В соответствии с пунктом 14 Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1016 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 7081; 2011, N 34, ст. 4992), приказываем:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по рассмотрению Межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, вопроса о соответствии инвестиционного проекта критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов.
Министр |
Э.С. Набиуллина |
Заместитель Председателя |
А.Л. Кудрин |
Методические рекомендации
по рассмотрению Межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, вопроса о соответствии инвестиционного проекта критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов
(утв. приказом Министерства экономического развития РФ и Минфина России от 15 сентября 2011 г. N 482/111н)
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях создания условий для подготовки решений Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов (далее - Межведомственная комиссия).
2. Рекомендуемыми критериями финансовой эффективности инвестиционного проекта, претендующего на получение государственных гарантий Российской Федерации, являются:
- соответствие значения чистой приведенной стоимости (NPV) рекомендуемому минимальному значению;
- соответствие значения внутренней нормы доходности (IRR) рекомендуемому минимальному значению;
- соответствие значения дисконтированного срока окупаемости (DPP) рекомендуемому максимальному значению;
- соответствие значения коэффициента покрытия выплат по кредитам и займам (DSCR) во всех периодах реализации инвестиционного проекта рекомендуемому минимальному значению;
- соответствие доли финансирования инвестиционного проекта за счет собственных средств в структуре источников финансирования по состоянию на начало реализации инвестиционного проекта рекомендуемому минимальному значению.
Инвестиционный проект рекомендуется признавать соответствующим критериям финансовой эффективности в случае соответствия значений всех показателей инвестиционного проекта рекомендуемым значениям.
3. Рекомендуемыми критериями бюджетной эффективности инвестиционного проекта, претендующего на получение государственных гарантий Российской Федерации, являются:
- соответствие индекса бюджетной эффективности (БЭ) инвестиционного проекта минимальному значению;
- соответствие общей доли государственной поддержки инвестиционного проекта ее максимальному значению в течение всего предполагаемого срока действия государственной гарантии Российской Федерации.
Инвестиционный проект рекомендуется признавать соответствующим критериям бюджетной эффективности в случае соответствия значений всех показателей инвестиционного проекта рекомендуемым значениям.
4. Рекомендуемыми критериями экономической эффективности инвестиционного проекта, претендующего на получение государственных гарантий Российской Федерации, являются:
- готовность заявителя к реализации проекта;
- готовность кредитора (кредиторов) к финансированию проекта или организатора (организаторов) облигационного займа к организации финансирования;
- уровень импортозамещения продукции;
- кредитный рейтинг заявителя;
- учет оценки рисков по проекту и качества экспертизы инвестиционного меморандума уполномоченным финансовым консультантом.
Под импортозамещением продукции понимается уменьшение или прекращение импорта определенных товаров, сырья и материалов за счет производства, выпуска в стране тех же или аналогичных товаров, сырья и материалов.
Инвестиционный проект рекомендуется признавать соответствующим критериям экономической эффективности в случае соответствия суммы итоговых баллов по каждому критерию рекомендуемому минимальному количеству баллов. Минимальное суммарное рекомендуемое количество баллов - 2,5 (две целых пять десятых) балла.
5. При определении соответствия инвестиционного проекта критериям финансовой эффективности инвестиционного проекта, претендующего на получение государственных гарантий Российской Федерации, рекомендуется использовать следующие показатели:
5.1. Чистая приведенная стоимость (NPV).
Под чистой приведенной стоимостью инвестиционного проекта понимается сумма денежных потоков от реализации инвестиционного проекта, приведенных к текущему моменту (моменту оценки инвестиционного проекта) путем дисконтирования. Под дисконтированием понимается приведение будущих денежных поступлений к текущему периоду с учетом изменения стоимости денег с течением времени. Применение критерия основано на расчете показателя NPV, значение которого определяется по следующей формуле:
,
где:
- денежный поток от проекта в период времени t;
- ставка дисконтирования;
t - период времени;
n - количество периодов времени расчета.
Рекомендуемое минимальное значение чистой приведенной стоимости (NPV) - более нуля.
