Дата введения - 1 марта 2011 г.
Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет понятие и назначение документа "Программа обеспечения функциональной безопасности", а также устанавливает требования к его структуре, содержанию и порядку разработки.
Настоящий стандарт распространяется на все объекты железнодорожного транспорта (ЖТ), к которым предъявляются требования безопасности.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями должно быть оговорено в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей
ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение марковских методов
ГОСТ Р МЭК 61508.3-2007 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 3. Требования к программному обеспечению
СТК 1.04.005-2010 "Обучение и повышение квалификации персонала";
СТО РЖД 1.02.032-2010 "Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта"
СТО РЖД 1.02.033-2010 "Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Порядок идентификации опасностей и рисков"
СТО РЖД 1.02.034-2010 "Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Общие правила оценки и управления рисками"
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 безопасность (safety): Отсутствие недопустимого риска. [ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.1.8] |
3.1.3 верификация (verification): Подтверждение выполнения требований путем исследования и сбора объективных свидетельств. [ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.8.1] |
3.1.4 доказательство безопасности: Документ, содержащий совокупность доказательств о соответствии объекта железнодорожного транспорта требованиям функциональной безопасности.
3.1.5 железнодорожная инфраструктура: Технологический комплекс служб обеспечения перевозочного процесса. Примечания 1 Перевозочный процесс включает в себя технологически и организационно взаимосвязанные операции по подготовке железнодорожного подвижного состава к перевозкам, по выполнению и завершению перевозок. 2 К объектам железнодорожной инфраструктуры относятся железнодорожные пути общего пользования, станции, устройства электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки, связи, передачи и обработки информации, управления движением поездов, а также здания, сооружения и оборудование вспомогательного назначения.
[ГОСТ Р 52944-2008, раздел 2, статья 4] |
3.1.6 железнодорожный подвижной состав: Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры. Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав.
[ГОСТ Р 52944-2008, раздел 2, статья 1] |
3.1.7 жизненный цикл (объекта железнодорожного транспорта): Перечень мероприятий, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта и заканчивается после этапа утилизации объекта.
3.1.8 жизненный цикл безопасности (объекта железнодорожного транспорта): Дополнительный перечень мероприятий, осуществляемых в сочетании с жизненным циклом объекта для объектов, связанных с безопасностью.
3.1.9 журнал учёта опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению безопасностью (обеспечению безопасности), выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения, или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.
Примечание - Журнал учёта опасностей иногда называют протоколом угроз.
3.1.10 заказчик: ОАО "РЖД" или иная организация, эксплуатирующая объект железнодорожного транспорта.
3.1.11 изготовитель: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие продукцию для реализации заказчику (потребителям).
3.1.12 компонент: Составная часть, рассматриваемая на самом низком уровне анализа объекта.
3.1.13 объект: Любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности.
Примечания
1 Примерами объектов могут быть система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент.
2 Объект может состоять из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и может также в частных случаях включать людей.
3 Группу объектов можно рассматривать как самостоятельный объект.
3.1.14 объект железнодорожного транспорта: любая самостоятельная единица железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, обеспечивающая выполнение требуемой функции в рамках перевозочного процесса.
3.1.15 опасность (hazard): Потенциальный источник возникновения ущерба. [ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.1.2] |
3.1.16 отказоустойчивость: понятие, реализуемое при разработке объекта, направленное на то, чтобы в случае отказа объект переходил в безопасное состояние или оставался в нем.
3.1.17 показатель безопасности: количественная характеристика свойства безопасности объекта.
3.1.18 полнота безопасности: Способность объекта, связанного с безопасностью, выполнять требуемые функции безопасности при данных условиях эксплуатации в заданный период времени.
3.1.19 программа обеспечения функциональной безопасности; ПОБ: Документированный перечень запланированных по времени мероприятий, ресурсов и событий, направленных на внедрение организационной структуры, распределения ответственности, процедур, мероприятий, методик и ресурсов, которые совместно будут способствовать тому, что объект будет удовлетворять требованиям безопасности, заданным в договоре или проекте.
