Дата введения - 1 марта 2010 г.
Введен впервые
Согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 13 декабря 2010 г. N 2570р дата введения настоящего стандарта - 1 марта 2011 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает подход и общие правила оценки и управления рисками в ОАО "РЖД".
Настоящий стандарт распространяется на индивидуальные, технические, экологические, социальные, профессиональные и экономические риски объектов железнодорожного транспорта.
Настоящий стандарт применяют для оценки и управления рисками объектов железнодорожного транспорта.
Примечание - Настоящий стандарт не предусматривает определения критериев для установления потребности в оценке и управлении рисками, то есть не определяет тип метода оценки рисков, который необходим для данного объекта железнодорожного транспорта и для данной ситуации, а также не затрагивает гарантийных, страховых, правовых или финансовых аспектов возможных видов опасности.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем
ГОСТ Р 51901.11-2005 (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство
ГОСТ Р 51901.12-2007 (МЭК 60812:2006) Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов
ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей
Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 1249-ст ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) отменен с 1 сентября 2010 г. и введен в действие ГОСТ Р 27.302-2009
ГОСТ Р 51901.14-2007 (МЭК 61078:2006) Менеджмент риска. Структурная схема надежности и булевы методы
ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение марковских методов
СТО РЖД 1.02.030-2010 Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Политика обеспечения безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности объектов железнодорожного транспорта
СТО РЖД 1.02.033-2010 Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Порядок идентификация опасностей и рисков
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 анализ риска (risk analysis): Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска. Примечание - анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска.
|
3.1.2 безопасность (safety): Отсутствие недопустимого риска. [ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.1.8] |
3.1.3 безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: Состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Примечание - Термин приведен в соответствии с Федеральным законом [1], статья 2.
3.1.4 вероятность: Мера того, что событие может произойти. |
3.1.5 допустимый уровень риска: Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.
3.1.6 жизненный цикл (объекта железнодорожного транспорта): Деятельность, возникающая в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта железнодорожного транспорта и заканчивается после утилизации объекта железнодорожного транспорта.
3.1.7 журнал учёта опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению безопасностью, выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения, или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.
Примечание - Журнал учёта опасностей иногда называют протоколом угроз.
3.1.8 идентификация риска: Процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска. Примечания 1 Элементы риска могут включать в себя источники или опасности, события, последствия и вероятность. 2 Идентификация риска может также отражать интересы причастный сторон.
|
3.1.9 критерии риска: Правила, по которым оценивают значимость риска. Примечание - Критерии риска могут включать в себя сопутствующие стоимость и выгоды, законодательные и обязательные требования, социально-экономические и экологические аспекты, озабоченность причастных сторон, приоритеты и другие затраты на оценку.
|
3.1.10 матрица рисков: Инструмент, позволяющий ранжировать и отражать риски путем определения уровней частот и тяжести последствий.
Примечание - Термин приведен в соответствии с Руководством ИСО [2], статья 3.6.1.7.
3.1.11 мониторинг: Постоянная проверка, надзор, наблюдение и определение текущего состояния с целью выявления изменений по сравнению с ожидаемыми или требуемыми показателями.
Примечание - Термин приведен в соответствии с Руководством ИСО [2], статья 3.8.2.1.
3.1.12 обработка риска (risk treatment): Процесс выбора и выполнения мероприятий для изменения риска. Примечание 1 - Термин "обработка риска" иногда используют для измерений риска. Примечание 2 - К мероприятиям по обработке риска могут относиться исключение, оптимизация, передача или сохранение риска.
|
Примечание 3 - Обработка риска, направленная на устранение негативных последствий, часто называется "смягчением последствий риска" или "снижением риска".
3.1.13 объект железнодорожного транспорта: Любая самостоятельная единица железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, обеспечивающая выполнение требуемой функции в рамках перевозочного процесса.
3.1.14 опасное событие (hazardous event): Событие, которое может причинить вред. |
3.1.15 опасность (hazard): Потенциальный источник возникновения ущерба. [ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007, статья 3.1.2] |
Примечание - Опасность является источником риска применительно к вопросам безопасности.
3.1.16 остаточный риск: Риск, остающийся после обработки риска. |
3.1.17 оценивание риска (risk evaluation): Процесс сравнения оцененного риска с данными критериями риска с целью определения значимости риска. |
3.1.18 оценка величины риска (risk estimation): Процесс присвоения значений вероятности и последствий риска. |
3.1.19 оценка риска (risk assessment): Общий процесс анализа риска и оценивания риска. |
3.1.20 пересмотр: Деятельность, направленная на установление соответствия, адекватности или эффективности предмета рассмотрения установленным целям.
Примечание - Термин приведен в соответствии с Руководством ИСО [2], статья 3.8.2.2.
3.1.21 риск: Сочетание вероятности события и его последствий. Примечание - Термин "риск" обычно используется тогда, когда существует хотя бы возможность негативных последствий.
|
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо статьи 3.1.1 имеется в виду статья 3.1
3.1.22 событие: Возникновение или изменение определенных обстоятельств.
Примечание - Термин приведен в соответствии с Руководством ИСО [2], статья 3.5.1.3.
3.1.23 составная часть: Рассматриваемая часть объекта железнодорожного транспорта.
Примечание - Составную часть можно рассматривать как самостоятельный объект железнодорожного транспорта.
3.1.24 транспортное происшествие: Событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Примечание - Термин приведен в соответствии с Федеральным законом [1], статья 2.
