе досрочный, производится в случаях: | |||
- изменения вида и объема выпускаемой продукции, потребляемого сырья, технологии производства, очистки и связанного с этим изменения состава сточных или дренажных вод; | |||
- изменения гидрологических характеристик водного объекта, если НДС установлен с учетом разбавления снижение или увеличение водности, строительство водохранилищ и т.д.); | |||
- изменения объемов водоотведения, пересмотра норм водоотведения и связанных с этим изменений концентраций загрязняющих веществ в сточных водах; | |||
- изменения нормативов качества воды водного объекта, в том числе нормативов ПДК или при разработке региональных нормативов; | |||
- получения новых данных о степени опасности веществ, содержащихся в сточных или дренажных водах (утвержденных и опубликованных в установленном порядке); | |||
- разработки, аттестации и внедрения методик выполнения измерений, методов биотестирования, уточнения метрологических характеристик методик, позволяющих выявить наличие экологической и санитарно-эпидемиологической опасности сброса веществ и микроорганизмов; | |||
- пересмотра условий в составе документации, регламентирующей водопользование; | |||
- изменения технических параметров выпуска (водоотводящего устройства), используемых при расчете разбавления. | |||
Возможность продления срока действия НДС принимается на основании информации о сохранении технологических процессов, состава сточных вод и других сведений, указанных в разрешении на сброс, достоверность которых подтверждается результатами государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, а также по результатам государственного мониторинга водного объекта, испытывающего воздействие сброса. | |||
30. |
Норма является основанием для отказа в согласовании или утверждении проектов НДС для веществ концентрации, которых превышают нормативы ПДК. В то же время части 3 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" позволяет осуществлять сброс веществ, превышающих ПДК на основе полученных разрешении. Противоречие между нормами Водного кодекса Российской Федерации, методики и Федерального закона "Об охране окружающей среды" создает существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, является чрезмерной нормой основанной подходе "нулевого воздействия", лишена практического смысла, поскольку в воде содержится тысячи веществ. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Необходимо скорректировать положения части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 18 Методики в следующей редакции: "осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся очистке (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), за исключением сброса сточных вод в период выполнения мероприятий по поэтапному достижению нормативов качества окружающей среды". | |||
В части 6 статьи 60 Водного Кодекса Российской Федерации и подпункте 3 пункта 18 Методики исключить следующие слова ", а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций". | |||
Предложение к Водному кодексу Российской Федерации: | |||
Скорректировать положения части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, исключив следующие слова: ", а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций". | |||
Предложение к пункту 18 Методики: | |||
(1) подпункт (1) третьего абзаца пункта 18 Методики изложить в следующей редакции: | |||
(1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся очистке (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), за исключением сброса сточных вод в период выполнения мероприятий по поэтапному достижению нормативов качества окружающей среды". | |||
(2) из подпункта (3) третьего абзаца пункта 18 Методики исключить слова: ", а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций". | |||
31. |
В Методике отсутствуют положения, предусматривающие порядок рассмотрения и утверждения НДС природоохранными органами: Росгидромет, Роспотребнадзор, Росрыболовство, Росприроднадзором и Росводресурсами, которые не имеют на то правовых полномочий. |
Замечание учтено в заключении. |
|
Отсутствие полномочий способствует возникновению правовой неопределенности по срокам, основаниям для отказа в согласовании и утверждении проекта НДС, дополнительным расходам и др. | |||
Дополнить Методику или принять административный регламент, предусматривающий порядок рассмотрения проектов НДС природоохранными органами, которые предусматривали бы четкие административные процедуры, пределы полномочий, сроки рассмотрения и основания для отказа в согласовании и утверждении НДС участвующими в данном процессе госорганами. | |||
32. |
