Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
об организации работ по развитию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог")
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 4 марта 2014 г. N ММВ-7-6/77@)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации работ по развитию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог") (далее - Положение) определяет общие принципы по созданию, внедрению, сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (далее - Служба), порядок организации работ, полномочия и обязанности участников, разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, государственными стандартами по автоматизированным системам и информационным технологиям и учитывает накопленный опыт работы.
1.2. Для целей настоящего Положения используются термины и определения основных понятий, установленных государственными стандартами в области автоматизированных систем и информационных технологий, используемых в Службе, и обязательных для применения во всех видах документации:
Автоматизированная информационная система (АИС) - система, состоящая из персонала (пользователей), комплекса средств автоматизации его деятельности и организационно упорядоченной совокупности информации (документов, массивов документов), реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) - индивидуальное рабочее место специалиста, оборудованное соответствующим комплексом технических средств и снабженное соответствующим программным, информационным и технологическим обеспечением.
Алгоритм функционирования АИС - алгоритм, задающий условия и последовательность действий компонентов автоматизированной системы при выполнении ею своих функций.
Версия программного средства (версия ПС) - конфигурация всей информационной системы или ее части, существующая в конкретный момент времени.
Внедрение АИС - процесс передачи автоматическим устройствам, функционирующим под управлением программных средств, всех или части функций, реализуемых человеком (коллективом специалистов) при управлении производственными, административными и другими аспектами функционирования организации, министерства, ведомства.
Ввод в действие - стадия создания АИС, на которой целью проведения работ является реализация проектных решений и плана мероприятий по вводу системы в действие, а также подготовка к постоянной эксплуатации АИС.
Документация на АИС - комплект взаимоувязанных документов, содержащих описание полной, в рамках заданных требований, модели и принципов функционирования АИС, полностью определяющих технические требования к АИС, проектные и организационные решения по созданию и эксплуатации АИС.
Жизненный цикл АИС - совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния АИС от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации АИС.
Задача АИС - функция или часть функции АИС, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида.
Информационные ресурсы (ИР) - документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), подготовленные и систематизированные в удобной и пригодной для использования форме.
Информационные технологии (ИТ) - технологии, которые обеспечивают, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решение задач по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов.
Комплекс задач (КЗ) АИС - совокупность задач АИС, выполнение которых приводит к результату заданного вида, объединенных с целью реализации функций АИС в интересах определенной тематической группы пользователей. Реализуется в виде программных комплексов (ПК), программно-информационных комплексов (ПИК), программно-аппаратных комплексов (ПАК).
Компонент АИС - часть АИС, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое.
Нормативно-справочная информация (НСИ) - совокупность справочников, реестров, классификаторов и других структурированных данных, используемых при создании (развитии) АИС.
Описание постановки задачи (ОПЗ) - документ, в котором изложены характеристики комплекса задач, дано описание выходной и входной информации в рекомендуемом государственными стандартами порядке.
Очередь АИС - часть АИС, для которой в техническом задании на создание системы в целом установлены отдельные сроки ввода и набор реализуемых функций.
Пилотный проект - пробный, экспериментальный проект, реализованный для изучения положительных и отрицательных результатов применения информационных технологий в целях дальнейшего принятия решения о целесообразности широкого внедрения проекта.
Подсистема АИС - часть АИС, обладающая ее свойствами, функционально реализующая процессы автоматизации конкретной предметной области деятельности пользователей.
Пользователь АИС - лицо, участвующее в функционировании АИС или использующее результаты ее функционирования.
Программное средство АИС (ПС АИС) - программное изделие, изготовленное, прошедшее испытания установленного вида и поставляемое как продукция производственно-технического назначения для применения в АИС.
Процесс создания АИС - совокупность работ от формирования исходных требований к системе до ввода в действие.
Развитие (модернизация) АИС - целенаправленное улучшение характеристик или расширение функций АИС.
Снятие с эксплуатации - прекращение активной поддержки эксплуатирующей и сопровождающей организацией, частичная или полная замена новой системой или инсталляция обновленной системы, прекращение использования.
Создание АИС - процесс, представляющий собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АИС, соответствующей заданным требованиям.
Сопровождение АИС - деятельность по оказанию услуг, необходимых для обеспечения устойчивого функционирования или развития АИС.
Сопровождение программного обеспечения - деятельность по оказанию услуг для устранения сбоев, улучшения показателей производительности и/или других характеристик (атрибутов) программного продукта, или его адаптации для использования в модифицированном окружении, определяемой как модификация программного продукта, после передачи в эксплуатацию прикладного программного обеспечения.