3.1.25 управление риском (risk control): Действия, осуществляемые для выполнения решений в рамках менеджмента рисков. Примечание - Управление риском может включать мониторинг, переоценивание и соответствие принятым решениям.
|
3.1.26 уровень риска: Масштаб риска или совокупности рисков, который характеризуется определенным сочетанием последствий и вероятности их возникновения.
Примечание - Термин приведен в соответствии с Руководством ИСО [2], статья 3.6.1.8.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АС РБ |
- |
Автоматизированная система управления безопасностью движения; |
ЖТ |
- |
железнодорожный транспорт; |
КАС АНТ |
- |
Комплексная автоматизированная система учета, анализа и контроля устранения отказов технических средств; |
ALARP |
- |
As Low As Reasonably Practicable: принцип принятия допустимого риска "Риск настолько низок, насколько это достижимо на практике". |
4 Основные положения
4.1 Процесс управления рисками способствует принятию верных решений, учитывающих неопределенность условий и возможность наступления определенных событий или обстоятельств в будущем (запланированных или нет), а также их влияние на достижение поставленных целей ОАО "РЖД".
4.2 Задачами управления рисками являются контроль риска, предотвращение или сокращение гибели людей, снижение заболеваемости, снижение ущерба имуществу и других потерь, а также предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
4.3 Процесс управления риском включает:
- определение области применения по 6.3;
- идентификацию опасностей и рисков по 6.5;
- анализ частот по 6.6.4;
- анализ последствий по 6.6.5;
- определение уровня риска по 6.6.6;
- оценивание риска в соответствии с разделом 7;
- обработка риска в соответствии с разделом 8;
- мониторинг и пересмотр риска по 8.5.
Соотношения между этими действиями приведены на рисунке 1.
4.4 Управление рисками является итеративным процессом, который может производиться на каждом этапе жизненного цикла объекта ЖТ.
4.5 Управление рисками предполагает использование логических и систематических методов для:
- обмена информацией и консультирования в рамках процесса управления рисками;
- анализа риска и обработки риска;
- мониторинга и пересмотра рисков;
- составления отчетов и учета результатов в надлежащей форме.
5 Оценка рисков
5.1 Общие правила оценки риска
5.1.1 Целями оценки рисков являются получение достоверной информации и проведение необходимого анализа для принятия обоснованных решений при оценивании риска и дальнейшем выборе оптимальных способов обработки риска.
5.1.2 Основные результаты проведения оценки рисков:
- описание риска и его возможного воздействия на объект ЖТ;
- предоставление необходимой информации лицам, принимающим решения;
- выявление важнейших условий, способствующих возникновению риска, а также недостатков связей между разными объектами ЖТ или составными частями одного объекта ЖТ;
- сравнение с рисками, характерными для альтернативных объектов ЖТ, технологий или подходов;
- обмен информацией по рискам и условиям неопределенности;
- содействие в расстановке приоритетов;
- содействие в предотвращении опасных событий на основании результатов изучения уже произошедших событий;
- получение информации, позволяющей оценить допустимость риска после сравнения с предварительно установленными критериями;
- выбор оптимальных способов обработки риска;
- оценка рисков при утилизации списанного оборудования.
5.1.3 Для проведения оценки рисков необходимо точно определить:
- факторы деятельности и цели ОАО "РЖД";
- допустимые уровни рисков, а также способы обработки недопустимых уровней рисков;
- способы интеграции оценки рисков в организационные процессы ОАО "РЖД";
- методы оценки рисков и их роли в процессе управления рисками;
- ресурсы, доступных для осуществления оценки рисков;
- структуру подчинения, ответственности и объема полномочий персонала, осуществляющего оценку рисков;
- способы составления отчетности и пересмотра результатов оценки риска.
5.1.4 Оценку рисков осуществляют в рамках организации в целом, отделов, проектов, процедур или видов рисков. В зависимости от выбранного масштаба применяют различные методы оценки риска.
5.1.5 Как видно на рисунке 1 оценка рисков включает в себя анализ риска и оценивание риска.
5.2 Документирование
5.2.1 Процесс оценки риска должен быть задокументирован вместе с результатами оценки, так как эта информация является ключевыми входными данными для других этапов жизненного цикла объекта ЖТ*.
5.2.2 Сотрудники, проводящие оценку риска, должны подготовить отчет об оценке риска, который должен быть оформлен таким образом, чтобы выполненные расчеты и сделанные выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали в первоначальной оценке риска.
5.2.3 Отчет об оценке риска в общем случае должен включать:
- цели и масштаб проведения оценки;
- описание объекта ЖТ и его функций;
- краткий обзор внешних и внутренних факторов деятельности ОАО "РЖД", а также отношение данных условий к объекту ЖТ, оцениваемой ситуации или обстоятельствам;
- применяемые критерии риска и их обоснование;
- ограничения, допущения, предположения и обоснование гипотез;
- метод оценки рисков;
- исходные положения, ограничения и обоснование метода;
- описание идентифицированных опасностей и рисков;
- исходные данные, их источники и проверка;
- результаты анализа риска и оценка их достоверности;
- анализ факторов чувствительности и неопределенности;
- результаты оценивания риска;
- критические допущения и иные факторы, подлежащие мониторингу;
- обсуждение результатов;
- выводы и рекомендации;
- ссылки на справочные документы.
Данные, представленные в отчете об оценке риска, могут быть изменены в зависимости от целей и масштаба проведения оценки риска.
5.2.4 В отчете об оценке риска вместо отдельных разделов можно ссылаться на отчет об анализе риска или журнал учета опасностей, которые должны быть оформлены по 5.2.5 и 5.2.6 соответственно.
