Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2013 г. N 20-КГ13-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Гуляевой Г.А., Назаровой А.М.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Мусаева С.Г. к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии по кассационной жалобе Мусаева С.Г. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 4 мая 2012 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 6 августа 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., возражения представителя Министерства внутренних дел по Республике Дагестан Таимова О.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Мусаев С.Г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что с 1 сентября 1994 г. по 30 июня 2003 г. проходил службу в органах Федеральной службы налоговой полиции по Республике Дагестан. До прохождения службы в органах налоговой полиции он работал по экономической специальности в период с 29 июля 1987 г. по 28 марта 1994 г.
29 февраля 2012 г. Мусаев С.Г. обратился к ответчику с заявлением о включении в расчет выслуги лет для назначения пенсии указанных периодов работы, в чем ему было отказано.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Мусаева С.Г. в суд с настоящим иском, в котором он просил возложить обязанность на ответчика включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы в должностях по экономической специальности.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 4 мая 2012 г. в удовлетворении иска Мусаева С.Г. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 6 августа 2012 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мусаева С.Г. ставится вопрос о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене обжалуемых судебных постановлений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2013 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. передано с кассационной жалобой Мусаева С.Г. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с делом, в суд не явился и не сообщил о причинах неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" включение в выслугу лет для назначения пенсии периода работы на финансово-экономических и бухгалтерских должностях не предусмотрено.
Между тем, данный вывод основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-I от 20 мая 1993 г.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г., действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в выслугу лет для назначения истцу пенсии по выслуге лет периодов работы по экономическим специальностям основан на неправильном применении и толковании норм материального права.
Таким образом, допущенные судами нарушения действующего законодательства привели к неправильному разрешению дела.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и рассмотреть заявленные истцом требования в соответствии с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 4 мая 2012 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 6 августа 2012 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Корчашкина Т.Е. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Назарова А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2013 г. N 20-КГ13-10
Текст определения официально опубликован не был