5.2. Внутренняя норма доходности (IRR).
Под внутренней нормой доходности инвестиционного проекта понимается значение ставки дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта (NPV) равна нулю.
Рекомендуемое минимальное значение внутренней нормы доходности (IRR) - более значения ставки дисконтирования.
5.3. Дисконтированный срок окупаемости (DPP).
Под дисконтированным сроком окупаемости инвестиционного проекта понимается период времени, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными дисконтированными доходами от его осуществления. Под дисконтированными доходами понимаются доходы, приведенные путем дисконтирования к текущему моменту времени.
Рекомендуемое максимальное значение дисконтированного срока окупаемости (DPP) - не более 20 лет.
5.4. Коэффициент покрытия выплат по кредитам и займам (DSCR).
Расчет указанного показателя рекомендуется осуществлять для каждого периода времени t начиная с начала эксплуатации объекта, созданного (реконструированного) в рамках реализации инвестиционного проекта, в котором осуществляется выплата по кредитам и займам, включая процентные расходы, по следующей формуле:
,
где:
- денежные поступления от операционной деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта за период времени t;
- денежные поступления от инвестиционной деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, за период времени t;
- резерв денежных средств на начало за период времени t;
- процентные выплаты по кредитам и займам за период времени t;
- выплаты основной суммы долга по кредитам и займам за период времени t;
t - период времени.
Рекомендуемое минимальное значение коэффициента покрытия выплат по кредитам и займам (DSCR) во всех периодах реализации проекта - не менее 1.
5.5. Долю финансирования инвестиционного проекта за счет собственных средств в структуре источников финансирования рекомендуется определять по состоянию на начало реализации инвестиционного проекта. Рекомендуемое минимальное значение доли собственных средств в структуре источников финансирования - не менее 15 процентов.
6. При определении соответствия инвестиционного проекта критериям бюджетной эффективности инвестиционного проекта, претендующего на получение государственных гарантий Российской Федерации, рекомендуется использовать следующие показатели:
6.1. Индекс бюджетной эффективности (БЭ).
Под индексом бюджетной эффективности (БЭ) понимается отношение дисконтированных налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта в течение предполагаемого периода действия государственной гарантии Российской Федерации, к дисконтированному объему государственной поддержки принципала по проекту в различных формах (предоставление государственных гарантий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам или облигационным займам, внесение взносов в уставный капитал принципала, заключение концессионных соглашений и участие Внешэкономбанка в финансировании рассматриваемого инвестиционного проекта) (далее - государственная поддержка).
Индекс бюджетной эффективности (БЭ) определяется по формуле:
,
где:
НД - налоговые доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от реализации инвестиционного проекта;
ННД - неналоговые доходы всех уровней бюджетной системы Российской Федерации от реализации инвестиционного проекта;
ГП - объем государственной поддержки принципала по проекту в различных формах;
- ставка дисконтирования;
t - период времени;
n - количество периодов времени расчета.
Рекомендуемое минимальное значение индекса бюджетной эффективности (БЭ) инвестиционного проекта - более 1.
6.2. Общую долю государственной поддержки инвестиционного проекта рекомендуется определять в каждом периоде предполагаемого срока действия государственной гарантии Российской Федерации.
Рекомендуемое максимальное значение общей доли государственной поддержки инвестиционного проекта - не более 75 процентов.
7. При определении соответствия инвестиционного проекта критериям экономической эффективности инвестиционного проекта, претендующего на получение государственных гарантий Российской Федерации, значения критериев рекомендуется оценивать следующим образом.
