Приказ Минпроса СССР от 3 июля 1981 г. N 103
"О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития"
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1980 г. N 705 "О дальнейшем улучшении психоневрологической и наркологической помощи населению'' и в целях совершенствования системы обучения и воспитания детей с психоневрологическими заболеваниями приказываю:
1. Ввести в действие:
- Инструкцию по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (приложение 1);
- Типовое положение о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (приложение 2);
- Типовой учебный план специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (приложение 3).
2. Министерствам просвещения союзных республик открывать специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития в счет планов по контингентам специальных школ-интернатов для детей с поражением центральной нервной системы, предусмотренных п. 9 указанного постановления.
3. Установить штаты специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей с задержкой психического развития в соответствии с Типовыми штатами специальных школ-интернатов для детей с дефектами умственного или физического развития, утвержденными приказом Министерства просвещения СССР от 29.08.79 N 165.
Установить штаты специальных общеобразовательных школ с продленным днем для детей с задержкой психического развития в соответствии с Типовыми штатами общеобразовательных школ, утвержденными Советами Министров союзных республик (с учетом дополнительных Типовых штатов, утвержденных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.02.60 N 182).
4. Ввести в штаты указанных специальных общеобразовательных школ-интернатов и школ с продленным днем дополнительно должность учителя-логопеда из расчета одна единица на 25-30 детей с нарушением речи.
Министр |
М.А. Прокофьев |
Инструкция
по приему в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития
(утв. Минпросом СССР)
1. Приему в специальные школы-интернаты, школы с продленным днем для детей с задержкой психического развития подлежат дети 7-9 лет (старше - в порядке исключения), у которых имеются специфические нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Отклонения в познавательной сфере проявляются в несформированности умственной деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной активности.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отмечается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний и навыков на новый материал.
2. В специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития принимаются дети, как обучавшиеся в I-II классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в усвоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но ввиду указанных нарушений психического развития не подготовленные к усвоению школьной программы.
3. Основным медицинским показанием к приему в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития является наличие задержки интеллектуального развития церебрально-органического генеза (как правило, резидуального характера в виде остаточных явлений инфекций, травм и интоксикаций нервной системы, реже - при генетических пороках развития), при которой нарушения познавательной деятельности связаны преимущественно с недостаточностью памяти, внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых функций. Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического инфантилизма, с церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной расторможенностью, задержкой физического развития, либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности.
В порядке исключения в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития направляются дети со следующими клиническими вариантами задержки психического развития:
а) задержка психического развития по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
б) задержка психического развития соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной инфантилизацией;
в) задержка психического развития психогенного происхождения при патологическом развитии личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией.
Примечание: Дети, страдающие задержкой психического развития, варианты которой перечислены в пунктах 3.а, б, в, направляются в специальную школу для детей с задержкой психического развития лишь в случае выраженного отставания в умственном развитии, чаще всего связанного с неблагоприятными условиями воспитания и препятствующего обучению в общеобразовательной массовой школе.
4. Противопоказанием к приему в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития является наличие следующих клинических форм и состояний:
а) олигофрения;
б) органическое слабоумие;
в) эпилептическое слабоумие;
г) шизофреническое слабоумие;
д) выраженные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата;
е) шизофрения без явления слабоумия;
ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы;
з) судорожные пароксизмы как дневные, так и ночные;
и) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез;
к) различные нервно-психические расстройства, не сопровождающиеся нарушениями познавательной деятельности и школьной неуспеваемостью;
л) хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и при декомпенсации.
Примечания: дети, страдающие заболеваниями и расстройствами, названными в пункте 4 а-д, подлежат обучению в соответствующем типе специальных школ для детей с дефектами физического или умственного развития, либо направлению на лечение;
дети, страдающие заболеваниями и патологическими состояниями, названными в пункте 4 е-к, подлежат обучению в общеобразовательной школе (по указаниям - по программе общеобразовательной школы на дому), либо направлению в учреждения системы здравоохранения. Дети с задержкой психического развития, имеющие очаги хронической инфекции типа хронических тонзиллитов, гайморитов, аденоидов, кариеса зубов, принимаются в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития только после санации указанных болезненных очагов.