Стадия создания АИС - одна из частей процесса создания АИС, установленная нормативными документами и заканчивающаяся выпуском документации на систему, содержащей описание полной, в рамках заданных требований, модели АИС на заданном для данной стадии уровне, или изготовлением несерийных компонентов АИС, или приемкой АИС в промышленную эксплуатацию.
Техническое задание на АИС (на подсистемы и задачи) (ТЗ на АИС, подсистемы и задачи) - основной документ, определяющий требования и порядок создания (развития или модернизации) системы, в соответствии с которым проводится разработка АИС и ее приемка при вводе в действие.
Функция АИС - совокупность действий АИС, направленная на достижение определенной цели.
Эксплуатирующий АИС персонал - сотрудники, непосредственно занимающиеся администрированием системы на уровне пользователя.
Этап создания АИС - часть стадии создания АИС, выделенная по соображениям единства характера работ и (или) завершающего результата или специализации исполнителей.
Основные компоненты АИС:
Организационное обеспечение АИС - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатирующего персонала АИС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности системы.
Методическое обеспечение - совокупность документов, описывающих технологию функционирования АИС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании АИС.
Техническое обеспечение - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании AИC.
Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АИС.
Программное обеспечение (ПО) - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности АИС.
Общее программное обеспечение - часть программного обеспечения АИС, представляющая собой совокупность программных средств, разработанных вне связи с созданием данной АИС.
Специальное (прикладное) программное обеспечение (ППО) - часть программного обеспечения АИС, представляющая собой совокупность программ, разработанных при создании данной АИС.
Информационное обеспечение - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АИС при ее функционировании.
Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АИС и юридический статус результатов ее функционирования.
1.3. Организации, участвующие в работах по развитию АИС "Налог":
Генеральный заказчик - Федеральная налоговая служба (Служба), для которой создана и развивается АИС "Налог" и которая обеспечивает финансирование создания (разработки, изготовления и т.п.) и развития системы, формулирует требования к системе, обеспечивает оговоренные в договоре (контракте) условия деятельности Исполнителей (разработчиков, поставщиков и других участников), проводит приемку работ и эксплуатацию системы, а также выполняет отдельные работы на стадиях и этапах развития АИС "Налог".
За вопросы развития АИС "Налог" или ее отдельных компонент отвечает структурное подразделение центрального аппарата (далее - ЦА) ФНС России, к компетенции которого относятся вопросы, связанные с внедрением информационных технологий в деятельность налоговых органов (далее - Ответственное подразделение).
Заказчики работ (услуг) - структурные подразделения ЦА ФНС России - профильные подразделения, в интересах которых заявлены работы в части создания или развития (модернизации) АИС "Налог", в том числе и прикладного программного обеспечения по конкретной автоматизируемой функции.
В случае выполнения работ в интересах нескольких профильных структурных подразделений ЦА ФНС России, определяется одно структурное подразделение ЦА ФНС России в качестве основного Заказчика, остальные структурные подразделения ЦА ФНС России являются Созаказчиками работ.
Исполнитель (разработчик) - организация, выполняющая работы, оказывающая услуги в области информационных технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. Базой создания и развития (модернизации) АИС "Налог" являются государственные стандарты и руководящие документы по стандартизации, а также действующие законодательные и иные документы:
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе";
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов";
- ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения (утвержден постановлением Госстандарта СССР 27.12.1990 N 3399);
- ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность, и обозначение документов при создании автоматизированных систем (утвержден постановлением Госстандарта СССР 24.03.1989 N 664);
- ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1990 N 3469);
- ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 24.03.1989 N 661);
- ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Виды испытаний (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 17.02.1992 N 161);
- ГОСТ 24.104-85 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Общие требования (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 20.12.1985 N 4632);
- ГОСТ 24.303-80 Система технической документации на АСУ. Обозначения условные графические технических средств (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 14.05.1980 N 2102);
- ГОСТ 19.005-85 Единая система программной документации. Р-схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические и правила выполнения (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1985 N 893);
- ГОСТ 19.101-77 ЕСПД. Виды программ и программных документов (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 20.05.1977 N 1268);
- ГОСТ 19.102-77 ЕСПД. Стадии разработки (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 20.05.1977 N 1268);
- ГОСТ 19.104-78 ЕСПД. Основные надписи (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 18.12.1978 N 3351);
- ГОСТ 19.105-78 ЕСПД. Общие требования к программным документам (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 18.12.1978 N 3350);
- ГОСТ 19.301-79 ЕСПД. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию и оформлению (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 11.12.1979 N 4753);
- ГОСТ 19.504-79 ЕСПД. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 12.01.1979 N 74);
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2010 N 631-ст);
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 Сопровождение программных средств (принят постановлением Госстандарта РФ от 25.06.2002 N 248-ст);
- ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 Процессы жизненного цикла программных средств (принят постановлением Госстандарта РФ от 05.06.2002 N 227-ст);
- ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16326-2002 Программная инженерия. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 при управлении проектом. (принят постановлением Госстандарта РФ от 05.06.2002 N 226-ст);
- Р 50-34.126-92 Правила проведения работ при создании автоматизированных систем (утверждены постановлением Госстандарта СССР от 03.02.1992 N 99);
- РД 50-34.698-90 Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов (утверждены постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3380);
- РД 50-680-88 Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения (утверждены постановлением Госстандарта СССР от 28.12.1988 N 4622).
