В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим:
вывод о необоснованности включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.), 1936-1937 гг., инж. Г.Ф. Вернер, арх. К.Н. и Ю.Н. Яковлевы" по адресу: просп. Мира, путепровод через железнодорожные пути Московской и Октябрьской железных дорог в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля);
вывод об отнесении объекта экспертизы к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Крестовский путепровод, 1936-1937 гг., архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, инженер Г.Ф. Вернер", а также описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению (прилагается к распоряжению).
2. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель |
А.В. Кибовский |
Акт
государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, предложенного (заявленного) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия
Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.), 1936-1937 гг., инж. Г.Ф. Вернер, арх. К.Н. и Ю.Н. Яковлевы
Адрес: г. Москва, Мира просп. Путепровод через ж/д пути Московской и Октябрьской железных дорог
"25 ноября 2010 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы: 8 ноября 2010 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: 25 ноября 2010 г.
Сведения об эксперте
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчество |
Баталов Андрей Леонидович |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
доктор искусствоведения, профессор |
Стаж работы |
33 года |
Место работы и должность |
заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448, приказ Министерства культуры Российской Федерации N 135 от 24 февраля 2012 г. |
Сведения о заказчике экспертизы
Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.
Цель экспертизы
Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, предложенный (заявленный) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия: "Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.), 1936-1937 гг., инж. Г.Ф. Вернер, арх. К.Н. и Ю.Н. Яковлевы" по адресу: г. Москва, Мира просп. Путепровод через ж/д пути Московской и Октябрьской железных дорог.
Перечень материалов и документов, предоставленных заказчиком
Альбом "Подготовка документов, необходимых для первичного учета объектов, заявленных к постановке под государственную охрану по объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия, предложенному (заявленному) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия "Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.)", расположенному по адресу: г. Москва, Мира просп. Путепровод через ж/д пути Московской и Октябрьской железных дорог, выполненный ГУП "Специализированная дирекция объектов культурного наследия" в 2009 г.
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Большой и Малый Крестовские путепроводы (или "Крестовская эстакада") были расположены последовательно один за другим над железнодорожными путями Октябрьского и Рижского направлений Московской железной дороги в северной части Москвы на проспекте Мира. Названы по ранее находившемуся здесь путепроводу у бывшей Крестовской заставы.
Площадь, где начинается Большой и Малый Крестовские путепроводы, в старину называли Крестовской заставой, это была граница города. Здесь в XVII-XVIII вв. производили таможенный досмотр прибывающих обозов с товарами и взимали пошлину.
На Крестовской заставе были построены массивные тридцатиметровые башни (1890-1893 гг.), являющиеся воротами при въезде в город по Ярославской дороге. Они заключали в себе водонапорные резервуары реконструированного в 1892 г. Мытищинского водопровода. Впервые они были представлены на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде.
Водоподъемные механизмы башни стали действующими экспонатами музея. Башни разобраны в кон. 1930-х гг. при спрямлении Ярославского шоссе (Троицкой дороги).
В 1880 гг. до Крестовской заставы был проложен один из маршрутов конки. В 1910-х гг. ее заменил электрический трамвай. После открытия Крестовского путепровода трамвайные пути были проложены по нему с левой стороны, если двигаться в направлении от центра, и связали районы Останкино и Медведково с Белорусским вокзалом и Комсомольской площадью - "площадью трех вокзалов". В конце 1980-х гг. трамвайные пути были разобраны.
Большой и Малый Крестовские путепроводы построены в 1937 г. по проекту инженера Г.Ф. Вернера и архитекторов К.Н. и Ю.Н. Яковлевых.
Длина Большого Крестовского путепровода 132 м, Малого - 38 м. Полная длина с подходами 405 м, ширина 40 м. Пролетные строения Большого и Малого путепроводов выполнены из монолитного железобетона. Чугунные решетки перил выполнены на Каслинском заводе.
Имеются пешеходные проходы вдоль сторон проезжей части с восьмиугольными павильонами-беседками со скамьями и художественно выполненным ограждением из типовых элементов чугунных решеток, с "бегущим" растительным орнаментом и опор в виде цилиндрических стоек, завершенных шарами. Павильон-беседки были задуманы как фонтаны, но никогда не функционировали с самого начала, так и остались статичным украшением моста. Пятимаршевый лестничный спуск к Водопроводному переулку выполнен из серого гранита, которым облицованы боковые части строения путепровода, и огражден аналогичными решетками - перилами. Планировочное решение лестницы с промежуточными площадками разной конфигурации позволяет не только удобно спуститься на уровень земли, но и открывает разнообразные видовые точки для обзора раскинувшегося озелененного пространства города.