Наиболее жесткими по большинству нормативов на сегодняшний день являются нормативы ПДК р.х. Кроме того, все водные объекты России являются рыбохозяйственными. Подобная формальная позиция основана на пункте 1 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР (утв. постановлением Совета Министров СССР от 15 июня 1958 г. N 1045) и части 3 статьи 17 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ. В совокупности с применением положений пункта 19 Методики практика идет по пути включения большого количества веществ в число нормируемых, подлежащих лабораторному контролю и внесению платы за сброс в водные объекты. |
Замечание учтено в заключении. |
|
Данный подход не соответствует европейской практике по установлению ограниченного перечня нормируемых веществ, приводит к необоснованным дополнительным расходам лабораторный контроль и рискам природопользователей, расходам природоохранных органов на экологический надзор за веществами, которые не влияют на качество окружающей среды. | |||
Система нормирования сбросов в водные объекты, основанная на рыбохозяйственных нормативах, делает неизбежным поиск многочисленных компромиссов, создающих почву для произвольных решений природоохранных органов и индивидуального подхода. | |||
1. Предусмотреть в Методике возможность установления нормативов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на уровне показателей НДТ, в том числе особенности нормирования сбросов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. Включить положения, предусматривающие нормирование сбросов не ниже нормативов ПДК хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или нормативов ПДК для питьевой воды, которые в целом обеспечены технологиями очистки. При этом, необходимо исключить положения позволяющие нормировать сбросы по рыбохозяйственным нормативам. | |||
|
|
2. Установить в Методике ограниченный перечень веществ, подлежащих нормированию при сбросе загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект, исходя из европейской практики нормирования и контроля сбросов муниципальных предприятий по очистке сточных вод. |
|
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Совета Министров СССР N 1045 следует читать как "15 сентября 1958 г."
33. |
Среднеарифметическая концентрация за год является разрешенным лимитом на сброс загрязняющих веществ в водный объект. Применение данной нормы приводит к тому, что при государственном экологическом надзоре за соблюдением разрешенных нормативов на сброс в половине случаев выявляются превышения разрешенной концентрации, поскольку фактическая разовая концентрация сброса может быть как выше, так и ниже среднеарифметической (разрешенной) концентрации, что приводит к существенным рискам ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует возникновению необоснованных прав природоохранных органов по привлечению к административной ответственности водопользователей. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Необходимо изложить 2 предложение пункта 19 в следующей редакции: "Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как максимальное значение концентрации за год". | |||
Предложение: | |||
пункт 19 изложить в следующей редакции: | |||
Перечень нормируемых веществ формируется на основе анализа данных о качестве исходной и сточной вод. Анализ проводится по данным измерений, выполненных за предшествующий год. При анализе данных используются средне-максимальные величины: из рядов измерений выбираются максимальные концентрации и вычисляется средняя арифметическая для исходной и сточной воды. В расчеты не включаются показатели, наблюдавшиеся в периоды аварий или инцидентов. В случае, если средне-максимальная величина показателя в сточной воде не превышает соответствующий норматив качества (ПДК), они исключаются из перечня нормируемых, т.к. не относятся к загрязняющим веществам. Исключение составляют опасные вещества, запрещенные к применению. | |||
Для оставшихся в перечне показателей осуществляют сравнение средне-максимальных показателей качества сточных вод с соответствующими величинами, свойственными исходной воде, забранной из того же водного объекта, куда производится сброс, из водопроводный сетей или из иного менее загрязненного водоисточника. | |||
Если концентрация вещества/величина показателя не увеличиваются в сравнении с забираемой водой, то вещество (показатель) исключается из перечня нормируемых. Таким образом, в перечень нормируемых веществ (показателей) включаются загрязняющие вещества и показатели, для которых выполняются условия: | |||
- содержание вещества/величина показателя в сточных водах выше соответствующих величин ПДК и/или величин естественного фонового содержания, (регионального норматива - в случае его установления); | |||
- содержание вещества/величина показателя в сточных водах выше соответствующего показателя качества забираемой воды. | |||
9. ЗАО "Полиметалл Инжиниринг" | |||