5.2.5 Отчет об анализе риска
5.2.5.1 Результаты анализа риска могут быть представлены в виде отдельного отчета об анализе риска, который должен включать в себя либо план анализа риска, либо ссылки на него и результаты оценки величины риска.
5.2.5.2 Оценки величины риска должны быть представлены в доступной форме. В отчете об анализе риска должны быть разъяснены преимущества и ограничения используемых критериев риска. Пояснения относительно неопределенностей, соответствующих риску, должны быть изложены на языке, понятном предполагаемому читателю.
5.2.5.3 Размер отчета об анализе риска зависит от целей и области применения анализа риска. В отчете, за исключением отчетов по очень простым видам анализа, должна быть отражена следующая информация:
- краткое изложение анализа;
- выводы;
- цели и область применения анализа;
- ограничения, допущения и обоснование предложений;
- описание соответствующих частей объекта ЖТ;
- методология анализа;
- результаты идентификации опасностей и рисков;
- используемые модели, в том числе допущения и их обоснования;
- использованные данные и их источники;
- результаты оценки величины риска;
- анализ чувствительности и неопределенности;
- рассмотрение и обсуждение результатов (включая рассмотрение и обсуждение трудностей исследования);
- ссылки и рекомендации.
5.2.6 Журнал учета опасностей
5.2.6.1 Журнал учета опасностей заводится при проведении идентификации опасностей и рисков.
5.2.6.2 В случае если на последующих этапах жизненного цикла объекта ЖТ вносятся изменения в состав опасностей и особенно, если выявляются новые опасности, в журнал вносятся соответствующие изменения или дополнения.
5.2.6.3 Журнал учета опасностей должен содержать:
- характеристику каждой опасности и вызвавшие их причины;
- вероятные последствия и частоты возникновения последствий для каждой опасности;
- риск, связанный с каждой опасностью;
- критерии риска при применении;
- мероприятия по обработке (снижению) риска для каждого события до допустимого уровня или по исключению риска.
Форма журнала учета опасности в соответствии с приложением А.
6 Анализ риска
6.1 Цели анализа риска
6.1.1 В общем случае целями анализа риска являются:
- выявление опасностей и опасных ситуаций;
- рассмотрение путей реализации опасностей, ведущих к возникновению опасных событий;
- определение уровней рисков, связанных с этими опасными событиями.
6.1.2 На этапе жизненного цикла "Проектирование и реализация" анализ риска имеет следующие цели:
- выявление главных источников риска и предполагаемых факторов, существенно влияющих на риск;
- предоставление исходных данных для оценки конструкции объекта ЖТ в целом;
- определение и оценка возможных мер безопасности, закладываемых в конструкцию;
- предоставление исходных данных для оценки потенциально опасных действий, оборудования или систем;
- обеспечение соответствующей информацией при проведении опытно- конструкторских работ, ориентированных на нормальные и чрезвычайные условия;
- получение необходимой информации в целях разработки алгоритмов для нормального и аварийного режимов работы;
- оценка альтернативных конструктивных решений;
- определение рисков, влияющих на последующие стадии жизненного цикла объекта ЖТ.
6.1.3 На этапах жизненного цикла "Производство", "Установка", "Эксплуатация и техническое обслуживание" анализ риска имеет следующие цели:
- обеспечению допустимого уровня рисков объекта ЖТ;
- контроль и оценка данных эксплуатации с целью сопоставления фактических показателей работы с соответствующими требованиями;
- обеспечение исходными данными процесса разработки методик эксплуатации, технического обслуживания/контроля и действий в чрезвычайных ситуациях;
- корректировка информации об основных источниках риска и влияющих факторах;
- предоставление информации по значимости риска для принятия оперативных решений;
- определение влияния изменений в организационной структуре, производстве, процедурах эксплуатации и составных частях объекта ЖТ;
- подготовка персонала.
6.1.4 На этапе жизненного цикла "Вывод из эксплуатации и утилизация" целями анализа риска могут быть:
- оценка величины риска, связанного с прекращением функционирования объекта ЖТ, и обеспечение возможности выполнения соответствующих требований;
- обеспечение исходными данными процесса прекращения функционирования объекта ЖТ и его демонтажа.
6.2 Общие требования к анализу риска
6.2.1 Анализ риска должны проводить разработчик и изготовитель объекта ЖТ и/или его составных частей, а также организация, эксплуатирующая объект ЖТ.
6.2.2 Для повышения эффективности и объективности анализа риска и обеспечения сопоставимости с другими результатами по анализу риска необходимо соблюдать общие требования в соответствии с 6.2.3-6.2.8.
6.2.3 Анализ риска в общем случае должен включать в себя следующие этапы:
а) определение области применения анализа рисков по 6.3;
б) идентификация риска по 6.5;
в) оценка величины риска по 6.6;
г) расчет допустимых уровней рисков;
д) проверка результатов анализа;
е) документальное обоснование по 5.2.5;
ж) корректировка результатов анализа с учетом последних данных.
6.2.4 При идентификации риска рассматривают причины и источники риска, приводящие к опасным событиям.
6.2.5 Затем в рамках оценки величины риска определяют последствия, которые могут возникнуть в результате наступления опасного события, и вероятности (частоты) их возникновения, с учетом наличия или отсутствия эффективных мероприятий по обработке выявленных рисков. Далее данные о возможных последствиях и вероятности (частоте) их возникновения объединяют, что позволяет определить уровень риска.
Примечание - Одно событие может иметь множество последствий, которые способны повлиять на решение сразу нескольких задач. В некоторых случаях целый ряд различных событий или условий могут привести к одному последствию, либо событие, приведшее к конкретному последствию, не определено. В этом случае основной областью оценки риска должен стать анализ важности и уязвимости компонентов объекта с целью определения способов реагирования, которые относятся к уровням защиты или стратегиям устранения таких последствий. При этом учитываются существующие мероприятия по обработке риска и их эффективность.
