Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2012 г. прилагаемые изменения, которые вносятся в стандарт организации СТО РЖД 1.07.004 2008 "Электроустановки собственных нужд тяговых подстанций и линейных устройств тягового электроснабжения. Технические требования", утверждённый распоряжением ОАО "РЖД" от 27 января 2009 г. N 140р.
Старший вице-президент |
В.А. Гапанович |
Изменения,
которые вносятся в стандарт организации СТО РЖД 1.07.004-2008 "Электроустановки собственных нужд тяговых подстанций и линейных устройств тягового электроснабжения. Технические требования"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 21 марта 2012 г. N 553р)
Дата введения - 1 сентября 2012 г.
1. Раздел 2. Дополнить перечень ссылочных документов:
"ГОСТ Р 50571.1-2009 (МЭК 60364-1:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 1. Основные положения, оценка общих характеристик, термины и определения
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения".
Десятый стандарт перечня ссылочных документов изложить в следующей редакции:
"ГОСТ Р 50571.1-2009 (МЭК 60364-1:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 1. Основные положения, оценка общих характеристик, термины и определения".
2. По всему тексту нормативную ссылку на ГОСТ Р 50571.2 заменить на нормативную ссылку на ГОСТ Р 50571.1.
3. Раздел 3. Первый абзац изложить в новой редакции: "В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 15569, 16022, 17703, 18311, 24291, 25957, ГОСТ Р 50571.1 и ГОСТ Р 53685, а также следующие термины с соответствующими определениями:".
4. Пункт 4.4.1 изложить в новой редакции:
"Должны применяться кабели и провода с поливинилхлоридной изоляцией или изоляцией из сшитого полиэтилена, не распространяющие горения, и не имеющие токопроводящих брони и оболочки с медными жилами сечением не менее 1,5 .
Кабели, прокладываемые в помещении (полностью или частично), должны быть в исполнении с низким дымо- и газовыделением (исполнение "нг-LS")".
5. Подраздел 5.1 изложить в новой редакции:
"5.1.1 На вновь сооружаемых и реконструируемых тяговых подстанциях должна предусматриваться трёхфазная сеть собственных нужд переменного тока номинальным линейным напряжением 0,4 кВ. Варианты устройства токоведущих проводников и типа заземления (из числа установленных ГОСТ Р 50571.1) в зависимости от назначения и конструкции тяговой подстанции - в соответствии с 5.1.2 и 5.1.3.
5.1.2 На тяговых подстанциях постоянного тока и стыковых, если на подстанции имеются мобильные здания с корпусами из токопроводящих материалов, в которых располагаются электроустановки или их отдельные части, подлежащие заземлению на внутренний контур заземления, должна применяться комбинированная сеть собственных нужд, состоящая из:
- системы с типом заземления TN-S;
- системы с типом заземления IT.
Примечание - Распределение нагрузок между двумя этими системами - в соответствии с таблицей В.1 и структурно-функциональными схемами на рисунках В.7 и В.8.
5.1.3 На подстанциях, не удовлетворяющих указанным в 5.1.2 условиям, должна применяться сеть собственных нужд с типом заземления TN-S.
Примечание - К таким подстанциям относятся все тяговые подстанции переменного тока, а также те тяговые подстанции постоянного тока и стыковые, на которых мобильных зданий с корпусами из токопроводящих материалов нет вообще или в этих зданиях не располагаются электроустановки или их отдельные части, подлежащие заземлению на внутренний контур заземления.
5.1.4 Часть сети собственных нужд, имеющая устройство рабочих проводников и тип заземления IT, должна быть оборудована устройством постоянного контроля изоляции.
5.1.5 На тяговых подстанциях, не подвергаемых реконструкции, может сохраняться сеть собственных нужд с устройством токоведущих проводников и типом заземления, предусмотренными первоначальным проектом подстанции".