На противоположную сторону ведет спуск, решенный более упрощенными средствами, однако, металлические ограждения, выполненные с использованием художественных мотивов стиля модерн, выражают движение, как и растительный орнамент ограждения пешеходных тротуарных панелей путепровода.
Павильоны-беседки, выполненные также из серого гранита, украшены декоративными чугунными вставками и в завершении гранеными и круглыми чашами. Они несут большую архитектурно-художественную функцию, отмечающую начало и окончание движения по путепроводу.
Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
1. Материалы фотофиксации объекта, 2010 г.
Обоснования выводов экспертизы
Рассматриваемый объект располагается по адресу: проспект Мира. Путепровод через железнодорожные пути Московской и Октябрьской железных дорог.
Крестовский путепровод построен в 1937 г. по проекту инженера Г.Ф. Вернера и архитекторов К.Н. и Ю.Н. Яковлевых, является точкой, где сходятся 4 района Москвы: Мещанский, Марьина Роща, Алексеевский и Останкинский. К южной части моста примыкает Рижская площадь, на которой находится Рижский вокзал, а также станция метро "Рижская".
В настоящее время объект находится в хорошем техническом состоянии и является ценным градостроительным элементом.
Сохраняется декоративное оформление путепровода: чугунные решетки ограждений с "бегущим" растительным орнаментом, декоративные павильоны-беседки из серого гранита, первоначально задуманные как фонтаны, облицовка боковых частей путепровода и лестничные спуски из серого гранита.
Принимая во внимание важную градостроительную роль объекта и сохранность объемно-планировочной структуры, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить в Городской реестр недвижимого культурного наследия в качестве исторически ценного градоформирующего объекта с наименованием: "Крестовский путепровод, 1936-1937 гг., архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, инженер Г.Ф. Вернер"
Выводы экспертизы
1. Основания для включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Крестовский путепровод с декоративными элементами (4 фонтана, декоративная ограда и др.), 1936-1937 гг., инж. Г.Ф. Вернер, арх. К.Н. и Ю.Н. Яковлевы" по адресу: проспект Мира. Путепровод через ж/д пути Московской и Октябрьской железных дорог в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) отсутствуют.
2. Отнести объект экспертизы к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Крестовский путепровод, 1936-1937 гг., архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, инженер Г.Ф. Вернер".
3. В соответствии с пунктом 7.2 постановления Правительства Москвы от 17.08.2010 N 719-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18.07.2006 N 510-ПП" особенности здания, подлежащие обязательному сохранению и послужившие основанием для его включения в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценного градоформирующего объекта определить согласно приложению 1.
4. Учесть, что объект экспертизы частично расположен в зоне регулирования застройки N 23, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.12.1999 N 1215 "Об утверждении зон охраны памятников истории и культуры г. Москвы (на территории между Камер-Коллежским валом и административной границей города".
Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.
Список приложений
1. Описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения объекта в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценного градоформирующего объекта и подлежащих обязательному сохранению - приложение 1.
Эксперт |
А.Л. Баталов |
Генеральный директор |
А.Д. Рогулин |
Приложение 1
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Описание
особенностей объекта, послуживших основанием для включения объекта в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценного градоформирующего объекта и подлежащих обязательному сохранению
"Крестовский путепровод, 1936-1937 гг., архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, инженер Г.Ф. Вернер"
Адрес: г. Москва, Мира просп. Путепровод через ж/д пути Московской и Октябрьской железных дорог
1. Местоположение и градостроительные характеристики Крестовского путепровода, его роль в композиционно-планировочной структуре Рижской площади и проспекта Мира;
2. Объемно-пространственная композиция Крестовского путепровода 1937 г., включая устои путепровода (с учетом реконструкции 2000-х годов);
3. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление конструктивных и декоративных элементов путепровода 1937 г., включая чугунное ограждение с растительным орнаментом, павильоны-беседки из серого гранита со скамьями, чугунные чаши фонтанов, лестничные спуски с чугунным ограждением;
4. Материал и характер отделки поверхностей 1937 г. (уточняется реставрационными исследованиями);
5. Колористическое решение (уточняется реставрационными исследованиями);
6. Конструкция и материал опорных устоев моста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 25 октября 2012 г. N 964 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
Текст распоряжения официально опубликован не был