34. |
Методика в целом |
Проблема охраны водных объектов при сбросе сточных вод предприятиями и объектами коммунального хозяйства актуальна, но не решается рассматриваемой Методикой. Методика не применима для определения НДС при сбросе карьерных и дождевых сточных вод в природные водные объекты. Методика влияет на конкурентную среду. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
Требования по соблюдению ПДК в сточных водах непосредственно на выходе из очистных сооружений или даже в контрольном створе часто нереальны, так как установлены одинаковые ПДК для всех водных объектов от Калининградской области до Камчатки без учета особенностей формирования химического режима водных объектов. Отсутствует перечень веществ для различных производственных процессов, по которым следует устанавливать НДС. Методика не позволяет установить НДС для дождевых и карьерных сточных вод. Для разработки НДС необходимо определение минимального среднемесячного расхода воды года 95% обеспеченности и природного качества воды в водном объекте. Получение этой информации требует режимных наблюдений на водных объектах в течение 1 года. Стоимость выполнения такой работы составляет не менее 1,5 млн. руб., а в некоторых случаях и значительно больше. Сведения о расходах воды в водотоке-приемнике сточных вод представляемые территориальными органами Росгидромета, являются платными. Стоимость разработки НДС может составлять в зависимости от количества выпусков сточных вод более 6 млн. руб. | |||
10. ООО "Пепсико Холдингс" | |||
35. |
Методика в целом |
Методика сильно устарела, устанавливает нереальные требования к сбросам в водоемы. Методика должна отталкиваться от технически и экономически достижимых технологий очистки. Доочистка до ПДК рыбхоза не является экономически целесообразной, а зачастую вообще отсутствует такая техническая возможность. Например, полное удаление растворенных солей из стоков потребует установки систем обратного осмоса с последующим выпариванием концентрата, что по стоимости капитальных вложений может оказаться дороже всех предыдущих стадий очистки. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
11. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения | |||
36. |
Методика в целом |
Проблема актуальна, но рассматриваемая Методика неприемлема по исполнению, ошибочна концептуально, обладает высокой степенью коррупционной составляющей, создана исходя из размытых предпосылок, смешения разнородных взаимоисключающих понятий, сложна в исполнении непосредственно расчетов, не обеспечивает механизма реализации, не стимулирует к ее решению и обременяет всех водопользователей к значительным неоправданным издержкам, тормозит цивилизованное и гармоничное развитие бизнеса в целом и систем жизнеобеспечения населения страны в частности. |
Частично учтено в заключении. |
Методика ориентирована на | |||
37. |
Выбор наиболее жесткого ПДК никак не обоснован. |
Учтено в заключении. |
|
Предложения: | |||
пункт 6 изложить в следующей редакции: | |||
Установить, что при сбросе сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а не рыбохозяйственного. | |||
38. |
Приводит к невозможности совершения законных действий предпринимателей или инвесторов (например, в связи с отсутствием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), либо устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Предложение к пункту 8: | |||
Сформировать понятие "черта населенного пункта" | |||
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования к самим сточным водам". | |||
39. |
Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Для тех веществ, для которых нормируется приращение к природному естественному фону, НДС определяются с учетом этих допустимых приращений к природному фоновому качеству воды. | |||
В числе естественных факторов, формирующих качество воды, рассматриваются факторы, не входящие в хозяйственное звено круговорота воды, включающее возвратные воды всех видов (сточные, сбросные и дренажные). | |||
Фраза _ "отнесение нормативных требований к составу и свойствам воды водного объекта к самим сточным водам" - имеет неопределенный грамматический смысл и несколько вариантов толкования, что приводит к субъективности оценок результатов расчетов НДС. Если для ряда веществ | |||
Предложение: пункт 9 изложить в следующей редакции: | |||
Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то НДС по этим показателям разрабатываются без учета разбавления водой водного объекта. | |||
40. |
Носит смысловое противоречие с целями регулирования или существующей проблемой либо не способствует достижению целей регулирования. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Необходимо исключить фразу "Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс*." | |||