5. Не подлежат направлению в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развитая дети с явлениями педагогической запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.
Примечание: Эти дети подлежат обучению в массовой школе.
Согласно письму Минобразования России от 5 апреля 1993 г. N 63-М пункт 6 Инструкции не применяется, кроме последнего предложения
6. Направление в специальную школу-интернат (школу) для детей с задержкой психического развития производится на основании заключения медико-педагогической комиссии.
Перевод в специальную школу другого типа осуществляется медико-педагогической комиссией. Школа представляет на комиссию документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе обучения, доказывающие целесообразность перевода.
Министр просвещения СССР |
М. Прокофьев |
Согласовано
Заместитель Министра |
Е. Новикова |
17 июня 1981 г.
Типовое положение
о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития
(утв. Минпросом СССР 1 июля 1981 г.)
1. Общие положения
1.1. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития предназначена для детей с замедленным темпом психического развития вследствие ослабленности нервной системы после инфекций, интоксикаций, травм головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве.
При потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития у этих детей наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов. У них, как правило, снижена умственная работоспособность, повышена истощаемость, отмечаются головные боли, двигательная расторможенность, эмоциональная возбудимость или, наоборот, вялость, апатичность.
Общая задержка интеллектуального развития является следствием перечисленных особенностей и проявляется в недостаточной сформированности основных мыслительных процессов, ограниченности запаса знаний, представлений и навыков, необходимых для усвоения учебного материала.
1.2. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития работает в соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы и настоящим Положением.
1.3. Порядок открытия и закрытия специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития определяется Советами Министров союзных республик. Они находятся в ведении министерств просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных, районных отделов народного образования.
В специальных школах-интернатах для детей с задержкой психического развития для приходящих детей могут организовываться группы продленного дня. В исключительных случаях по согласованию с министерствами просвещения союзных республик при общеобразовательных школах могут открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития с группами продленного дня при них.
Эти классы в своей работе руководствуются настоящим Положением.
1.4. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляет образование учащихся в объеме восьмилетней общеобразовательной школы.
Выпускники сдают экзамены на общих основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы.
1.5. Специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) при открытии комплектуются в составе только начальных классов при количестве учащихся не менее 80 человек. Впоследствии наполняемость школы-интерната (школы) не должна превышать 360-400 человек.
1.6. Предельная наполняемость учащихся класса и воспитательной группы школы-интерната и групп продленного дня - 20 человек.
1.7. В специальной общеобразовательной школе-интернете (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляется комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа.
2. Структура школы и организация учебно-воспитательного процесса
2.1. Обучение детей с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР для данных специальных школ, по программам, предусматривающим полный объем содержания образования восьмилетней общеобразовательной школы.
2.2. Структура начальных классов может быть представлена в двух или одном из двух вариантов:
Первый - в составе подготовительного, I, II, III классов - для детей, ранее не обучавшихся в школе.
Второй - в составе II, III, и III дополнительного классов - для детей, ранее обучавшихся в массовой общеобразовательной школе.
Обучение по программе IV-VIII классов общеобразовательной школы осуществляется в IV-VIII и VIII дополнительном классе.
2.3. По окончании начальных классов педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос либо о переводе учащихся в массовую общеобразовательную школу, либо в случае тяжелых форм задержки психического развития - о продолжении обучения в данной специальной школе.
2.4. В целях коррекции недостатков психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов предыдущего обучения, а также для развития моторики, пространственной ориентации и др. проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Эти занятия проводятся учителями как непосредственно после уроков, так и во второй половине дня согласно расписанию.
2.5. В учебно-воспитательной работе специальной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляется принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка, используются разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают сознательное и прочное усвоение знаний, способствуют общему развитию детей, активизации и коррекции их познавательной деятельности.
2.6. Продолжительность урока в подготовительном классе - 35 минут; после второго урока в этом классе организуется перерыв - 40 минут, который следует проводить на воздухе.