3.1.20 процесс обеспечения безопасности: Последовательность процедур, осуществляемых с целью идентификации и обеспечения выполнения всех требований безопасности к объекту.
3.1.21 разработчик: Организация, ответственная за выполнение комплекса научно-исследовательских, проектно-конструкторских и изыскательских работ по проектируемому объекту железнодорожного транспорта на основании договора с организацией-заказчиком или организацией-изготовителем.
3.1.22 систематический отказ: Отказ, однозначно вызванный определенной причиной, которая может быть устранена только модификацией проекта или производственного процесса, правил эксплуатации и документации. Примечания 1 Систематический отказ может быть воспроизведен путем преднамеренного создания тех же самых условий, например, с целью определения причины отказа. 2 Систематический отказ является результатом систематической неисправности. |
3.1.23 составная часть: Рассматриваемая часть объекта.
Примечание - Составную часть можно рассматривать как самостоятельный объект.
3.1.24 спецификация: Формализованное представление требований, предъявляемых к объекту, которые должны быть удовлетворены при его разработке, а также описание задач, условий и эффекта действия без указания способа его достижения.
3.1.25 технические требования к безопасности: Спецификация, содержащая все требования к функциям безопасности, которые должны быть выполнены системами, связанными с безопасностью.
Примечание - Технические требования к безопасности разделяются на:
- спецификацию требований к функциям безопасности;
- спецификацию требований к полноте безопасности.
3.1.26 управление безопасностью: Структура административного управления, обеспечивающая правильность реализации процесса обеспечения безопасности.
3.1.27 уровень полноты безопасности; УПБ: Число, указывающее необходимую степень уверенности того, что объект будет выполнять заданные функции безопасности в отношении систематических отказов.
3.1.28 функциональная безопасность: Свойство объекта, связанного с безопасностью, удовлетворительно выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях в течение заданного периода времени.
3.1.29 функция безопасности: Функция, реализуемая объектом или его составными частями, которая предназначена для достижения или поддержания безопасного состояния по отношению к конкретному опасному событию.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ЖТ - железнодорожный транспорт;
УПБ - уровень полноты безопасности;
ПОБ - программа обеспечения функциональной безопасности.
4 Основные положения
4.1 Безопасность объектов ЖТ должна быть обеспечена путем выполнения мер и мероприятий, предусмотренных программой обеспечения функциональной безопасности.
4.2 Программа обеспечения функциональной безопасности (ПОБ) определяет перечень и взаимосвязь работ, проводимых на стадиях жизненного цикла объекта ЖТ и направленных на обеспечение заданного уровня безопасности.
4.3 Действия разработчика, изготовителя и заказчика по обеспечению безопасности объекта ЖТ должны быть согласованы между собой и жизненным циклом объекта ЖТ так, чтобы обеспечить соответствие показателей безопасности требуемым значениям. Эти действия должны быть спланированы и представлены в документе "Программа обеспечения функциональной безопасности".
4.4 Поскольку основные работы уже содержатся в жизненном цикле объекта ЖТ, для ПОБ требуются только связанные с конкретным проектом дополнения или выделение особо важных мероприятий. Структура жизненного цикла безопасности объекта ЖТ представлен на рисунке 1.
4.5 Содержание ПОБ должно быть направлено на решение задачи поэтапного подтверждения корректной реализации требований безопасности к объекту ЖТ. Работы, регламентируемые ПОБ, должны учитывать возможность подтверждения соответствия требованиям безопасности как для объекта ЖТ в целом, так и для его составных частей.
4.6 Результатом мероприятий, проводимых в соответствии с ПОБ, должен быть документ "Доказательство безопасности". Указания по составлению доказательства безопасности приведены в СТО РЖД 1.02.032.