2. Основные принципы построения АИС "Налог" и ее структура
2.1. АИС "Налог" представляет собой единую информационную систему Службы, обеспечивающую прием и обработку данных, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере компетенций Службы, а также предоставление и анализ информации.
2.2. АИС "Налог" создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, возложенных на Службу, Положением о Федеральной налоговой службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение о Службе).
2.3. АИС "Налог" обеспечивает автоматизацию деятельности Службы по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Службе.
2.4. Основными принципами построения АИС "Налог" являются:
- систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на Службу;
- предоставление информации внешним потребителям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС "Налог", у источника информации;
- актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС "Налог";
- адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС "Налог", к изменяющимся требованиям пользователей;
- открытость для интеграции АИС "Налог" с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;
- единство используемых в АИС "Налог" терминов, НСИ, системы показателей и регламентов отчетности;
- единство стандартов технологий, форматов всех элементов АИС "Налог";
- безопасность АИС "Налог" с учетом требований обеспечения информационной безопасности;
- открытость и доступность информации, содержащейся в АИС "Налог", за исключением информации ограниченного доступа.
2.5. Укрупненная структура АИС "Налог" представлена следующими подсистемами, выполняющими функции по:
- сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС "Налог", осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС "Налог", а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;
- внешнему взаимодействию с налогоплательщиками и организациями (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);
- централизованному ведению и распространению реестров, справочников и классификаторов, используемых в АИС "Налог", и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;
- сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС "Налог", а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием визуальных средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;
- обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на Службу, посредством портала ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.
2.6. Организация работ по применению информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры осуществляется Службой с учетом поручений Президента Российской Федерации по реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области информационных технологий, решений и поручений Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
3. Краткие сведения об объектах автоматизации
Объектами автоматизации являются: Служба и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - налоговые органы), составляющие единую централизованную систему налоговых органов.
К объектам федерального уровня относятся:
- Центральный аппарат ФНС России;
- Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных;
- Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
- Межрегиональная инспекция ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения.
К объектам регионального уровня относятся:
- Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;
- Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам.
К объектам местного уровня относятся:
- Инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня, в том числе межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, включая территориально - обособленные рабочие места.
Состав объектов автоматизации определяется организационной структурой Службы и может уточняться с учетом проводимых организационно-штатных мероприятий.
4. Основные стадии и этапы создания и развития АИС "Налог"
4.1. Процесс создания и развития АИС, предусмотренный государственными стандартами по автоматизированным системам и информационным технологиям, представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АИС, соответствующей заданным требованиям.
Стадии и этапы создания АИС выделяются как части процесса создания в целях рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом.
Состав выполняемых стадий (этапов), а также участников работ при создании конкретной АИС устанавливают в зависимости от сложности объекта автоматизации, комплексности проводимых работ по автоматизации, используемых средств автоматизации.
4.2. Основными стадиями работ по развитию АИС "Налог" являются:
- Общесистемное проектирование АИС "Налог".
- Развитие (модернизация) прикладного программного обеспечения АИС "Налог".
- Внедрение общего программного обеспечения и элементов телекоммуникационной инфраструктуры.
- Сопровождение АИС "Налог".
- Подготовка сотрудников налоговых органов к работе в АИС "Налог".