Продолжительность урока в I-VIII и VIII дополнительном классах - 45 минут. В течение урока во всех классах отводится время для физкультпаузы.
2.7. Для учащихся начальных классов проводится дневной сон. Для отдельных учащихся старших классов сон организуется по рекомендации врача.
2.8. В соответствии с учебным планом проводятся факультативные занятия с учетом интересов и возможностей учащихся, а также для углубления профессионально-трудовой подготовки.
3. Трудовое обучение
3.1. В специальной общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического развития трудовое обучение является одним из разделов работы школы по подготовке учащихся к общественно полезной деятельности. Она осуществляется следующим образом:
- обучение ручному труду в начальных классах;
- трудовая подготовка с политехническим направлением в IV-VII классах;
- профессионально-трудовая подготовка на политехнической основе в VIII и VIII дополнительном классах.
3.2. Занятия ручным трудом в начальных классах - первоначальная ступень формирования трудового опыта, положительного отношения к труду - важнейшая составная часть для осуществления коррекционной работы по формированию учебной деятельности в целом.
Уроки ручного труда проводятся в специально оборудованных кабинетах.
3.3. Занятия по труду в IV-VII классах проводятся в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием для обучения профессиональным умениям и приемам работы. Станки и оборудование приобретают в пределах ассигнований, выделяемых школам на эти цели.
3.4. Профессионально-трудовая подготовка учащихся VIII и VIII дополнительного классов осуществляется с учетом производственного окружения школы, возможности проведения производственной практики и трудоустройства выпускников. Специальные программы в соответствии с видами трудового обучения разрабатываются каждой школой совместно с базовыми предприятиями и утверждаются министерствами просвещения союзных и автономных республик, краевыми, и областными отделами народного образования.
3.5. В IV-VIII и VIII дополнительном классах для занятий по труду класс делится на две группы.
3.6. Учебные мастерские могут выполнять работы по заказу разных предприятий и учреждений, однако при обязательном соблюдении требований школьной программы.
3.7. При оборудовании мастерских и организации практической работы учащихся следует руководствоваться Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденными Министерством просвещения СССР, и другими нормативными документами Минпроса СССР по данному вопросу.
3.8. Производственная практика в VII и VIII классах проводится с учетом профиля профессионально-трудовой подготовки на базе соответствующих предприятий. Непосредственное руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения.
3.9. Учащиеся VIII дополнительного класса, овладевшие профессией в процессе обучения, сдают квалификационные экзамены по специальности. Эти экзамены принимает квалификационная комиссия на базовом предприятии в соответствии с действующим законодательством.
4. Учащиеся
4.1. Направление учащихся в специальную общеобразовательную школу-интернат (школу с продленным днем) для детей с задержкой психического развития осуществляется на основании заключения медико-педагогической комиссии в соответствии с Инструкцией по приему детей в данный тип специальной школы, утверждаемой Министерством просвещения СССР. Порядок работы этих комиссий определен Положением о республиканской и областных медико-педагогических комиссиях.
4.2. Комплектование специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) проводится соответствующими отделами народного образования до 25 августа. Пополнение классов при наличии свободных мест может осуществляться в течение учебного года.
4.3. Специальная общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития производит прием учащихся только в начальные классы (в подготовительный, I и II классы, в III - в порядке исключения).
4.4. Комплектование учащихся по классам осуществляется на основании документа об успеваемости за предшествующий год обучения.
4.5. Состав учащихся начальных классов подвижен: по мере коррекции дефектов развития дети переводятся в массовую общеобразовательную школу. Перевод детей в общеобразовательную школу осуществляется соответствующими отделами народного образования на основании решения педагогического совета специальной школы. На весь срок обучения в специальной школе остаются только дети с наиболее тяжелыми формами задержки психического развития.
4.6. Вопрос о переводе в другие типы специальных школ для детей с недостатками физического или умственного развития решается не позже, чем после одного года пребывания в данной школе на основании заключения республиканской, областной, городской, районной медико-педагогической комиссии.
4.7. Условия содержания и материального обеспечения воспитанников специальных школ-интернатов и учащихся групп продленного дня для детей с задержкой психического развития соответствуют порядку, установленному для воспитанников специальных школ-интернатов и учащихся групп продленного дня для детей с недостатками в физическом или умственном развитии.