5 Процедура разработки программы
5.1 В соответствии с жизненным циклом объекта ЖТ предусматривают следующую последовательность разработки ПОБ:
а) формирование документа на этапе "Характеристика объекта ЖТ и условий применения" (этап 2) организацией-разработчиком (изготовителем);
1) определение жизненного цикла безопасности объекта ЖТ.
Результат - разработанный жизненный цикл безопасности объекта ЖТ.
2) закрепление за каждым этапом проекта соответствующих задач по обеспечению безопасности объекта ЖТ, которые необходимы для достоверного соблюдения специфических обязательных условий проекта и требований к объекту ЖТ.
Результат - идентифицированы все необходимые задачи безопасности для жизненного цикла объекта ЖТ.
3) определение обязанностей в организации по выполнению каждой задачи безопасности.
Результат - определен штат ответственных лиц и идентифицированы ресурсы для обеспечения безопасности объекта ЖТ.
4) определение инструкций, средств и ссылочных документов, необходимых для выполнения каждой задачи безопасности.
Результат - документированное управление безопасностью объекта ЖТ.
5) деятельность по обеспечению безопасности, осуществляемая в процессах организации.
Результат - управление безопасностью в рамках процессов.
б) утверждение документа руководителем организации-разработчика и согласование с изготовителем и заказчиком объекта ЖТ;
в) корректировка и доработка документа организацией-разработчиком на этапе "Требования к объекту ЖТ" (этап 4);
г) реализация ПОБ организацией-разработчиком на этапе "Проектирование и реализация" (этап 5) и изготовителем на этапе "Производство" (этап 6);
д) представление ПОБ изготовителем для независимого экспертного заключения в орган по сертификации, который будет производить оценку соответствия объекта ЖТ заданным требованиям безопасности;
е) корректировка (при необходимости) документа организацией-изготовителем по результатам независимой экспертизы органом по сертификации на этапе "Приемка объекта ЖТ" в эксплуатацию (этап 9).
Примечание - Наличие положительного экспертного заключения органа по сертификации для ПОБ является обязательным условием при приемке объекта ЖТ в эксплуатацию.
- корректировка документа организацией-разработчиком (изготовителем) на этапе "Модификация и модернизация" (этап 12) с последующим представлением для независимого экспертного заключения в орган по сертификации;
- при необходимости формирование и реализация документа на этапе "Вывод из эксплуатации и утилизация" (этап 13).
5.2 ПОБ должен хранить изготовитель, орган по сертификации, выдавший заключение о безопасности объекта ЖТ. Срок хранения должен составлять не менее 10 лет после прекращения производства объекта ЖТ.
6 Требования к структуре программы
6.1 ПОБ должна отражать:
- политику и стратегию обеспечения функциональной безопасности объекта ЖТ, выраженные через определение целей, порядка и мероприятий, принятых разработчиком, изготовителем и эксплуатирующей организацией;
- полномочия, ответственность и подотчетность на всех этапах жизненного цикла безопасности объекта ЖТ;
- процесс взаимодействия участников разработки по вопросам обеспечения функциональной безопасности объекта ЖТ;
- виды и объем отчетной документации;
- порядок обновления и пересмотра ПОБ.
6.2 ПОБ должна содержать следующие разделы:
- общие положения;
- нормативные ссылки;
- характеристика объекта;
- мероприятия по обеспечению функциональной безопасности объекта;
- организация работ;
- порядок отчетности;
- порядок корректировки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт ОАО "РЖД" СТО РЖД 1.02.031-2010 "Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Программа обеспечения функциональной безопасности объектов железнодорожного транспорта"
Текст стандарта приводится по изданию ОАО "РЖД" (Москва, 2010 г.)
Дата введения - 1 марта 2011 г.
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")
2 Внесен Департаментом технической политики ОАО "РЖД"
3 Утвержден и введен в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 13 декабря 2010 г. N 2570р
4 Введен впервые