6.2.6 Уровни риска должны быть выражены в терминах, наиболее приемлемых для данного вида риска, и в форме, подходящей для оценки величины риска. В некоторых случаях риск может быть выражен вероятностью (частотой) наступления определенных видов последствий.
6.2.7 Персонал, участвующий в анализе риска, должен быть достаточно компетентными. Отдельное лицо или рабочая группа должны быть ознакомлены с методами, используемыми для анализа риска, и должны располагать достаточными знаниями о рассматриваемом объекте ЖТ.
6.2.8 Если имеются результаты анализа риска для похожего объекта ЖТ, они могут быть использованы в качестве справочного материала. При этом необходимо доказать, что внесение изменений не вносит существенных различий в результаты. Выводы должны основываться на систематической оценке изменений и на том, каким образом они могут влиять на существующие опасности.
6.3 Определение области применения анализа риска
6.3.1 Определение области применения анализа риска должно включать в себя следующие этапы:
а) описание оснований и/или проблем, повлекших проведение анализа риска. Это предусматривает:
1) формулировку целей и задач анализа риска, основанных на внушающих тревогу идентифицированных потенциальных опасностях;
2) определение критериев работоспособности/отказа объекта ЖТ;
б) описание исследуемого объекта ЖТ. Это должно включать в себя:
1) общее описание объекта ЖТ;
2) определение границ и областей контакта со смежными объектами ЖТ;
3) описание условий окружающей среды;
4) определение рабочих условий и состояний объекта ЖТ, на которые распространяется анализ риска, и соответствующие ограничения;
в) установление источников, предоставляющих подробную информацию о всех технических, связанных с окружающей средой, правовых, организационных и человеческих факторах, имеющих отношение к анализируемым действиям и проблеме. В частности, должны быть описаны любые обстоятельства, касающиеся безопасности;
г) описание используемых предположений и ограничивающих условий при проведении анализа;
д) разработка формулировок решений, которые могут быть приняты, описание требуемых выходных данных, полученных по результатам исследований и от лиц, принимающих решения.
6.3.2 Задача по определению области применения анализа риска должна предусматривать тщательное ознакомление с анализируемым объектом ЖТ. Одна из целей ознакомления - это определение источников и методов использования информации.
6.4 Методы анализа риска
6.4.1 После того, как определена область применения анализа риска, должен быть выбран метод или методы анализа, исходя из приемлемости факторов, таких, как:
а) этап жизненного цикла объекта ЖТ;
Примечание - На этапе жизненного цикла "Разработка и реализация" могут применяться менее детализированные методы. Они должны совершенствоваться по мере увеличения объема информации.
б) задачи анализа;
Примечание - В случае, если предпринимается сопоставительное исследование различных вариантов конструкции объекта ЖТ, может оказаться приемлемым использование довольно грубых моделей последствий для составных частей объекта ЖТ, не подверженных изменениям.
в) тип анализируемого объекта ЖТ и виды опасности;
г) уровень детализации потенциальной опасности. Решение относительно глубины проведения анализа должно отражать первоначальное восприятие последствий (несмотря на то, что оно может измениться после получения предварительной оценки);
д) требования к людским ресурсам, степени компетентности персонала и другим необходимым ресурсам;
Примечание - Простой, хорошо разработанный метод обеспечит лучшие результаты по сравнению с более усложненной процедурой, которая разработана недостаточно хорошо, поскольку он соответствует задачам и области определения анализа.
е) наличие и доступность информации и данных об объекте ЖТ;
ж) потребность в корректировке результатов анализа;
з) любые правовые требования и требования контракта.
6.4.2 При анализе риска могут использоваться качественные, полуколичественные или количественные методы.
Примечание - В сложных случаях может потребоваться реализация сразу нескольких методов.
6.4.3 Сравнение наиболее часто применяемых при анализе рисков методов приведено в приложении Б, а их краткое описание - в приложении В.
6.5 Идентификация риска
6.5.1 Процесс идентификации рисков включает выявление и описание опасностей, или источников риска, путей их реализации, потенциальных последствий, а также их документальную фиксацию в журнале учета опасностей. Порядок проведения идентификации рисков в соответствии с СТО РЖД 1.02.033.
6.5.2 Известные опасности (возможно, имевшие место при предыдущих отказах) должны быть четко и точно определены. Для идентификации опасностей, не учитываемых ранее при проведении анализа, должны применяться формальные методы по ГОСТ Р 51901.1 (пункт 6.3.1).
6.5.3 Для определения наиболее существенных рисков или для исключения из анализа менее существенных и несущественных рисков проводят предварительный анализ выявленных опасностей и рисков, что позволяет обеспечить оптимальное использование ресурсов на последующих этапах анализа риска. Предварительный анализ опасностей в соответствии с В.6 (приложение В).
Примечание - Необходимо учитывать, что при низком уровне риска, но при его высокой частоте возможно суммарное негативное воздействие, поэтому такие риски нецелесообразно исключать из анализа.
6.6 Оценка величины риска
6.6.1 Элементы процесса оценки величины риска являются общими для всех видов рисков:
- анализ возможных причин опасности с целью определения частоты их возникновения, продолжительности, а также характера (анализ частот) по 6.6.3;
- анализ последствий реализации опасности, включая определение типа и характера, а также тяжести после (анализ последствий) по 6.6.4;
- определение уровня риска по 6.6.5.
