Статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлен перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является конкурс с ограниченным участием.
В статье 56 Закона о контрактной системе указан перечень случаев применения конкурса с ограниченным участием, а именно:
в случае выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик обязан при осуществлении закупки устанавливать единые требования к участникам закупки. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются в том числе путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования. Перечень документов, подтверждающих соответствие установленным Правительством Российской Федерации требованиям к участникам закупки, также утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного, в связи с отсутствием установленных Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупки товаров, работ, услуг, непосредственно поименованных в статье 56 Закона о контрактной системе, а также перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки предъявляемым требованиям, осуществление в данном случае закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием неправомерно. Заказчик вправе осуществить такую закупку любым иным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без предъявления дополнительных требований к участникам закупки, непредусмотренных положениями Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1089) утвержден перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования, предъявляемые к участникам такой закупки, и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы, услуги, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации N 1089, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные данным постановлением.
Вместе с тем, в случае принятия решения об осуществлении закупки товара, работы, услуги, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации N 1089, иным способом (закупка у единственного поставщика, запрос котировок, электронный аукцион) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные данным постановлением.
Заместитель Министра |
Е.И. Елин |
Статс-секретарь - заместитель |
А.Ю. Цариковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является конкурс с ограниченным участием.
При этом указан перечень случаев применения конкурса с ограниченным участием. В частности, когда поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к названным, а также дополнительные требования к участникам такой закупки и список документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям, содержит постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089.
Разъяснено, что в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупку товара, работы, услуги, указанных в названном выше постановлении, заказчик обязан установить предусмотренные им дополнительные требования к участникам закупки.
Однако в случае принятия решения об осуществлении закупки товара (работы, услуги), указанного в постановлении, иным способом (закупка у единственного поставщика, запрос котировок, электронный аукцион) заказчик не вправе предъявлять к участникам требования, предусмотренные этим постановлением.
Письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 21 февраля 2014 г. NN 3422-ЕЕ/Д28и, АЦ/6139/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупки товара, работы, услуги, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и дополнительных требованиях, предъявляемых к участникам указанной закупки"
Текст разъяснений официально опубликован не был