6. Пункт 5.2.1. Первое предложение изложить в новой редакции:
"5.2.1 В качестве источников питания для сети собственных нужд вновь сооружаемых и полностью реконструируемых тяговых подстанций должны, как правило, предусматриваться:
а) на тяговых подстанциях, расположенных на железнодорожных линиях категории II и выше, а также на тяговых подстанциях, питающих консольные участки железнодорожных линий всех остальных категорий - два основных и один резервный трансформатор собственных нужд;
б) на тяговых подстанциях, расположенных на железнодорожных линиях III категории (кроме питающих консольные участки) - два основных трансформатора собственных нужд;
в) на тяговых подстанциях, расположенных на железнодорожных линиях IV категории (кроме питающих консольные участки) - один основной и один резервный трансформатор собственных нужд".
7. Пункт 5.2.9. В первом абзаце слова "линией электропередачи напряжением свыше 1000 В основного питания автоблокировки" заменить словами "линией электропередачи автоблокировки напряжением выше 1000 В".
8. Подраздел 5.2 дополнить пунктом 5.2.10:
"5.2.10 Обмотка высшего напряжения резервного трансформатора собственных нужд должна подключаться, как правило, через развилку из двух разъединителей и комплект предохранителей к отпайкам от двух линий электропередачи продольного электроснабжения либо линий электропередачи ДПР, имеющих двустороннее питание. Исключениями являются случаи, когда одна из линий электропередачи продольного электроснабжения либо линий электропередачи ДПР не имеет двустороннего питания. В этом случае обмотка высшего напряжения резервного трансформатора собственных нужд должна подключаться через разъединитель и комплект предохранителей к отпайке от той из линий электропередачи продольного электроснабжения либо линий электропередачи ДПР, которая имеет двустороннее питание".
9. Пункт 5.3.2 изложить в новой редакции:
"5.3.2 Правила секционирования сборных шин собственных нужд
5.3.2.1 На тяговых подстанциях, указанных в 5.1.2 и имеющих два основных трансформатора собственных нужд, должно быть предусмотрено три секции сборных шин собственных нужд.
Первая и вторая секции сборных шин собственных нужд через цепь, состоящую из последовательно соединённых автоматического выключателя и рубильника, должны соединяться с выводами обмоток низшего напряжения:
- соответственно первого и второго трансформаторов собственных нужд (на тяговых подстанциях, указанных в 5.2.1, перечисление а));
- соответственно основного и резервного трансформаторов собственных нужд (на тяговых подстанциях, указанных в 5.2.1, перечисление б)).
Между первой и второй секциями сборных шин собственных нужд должна предусматриваться перемычка, состоящая из двух последовательно соединённых рубильников.
Третья секция сборных шин собственных нужд через защитные разделительные трансформаторы и цепи, состоящие из последовательно соединённых автоматических выключателей и рубильников, должна соединяться с первой и второй секциями сборных шин собственных нужд.
5.3.2.2 На тяговых подстанциях, указанных в 5.1.2 и имеющих один основной и один резервный трансформаторы собственных нужд, схема секционирования отличается от указанного в 5.3.2.1 тем, что первая и вторая секции сборных шин собственных нужд соединяются между собой наглухо, перемычка с рубильниками не предусматривается.
5.3.2.3 На тяговых подстанциях, указанных в 5.1.3 и имеющих два основных трансформатора собственных нужд, схема секционирования отличается от указанной в 5.3.2.1 тем, что третья секция сборных шин собственных нужд, разделительные трансформаторы и связанные с ними коммутационные аппараты не предусматриваются.
5.3.2.4 На тяговых подстанциях, указанных в 5.1.3 и имеющих один основной и один резервный трансформаторы собственных нужд, схема секционирования отличается от указанной в 5.3.2.2 тем, что третья секция сборных шин собственных нужд, разделительные трансформаторы и связанные с ними коммутационные аппараты не предусматриваются".
10. Пункт 5.3.3 дополнить абзацем: "На тяговых подстанциях, имеющих резервный трансформатор собственных нужд, сборные шины гарантированного питания собственных нужд должны, кроме того, быть соединены с обмоткой низшего напряжения резервного трансформатора собственных нужд через цепь, состоящую из соединенных последовательно автоматического выключателя и рубильника".
11. Пункт 5.4.6 изложить в новой редакции:
"5.4.6 В сети собственных нужд не должны предусматриваться средства измерений, предназначенные для учёта электроэнергии.