6.6.2 Методы, используемые для оценки величины риска, обычно являются количественными. Однако полный количественный анализ не всегда возможен из-за недостатка информации об объекте ЖТ, отсутствия или недостатка данных об отказе (аварии), влиянии человеческого фактора и т.п. При таких обстоятельствах может оказаться эффективным сравнительное количественное или качественное ранжирование риска специалистами, хорошо информированными в данной области. В тех случаях, когда проводится качественное ранжирование, необходимо иметь четкое разъяснение всех используемых терминов и должно быть зафиксировано обоснование всех классификаций частот и последствий. В том случае, когда проводится полная количественная оценка величины риска, необходимо учитывать, что расчетные значения риска представляют собой оценки и следует удостовериться, что их точность соответствует точности используемых данных и аналитических методов.
6.6.3 Анализ частот
6.6.3.1 Анализ частот используют для оценки вероятности каждого опасного события, выявленного на стадии идентификации риска.
6.6.3.2 Для оценки частот происходящих событий обычно применяются следующие три основных подхода:
а) использование имеющихся статистических данных;
Пример - Данные, полученные при эксплуатации, могут использоваться с целью определения частоты, с которой данное событие происходило в прошлом, и, исходя из этого, определение оценок частоты, с которой оно произойдёт в будущем.
б) получение частот происходящих событий на основе аналитических или имитационных методов;
Примечания
1 В том случае, когда статистические данные недоступны или не соответствуют требованиям, необходимо получить частоты событий посредством анализа объекта ЖТ и его аварийных состояний. Числовые данные для соответствующих событий, в том числе данные о неисправности оборудования и ошибке человека, взятые из опыта эксплуатации или опубликованных данных, используются для определения оценки частоты опасных событий. При использовании методов прогнозирования важно обеспечить уверенность в том, что при анализе была учтена возможность нарушений режима работы объекта ЖТ, а также его составных частей, которые должны функционировать в случае возникновения отказов объекта ЖТ.
2 При проведении анализа частот могут использовать методы имитационного моделирования отказов оборудования и разрушений конструкции вследствие старения, а также других деградационных процессов.
в) использование мнений экспертов.
Примечание - Существует ряд методов для составления экспертного мнения, которые исключают двусмысленность оценок, помогают в постановке соответствующих вопросов. Экспертные оценки должны учитывать всю информацию об объекте ЖТ, в том числе статистическую, экспериментальную, конструктивную и т.д. Имеющиеся в наличии методы предусматривают метод Делфи, парных сопоставлений, классификации групп риска и др.
6.6.3.3 Подходы могут применяться по отдельности или совместно. Подходы по перечислениям а) и б) 6.6.3.2 являются взаимодополняющими. Везде, где это возможно, необходимо применять оба подхода. Таким образом, они могут использоваться для взаимных проверок. Это может служить повышению степени достоверности результатов. В тех случаях, когда данные подходы не могут использоваться либо являются недостаточными, рекомендуется использовать мнения экспертов.
6.6.3.4 В таблице 1 в качественных понятиях приведены типовые уровни частоты (вероятности) возникновения событий и описание каждого уровня применительно к объектам ЖТ. Используемые уровни, их количество и их численный масштаб определяет ОАО "РЖД" в соответствии с рассматриваемым применением.
Таблица 1 - Типовые уровни частот возникновения опасных событий
Уровень частоты |
Описание |
Частое |
Вероятность частого возникновения. Постоянное наличие опасной ситуации |
Вероятное |
Неоднократное возникновение. Ожидается частое возникновение опасной ситуации |
Случайное |
Вероятность неоднократного возникновения. Ожидается неоднократное возникновение опасной ситуации |
Редкое |
Вероятность того, что событие будет иногда возникать на протяжении жизненного цикла объекта. Обоснованное ожидание возникновения опасной ситуации |
Крайне редкое |
Вероятность возникновения маловероятна, но возможна. Можно предположить, что опасная ситуация может возникнуть в исключительном случае |
Маловероятное |
Вероятность возникновения крайне маловероятна. Можно предположить, что опасность не возникнет |
6.6.3.5 Для определения количественных границ уровней частоты возникновения опасного события используют статистические данные о транспортных происшествиях и событиях, допущенных по вине работников конкретного хозяйства за определенный период из АС РБ, а также данные об отказах технических средств, допущенных за аналогичный период из КАСАНТ, приходящихся на единицу измерения эксплуатационной работы по каждому хозяйству ОАО "РЖД".
За рассматриваемый период определяется максимальное значение частоты возникновения опасных событий по каждому из видов. Полученная область значения от 0 до максимального значения разбивается на 6 равных интервалов, таким образом, устанавливаются границы уровней частоты возникновения опасных событий по каждому виду.
6.6.4 Анализ последствий
6.6.4.1 При анализе последствий определяется характер и тип возможного воздействия на людей, имущество или окружающую среду в случае наступления конкретного события или обстоятельства.
6.6.4.2 Анализ последствий включает:
а) выбор опасных событий по результатам предварительного анализа опасностей;
б) описание любые последствий, являющихся результатом опасных событий, в том числе:
1) последствия, которые могут проявиться через определенный период времени, если это не противоречит области применения анализа риска;
2) вторичные последствия, распространяющиеся на смежное оборудование и объекты.
в) рассмотрение мероприятий, направленных на смягчение последствий, наряду со всеми соответствующими условиями, оказывающими влияние на последствия.
6.6.4.3 Анализ последствий может выполняться различными способами: от простого описания результатов до детального количественного моделирования или анализа уязвимости.