7.1. Готовность заявителя к реализации проекта рекомендуется оценивать по шкале от нуля до одного балла:
- при наличии утвержденной и согласованной проектно-сметной документации по объектам, создаваемым (реконструируемым) в рамках реализации инвестиционного проекта, готовность заявителя к реализации проекта рекомендуется оценивать как 0,25 (ноль целых двадцать пять сотых) балла;
- при наличии заключенных договоров на строительство (реконструкцию) объектов, создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта, и поставку оборудования, закупаемого в рамках реализации инвестиционного проекта, готовность заявителя к реализации проекта рекомендуется оценивать как 0,25 (ноль целых двадцать пять сотых) балла;
- при наличии подтверждения от потенциальных потребителей о готовности использовать продукцию, создаваемую в рамках реализации инвестиционного проекта, готовность заявителя к реализации проекта рекомендуется оценивать как 0,5 (ноль целых пять десятых) балла;
- при отсутствии подтверждения готовности заявителя к реализации проекта готовность заявителя к реализации проекта рекомендуется оценивать как 0 (ноль) баллов;
- при одновременном соответствии инвестиционного проекта условиям, указанным в абзацах 2 - 5 настоящего пункта, окончательное значение готовности заявителя к реализации проекта рекомендуется определять путем суммирования баллов по каждому из условий соответствия готовности заявителя к реализации проекта.
7.2. Готовность кредитора (кредиторов) к финансированию проекта или организатора (организаторов) облигационного займа к организации финансирования рекомендуется оценивать по шкале от нуля до одного балла:
- при наличии соглашения о намерениях с кредитором (кредиторами) о предоставлении финансирования, а с организатором (организаторами) облигационного займа - об организации финансирования готовность кредитора (кредиторов) к финансированию проекта или организатора (организаторов) облигационного займа к организации финансирования рекомендуется оценивать как 0,25 (ноль целых двадцать пять сотых) балла;
- при наличии решения коллегиального органа кредитора (кредиторов) о предоставлении финансирования или организатора (организаторов) облигационного займа об организации финансирования готовность кредитора (кредиторов) к финансированию проекта или организатора (организаторов) облигационного займа к организации финансирования рекомендуется оценивать как 0,5 (ноль целых пять десятых) балла;
- при наличии подписанного договора (договоров) о предоставлении финансирования готовность кредитора (кредиторов) к финансированию проекта рекомендуется оценивать как 1 (один) балл;
- при отсутствии подтверждения готовности кредитора (кредиторов) к финансированию проекта или организатора (организаторов) облигационного займа к организации финансирования готовность кредитора (кредиторов) к финансированию проекта или организатора (организаторов) облигационного займа к организации финансирования рекомендуется оценивать как 0 (ноль) баллов.
7.3. Уровень импортозамещения продукции рекомендуется оценивать по шкале от нуля до одного балла:
- при наличии импортозамещения готовой продукции (услуг), подтверждаемого заключением уполномоченного финансового консультанта и инвестиционным меморандумом, уровень импортозамещения продукции рекомендуется оценивать как 0,5 (ноль целых пять десятых) балла;
- при наличии импортозамещения сырья и материалов, подтверждаемого заключением уполномоченного финансового консультанта и инвестиционным меморандумом, уровень импортозамещения продукции рекомендуется оценивать как 0,5 (ноль целых пять десятых) балла;
- при отсутствии импортозамещения готовой продукции (услуг), сырья и материалов уровень импортозамещения продукции рекомендуется оценивать как 0 (ноль) баллов;
- при одновременном соответствии инвестиционного проекта условиям, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, окончательное значение уровня импортозамещения продукции рекомендуется определять путем суммирования баллов по каждому из условий соответствия уровню импортозамещения продукции.