5. Организация проведения и порядок выполнения работ (оказания услуг) по развитию АИС "Налог"
Организация работ по развитию АИС "Налог" предусматривает:
- периодичность планирования работ;
- включение в мероприятия, планируемые к выполнению в установленном периоде, работ, направленных, в том числе, на реализацию приоритетных направлений развития информационных технологий, ежегодно определяемых Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;
- обеспечение соответствия мероприятий функциям и полномочиям Службы;
- обоснование необходимости проведения соответствующих мероприятий;
- обеспечение соответствия мероприятий тем информационным системам, на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию которых направлены эти мероприятия;
- обоснование потребностей в ресурсах для реализации мероприятий;
- наличие системы проектного управления мероприятиями, в том числе с закреплением ответственного за реализацию мероприятий в целом и ответственных за каждое мероприятие.
Развитие АИС "Налог" включает также вопросы:
- участия в развитии инфраструктуры электронного правительства, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг в электронной форме;
- участия в организации межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти;
- организации оказания Службой государственных услуг в электронной форме, юридической значимости электронных документов и идентификации их отправителей и получателей;
- создания и развития информационных ресурсов Службы на основе модели "облачных" вычислений.
Для поддержания устойчивого функционирования АИС "Налог" и обеспечения непрерывного развития информационных технологий налоговых органов ежегодно в обязательном порядке выполняются следующие мероприятия:
I. Формирование и ведение Реестра согласованных заявок на работы по развитию АИС "Налог" на очередной год.
II. Подготовка Перечня работ по развитию АИС "Налог" на очередной год.
III. Выполнение работ (оказание услуг) по развитию АИС "Налог".
IV. Оформление документов о выполненных работах (оказанных услугах) по развитию АИС "Налог".
5.1. Формирование и ведение Реестра согласованных заявок на работы по развитию АИС "Налог" на очередной год
5.1.1. Реестр согласованных заявок на работы по развитию АИС "Налог" на очередной год (далее - Реестр заявок) представляет собой систематизированный состав работ по созданию и развитию АИС "Налог", планируемых на очередной год.
Реестр заявок формируется и ведется Ответственным подразделением и утверждается руководителем указанного подразделения (рекомендуемая форма Реестра заявок приведена в приложении N 1).
5.1.2. Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, к компетенции которого относятся вопросы координации работ по развитию АИС "Налог", по представлению Ответственного подразделения, в срок до 1 июня текущего года, направляет руководителям структурных подразделений ЦА ФНС России - Заказчикам работ, руководителям Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России указание о представлении предложений по развитию АИС "Налог" на очередной (планируемый) год.
5.1.3. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России в срок до 1 июля текущего года направляют свои предложения в соответствующие профильные структурные подразделения ЦА ФНС России для анализа и принятия решений о подготовке Заявок-обоснований на выполнение работ по развитию АИС "Налог".
5.1.4. Структурные подразделения ЦА ФНС России - Заказчики работ анализируют и обобщают предложения, полученные от Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекции ФНС России, и в срок до 1 августа текущего года представляют Заявки-обоснования на работы по развитию АИС "Налог" (рекомендуемая форма Заявки-обоснования приведена в приложении N 2) в Ответственное подразделение. При отсутствии у Заказчика достаточного обоснования необходимости выполнения работ по развитию АИС "Налог" Ответственное подразделение вправе не включать в Реестр заявок такие работы, с уведомлением об этом Заказчика работ.
5.1.5. Заказчики вправе представить новые обоснования необходимости выполнения работ. Защита таких обоснований, а также сроков их исполнения осуществляется на согласительных совещаниях Ответственного подразделения с представителями Заказчика, которые проводятся в том числе под руководством заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, к компетенции которого относятся вопросы координации работ по развитию АИС "Налог". Согласительные совещания проводятся в период с 1 сентября по 1 ноября текущего года. Решения, принятые по результатам работы согласительных совещаний, фиксируются в соответствующих протоколах и являются основанием для включении (либо не включения) работ в Реестр заявок.
5.1.6. По работам, в результате которых создается комплексный компонент АИС "Налог" или оказываются услуги в интересах нескольких структурных подразделений ЦА ФНС России, Заказчик согласовывает Заявку-обоснование со структурными подразделениями ЦА ФНС России, являющимися Созаказчиками данных работ (услуг).
5.1.7. Ответственное подразделение в срок до 1 ноября текущего года на основе заявок уточняет и обобщает в целях исключения дублирования работ (услуг) тематику (формулировки наименований работ), состав, содержание и сроки выполнения работ по развитию АИС "Налог" и формирует проект Реестра заявок. Сформированный Реестр заявок представляется на утверждение руководителю Ответственного подразделения. Утвержденный Реестр заявок установленным порядком размещается в инфоресурсах ЦА ФНС России, о чем информируются все другие структурные подразделения ЦА ФНС России.
