Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 января 2014 г. N 2-АПГ13-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Борисовой Л.В.,
судей Горчаковой Е.В. и Беспаловой З.Д.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Степановой Л.Н., Ганичева В.Л., общества с ограниченной ответственностью "Фирма Слава" о признании недействующим приложения 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 г. N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" по апелляционным жалобам Ганичева В.Л., Степановой Л.Н. и общества с ограниченной ответственностью "Фирма Слава" на решение Вологодского областного суда от 8 октября 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Фирма Слава" Ганичева Ф.А. и Ганичева А.И., представителя Степановой Л.Н. по доверенности Киселёва А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя управления имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области по доверенности Канюковой М.В., считающей необходимым жалобу удовлетворить, возражения представителя Правительства Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Семичевой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в приложении 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 г. N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год", опубликованному в официальном печатном издании "Красный Север", декабрь 2012 г., N 241, установлены ставки арендной платы за использование земельных участков на территории Усть-Кубинского муниципального района в виде процента от кадастровой стоимости.
Ганичев В.Л., Степанова Л.H. и общество с ограниченной ответственностью "Фирма Слава", являющиеся арендаторами земельных участков, расположенных в селе Устье, государственная собственность на которые не разграничена, обратились в суд с заявлениями о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приведённого приложения в части установленных ставок арендной платы за пользование земельными участками на территории Усть-Кубинского муниципального района в размере 7,7%, 1,65%, 2,75% кадастровой стоимости на участки из земель населённых пунктов, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что процентные ставки арендной платы установлены без проведения анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, расположенных в селе Устье и других населённых пунктах района, а также за их пределами, а также не соответствует принципу экономической обоснованности установления размера арендной платы.
В связи с изменением в 2013 году кадастровой стоимости земельных участков размер годовой арендной платы увеличился в несколько раз, что является нарушением требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решением Вологодского областного суда от 8 октября 2013 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционных жалобах Ганичев В.Д., Степанова Л.H. и общество с ограниченной ответственностью "Фирма Слава" ставят вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционных жалоб прокурором, участвующим в деле, Правительством Вологодской области поданы возражения о несостоятельности их доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Степанова Л.H., Ганичев B.Л.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Отказывая заявителям в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к правильному выводу о соответствии оспариваемых норм требованиям федерального законодательства.
При этом суд обоснованно исходил из того, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли), формами которой являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65).
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализуя указанное полномочие, Правительство Вологодской области приняло постановление от 17 декабря 2012 г. N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" (далее - Постановление Правительства Вологодской области).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 582) арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципов, в том числе экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в соответствии с пунктом 2 оспариваемого регионального нормативного акта размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области определяется путём умножения утверждённых данным постановлением ставок арендной платы на кадастровую стоимость земельного участка с учётом коэффициентов, предусмотренных приложениями 1-28 к постановлению.
Из материалов дела также следует, что ставки арендной платы на 2013 год в отношении земельных участков, находящихся в пользовании заявителей, оставлены на уровне 2012 г.
Кроме того, суд первой инстанции, сопоставив ставки арендной платы, установленные по муниципальным образованиям в Вологодской области, проанализировав представленный в судебное заседание Правительством области математический расчёт ставок арендной платы, обоснованно пришёл к заключению о том, что средняя величина ставки арендной платы по группам вида разрешённого использования в Усть-Кубинском муниципальном районе не превышает размеры ставок по другим муниципальным образованиям, что оспариваемые арендные ставки являются экономически обоснованными.
При таком положении Судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда, что постановление Правительства Вологодской области в оспариваемой части не противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, а также предписаниям Постановления Правительства РФ N 582.
Из предъявленных требований и содержания апелляционных жалоб усматривается, что доводы заявителей фактически сводятся к несогласию с размером арендных платежей, которые увеличились в связи с утверждением после принятия оспариваемого регионального акта новой кадастровой стоимости земельных участков, а не по причине установления экономически необоснованной ставки арендной платы.
Между тем названное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку данный вопрос не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Апелляционные жалобы не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в силу чего не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Вологодского областного суда от 8 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Ганичева B.Л., Степановой Л.Н. и общества с ограниченной ответственностью "Фирма Слава" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Борисова Л.В. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Беспалова З.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 января 2014 г. N 2-АПГ13-8
Текст определения официально опубликован не был