7.4. Кредитный рейтинг заявителя рекомендуется оценивать по шкале от нуля до одного балла:
- при наличии у заявителя по состоянию на дату заседания Межведомственной комиссии долгосрочного кредитного рейтинга рейтинговых агентств: Standard and Poor's International Services, Inc по национальной шкале на уровне не ниже ruА- или ЗАО "Рейтинговое агентство Мудис Интерфакс" по национальной шкале на уровне не ниже A3.ru, или Fitch Ratings CIS Ltd. по национальной шкале на уровне не ниже A-(rus), или ЗАО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" на уровне не ниже А+, или ООО "Национальное Рейтинговое Агентство" на уровне не ниже А-, или ЗАО "Рейтинговое агентство "Анализ. Консультации и Маркетинг" на уровне не ниже А+, или ЗАО "Рус-Рейтинг" на уровне не ниже АА-, кредитный рейтинг заявителя рекомендуется оценивать как 1 (один) балл;
- при наличии у заявителя по состоянию на дату заседания Межведомственной комиссии долгосрочного кредитного рейтинга рейтинговых агентств: Standard and Poor's International Services, Inc по национальной шкале на уровне не ниже ruВВВ- или ЗАО "Рейтинговое агентство Мудис Интерфакс" по национальной шкале на уровне не ниже B3.ru, или Fitch Ratings CIS Ltd. по национальной шкале на уровне не ниже BBB-(rus), или ЗАО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" на уровне не ниже В+ +, или 000 "Национальное Рейтинговое Агентство" на уровне не ниже ВВВ-, или ЗАО "Рейтинговое агентство "Анализ. Консультации и Маркетинг" на уровне не ниже А, или ЗАО "Рус-Рейтинг" на уровне не ниже ВВВ-, кредитный рейтинг заявителя рекомендуется оценивать как 0,75 (ноль целых семьдесят пять сотых) балла;
- при наличии у заявителя по состоянию на дату заседания Межведомственной комиссии долгосрочного кредитного рейтинга рейтинговых агентств: Standard and Poor's International Services, Inc по национальной шкале на уровне не ниже ruВВ- или ЗАО "Рейтинговое агентство Мудис Интерфакс" по национальной шкале на уровне не ниже Ba3.ru, или Fitch Ratings CIS Ltd. по национальной шкале на уровне не ниже BB-(rus), или ЗАО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" на уровне не ниже В+, или ООО "Национальное Рейтинговое Агентство" на уровне не ниже ВВ-, или ЗАО "Рейтинговое агентство "Анализ. Консультации и Маркетинг" на уровне не ниже В+ +, или ЗАО "Рус-Рейтинг" на уровне не ниже ВВ-, кредитный рейтинг заявителя рекомендуется оценивать как 0,5 (ноль целых пять десятых) балла;
- при наличии у заявителя по состоянию на дату заседания Межведомственной комиссии долгосрочного кредитного рейтинга рейтинговых агентств: Standard and Poor's International Services, Inc по национальной шкале на уровне не ниже ruВ- или ЗАО "Рейтинговое агентство Мудис Интерфакс" по национальной шкале на уровне не ниже ВЗ.ш, или Fitch Ratings CIS Ltd. по национальной шкале на уровне не ниже B-(rus), или ЗАО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА" на уровне не ниже В, или ООО "Национальное Рейтинговое Агентство" на уровне не ниже В-, или ЗАО "Рейтинговое агентство "Анализ. Консультации и Маркетинг" на уровне не ниже В, или ЗАО "Рус-Рейтинг" на уровне не ниже В-, кредитный рейтинг заявителя рекомендуется оценивать как 0,25 (ноль целых двадцать пять сотых) балла;
- при отсутствии по состоянию на дату заседания Межведомственной комиссии кредитного рейтинга рейтинговых агентств, указанного в абзацах втором - пятом настоящего пункта, кредитный рейтинг заявителя рекомендуется оценивать как 0 (ноль) баллов;
- при одновременном наличии по состоянию на дату заседания Межведомственной комиссии нескольких рейтинговых оценок от нескольких рейтинговых агентств рекомендуется учитывать рейтинговую оценку, обеспечивающую максимальное количество баллов.