5.1.8. Утвержденный Реестр заявок используется при формировании Перечня работ (услуг) по развитию АИС "Налог" на очередной год.
5.1.9. При возникновении объективных обстоятельств в Реестр заявок в течение года могут вноситься уточнения (включение новых работ, исключение работ, потерявших актуальность, изменение или уточнение формулировок работ, сроков их исполнения и другие).
В этом случае Заказчики представляют в Ответственное подразделение на рассмотрение письменные обоснования по уточнению работ (услуг) в Реестре заявок, на основании которых, по результатам рассмотрения, готовится Дополнение к Реестру заявок (рекомендуемая форма Дополнения к Реестру заявок приведена в приложении N 3) и уточняется редакция Реестра заявок с учетом вносимых изменений. Дополнение к Реестру заявок и уточненная редакция Реестра заявок утверждаются руководителем Ответственного подразделения. Подписанные редакции Реестра заявок (с указанием даты подписания редакции) также размещаются в инфоресурсах ЦА ФНС России с информированием об этом всех структурных подразделений ЦА ФНС России.
5.1.10. Реестр заявок является основой для разработки технических заданий по каждому мероприятию на выполнение работ по развитию АИС "Налог", развитию (модернизации) и сопровождению прикладного программного обеспечения АИС "Налог". При этом в состав работ (услуг) могут включаться только работы и услуги, вошедшие в утвержденный Реестр заявок. В Реестре заявок также указываются согласованные с Заказчиками предполагаемые сроки реализации заявленных работ (услуг).
В Реестр заявок включаются расширенные сведения по заявленным Заказчиками работам (услугам), которые являются основой для формирования требований в ТЗ и ОПЗ на разработку (модернизацию) программных средств.
5.2. Подготовка Перечня работ по развитию АИС "Налог" на очередной год
5.2.1. Документ "Перечень работ по развитию АИС "Налог" на очередной год" (далее - Перечень работ) формируется Ответственным подразделением с использованием утвержденного Реестра заявок путем анализа состава работ (услуг), включенных в Реестр заявок, и группировки их по функциональному принципу (рекомендуемая форма Перечня работ приведена в приложении N 4).
5.2.2. Подготовленный Перечень работ установленным порядком не позднее 20 ноября текущего года представляется на утверждение заместителю руководителя Федеральной налоговой службы, к компетенции которого относятся вопросы координации работ по развитию АИС "Налог".
5.2.3. Утвержденный Перечень работ является основой при формировании закупочных мероприятий по развитию АИС "Налог". Объем и содержание работ и услуг по каждому закупочному мероприятию определяется Ответственным подразделением.
Перечень закупочных мероприятий включается составной частью в План информатизации Службы.
5.3. Выполнение работ (оказание услуг) по развитию АИС "Налог"
Выбор исполнителей (разработчиков) для выполнения работ (оказания услуг) по развитию АИС "Налог" осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Ответственное подразделение обеспечивает оперативное взаимодействие в процессе выполнения работ, организацию взаимных консультаций и обмена информацией между Заказчиками, согласование оперативных планов на отдельные периоды создания АИС "Налог", выработку рекомендаций по оптимизации выполнения работ, использование промежуточных и конечных результатов работ для принятия решений, подготовку и представление руководителю (заместителям руководителя) ФНС России согласованной информации о реализации работ.
Выполнение работ (оказание услуг) обеспечивается с учетом основных стадий работ по развитию АИС "Налог", перечисленных в пункте 4.2 настоящего Положения.
5.3.1. Общесистемное проектирование АИС "Налог"
Процесс общесистемного проектирования АИС "Налог" включает в себя работы по концептуальному моделированию деловых процессов налогового администрирования, развитию программной и аппаратной архитектуры, средств администрирования, средств обеспечения безопасности, проектированию и поддержке информационного обеспечения, технологии функционирования информационной системы, последовательности разработки, внедрения и сопровождения программного обеспечения.
Работы по общесистемному проектированию АИС "Налог" включают в себя обследование объектов автоматизации, формирование требований к АИС "Налог", разработку концепции создания АИС "Налог", разработку технических заданий на системы, частных технических заданий на подсистемы АИС "Налог", разработку проектных решений по архитектуре системы в целом, ее компонент, в том числе по системе телекоммуникаций, всем видам обеспечения, программной архитектуры, средствам обеспечения информационной безопасности и др.