Внести дополнения об исключении установления НДС ниже ПДК культурно-бытового и\или хозяйственно-питьевого назначения. | |||
Дополнить требованиями по расчету объемов сточных вод и соотнесения их с фактическими значениями. | |||
Предложение: | |||
Последнее предложение первого абзаца пункта 12 изложить в следующей редакции: | |||
В случае если фактический сброс загрязняющего вещества действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, при условии соблюдения нормативов качества воды в водном объекте или ПДК р.х., то это вещество не включается в перечень нормируемых, в расчете НДС не участвует либо НДС по нему принимается на уровне соответствующей ПДК". | |||
41. |
Приложение 2, пункт 6 |
Отсутствие четких определений всех терминов вызывает неоднозначность применения (например, уполномоченные государственные органы трактуют "за последние 5 лет", как приведение 5 таблиц отдельной за каждый год, с нашей точки зрения, необходимо приводить одну таблицу со средними данными за 5 лет.). Необходимо дать четкие определения всем используемым понятиям. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
42. |
Критерии эффективности обеззараживания сточных вод, отводимых в водные объекты, и допустимые изменения состава воды в водоемах и водотоках после выпуска в них очищенных сточных вод приведены в приложении 3. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Предложение: | |||
Дать ссылку на "СанПиН 2.1.5.980-00. "2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" | |||
43. |
Минприроды России следует дать ссылку на нормативно правовой акт с порядком расчетов фоновых концентраций. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
44. |
Основная расчетная формула для определения |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
При определении НДС взвешенных веществ дается ссылка на формулу 22 для подсчета коэффициента смешения гамма, однако коэффициент смешения согласно Методики рассчитывается по формуле 18. | |||
Предложение: | |||
Внести изменения в пункт 26 с указанием формулы N 18. | |||
45. |
Приложения 1 Методики |
Предложения: |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
(1) Предусмотреть положение о том, что НДС рассчитываются исходя из средних показателей гидрологических характеристик водного объекта. | |||
(2) Исключить пункт 5: "Утвержденный расход сточных вод _". | |||
(3) Из таблицы (п. 6.1) исключить столбец "Допустимая концентрация | |||
46. |
Предложение: |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Конкретизировать подсчет фактических показателей и использование последних для расчета НДС, переориентировав их на максимальное значение. | |||
47. |
Раздел "Назначение и область применения" |
Предложение: |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
Дополнить Раздел 1. Назначение и область применения предложением следующего содержания: | |||
Методика распространяется только на стационарные / организованные постоянно и периодически действующие источники сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты. Методика не может быть использована для нормирования сбросов загрязняющих веществ в болота, на водосборные площади, рельеф местности и т.п. | |||
12. ООО "ЛПК Континенталь Менеджмент" | |||
48. |
Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Положения применяются только если установлено, что превышение ПДК обусловлено природными факторами, не поддающимися регулированию. Если данные обстоятельства могут быть обусловлены антропогенными факторами, необходимо учитывать также положения пункта 9 Методики, когда НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. Это приводит к тому, что на практике предприятиям в условиях отсутствия данных гидрометеорологических наблюдений за качеством воды в истоке водного объекта в связи с неразвитостью наблюдательной сети Росгидромета достаточно сложно доказать естественный характер загрязняющих веществ в сточных водах. | |||
Кроме того, в случае, когда в силу особенностей производственного процесса горнодобывающих предприятий при отработке месторождений полезных ископаемых производится откачка попутно-добытой воды из подземных водоносных горизонтов в поверхностные водные объекты, доказать естественный характер содержания химических веществ, характерных для подземных вод региона практически невозможно. | |||
49. |
Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (приложения 1, 2). Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. В соответствии со ст. 1 ВК РФ водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом. Получается, что НДС утверждаются только предприятиям, которым уже предоставлено право пользования водным объектом (на основании решения). В то же время согласно п. 3 ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении в пользование водного объекта должно содержать, в том числе, объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод (НДС). | |||
