Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2014 г. N ВКГПИ13-70
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева А.И.,
при секретаре Петровой М.С.,
с участием представителей Министра обороны Российской Федерации ... Департамента претензионной и судебно-правовой работы Минобороны России Пурьева В.Ю., ... отдела (денежного довольствия военнослужащих) Департамента Бюджетного планирования и социальных гарантий Минобороны России Лысова И.А., представителя Министерства юстиции Российской Федерации ведущего ... отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Минюста России Бабченко Ю.В. и военного прокурора 3 отдела 4 Управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Дворцова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козырева Е.В. о признании части приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 500 дсп противоречащим частям 1, 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьям 16, 335, 336, 338, 342 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также пунктам 2, 3, 4, 7, 8 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации,
установила:
Козырев обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 500 дсп, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, незаконным и недействующим со дня его принятия в части установления ограничений в выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности в зависимости от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности.
По его мнению, названный нормативный правовой акт в указанной части нарушает его права, поскольку создает неравенство в получении ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности в зависимости от замещения воинской должности, несмотря на то, что все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в том числе и находящиеся в распоряжении, обязаны сдавать нормативы по физической подготовке.
В возражениях на заявление представители Министра обороны Российской Федерации Пурьев, Лысов и представитель Минюста России Бабченко, полагая, что оспариваемый приказ Министра обороны Российской Федерации не противоречит действующему законодательству, просили суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания Козырев в суд не прибыл, в своем сообщении, направленном в Военную коллегию, просил рассмотреть дело по его заявлению без его участия, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Представители Министра обороны Российской Федерации Пурьев и Лысов, возражая против удовлетворения требований Козырева, в судебном заседании заявили, что изданный Министром обороны Российской Федерации приказ от 21 марта 2012 года N 500 дсп не противоречит требованиям действующего законодательства, так как в соответствии с подпунктами 7 и 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации определение порядка обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации денежным довольствием, установление дополнительных выплат (в пределах выделенных средств) входит в компетенцию Министра обороны Российской Федерации.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко в суде заявила, что регистрируя 1 июня 2012 года за N 24421 приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 500 дсп "Об утверждении Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации", Минюст России после тщательной проверки исходил из факта полного соответствия его законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и просила в удовлетворении требований заявителя отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Минобороны, Минюста России и заключение прокурора Дворцова, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления Козырева, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что в основу гарантий социальной и правовой помощи военнослужащим положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий между различными категориями военнослужащих. Последние формировались с учетом, в том числе и занимаемых воинских должностей.
Детализируя вопросы финансового обеспечения, Федеральный закон N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", принятый 7 ноября 2011 года и вступивший в законную силу с 1 января 2012 года, предусмотрел установление военнослужащим ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, предоставив определение правил выплаты такой надбавки руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именно на основании части 20 статьи 2 этого Федерального закона Министр обороны Российской Федерации издал приказ от 21 марта 2012 года N 500 дсп, которым утвердил Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе (в том числе и за квалификационный уровень физической подготовленности) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
При этом в абзаце втором преамбулы Правил указано, что ежемесячная надбавка выплачивается со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности (сдачи дел и должности).
Данный приказ в установленном порядке зарегистрирован в Минюсте России 1 июня 2012 года за N 24421.
Как усматривается из материалов гражданского дела, Козырев в связи с проведением организационно-штатных мероприятий приказом командира войсковой части ... от 4 февраля 2011 года N 01 зачислен в распоряжение с указанной даты и лишен ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, который определяет, что нахождение военнослужащего в распоряжении соответствующего командира (начальника) не является прохождением военной службы на воинской должности.
При таких данных следует признать, что приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 500 дсп, вопреки утверждению заявителя Козырева, в части установленного порядка выплаты надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности, не противоречит ни предписаниям статей 16, 335, 336, 338, 342 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, ни пунктов 2, 3, 4, 7, 8 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые носят общий характер и в прямой постановке не регулируют вопрос выплаты (установления) денежной надбавки за выполнение либо подтверждение военнослужащими квалификационного уровня физической подготовленности.
По этим же основаниям беспредметным следует признать и утверждение заявителя о противоречии положений оспариваемого нормативного акта органа военного управления положениям частей 1 и 3 статьи 37 Основного Закона Российской Федерации.
С учетом изложенного, и того, что оспариваемый приказ Министром обороны Российской Федерации издан в пределах прав, предоставленных ему подпунктами 7 и 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, его следует признать законным, а требования Козырева не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198 и ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
в удовлетворении заявления Козырева Е.В. о признании приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 500 дсп, в части установления ограничений в производстве выплат ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности в зависимости от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, противоречащим частям 1, 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьям 16, 335, 336, 338, 342 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также пунктам 2, 3, 4, 7, 8 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации - отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.И. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 января 2014 г. N ВКГПИ13-70
Текст решения официально опубликован не был