Кроме того, работы по общесистемному проектированию АИС "Налог" могут включать проектные работы по реализации в АИС "Налог" отдельных функциональных задач с целью выбора оптимальной архитектурной реализации.
Результаты работ по общесистемному проектированию Исполнители представляют Заказчикам в виде проектных документов для рассмотрения и утверждения.
Проекты документов по общесистемному проектированию утверждаются Ответственным подразделением.
Проекты документов по реализации в АИС "Налог" отдельных функциональных задач утверждаются руководителями структурных подразделений ЦА ФНС России, являющихся Заказчиками данных работ, и согласуются с Ответственным подразделением.
Период рассмотрения (согласования) проектов документов по общесистемному проектированию не должен превышать десяти рабочих дней от даты представления материалов Заказчику.
5.3.2. Развитие (модернизация) прикладного программного обеспечения АИС "Налог"
Работы на данной стадии предусматривают разработку прикладного программного обеспечения (ППО) или его развитие (модернизацию) по объективным обстоятельствам (создание АИС "Налог" нового поколения, изменение законодательства, методологии сбора, обработки, передачи и хранения информации, другие факторы) и реализующие изменения:
- программно-технической среды (переход на новое общесистемное программное обеспечение и технические средства);
- структур баз данных, информационных ресурсов и НСИ;
- алгоритмов реализации функционала;
- другие.
Работы на данной стадии в свой состав включают разработку проектной документации; разработку ППО и программной документации; проведение тестирования ППО (внутреннего и комплексного); разработку программы и методики испытаний (ПМИ); проведение приемосдаточных испытаний и принятие решений о возможности ввода ППО в эксплуатацию.
При выполнении работ на стадии "Развитие (модернизация) прикладного программного обеспечения АИС "Налог" необходимо учитывать следующие требования.
5.3.2.1. Вновь создаваемое ППО должно быть реализовано в составе единой АИС "Налог".
5.3.2.2. Основными документами, определяющими требования и порядок создания АИС "Налог" либо ее компонентов, является "Техническое задание" (ТЗ) или "Частное техническое задание" (ЧТЗ).
ТЗ (ЧТЗ) на разработку ППО разрабатывается для каждой функциональной задачи и является основным документом, определяющим требования к разработке ППО для АИС "Налог". Разработанное ППО должно обеспечивать достижение целей, установленных в ТЗ (ЧТЗ).
Проекты ТЗ (ЧТЗ) разрабатываются с участием структурных подразделений ЦА ФНС России, утверждаются руководителем структурного подразделения ЦА ФНС России, являющегося Заказчиком работ, и согласуется с руководителем Ответственного подразделения.
Изменения к ТЗ (ЧТЗ) оформляются соответствующими дополнениями к ТЗ (ЧТЗ). Порядок утверждения и согласования дополнений к ТЗ (ЧТЗ) соответствует порядку согласования основного документа.
Период рассмотрения (согласования, утверждения) Заказчиком (Созаказчиком) ТЗ (ЧТЗ), а также дополнений к ним, не должен превышать десяти рабочих дней от даты представления материалов на утверждение.
5.3.2.3. Процесс развития (модернизация) ППО АИС "Налог" предусматривает также разработку документов "Описание постановки задачи" (ОПЗ). Указанные документы разрабатываются с участием структурных подразделений ЦА ФНС России, являющихся Заказчиками (Созаказчиками), утверждаются руководителями структурных подразделений ЦА ФНС России, являющихся Заказчиками работ, и согласуются с руководителем Ответственного подразделения.
Изменения к ОПЗ оформляются соответствующими дополнениями к ОПЗ. Порядок утверждения и согласования дополнений к ОПЗ соответствует порядку согласования основного документа.
Период рассмотрения (согласования, утверждения) ОПЗ, а также дополнений к ним, не должен превышать десяти рабочих дней от даты представления материалов на утверждение.
Если у Заказчиков изменяются функциональные требования, заложенные в проектную документацию (ТЗ, ЧТЗ, ОПЗ), что влечет изменение объемов работ и сроков их выполнения, то Ответственное подразделение вправе принять согласованное с Заказчиком и Исполнителем решение о необходимости и целесообразности указанных изменений.
В таких случаях в Реестр заявок вносятся изменения в части уточнения сроков выполнения работ.