6.6.4.4 В качестве опасных событий рассматривают виды транспортных происшествий и иные связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации ЖТ события (далее транспортные происшествия и события), приведенные в СТО РЖД 1.02.033 (раздел 4).
6.6.4.5 В таблице 2 приведен пример качественного описания уровней тяжести последствий опасных событий. Количество используемых уровней тяжести и численный масштаб каждого уровня определяет ОАО "РЖД" в соответствии с рассматриваемым применением.
Таблица 2 - Уровни тяжести последствий
Уровни тяжести последствий |
Последствия по видам риска |
|||
технический риск (последствия для эксплуатации объекта ЖТ) |
социальный риск (последствия для людей) |
экологический риск (последствия для окружающей среды) |
риски, связанные с качеством услуг по перевозке* |
|
Катастрофический |
Объект ЖТ не подлежит дальнейшей эксплуатации |
Погибшие и/или многочисленные пострадавшие с тяжкими телесными повреждениями |
Серьезный ущерб для окружающей среды |
Задержка поездов на 24 часа и более |
Критический |
Серьезное повреждение объекта/объектов ЖТ |
Отдельные случаи со смертельным исходом и/или тяжкий вред здоровью |
Значительный ущерб для окружающей среды |
Задержка поездов от 1 часа до 24 часов |
Несущественный |
Среднее повреждение объекта/объектов ЖТ |
Вред здоровью средней тяжести |
Значительная угроза для окружающей среды |
Задержка поездов от 6-ти минут до одного часа |
Незначительный |
Небольшое повреждение объекта ЖТ |
Лёгкий вред здоровью |
Незначительная угроза для окружающей среды |
Задержка поездов менее 6 минут |
*Примечание - Риски, связанные с качеством услуг по перевозке не оказывают непосредственного влияния на безопасности движения и эксплуатации ЖТ, но имеют важное значение для руководства ОАО "РЖД"; никаких дополнительных действий для обеспечения безопасности не требуются. Такие риски не должны регистрироваться в журнале учета опасностей. |
6.6.4.6 В качестве количественных значений ущерба предполагается использовать статистические данные по стоимости ущерба от возникновения транспортных происшествий и событий, допущенных по вине работников конкретного хозяйства за определенный период, а также данные по величине ущерба от отказов технических средств, допущенных за аналогичный период из системы АС РБ. За рассматриваемый период определяется максимальное значение ущерба от возникновения опасных событий по каждому из видов. Полученная область значения от 0 до максимального значения разбивается на 4 равных интервала (незначительный, несущественный, критический, катастрофический), таким образом, устанавливаются границы уровней ущерба от возникновения опасных событий по каждому виду.
6.6.5 Определение уровня риска
6.6.5.1 Уровень риска должен выражаться в наиболее подходящих для данного вида риска показателях.
Примечание - Некоторыми часто используемыми количественными показателями уровня риска являются:
- прогнозируемая частота смертности, нанесения вреда здоровью или заболеваемости применительно к отдельному человеку (для индивидуального риска);
- диаграммы частоты в зависимости от последствия (кривые F-N, где F - частота; N - совокупное число людей, которым причинен вред определенного вида, либо совокупная стоимость ущерба) (для социального риска);
- статистически ожидаемый размер потерь от возникновения транспортных происшествий и событий, экономических затрат или ущерба для окружающей среды.
6.6.5.2 При проведении качественного анализа риска могут быть заданы следующие уровни риска:
- недопустимый;
- нежелательный;
- допустимый;
- не принимаемый в расчет.
Примечание - Количество используемых уровней риска определяет ОАО "РЖД" в соответствии с рассматриваемым применением.
6.7 Факторы неопределенности и чувствительности
6.7.1 Анализ риска должен проводиться с максимальной точностью и полнотой. Все возможные источники неопределенности должны быть выявлены как в отношении неопределенности данных, так и в связи с неопределенностью моделей/методов. Необходимо также установить параметры чувствительности анализа и степень чувствительности.
6.7.2 Анализ факторов неопределенности, связанных с исходными данными, методами и моделями, используемыми при анализе риска, предусматривает определение изменений и неточностей в результатах моделирования, которые возникают вследствие отклонения параметров и предположений, применяемых при построении модели.
6.7.3 Анализ чувствительности подразумевает определение изменений в реакции модели от изменений отдельных исходных данных. Он используется для определения данных, которые должны обладать наиболее высокой точностью, а также данных, являющихся менее чувствительными и, соответственно, обладающих минимальным воздействием на общий уровень достоверности.
7 Оценивание риска
7.1 Оценивание риска включает сравнение полученных в результате анализа риска уровней риска и установленных критериев риска, с целью получения представления о значимости риска с целью последующего принятия решений в отношении обработки риска.
Примечание - Критерии риска могут быть выражены как явно, так и неявно (подразумеваться). Явно выраженные критерии требуют оценки величины риска, в то время как для неявно выраженных (подразумеваемых) критериев необходимо доказательство того, что новый объект ЖТ безопасен по меньшей мере в такой же степени, как сертифицированный эталонный объект ЖТ. В этом случае допустимые уровни рисков могут быть определены путем сравнения с параметрами эталонного объекта ЖТ с применением статистических или аналитических методов.
7.2 В ОАО "РЖД" критерии риска определяется по принципу ALARP, описание которого приведено в СТО РЖД 1.02.033 (приложении Б).
7.3 Способ оценивания риска
7.3.1 Оценивание риска должно осуществляться с помощью матрицы рисков, которая является инструментом принятия решений и представляет собой сочетание частоты возникновения события и тяжести последствий этого события. Матрица рисков позволяет в наглядной форме проинформировать лиц, принимающих решения, об уровнях рисков для данного события.