Примечание - Для учёта электроэнергии используются счётчики электроэнергии, подключаемые к измерительным трансформаторам на стороне высшего напряжения трансформаторов собственных нужд и на присоединениях отходящих от подстанции линий электропередачи автоблокировки. Эти устройства не относятся к объекту стандартизации настоящего стандарта".
12. Пункт 5.5.1 изложить в новой редакции:
"5.5.1 На вновь сооружаемых и реконструируемых тяговых подстанциях должна предусматриваться сеть постоянного оперативного тока с устройством токоведущих проводников и типом заземления IT типа а) по ГОСТ Р 50571.1 напряжением 220 В.
На тяговых подстанциях, не подвергаемых реконструкции, допускается сохранять сеть постоянного оперативного тока с устройством токоведущих проводников и типом заземления, предусмотренными первоначальным проектом подстанции".
13. Пункт Б.1 (приложение Б). Исключить позиции перечисления "устройств релейной защиты и режимной автоматики всех присоединений данной тяговой подстанции" и "устройств подогрева приводов и баков коммутационных аппаратов распределительных устройств напряжением выше 1000 В".
14. Пункт В.1 (приложение В) изложить в новой редакции:
"В.1 Каждому из вариантов структурно-функциональных схем распределительных устройств собственных нужд тяговых подстанций присвоены условные обозначения, состоящие из трех цифр, которые обозначают:
- первая цифра - количество вводов от основных и резервных трансформаторов собственных нужд и наличие (отсутствие) третьей секции сборных шин собственных нужд:
1) для тяговых подстанций с одним основным и одним резервным трансформаторами собственных нужд без третьей секции шин - цифра 1;
2) для тяговых подстанций с двумя основными трансформаторами собственных нужд без третьей секции шин - цифра 2;
3) для тяговых подстанций с одним основным и одним резервным трансформаторами собственных нужд и третьей секцией шин - цифра 3;
4) для тяговых подстанций с двумя основными трансформаторами собственных нужд и третьей секцией шин - цифра 4;
5) для тяговых подстанций с двумя основными и одним резервным трансформаторами собственных нужд без третьей секцией шин - цифра 5;
6) для тяговых подстанций с двумя основными и одним резервным трансформаторами собственных нужд и третьей секцией шин - цифра 6.
Примечание - Критерии выбора количества вводов от основных и резервных трансформаторов собственных нужд - по 5.2.1, необходимости применения третьей секции шин собственных нужд - по 5.3.2.
- вторая цифра - наличие (отсутствие) ввода от дизель-генераторного агрегата:
1) для тяговых подстанций без дизель-генераторного агрегата - цифра 0;
2) для тяговых подстанций с дизель-генераторным агрегатом - цифра 1;
Примечание - Критерии применения дизель-генераторных агрегатов - по 5.2.9.
- третья цифра - наличие (отсутствие) и количество присоединений трансформаторов СЦБ к шинам гарантированного питания собственных нужд:
1) для тяговых подстанций без трансформаторов СЦБ - цифра 0;
2) для тяговых подстанций соответственно с одним, двумя, тремя или четырьмя трансформаторами СЦБ - цифры 1, 2, 3 или 4 соответственно.
Варианты структурно-функциональных схем распределительных устройств собственных нужд тяговых подстанций показаны на рисунках В.7 и В.8".
15. Пункт В.2 (приложение В). Слова "на рисунках с В.1 по В.4" заменить на слова "на рисунках В.7 - В.8".
16. Пункт В.3 (приложение В). Первое предложение изложить в новой редакции: "Автоматические выключатели QF1, QF2, QF32 и QF33 (рисунки В.7 и В.8) должны иметь электрические цепи управления".
17. Пункт В.4 (приложение В). В последнем предложении слова "на рисунках В.5 и В.6" заменить на слова "на рисунках В.9 и В.10".
18. Рисунки В.1 - В.6 (приложение В) исключить. Ввести новые рисунки В.7 - В.10.
19. Таблицу В.1 изложить в новой редакции.
Таблица В.1 - Требования к условиям применения и количеству электропроводок и автоматических выключателей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 21 марта 2012 г. N 553р "О внесении изменений в стандарт организации СТО РЖД 1.07.004-2008"
Текст распоряжения официально опубликован не был