5.3.2.4. Ответственное подразделение обеспечивает контроль исполнения работ Исполнителем (разработчиком) на стадии разработки ППО, выбора, адаптации и (или) привязки приобретаемых программных средств, разработки программной документации проведения предварительного (внутреннего) тестирования ППО в части соответствия действующим стандартам.
5.3.2.5. Ответственное подразделение обеспечивает также контроль подготовки Исполнителем (разработчиком) следующих документов:
- рабочей документации, содержащей взаимоувязанные решения по системе в целом, ее функциям, всем видам обеспечения, достаточные для комплектации, монтажа, установки, наладки, проверки работоспособности, а также дальнейшей эксплуатации;
- эксплуатационной документации (являющейся частью рабочей документации), предназначенной для использования при эксплуатации системы, определяющей правила и действия пользователей ППО при его функционировании, проверке и обеспечении его работоспособности.
- программы и методики испытаний (ПМИ), предназначенной для подтверждения выполнения требований ТЗ, со ссылками на соответствующие методики (разделы методик) испытаний, для установления технических данных, подлежащих проверке при испытании ППО, а также содержащая порядок испытаний и методов контроля, которая согласуется с Ответственным подразделением и утверждается руководителем структурного подразделения ЦА ФНС России, являющегося Заказчиком работы.
Период рассмотрения (согласования, утверждения) Заказчиком перечисленных документов не должен превышать десяти рабочих дней от даты представления материалов.
5.3.2.6. В необходимых случаях по предложениям Исполнителей (разработчиков), согласованным с Ответственным подразделением, последним организуется проведение комплексного тестирования ППО на программно-технических средствах и с участием сотрудников отдельных налоговых органов.
По результатам комплексного тестирования оформляется протокол комплексного тестирования программных средств (рекомендуемая форма протокола приведена в приложении N 5), в котором отражаются результаты тестирования и выводы о готовности ППО к эксплуатации или к предъявлению комиссии для проведения приемо-сдаточных испытаний.
5.3.2.7. Организацию приемки ППО от лица Генерального заказчика осуществляет Ответственное подразделение.
Ответственное подразделение ежегодно готовит и представляет установленным порядком руководителю Службы проект приказа ФНС России "О создании комиссии для проведения приемо-сдаточных испытаний прикладного программного обеспечения для нужд Федеральной налоговой службы".
Данным приказом определяется председатель комиссии (заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, к компетенции которого относятся вопросы координации работ по развитию АИС "Налог", заместитель председателя комиссии (руководитель Ответственного подразделения), ответственный секретарь комиссии и члены комиссии из числа сотрудников ЦА ФНС России, территориальных органов ФНС России. В комиссию также могут быть включены представители Исполнителя. Указанным приказом устанавливается порядок формирования подкомиссий для проведения приемки каждой работы (группы работ).
5.3.2.8. Ответственное подразделение формирует составы подкомиссий по проведению приемо-сдаточных испытаний из числа членов утвержденной комиссии ФНС России (п. 5.3.2.7 настоящего раздела) и график их работы (рекомендуемые формы составов подкомиссий и графика работы приведены, соответственно, в приложениях N 6 и N 7). Указанные документы согласуются с Исполнителями и утверждаются председателем комиссии. При этом Ответственный исполнитель обеспечивает контроль наличия протоколов предварительного (внутреннего) тестирования (в отдельных случаях - и комплексного тестирования) ППО, предъявляемого для проведения приемо-сдаточных испытаний.
Все члены подкомиссий должны быть уполномочены на право подписывать документы по результатам приемки работ.
К работе подкомиссий привлекаются специалистов территориальных налоговых органов, а также подведомственных Службе бюджетных (казенных) учреждений (пользователи). В составы подкомиссий они включаются дополнительными списками. Указанные специалисты имеют право на подписание протоколов работы подкомиссии, в том числе с особым мнением.
Замена одних членов подкомиссий на других (в случаях объективной необходимости) осуществляется в оперативном порядке.
5.3.2.9. В ходе приемо-сдаточных испытаний Ответственное подразделение контролирует наличие следующих документов:
- утвержденное Заказчиком ТЗ (ЧТЗ) на разработку ППО (в случае его разработки);
- утвержденное ОПЗ (в случае его разработки);
- подготовленное ППО (с протоколами тестирования);
- эксплуатационную документацию (Инструкция администратора, Руководство пользователя).