7.3.2 Исходными данными для построения матрицы являются качественные и полуколичественные оценки уровней последствий и частот, определяемые в рамках оценки величины риска, представленные в виде шкал в соответствии с таблицами 1 и 2.
Примечание - Шкалы оценки и матрица могут быть построены по числовым параметрам. Например, при анализе надежности по шкале вероятности могут учитываться нормы отказов, а по шкале последствий - стоимость ремонта в денежных единицах.
7.3.3 Форма матрицы и применяемые определения зависят от контекста ее использования, следовательно, большое значение имеет выбор ее структуры, который определяется ситуацией. В матрице риска по одной оси ведется отсчет последствий, по другой - вероятности. На пересечении строк уровней частоты и столбцов уровней тяжести последствий получаем уровень риска для каждой ячейки матрицы риска.
В таблице 3 приведена форма матрицы риска, в котором шкала последствий имеет 4 деления, шкала вероятности - 6 делений.
Таблица 3 - Форма матрицы рисков
Уровни частоты* |
Уровни риска |
|||
Частое |
Нежелательный |
Недопустимый |
Недопустимый |
Недопустимый |
Вероятное |
Допустимый |
Нежелательный |
Недопустимый |
Недопустимый |
Случайное |
Допустимый |
Нежелательный |
Нежелательный |
Недопустимый |
Редкое |
Не принимаемый в расчет |
Допустимый |
Нежелательный |
Нежелательный |
Крайне редкое |
Не принимаемый в расчет |
Не принимаемый в расчет |
Допустимый |
Допустимый |
Маловероятное |
Не принимаемый в расчет |
Не принимаемый в расчет |
Не принимаемый в расчет |
Не принимаемый в расчет |
Незначительный |
Несущественный |
Критический |
Катастрофический |
|
Уровни тяжести последствия** | ||||
* Масштабирование частоты возникновения опасных ситуаций будет зависеть от результатов анализа частот. ** Масштабирование тяжести последствий по результатам анализа последствий. |
7.3.4 Форма используемой матрицы риска должна фиксироваться в отчете об оценке риска вместе с определениями установленных уровней частот и тяжести последствий.
7.3.5 Уровень риска, установленный для ячеек матрицы риска, зависит от шкал частот и тяжести последствий. При этом может предусматриваться, что дополнительный вес придается последствиям или частоте, либо шкалы будут равнозначными, в зависимости от данной ситуации. Уровень риска может быть связан с правилами принятия решения, в частности, со степенью внимания, уделяемой проблеме руководством ОАО "РЖД" или с приоритетами обработки риска.
7.3.6 На основе текущего количества опасного события вычисляется значение частоты с учетом уже имеющейся статистики по данному событию. Используя данные о размере последствий, находится уровень риска (недопустимый, нежелательный, допустимый, не принимаемый в расчет). При попадании уровня риска в ячейку "нежелательный" или "недопустимый" посредством механизма факторного анализа выявляются основные причины возникновения опасных событий и предлагаются соответствующие действия по обработке риска.
7.4 По результатам оценивания риска принимается решение о необходимости обработки риска или ее отсутствии, а также о приоритетности обработки риска.
Примечание - Решение по обработке риска также может определяться этическими, юридическими, финансовыми и прочими соображениями, включая восприятие риска.
7.5 Пример принимаемых решений по результатам оценивания риска для каждого уровня риска приведен в таблице 5.
Таблица 4 - Матрица рисков для опасного события "излом рельса под поездом"
Количество изломов рельсов и трещин за год |
Интенсивность изломов рельсов (, 1/шт.) |
Уровень риска, млн руб. |
||||
1000 |
Частое |
Нежелательный 35,0 |
Недопустимый 70,0 |
Недопустимый 350,0 |
Недопустимый 3 500,0 |
|
500 |
Вероятное |
Допустимый 17,5 (факт. 16,4) |
Нежелательный 35,0 |
Недопустимый 175,0 |
Недопустимый 1 750,0 |
|
100 |
Случайное |
Допустимый 3,5 |
Нежелательный 7,0 |
Нежелательный 35,0 |
Недопустимый 350,0 |
|
20 |
Редкое |
Не принимаемый в расчет 0,7 |
Допустимый 1,4 |
Нежелательный 7,0 |
Нежелательный 70,0 |
|
10 |
Крайне редкое |
Не принимаемый в расчет 0,35 |
Не принимаемый в расчет 0,7 |
Допустимый 3,5 |
Допустимый 35,0 |
|
1 |
Невероятное |
Не принимаемый в расчет 0,035 |
Не принимаемый в расчет 0,07 |
Не принимаемый в расчет 0,35 |
Не принимаемый в расчет 3,5 |
|
|
>50 тыс. руб. |
>100 тыс. руб. |
>500 тыс. руб. |
>5 млн руб. |
||
Незначительный |
Несущественный |
Критический |
Катастрофический |
|||
Уровни тяжести последствий |
Таблица 5 - Пример принимаемых решений
Уровень риска |
Решения |
Недопустимый |
Риск должен исключаться. Обработка риска необходима. |
Нежелательный |
Риск должен быть снижен. Обработка риска необходима. |
Риск может быть принят при согласии руководства ОАО "РЖД", в случае, когда снижение риска невыполнимо или нецелесообразно. Обработка риска сводится к устранению последствий. | |
Допустимый |
Риск принимается при соответствующем мониторинге и контроле и при согласии руководства ОАО "РЖД". Обработка риска не требуется. Обработка риска сводится к устранению последствий. |
Не принимаемый в расчет |
Риск принимается без согласия руководства ОАО "РЖД". Обработка риска не требуется. |
8 Обработка риска
8.1 После оценивания риска при необходимости осуществляется процесс обработки риска, при котором осуществляется выбор и принятие одного или нескольких вариантов действий, позволяющих сделать риск допустимым. Действия могут быть направлены на:
- полное исключение риска;
- уменьшение частоты (вероятности) появления опасного события;
- уменьшение последствий опасного события;
- передачу или распределение риска;
- сохранение риска и разработку планов устранения последствий.