7.5. Критерий учета оценки рисков по проекту и качества экспертизы инвестиционного меморандума, содержащихся в заключениях уполномоченного финансового консультанта, рекомендуется оценивать по шкале от нуля до одного балла:
- при одновременном выполнении следующих условий: а) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом отсутствия существенных рисков, которые могли бы негативно повлиять на решение об отборе проекта; б) наличие оценки на уровне "низкий" или "средний" по всем рискам, выделяемым уполномоченным финансовым консультантом в заключении, содержащем описание уровня рисков; в) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом полного соответствия информации, представленной в инвестиционном меморандуме, информации, представленной уполномоченному финансовому консультанту для анализа кредитоспособности проекта; г) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом корректности финансовой модели проекта, учет оценки рисков по проекту и качество экспертизы инвестиционного меморандума рекомендуется оценивать как 1 (один) балл;
- при одновременном выполнении следующих условий: а) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом отсутствия существенных рисков, которые могли бы негативно повлиять на решение об отборе проекта; б) при наличии оценки на уровне "низкий" или "средний" не менее чем по 75 процентам рисков из общего количества рисков, выделяемых уполномоченным финансовым консультантом в заключении, содержащем описание уровня рисков; в) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом полного соответствия информации, представленной в инвестиционном меморандуме, информации, представленной уполномоченному финансовому консультанту для анализа кредитоспособности проекта; г) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом корректности финансовой модели проекта, учет оценки рисков по проекту и качество экспертизы инвестиционного меморандума рекомендуется оценивать как 0,75 (ноль целых семьдесят пять сотых) балла;
- при одновременном выполнении следующих условий: а) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом отсутствия существенных рисков, которые могли бы негативно повлиять на решение об отборе проекта, а при их наличии - в инвестиционном меморандуме или заключении уполномоченного финансового консультанта отражение мероприятий по устранению воздействия указанных рисков на реализацию проекта; б) при наличии оценки на уровне "низкий" или "средний" не менее чем по 50 процентам рисков из общего количества рисков, выделяемых уполномоченным финансовым консультантом в заключении, содержащем описание уровня рисков; в) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом полного соответствия информации, представленной в инвестиционном меморандуме, информации, представленной уполномоченному финансовому консультанту для анализа кредитоспособности проекта; г) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом корректности финансовой модели проекта, учет оценки рисков по проекту и качество экспертизы инвестиционного меморандума рекомендуется оценивать как 0,5 (ноль целых пять десятых) балла;
- при одновременном выполнении следующих условий: а) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом отсутствия существенных рисков, которые могли бы негативно повлиять на решение об отборе проекта, а при их наличии - в инвестиционном меморандуме или заключении уполномоченного финансового консультанта отражение мероприятий по устранению воздействия указанных рисков на реализацию проекта; б) при наличии оценки на уровне "низкий" или "средний" не менее чем по 25 процентам рисков из общего количества рисков, выделяемых уполномоченным финансовым консультантом в заключении, содержащем описание уровня рисков; в) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом полного соответствия информации, представленной в инвестиционном меморандуме, информации, представленной уполномоченному финансовому консультанту для анализа кредитоспособности проекта; г) подтверждение уполномоченным финансовым консультантом корректности финансовой модели проекта, учет оценки рисков по проекту и качество экспертизы инвестиционного меморандума рекомендуется оценивать как 0,25 (ноль целых двадцать пять сотых) балла;
- при одновременном соответствии проекта нескольким требованиям, указанным в абзацах 2 - 5 настоящего пункта, учет оценки рисков по проекту и качество экспертизы инвестиционного меморандума рекомендуется оценивать исходя из соответствия, обеспечивающего максимальное количество баллов;
- при выполнении одного из следующих условий: а) наличие существенных рисков, которые могли бы негативно повлиять на решение об отборе проекта, в случае отсутствия в инвестиционном меморандуме или заключении уполномоченного финансового консультанта мероприятий по устранению их воздействия на реализацию проекта; б) отсутствие подтверждения или неполное подтверждение уполномоченным финансовым консультантом соответствия информации, представленной в инвестиционном меморандуме, информации, представленной уполномоченному финансовому консультанту для анализа кредитоспособности проекта; в) отсутствие подтверждения уполномоченным финансовым консультантом корректности финансовой модели проекта, учет оценки рисков по проекту и качество экспертизы инвестиционного меморандума рекомендуется оценивать как 0 (ноль) баллов и принимать решение о необходимости заявителю, уполномоченному финансовому консультанту и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере реализации проекта, доработать материалы проекта и представить их на рассмотрение Межведомственной комиссии повторно в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина России от 15 сентября 2011 г. N 482/111н "Об утверждении Методических рекомендаций по рассмотрению Межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, вопроса о соответствии инвестиционного проекта критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов"
Текст приказа официально опубликован не был