Письмо Ассоциации российских банков от 28 февраля 2014 г. N А-01/5-139
Досье на проект федерального закона
В Комитет по финансовому рынку Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 17 февраля 2014 г. направлен на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Законопроект).
Ассоциация российских банков разделяет мнение разработчиков Законопроекта о необходимости уточнения понятия бенефициарных владельцев, введенного в российское "антиотмывочное" законодательство Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
Вместе с тем следует отметить, что Законопроект содержит некоторые неоднозначные положения, которые нуждаются в дальнейшем обсуждении.
В связи с этим нами подготовлено заключение на Законопроект (прилагается).
Ассоциация выражает надежду, что замечания и предложения банковского сообщества будут учтены при доработке Законопроекта.
Приложение: на 2 л.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение
Ассоциации российских банков на проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Ассоциация российских банков совместно с членами Комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам рассмотрела проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Законопроект) и сообщает следующее.
1. Законопроектом предложено в абзаце 13 статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), в котором установлено понятие бенефициарного владельца для целей ПОД/ФТ, четко определить, что бенефициарный владелец может быть только у клиента - юридического лица.
Ассоциация полностью поддерживает данную инициативу.
Предлагаем также исключить слова "бенефициарных владельцев" из подпунктов 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, в которых регламентированы вопросы, связанные с проведением операций физических лиц на сумму до 15 тыс. рублей.
2. Законопроектом предложено дополнить статью 6 Закона N 115-ФЗ пунктом 1.1.1 следующего содержания:
"1.1.1. Расчеты, осуществляемые кредитной организацией по сделке с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается сделка с недвижимым имуществом, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.".
По мнению Ассоциации, данная норма повлечет за собой существенное увеличение нагрузки для кредитных организаций.
В настоящее время кредитные организации выявляют информацию о сделке с недвижимым имуществом и однократно направляют ее в уполномоченный орган (Росфинмониторинг). Однако, исходя из положений Законопроекта, с учетом обязанности выявлять расчеты по тем сделкам, по которым произошел переход права собственности, текущая работа кредитных организаций увеличится многократно, поскольку, помимо обязанности выявления таких сделок, добавится также обязанность отслеживать все платежи, совершенные клиентами кредитной организации как до, так и после момента выявления сделки.
Более того, Ассоциация считает, что информация о сделках с недвижимым имуществом должна передаваться в Росфинмониторинг не кредитными организациями, которые к таким сделкам имеют опосредованное отношение, а профильными участниками рынка и (или) Росреестром, у которого имеется соглашение об информационном взаимодействии с Росфинмониторингом.
В этой связи предлагаем либо скорректировать норму проектируемого пункта 1.1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, распространив ее действие исключительно на организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и (или) Росреестр, либо полностью удалить данную норму из состава Законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 28 февраля 2014 г. N А-01/5-139
Текст письма официально опубликован не был