Примечание - Обработка риска может повлечь за собой новые риски или привести к изменению уже существующих рисков.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.3 В зависимости от этапа жизненного цикла объекта ЖТ планирование и проведение мероприятий по обработке риска могут осуществлять разработчик и изготовитель объекта ЖТ и/или его составных частей, а также организация, эксплуатирующая объект ЖТ.
8.4 Для обработки риска назначают специалиста, за которым закрепляют ответственность за эту обработку. Это может быть специалист с соответствующими полномочиями:
- ответственный за действия, от которых зависит возникновение риска;
- от действий которого зависит вероятность появления опасного события;
- наиболее подходящий для реагирования на появление опасного события и уменьшения его последствий.
8.5 Все действия по обработке риска должны быть фиксированы в журнале учета опасностей.
8.6 Оценка вариантов обработки риска
8.6.1 Вариант обработки риска (или комбинацию вариантов) выбирают на основе анализа затрат на обработку риска вместе с потенциальными выгодами результатов от выполнения этих вариантов обработки. Необходимо учитывать, что риск одного вида зависит от риска другого вида и может появляться в различных вариантах обработки.
8.6.2 При обоснованной стоимости работ действия, направленные на исключение каждого вида риска, выполняют при проектировании. В противном случае рассматривают возможность отмены проектирования и реализации, изготовления или ввода в эксплуатацию объекта ЖТ.
8.6.3 Уменьшение частоты (вероятности) возникновения опасного события ведет к сокращению или устранению причин появления риска.
8.6.4 Последствия опасного события могут быть уменьшены при проектировании, а также разработкой мероприятий по снижению неблагоприятных воздействий и устранению последствий при реализации неблагоприятного события.
8.6.5 Риск может быть передан или распределен между теми, кто его оплачивает, например субподрядчиками или страховыми компаниями.
Иногда возможна полная передача риска. Но когда риск передан или распределен, могут появиться новые виды риска.
Возможность распределения риска устанавливают с помощью ответов на следующие вопросы:
- какая из сторон может лучше всего управлять причинами появления риска?
- которая из сторон лучше всего управляет риском и последствиями опасного события?
- является ли приемлемой соответствующая страховая премия?
- если риск передан, появились ли новые виды риска?
8.6.6 Иногда можно добиться снижения риска, объединяя его с риском одного или нескольких видов. Результирующий риск в этом случае имеет иную природу, чем исходный риск. Результирующий риск может быть более удобным для обработки. Однако сокращение риска одного вида может привести к появлению риска другого вида.
8.6.7 Варианты обработки риска могут быть рассчитаны на краткосрочную, среднесрочную или долгосрочную перспективу.
8.7 В соответствии с таблицей 5 обработка риска требуется, если уровень риска является "нежелательным" или "недопустимым".
В случае попадания в зону риска "нежелательный" планируют следующие мероприятия оперативного характера:
- внеочередной инструктаж персонала;
- внеочередное обучение персонала;
- проведение внепланового технического обслуживания и др.
В случае попадания в зону риска "недопустимый" планируют следующие мероприятия стратегического характера:
- модернизация или внедрение новых технических средств;
- изменение технологического процесса и др.
8.8 После проведения выбранных мероприятий повторно проводится процесс оценки остаточного риска и определение его допустимости в соответствии с предварительно установленными критериями с целью решения вопроса о необходимости дальнейшей обработки риска или переходу к мониторингу и контролю риска.
8.9 Мониторинг и пересмотр риска
8.9.1 Мониторинг и пересмотр риска должны быть запланированы в качестве одного из элементов процесса управления рисками с целью подтверждения того, что:
- исходные допущения в отношении рисков не изменились;
- допущения, на которых основана оценка риска, включая внешние и внутренние факторы, не изменились;
- ожидаемые результаты достигаются;
- результаты оценки риска соответствуют современному опыту;
- методы оценки риска реализуются надлежащим образом;
- обработка риска приносит результаты.
Мониторинг и пересмотр включают в себя проведение регулярных проверок и осуществление надзора, который может носить как регулярный, так и несистематический характер.
8.9.2 Необходимо назначение компетентного специалиста, ответственного за мониторинг и пересмотр риска.
8.9.3 Результаты мониторинга и пересмотра риска должны быть задокументированы.
______________________________
* Жизненный цикл объекта ЖТ в соответствии с СТО РЖД 1.02.030.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями от 7 июля 2003 г. N 115-ФЗ) |
|
[2] |
Руководство ИСО 73:2009 (ISO Guide 73:2009) |
Управление рисками - Словарь терминов (Risk management - Vocabulary) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт ОАО "РЖД" СТО РЖД 1.02.034-2010 "Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Общие правила оценки и управления рисками"
Текст стандарта приводится по изданию ОАО "РЖД" (Москва, 2010 г.)
Дата введения - 1 марта 2010 г.
Согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 13 декабря 2010 г. N 2570р дата введения настоящего стандарта - 1 марта 2011 г.
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")
2. Внесен Департаментом технической политики ОАО "РЖД"
3. Утвержден и введен в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 13 декабря 2010 г. N 2570р
4. Введен впервые