5. Учителя и воспитатели
5.1. Учителя и воспитатели специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития назначаются отделами народного образования из числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование или высшее дефектологическое образование, прошедших специальную подготовку, раскрывающую специфику обучения и воспитания детей данной категории.
5.2. Учителя и воспитатели специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития наряду с общими задачами, предусмотренными Уставом средней общеобразовательной школы, решают специальные задачи коррекции недостатков психического развития детей. Они систематически изучают динамику развития детей, выявляют запас знаний учащихся, возможности и особенности усвоения учебного материала, особенности речи, памяти, внимания, работоспособности детей и т.п. На основе этого изучения и рекомендаций со стороны медицинского персонала учителя и воспитатели осуществляют индивидуальную помощь учащимся на уроках и во внеурочное время.
5.3. Учитель-логопед назначается из числа лиц, имеющих высшее специальное (логопедическое) образование. Учитель-логопед обязан всесторонне изучать речь учащихся, вести индивидуально-групповую работу с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, оказывать методическую помощь учителям по устранению недостатков речи учащихся. Один учитель-логопед работает с 25-30 детьми, имеющими недостатки речи.
6. Руководство школы-интерната
6.1. Руководство специальной общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития назначается органами народного образования и выполняет свои обязанности в соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы. Руководители обязаны пройти специальную подготовку.
6.2. Директор школы-интерната отвечает за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учетом специфики, связанной с коррекцией задержки психического развития учащихся, за создание необходимой материально-технической базы. Директор несет личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с Инструкцией по приему в данный тип школы, за своевременный перевод учащихся в соответствующие учебные учреждения, за организацию профессионально-трудовой подготовки учащихся.
6.3. Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе помимо обязанностей, определенных Уставом средней общеобразовательной школы, организует и направляет деятельность педагогического коллектива по коррекционному обучению с учетом индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, отвечает за оснащение уроков наглядно-дидактическим материалом, осуществляет связь в работе учителей и воспитателей. Заместитель директора по учебной работе организует методическую работу в школе, повышение квалификации педагогического персонала.
6.4. Заместитель директора по воспитательной работе руководит всей воспитательной работой школы-интерната, отвечает за соблюдение режима, проведение самоподготовки, организует и контролирует проведение внеклассных мероприятий, направленных на повышение уровня общего развития детей в общественно полезном труде.
6.5. Помощник директора по хозяйственной части (или заведующий хозяйством) несет ответственность за состояние хозяйства специальной школы-интерната, за материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и лечебно-профилактической работы, сохранность имущества и инвентаря, нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание их в должном санитарном состоянии.
7. Учебно-материальная база. Финансирование и отчетность
7.1. Специальная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития, помимо помещений, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной школы и Положением о школе-интернате, должна иметь специальные помещения для проведения логопедической работы, психологического обследования, игровые комнаты, а также кабинеты для проведения лечебно-восстановительной работы, оснащенные оборудованием в пределах ассигнований, выделяемых на приобретение оборудования и инвентаря.
7.2. Специальная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития финансируется по республиканскому, краевому, областному, городскому, районному бюджету в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой расходов.
Доходы, получаемые в результате реализации продукции от работы учащихся в учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйствах, а также на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и других организациях, используются школами-интернатами в соответствии с действующим законодательством.
7.3. Специальная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического развития пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба, в зависимости от подчиненности, со своим наименованием и штамп с указанием места нахождения школы-интерната.