В соответствии с ПМИ в процессе приемки работ осуществляется проверка полноты выполнения требований проектной документации (ТЗ, ЧТЗ, ОПЗ, иных документов), а также определяется работоспособность ППО и возможность его ввода в эксплуатацию.
По результатам работы подкомиссий Ответственным подразделением оформляются протоколы (не менее 2-х экземпляров). В протоколах отражаются материалы работы подкомиссий, замечания и предложения, выявленные в ходе приемки, решение о приемке ППО в опытную или промышленную эксплуатацию (рекомендуемая форма протоколов приведена в приложении N 8).
В случаях наличия замечаний к работе ППО, принимается решение о необходимости его доработки и повторном (до завершения срока действия контракта) предъявлении доработанного ППО на рассмотрение подкомиссии.
Протоколы подписываются в обязательном порядке каждым членом подкомиссии. В случае особого мнения член подкомиссии представляет его в виде справки "Особое мнение", которая является приложением к протоколу. При этом в протоколе рядом с подписью указывается: "Особое мнение".
Протоколы работы подкомиссий, включая справки с особым мнением, являются основанием для оформления Технических актов и входят в пакет документов к указанным актам.
5.3.2.10. В случае принятия подкомиссией решения о приемке ППО в опытную эксплуатацию (ОЭ), выполняются следующие мероприятия.
5.3.2.10.1. Ответственное Подразделение в согласованные с Заказчиками сроки готовит проект приказа ФНС России о проведении ОЭ ППО и плана мероприятий по проведению ОЭ ППО с обязательным участием представителей Заказчика.
Приказом о проведении опытной эксплуатации прикладного программного обеспечения (далее - Приказ-ОЭ) определяются цели проведения ОЭ ППО (с точным указанием полного и краткого наименования ППО, подсистемы, задачи) с указанием в качестве основания протоколов приемки подкомиссиями ФНС России работ в опытную эксплуатацию (с указанием номеров подкомиссий и дат протоколов или ссылки на приложение к Приказу-ОЭ с перечнем подкомиссий). Приказом-ОЭ также определяется состав участников ОЭ (из числа структурных подразделений ЦА ФНС России, являющихся Заказчиками работ, территориальных налоговых органов и организаций, подведомственных ФНС России с указанием их наименований), устанавливаются сроки проведения ОЭ, предварительно согласованные Ответственным подразделением с Заказчиками и Исполнителями. В обязательном порядке Приказом-ОЭ утверждается План мероприятий по проведению ОЭ ППО (далее - План), возлагаются функции координации работ по проведению ОЭ на Ответственное подразделение - Координатора Проекта, устанавливаются обязанности участников ОЭ по обеспечению проведения ОЭ и выполнению мероприятий Плана (с указанием о необходимости его доведения до всех участников ОЭ), обязанности Заказчиков работ по методологическому сопровождению автоматизированных функций, устанавливаются обязанности Координатора Проекта по контролю выполнения работ в ходе проведения ОЭ ППО (с указанием краткого наименования ППО, подсистемы, задачи) в соответствии с Приказом-ОЭ и Планом, по обобщению результатов ОЭ и оформлению "Акта об итогах опытной эксплуатации ППО", по представлению предложений о сроках ввода ППО в промышленную эксплуатацию с учетом результатов ОЭ.
Контроль за исполнением Приказа-ОЭ возлагается на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, к компетенции которого относятся вопросы координации работ по развитию АИС "Налог".
План представляет собой форму таблицы с графами "N п/п", "Мероприятие", "Ответственные исполнители", "Срок исполнения", "Примечание". В Плане в графе "Мероприятие" указываются следующие основные мероприятия:
- Уведомление участников опытной эксплуатации (далее - ОЭ), подразделения ЦА ФНС России - Заказчика и Ответственного подразделения о дате размещения в Фонде алгоритмов и программ (ФАП) ФНС России версий соответствующего программного обеспечения (далее - ПО), технической и эксплуатационной документации (в т.ч. инструкций по инсталляции и эксплуатации ППО). Ответственным исполнителем указывается организация - Исполнитель;
- определение ответственных за проведение ОЭ ППО и рабочих мест для его установки. Ответственными исполнителями указываются налогвые органы - участники ОЭ ППО (пользователи);
- представление сведений об ответственных (ФИО, сфера ответственности, контактный телефон) структурному подразделению ЦА ФНС России - Заказчику, Ответственному подразделение, организации - Исполнителю. Ответственными исполнителями указываются налоговые органы - участники ОЭ ППО (пользователи);
- установка и настройка на рабочих местах соответствующих объектов О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.