Предложение: | |||
Минприроды России следует противоречие между данным НПА и Водным кодексом РФ. | |||
Предложение: | |||
Последнее предложение первого абзаца пункта 12 изложить в следующей редакции: | |||
В случае если фактический сброс загрязняющего вещества действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, при условии соблюдения нормативов качества воды в водном объекте или ПДК р.х., то это вещество не включается в перечень нормируемых, в расчете НДС не участвует либо НДС по нему принимается на уровне соответствующей ПДК". | |||
50. |
НДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляются до истечения срока их действия в следующих случаях: |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.); | |||
при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса; | |||
при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты. | |||
Статья 23 ФЗ N 7 "Об охране окружающей среды" устанавливает возможность разработки и утверждения лимитов (временно согласованный сброс) для предприятий-водопользователей, которые не могут обеспечить НДС по отдельным веществам. Однако, ни в одном НПА, в т.ч. и в данной Методике, никаких правил разработки лимитов не установлено, хотя сами лимиты участвуют в отдельных формулах установления НДС (п. 21, формулы 1 и 2). | |||
Предложение: | |||
дополнить пункт 14 положением следующего содержания: | |||
При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных НДС веществ и микроорганизмов. | |||
Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. | |||
Лимиты на сброс устанавливаются на основе комбинированного подхода, предусматривающего сочетание применения НДТ и приемлемых целевых показателей качества воды (водной среды), удовлетворяющих требованиям переходного периода. | |||
Внедрение комбинированного подхода направлено на достижение установленных нормативов качества водной среды и нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект. | |||
Лимиты на сбросы устанавливаются на ограниченные промежутки времени с учетом принятых плана мероприятий по снижению загрязнения водоприемника и сроков его реализации. Лимиты на сбросы должны быть технологически достижимыми и экономически доступными. | |||
Лимиты на сбросы действующих предприятий на текущий момент устанавливаются на уровне реализованных технологий производства и очистки. | |||
Лимиты на сбросы на перспективу устанавливаются на основании прогнозируемой эффективности планируемых водоохранных и иных мероприятий на уровне экономически приемлемых решений на основе НДС, имеющих установленный срок практического применения. Лимиты на сбросы устанавливаются с учетом условий: | |||
- недопустимости дальнейшего ухудшения качества воды водоприемника и увеличения нагрузки на водный объект; | |||
- соблюдения технологических нормативов и объема производства; | |||
- отсутствия превышений нормативов технологических потерь веществ и лимитов водоотведения; | |||
- соблюдение стабильности работы действующего производственного оборудования и систем по очистке и обеззараживанию сточных вод; | |||
- соблюдение правил обращения с химическими и биологическими веществами и смесями, их содержащими, в т.ч. с отходами; | |||
- отсутствие аварий и нарушений технологической дисциплины; | |||
- наличие плана водоохранных мероприятий. | |||
Предельные величины показателей загрязнения и концентраций загрязняющих веществ, регламентируемых лимитами на сбросы, не могут быть: | |||
- более мягкими, чем фактически достигаемые с применением реализованной на момент установления лимитов технологии производства, очистки; | |||
- более жесткими, чем достигаемые с применением наилучшей практически возможной технологии производства, очистки; | |||
- более жесткими, чем установленные в составе НДС; | |||
- более жесткими, чем аналогичные величины, свойственные воде, поступающей на использование из водного объекта - водоприемника и иных источников водоснабжения. | |||
Лимиты на сбросы выражаются в виде формулы, аналогичной формуле расчета величины допустимого сброса: | |||
лимит | |||
где | |||
или лимит | |||
Если по отдельным веществам/показателям загрязнения фактически достигнуты величины, соответствующие НДС, то лимиты на сбросы этих веществ не устанавливаются. | |||
Концентрации загрязняющих веществ/показателей загрязнения, соответствующие лимитам на сбросы на момент согласования лимитов текущего этапа, устанавливаются на уровне среднемаксимальных величин, обеспечиваемых фактически реализованной технологией и соблюдением условий по п. 60 настоящей Методики. При установлении лимитов на сбросы расчеты смешения не производятся, за исключением проверки соответствия требованиям п. 24 настоящей Методики. | |||
