В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, на основании заявления ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" (регистрационный номер N ФСТ-4484-27 от 26.02.2013 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Департаментом по тарифам Новосибирской области, рассмотрев представленные ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" и Департаментом по тарифам Новосибирской области дополнительные материалы, установлено следующее.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также (в части регулирования тарифов на теплоноситель на 2013 год) - Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Департамент по тарифам Новосибирской области приказом от 27.09.2013 г. N 160-ТЭ "Об установлении тарифа на теплоноситель, поставляемый Федеральным государственным унитарным предприятием "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" потребителям, другим теплоснабжающим организациям" установил ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" тариф на теплоноситель на 2013 год.
ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" не согласно с объемом теплоносителя (полезным отпуском), принятым в расчете вышеупомянутого тарифа на теплоноситель в качестве знаменателя (Тариф = НВВ/объем теплоносителя).
Расчет данного объема (полезного отпуска) ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" был сделан исходя из суммы объема отпуска теплоносителя потребителям (реализация, в том числе и через горячую воду), и объема теплоносителя на технологические нужды при производстве теплоэнергии (собственные нужды источника, включаемые в расчет тарифа на теплоэнергию), что соответствует п. 150 главы IX.V. Методических указаний, и составил 4 509,43 тыс. .
Включение Департаментом по тарифам Новосибирской области в объем теплоносителя, учитываемый в знаменателе, объема воды на технологические нужды при производстве теплоносителя в размере 918,87 тыс. с точки зрения ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" неправомерно, так как данный объем теплоносителя ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" не реализует (как "напрямую", в том числе и через горячую воду, так и через иной тариф), следовательно и расходы на его производство возместить не сможет.
ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" считает, что учтенный Департаментом по тарифам Новосибирской области объем теплоносителя в размере 5 428,3 тыс. с отклонением на 918,87 тыс. (20,4%) от предложений ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" не обоснованно и влечет за собой возникновение выпадающих доходов (недополучение в выручке средств).
Порядок расчета тарифов на теплоноситель определен Методическими указаниями, и согласно п. 150 Методических указаний тариф на теплоноситель, поставляемый потребителям регулируемой организацией определяется по формуле 105.
При расчете тарифа на теплоноситель, поставляемый потребителям регулируемой организацией, в соответствии с положениями п. 150 Методических указаний, под объемом выработки и потребления (невозврата) теплоносителя, приготовленного источником тепловой энергии, принадлежащем регулируемой организации и (или) приобретаемой такой организацией у иной регулируемой организации, владеющей источником тепловой энергии, учтенным в схеме теплоснабжения на расчетный период регулирования необходимо в числителе формулы понимать объем выработки теплоносителя, а в знаменателе формулы соответственно под объемом потребления (невозврата) понимать полезный отпуск теплоносителя потребителям.
Суть спора заключается в величине полезного отпуска теплоносителя, учитываемой в знаменателе в формуле расчета тарифа на теплоноситель (п. 150 Методических указаний), а именно, ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" считает, что в объем полезного отпуска теплоносителя потребителям должен рассчитываться за вычетом объема теплоносителя на технологические нужды при производстве теплоносителя.
В соответствии с приложением 4.2 к Методическим указаниям объем полезного отпуска теплоносителя потребителям (другим теплоснабжающим организациям) рассчитывается исходя из объема теплоносителя произведенного и/или приобретенного теплоснабжающей организацией за вычетом расхода теплоносителя на хозяйственные (технологические) нужды, нормативных потерь при передаче теплоносителя и объема невозвращенного теплоносителя.
По результатам рассмотрения спора ФСТ России пришло к выводу о том, что Департаментом по тарифам Новосибирской области допущено нарушение законодательства при установлении оспариваемых тарифов для ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" на 2013 год.
Суть нарушения заключается в том, что при расчете ставки тарифа на теплоноситель Департаментом по тарифам Новосибирской области учтен неправомерно завышенный объем полезного отпуска, вследствие чего ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" в выручке от реализации теплоносителя в 2013 году будут недополучены средства, получение которых запланировано Департаментом по тарифам Новосибирской области для указанной теплоснабжающей организации именно в 2013 году.
На основании вышеизложенного требования ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" подлежат удовлетворению.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые подробно изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 28.01.2014 г. N СЗ-111), приказываю:
1. Удовлетворить требования ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук", указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Департаментом по тарифам Новосибирской области.
2. Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 июня 2014 г. установить (пересмотреть) для ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" тарифы на теплоноситель на 2014 год, рассчитанные в соответствии с законодательством, с учетом результатов досудебного рассмотрения спора, при этом учесть фактические и документально подтвержденные недополученные ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" в выручке 2013 года доходы от реализации теплоносителя за 2013 год, и ввести в действие указанные тарифы в действие с 01 июля 2014 г.
Рекомендовать ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" представить в орган исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения документальное подтверждение фактического размера недополученного в 2013 году дохода от реализации теплоносителя.
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 2 настоящего приказа решения проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано пунктом 2 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались вышеуказанные решения.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 28 января 2014 г. N 83-д "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ФГУП "Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Департаментом по тарифам Новосибирской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 28 февраля 2014 г. N 8