Министр просвещения СССР |
М.А. Прокофьев |
Типовой учебный план специальной общеобразовательной школы-интерната (школы) для детей с задержкой психического развития
(утв. начальником Главного управления школ)
Предметы |
Количество часов по классам |
Всего недельных часов |
|||||||||
0 |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
VIII доп. |
||
Русский язык* |
12 |
12 |
10 |
10 |
6 |
6 |
4 |
3 |
2 |
2 |
67 |
Литература |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Математика |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
60 |
История |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
Основы Советского государства и права |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
Природоведение |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
География |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Биология |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
Физика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
Черчение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
Химия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
4 |
Иностранный язык |
- |
- |
- |
- |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
12 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
7 |
Музыка и пение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
8 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
20 |
Трудовое обучение |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
6 |
28 |
Всего обязательных |
24 |
24 |
24 |
24 |
27 |
28 |
30 |
30 |
30 |
31 |
272 |
Индивидуальные и групповые занятия по коррекции недостатков развития: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ритмика |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8 |
Исправление недостатков в развитии, восполнение пробелов в знаниях и т.п. |
3 |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
Факультативные занятия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
4 |
8 |
Общественно полезный труд и производственная практика в днях |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
5 |
12 |
24 |
- |
|
в часах |
- |
- |
- |
- |
- |
15 |
15 |
48 |
96 |
- |
|
______________________________
* Из часов, отведенных на русский язык в первые два года обучения, выделяется время на уроки "Знакомство с окружающим миром и развитие речи", осуществляемые по специальной программе.
Типовой учебный план специальной общеобразовательной школы-интерната (школы) для детей с задержкой психического развития
(II вариант структуры начальных классов)
(утв. начальником Главного управления школ)
Предметы |
Количество часов по классам |
||
II |
III |
III доп. |
|
Русский язык* |
12 |
11 |
10 |
Литература |
- |
- |
- |
Математика |
6 |
6 |
6 |
История |
- |
- |
- |
Основы Советского государства и права |
- |
- |
- |
Природоведение |
- |
1 |
2 |
География |
- |
- |
- |
Биология |
- |
- |
- |
Физика |
- |
- |
- |
Черчение |
- |
- |
- |
Химия |
- |
- |
- |
Иностранный язык |
- |
- |
- |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
Музыка и пение |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
Трудовое обучение |
2 |
2 |
2 |
Всего обязательных |
24 |
24 |
24 |
Индивидуальные и групповые занятия по коррекции недостатков развития: |
|
|
|
Ритмика |
2 |
2 |
2 |
Исправление недостатков в развитии, восполнение пробелов в знаниях и т.п. |
3 |
3 |
3 |
______________________________
* Из часов, отведенных на русский язык в первые два года обучения, выделяется время на уроки "Знакомство с окружающим миром и развитие речи", осуществляемые по специальной программе.
Примечания
к типовому учебному плану специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) для детей с задержкой психического развития
1. Учебные занятия и каникулы начинаются и заканчиваются в сроки, установленные для общеобразовательных школ.
2. "Знакомство с окружающим миром и развитие речи" изучается за счет часов, отведенных на русский язык:
- в подготовительном - I классах - по 2 часа в неделю;
- во II-III классах (второй вариант структуры) - соответственно по 2 и 1 часу.
3. Для занятий по труду в IV-VIII и VIII дополнительном классах класс делится на две группы.
4. В VIII и VIII дополнительном классах проводится углубленная профессионально-трудовая подготовка на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где осуществляется учебно-производственная практика.
5. Экзамены за курс восьмилетней общеобразовательной школы проводятся после окончания VIII дополнительного класса в порядке, установленном для восьмилетних общеобразовательных школ.
6. Учащимся VIII дополнительного класса, овладевшим профессией в процессе обучения, присваивается квалификационный разряд. Квалификационные экзамены по профессии принимает квалификационная комиссия на базовом предприятии в соответствии с действующим законодательством.
7. Общественно полезный труд в V-VI классах проводится по окончании учебного года.
Учебно-производственная практика в VII и VIII классах проводится как в конце учебного года, так и в течение всего учебного года в определенные календарные периоды. В последнем случае школа составляет для каждого класса график чередования учебы и практики с учетом равномерного распределения учебных занятий по всем предметам учебного плана до 25 июня включительно.
8. В национальных школах и в школах союзных республик, где обучение ведется на русском языке, выделяется дополнительно по 2-3 часа в неделю в каждом классе на изучение русского языка или языка союзной республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 3 июля 1981 г. N 103 "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минпросвещения России от 6 мая 2020 г. N 201 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 6 мая 2020 г.