Сведения о мероприятиях, включаемых в планы и обосновывающие последующие лимиты на сбросы или достижение НДС, должны содержать информацию, отражающую принципы "наилучшей существующей технологии", технологические нормативы и количественные показатели эффективности предлагаемых решений с подтверждением их эффективности данными, полученными при эксплуатации отечественных и зарубежных аналогов. При планировании мероприятий целесообразно использовать рекомендации Международных стандартов серии ИСО 14000. | |||
При определении того, представляют ли собой процессы, установки, методы производства или очистки наилучшую существующую технологию в каждом отдельном случае как минимум, следует: | |||
- сравнивать процессы, установки и методы, успешно апробированные в последнее время на предприятиях-аналогах; | |||
- рассматривать новейшие достижения, реализованные в опытных или опытно-промышленных установках, приемах землепользования и т.п.; | |||
- оцениваеть возможность применения технологии с экономической точки зрения, в том числе стоимость очистки единицы объема (или всего объема) сточных вод до нормативов допустимого сброса и ее вероятное влияние на стоимость продукции или тарифы на предоставление услуг; | |||
- определять временные рамки для установки соответствующего оборудования на производстве или введения новых приемов ведения хозяйства. | |||
Примечание: до организации информационного обеспечения о наилучших существующих и доступных технологиях на федеральном уровне могут использоваться любые источники информации, ссылки на которые приводятся в материалах, представляемых на согласование. | |||
13. ООО "ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ" | |||
51. |
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
Понятие "черта населенного пункта" в Методике отсутствует. Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС должны устанавливаться на уровне ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и культурно-бытового водопользования в соответствии с указанными гигиеническими нормативами. При этом на практике, применяя пункт 8 Методики с учетом пункта 6 Методики, предприятиям, осуществляющим сброс сточных вод в водные объекты в пределах населенного пункта, НДС устанавливаются на уровне ПДК веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения, если данные нормативы по загрязняющим веществам являются наиболее жесткими. | |||
Предложение к Методике: | |||
Дать определение "черта населенного пункта". | |||
Предложение к пункту 8: | |||
"Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования к самим сточным водам". | |||
52. |
Пункт 12 (абзац первый, последнее предложение) |
Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (приложения 1, 2). Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
Указанная норма ограничивает рост производства промышленных предприятий, увеличение загрузки очистных сооружений, даже в том случае, если для этого имеется технологическая возможность, лишает предприятие конкурентных преимуществ, накладывая дополнительные (необоснованные) ограничения на сброс нормативно-чистых вод, заставляя дополнительно очищать нормативно-чистые воды. Норма позволяет устанавливать НДС ниже ПДКр.х., что лишено природоохранного смысла, поскольку ПДКр.х. уже обеспечивает норматив качества ОС и соответствующее вещество не является загрязняющим при достижении данного норматива. | |||
Предложение: | |||
Последнее предложение первого абзаца пункта 12 изложить в следующей редакции: | |||
В случае если фактический сброс загрязняющего вещества действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, при условии соблюдения нормативов качества воды в водном объекте или ПДКр.х., то это вещество не включается в перечень нормируемых, в расчете НДС не участвует либо НДС по нему принимается на уровне соответствующей ПДК". | |||
53. |
Пункт 19 (первый абзац, последнее предложение) |
Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточной вод. Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как среднеарифметическое значение концентрации за год. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
Предложение: | |||
пункт 19 изложить в следующей редакции: | |||
Перечень нормируемых веществ формируется на основе анализа данных о качестве исходной и сточной вод. Анализ проводится по данным измерений, выполненных за предшествующий год. При анализе данных используются средне-максимальные величины: из рядов измерений выбираются максимальные концентрации и вычисляется средняя арифметическая для исходной и сточной воды. В расчеты не включаются показатели, наблюдавшиеся в периоды аварий или инцидентов. В случае, если средне-максимальная величина показателя в сточной воде не превышает соответствующий норматив качества (ПДК), они исключаются из перечня нормируемых, т.к. не относятся к загрязняющим веществам. Исключение составляют опасные вещества, запрещенные к применению. | |||
Для оставшихся в перечне показателей осуществляют сравнение средне-максимальных показателей качества сточных вод с соответствующими величинами, свойственными исходной воде, забранной из того же водного объекта, куда производится сброс, из водопроводный сетей или из иного менее загрязненного водоисточника. | |||
Если концентрация вещества/величина показателя не увеличиваются в сравнении с забираемой водой, то вещество (показатель) исключается из перечня нормируемых. Таким образом, в перечень нормируемых веществ (показателей) включаются загрязняющие вещества и показатели, для которых выполняются условия: | |||
- содержание вещества/величина показателя в сточных водах выше соответствующих величин ПДК и/или величин естественного фонового содержания, (регионального норматива - в случае его установления); | |||
- содержание вещества/величина показателя в сточных водах выше соответствующего показателя качества забираемой воды. | |||
54. |
В формуле (1) пункта 21 допущена ошибка: |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
|
SUMНДС+SUMLim>=0,8НДВхимупр. | |||
На самом деле должно быть наоборот. | |||
Предложение: | |||
Формулу (1) следует написать правильно. Сумма нормативов и лимитов на сброс не должна быть выше 80% норматива по привносу хим. вещества. | |||
SUMНДС+SUMLim<=0,8НДВхимупр. | |||
14. Независимый консультант Л.С. Пономарева | |||
55. |
НПА в целом |
Проблема охраны вод актуальна постоянно, но решение ее, основанное на принципах, положенных в основу приказа Минприроды России N 333, не соответствует современным условиям рыночной экономики, международно признанной практике и принципам технологического нормирования, предлагаемым, в том числе, законопроектом ТНОС. Принципы морально устарели. |
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке Методики. |
Приказ Минприроды России N 333 - наиболее запутанный способ, изобилующий погрешностями и ошибками. Регулирование, основанное на принципах рассматриваемого Приказа, фактически не имеет значения, так как не связано с технологиями производства/очистки. Методология установления НДС на основе нормативов суммарного допустимого воздействия на водные объекты от всех источников (НДВ по приказу МПР России от 12.12.2007 N 328) отсутствует. Подобные нормативы принципиально неподконтрольны. Расчеты НДВ требует огромных материальных вложений в их разработку, но никакой роли в управлении качеством вод они не имеют. | |||
Механизм защиты прав хозяйствующих субъектов не затрагивается. Недискриминационный режим не обеспечен, поскольку Методика содержит принципиально невыполнимые положения, соблюдения которых по формальным основаниям могут потребовать согласующие органы (например, "сброс веществ, не указанных ниже, запрещен", положения пункта 26, расчеты ежемесячных объемов водоотведения на 5-летнюю перспективу, что невозможно для ливневого сброса и сброса полураздельных систем канализации, применение отсутствующих "пакетов прикладных программ" для совокупности предприятий и др.). | |||
Расчеты НДС водопользователи вынуждены проводить только потому, что при отсутствии НДС будет применяться повышенный норматив платы. Установление ПДС является формальной процедурой, дающей возможность организациям выполнять платные услуги по расчету НДС, а согласующим и утверждающим органам - осуществлять активную производственную деятельность. Принцип установления лимитов отсутствует во всех нормативных или методических документах. | |||
Представляется разумным отказаться от установления НДВ и НДС; предельно допустимым сбросом назвать привносимую массу вещества (или концентрацию), которая может быть обеспечена действующими технологическими процессами и очисткой (технологический норматив остаточных количеств), ограничив срок действия этого норматива. | |||
Реализация практически осуществимого подхода опирается на установление нормативов для сточных вод, соответствующих технологиям производства, очистки, землепользования и т.д., на выявление приоритетов как по целям достижения определенного качества вод, так и по очередности достижения поставленных задач. В определенных случаях эти нормативы могут считаться допустимыми (безвредными), если не отказываться от возможности использования ассимилирующей способности водных объектов. В целом такой подход изложен в 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (нормативы качества, лимиты сброса, наилучшие существующие технологии и т.д.). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.